17 декабря 2022

"Венеры" — богини, но не "плодородия".

Ариэль Голан, полемизируя с теми учёными, которые считают верхнепалеолитических "венер" "богинями плодородия", которые были наглядным воплощением идеи деторождения и выражали заботу первобытного коллектива об увеличении числа детей в нём, говорит, что нет данных, которые бы подтверждали это суждение. Наоборот, некоторые факты побуждают усомниться в его достоверности. Например, в мадленский период (ок. 15 — 10 тыс. до х. э.), который отнюдь не характеризовался упадком материальной культуры и искусства, женские изображения почти исчезают. В свете упомянутой гипотезы это необъяснимо. Более того, если не строить домыслы, исходя из своих субъективных представлений, а обратиться к фактам, то выясняется, что племена, живущие охотой и собирательством, не заинтересованы в росте общины, а следовательно, и в повышении рождаемости.

К сожалению, А. Голан не приводит своего собственного объяснения феномена "венер" палеолита. Он ограничивается лишь расплывчатыми формулировками, называя "венеру" "сверхъестественным всесильным существом" и сравнивает его с Бабой Ягой русских народных сказок, которая, как и "венера", не имеет глаз и "не видит", а лишь чует запах "человечины": "русским духом пахнет", - говорит она, когда появляется в её вотчине посторонний человек.

"Божественный садизм".

Среди древних артефактов довольно часто встречаются изображения Хозяйки зверей (Potnia Theron or Lady/Queen of Animals), которая совсем немилосердно обращается с животными. 


Вот, например, Артемида, кажется, одной рукой совсем удавила бедного котика, а другой рукой душит трепетную лань.

А здесь мы видим рогатую Хозяйку животных, которая стоит на змее и в её руке львица (или кошка), 3-2 тыс. до н. э. Совсем не "по-матерински" держит она животное.

Как мы теперь знаем, изначально "громовой знак" Перуна был священным знаком Богини, и на этом изображении Индо-Хараппской культуры мы видим Хозяйку животных под этим знаком, которая опять же держит за горло двух зверей.

Священные деревья в контексте матриархата.

В Древней Индии верховную богиню принято было символизировать священным деревом; календарные праздненства, посвящённые почитанию священного дерева, в Индии считаются женскими. В Древнем Египте с культом деревьев быо связано поклонение женским божествам. По египетскому мифу, богиня Нут обитала в "небесном дереве".

Очевидно, в связи с тем, что умершие считались вернувшимися к Великой матери, возникали такие похоронные обычаи, как погребение под деревом, захоронение в кроне дерева, в дупле, заделывание тела умершего в ствол дерева, в деревянную колоду и, наконец, положение его в деревянный гроб. 

Захоронение ребёнка на дереве. Гиляки. Начало XX века

Захоронение ребёнка на дереве. Гиляки. Начало XX века

В России деревом, представлявшим богиню, была берёза. Считают, что название берёзы происходит от праиндоевропейского *b(h)erhk 'быть белым', и, возможно, это как-то связано с древней традицией изображения женщин светлокожими, бледнолицыми, даже в Египте. Во всяком случае, богиня и поныне являет свои нерукотворные образы чаще всего на стволах именно берёз.

Ариэль Голан намекает на этимологическую связь "берёзы" и древнеславянских берегинь. Русское имя языческой богини Берегиня — явно то же, что и кельтское Бригит (в обоих случаях корень один, лишь суффиксы разные).

16 декабря 2022

Немного о крито-минойских осьминогах.

Вот только сейчас я обратил внимание на то, что крито-минойские сосуды с "восьминогами" очень сильно напоминают восьмёркообразные (беотийские) щиты, о которых говорилось в записи "О символическом сходстве лабриса и беотийского щита". Эти щиты, в свою очередь, напоминают идолы богинь, по форме напоминающие восьмёрки (см.: "Восьмёркообразные богини").

Амфора. Дворец в Кноссе, конец XV в. до н. э.

Сосуд с изображением осьминога, Гурния, Крит, начало XVI в. до н. э.





"Бляха-муха!" - воскликнуд я. - "Какая удивительная цельность культуры!"

"Рука Фатимы".

Ариэль Голан говорит, что амулет в виде руки назывался у христиан "рукой Марии", у мусульман "рукой Фатимы",

у вавилонян "рукой Иштар", у египтян "рукой Исиды". Все эти персонажи  генетически связаны с Великой богиней эпохи неолита. Очевидно, рука была символом этой богини. А поскольку есть основания полагать, что образ неолитической богини восходит к эпохе палеолита, напрашивается вывод, что палеолитические отпечатки руки выполнялись как символическое выражение воли, власти, действия богини.

«Смиренный игумен Пафнутий руку приложил» — вспомнилось мне неожиданно. 

Далее, тут ещё существуют многочисленные древние изображения человеческой фигуры с воздетыми руками, имеющими преувеличенно большие ладони и растопыренные пальцы.


15 декабря 2022

Вспышка "сверхновой" в Гёбекли-Тепе.

Немного информации по мегалитам Гёбекли-Тепе. Весь цимес ситуации в том, что там самые древние сооружения являются наиболее массивными, а потом, со временем, постройки мельчают и приходят в запустение. Это похоже на яркую вспышку "сверхновой" звезды, после чего происходит медленное остывание и угасание первоначального импульса.

На первом этапе постройки состояли из круглых сооружений. В центре этих больших помещений находились два гигантских Т-образных столба. Верхняя перекладина Т-образного столба была оставлена без рисунка, но тело Т-образного столба было вырезано так, чтобы напоминать человеческую форму. От вершины колонны тянулись руки, доходящие до бёдер колонны и заканчивающиеся пальцами. Вокруг талии столба - набедренная повязка из лисьей шкуры.

Деталь центрального Т-образного столба с изображением рук и набедренной повязки

Самые высокие из центральных колонн достигают около 20 футов, а самые тяжёлые - около 20 тонн. Вокруг центральных столбов по кругу расположены меньшие Т-образные столбы, которые встроены в стену сооружения. На меньших Т-образных столбах есть замысловатая резьба с изображением местных животных.

При датировке Клаус Шмидт обнаружил, что первая фаза строительства пришлась на период PPNA (дописьменный неолит А) - примерно с 9500 года до н.э. по 8800 год до н.э. Вторая фаза построек показала изменение отношения к месту на вершине холма. Это произошло в период PPNB (доочаговый неолит B), примерно с 8800 до н.э. по 8000 до н.э.. Строения стали прямоугольными, а не круглыми, и вместо двух центральных столбов стали возводить только один. Размеры зданий и самих столбов становились всё меньше. Каждые несколько десятилетий люди собирались вместе и закапывали сооружение, а затем возводили на его месте более компактную версию. В конце концов, между 8000 и 7500 годами до н.э. последнее сооружение было засыпано, а новое так и не было отстроено. Место было заброшено.

Образ царственной Афины у сарматов.


Как видим, сарматы почитали Афину как "свою" богиню. Она, типа, "нашенская", "свойская", а что греки почитают её - так это даже очень хорошо, это свидетельство того, что богиня являлась и им.

Но интересна сарматская тамга рядом с изображением Афины. Вот здесь эта тамга показана крупнее и яснее.


Птица сидит на трезубце, и над птицей — шестиконечная звезда. 

из керческого лапидария в Крыму. Источник картинки

В связи с этим возникают вопросы о происхождении украинского "трезубца". Очевидно, и хазары, и боспорские цари, и первые русские князья переняли символ "державности" от сарматов. И крайне любопытно, что этот символ на сарматской вещице находится рядом с Афиной. 

О чём поведали "куриные" ноги богини?

Птицеобразность богинь неолита особенно выразительна на нижеприведённом изображении.

Рельеф Берни (англ. Burney Relief), также известный как Королева/Царица Ночи (Queen of the Night) — терракотовый рельеф из Южной Месопотамии, датированный 1800—1750 гг. до н. э.

Хотя, в принципе, все "клювастые" богини Старой Европы — из того же разряда птицеобразных.

Фрагмент птицеголовой статуэтки со спиралью на макушке головы. Птичьи образы указывали на связь с миром духовным. Культура Винча.

О "корнях" крито-минойской культуры.

Глиняная фигура из Иерапетры (восточный Крит), неолитический период. Фото: Анджей Дзевановский.

Очень похожа эта фигура на "богинь" из Хаджилара. 

Статуэтки из Хаджилара в юго-западной Турции (ок. 5700 до н. э.)
 

14 декабря 2022

Разное из прочитанного.

Говорят, жители Чатал-Хуюка ещё в эпоху неолита вытачивали церемониальные двойные топоры из диорита.

Между прочим, у древних египтян знаком двустороннего топора обозначалось «божество».

Критяне оставили множество изображений всевозможных лабрисов. Даже цветущие лилии становились у минойцев лабрисами с вписанной между лепестками головой быка или непонятного назначения узлом. На одном из самых знаменитых минойских рельефов, который сегодня хранится в музее Ираклиона и условно называется «Принц с лилиями», принц в жреческом головном уборе вышагивает по полю цветущих лабрисов со стилизованными бычьими головами.

"Культура Чатал-Хююка весьма показательна как пример тех поистине огромных возможностей, которые открывал для человечества переход к земледелию. Ведь всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Хююка в те же времена обитали племена пещерных людей, не поднявшихся выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства. И влияние этого выдающегося культурного очага прослеживается далеко за пределами Анатолии — вплоть до Месопотамии. Но дольше всего его влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что именно на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу Богини-Матери — основам европейской цивилизации" (Источник). 

фреска из святилища Чатал-Хююка

фреска из другого святилища Чатал-Хююка


Женские инициации как краеугольный камень матриархата.

Палеолитические "руки" небольшие по величине. Из этого делают два разных вывода.

Одни исследователи считают, что эти отпечатки рук принадлежат подросткам и выполнены при обряде инициации. Этому объяснению соответствуют отпечатки рук с отрубленными пальцами; из этнографических наблюдений известно, что при завершении обрядов посвящения в некоторых архаических обществах действительно отрезают пальцы или выбивают зубы инициантам.

отпечатки рук без пальцев

отсутствуют фаланги на всех пальцах (пещера Коске, Франция)

Но в таком случае почему преобладают отпечатки левой руки?

отпечатки левой руки

13 декабря 2022

Общественные здания трипольцев.

"Учёные выяснили назначение мега-структур, которые сооружали древние жители Триполья, говорится в PLoS ONE. Их использовали как многофункциональные общественные здания: здесь устраивали общественные собрания (возможно, чтобы принять какие-то решения) и коллективные трапезы, что-то хранили и делали ремесленную работу. Постепенно мега-структуры пришли в упадок. Исследователи связали это с ростом численности людей в поселении и последующей централизации власти.

Фрагмент плана Майданецкого поселения, полученный с помощью магнитометрии. Жёлтым цветом отмечены мега-структуры, построенные между двумя рядами жилых домов. R.Hofmann et al. / PLoS ONE, 2019

Одним из крупнейших мегапоселений Трипольской культуры было Майданецкое поселение, которое существовало в течение примерно 350 лет, в 3990-3640 годах до нашей эры. Оно занимало площадь около 200 гектаров. Жилые дома здесь располагались в виде двух кругов, между которыми было довольно широкое незастроенное пространство, по-видимому, общественное. А на нём и в центре поселения археологи обнаружили так называемые мега-структуры. Их строили отдельно от жилых домов. Кроме того, они отличались от жилых строений гораздо бόльшими размерами, до 70 метров в длину и до 24 метров в ширину, и конструкцией здания. Например, в мега-структурах было несколько уровней, часть здания была покрыта крышей, а часть — нет. Подобные здания археологи находили не только в Майданецком поселении, но и в других деревнях трипольцев. 

Исследователи полагают, что трипольцы использовали мега-структуры в качестве общественных зданий. Но до сих пор непонятно, для чего именно строили эти здания. Как показали раскопки Майданецкого поселения, здесь не было выраженного имущественного неравенства и социальной иерархии. Наоборот, жилые дома, как внешне, так и внутри были одинаковы. Поэтому, вероятно, что трипольцы обсуждали решения и принимали их сообща. Авторы предполагают, что жители поселения использовали мега-структуры для проведения ритуалов, в качестве хранилища, для общественных собраний (возможно для принятия каких-то важных решений) и совместных трапез. Исследователи замечают, что в последний период существования Майданецкого поселения, строить мега-структуры перестают. Древнейшие мега-поселения в Европе закончили своё существование через несколько поколений после 3700 года до нашей эры". 

Екатерина Русакова. Источник.

Матриархат как "моральное большинство" общества.

В США в 80-х годах XX века, при Рональде Рейгане, имело место быть общественно-политическое движение под названием "Моральное большинство". Интересно само название данной организации. Хотя баптисты, основные члены организации, находились в численном меньшинстве по отношению ко всему населению США, они провозгласили себя "моральным большинством", "столпом и утверждением истины". 

В любой социальной структуре важен "костяк", на котором держится весь социальный "организм". Сравнительно с общим весом тела, кости весят немного, но без костей тело превратится в груду "мяса". Многие авторы говорят, что кризис современной Америки связан с исчезновением в ней "костяка". При Дональде Трампе мы увидели сборище клоунов вместо "морального большинства".

О России писать в настоящее время чревато неприятными последствиями, поэтому я взял США в качестве примера, но, вообще говоря, я пишу не про Америку, а про матриархат. Так вот, сегодня утром, проснувшись, я подумал: матриархат вовсе не означает тотального женского доминирования во всех областях и сферах общественной жизни. Скорее всего, в исторических матриархальных обществах имелось своего рода "моральное большинство", которое задавало тон всей полифонии социального "оркестра". В качестве "костяка" матриархального общества можно представить себе культ Богини и её быкоголового консорта. Жрицы-шаманки и мужчины-"корибанты", а также все адепты Богини составляли "моральное большинство" общества. Они были "заводилами" на всех ритуалах и праздниках, которые составляли саму "ткань" общественной жизни. Остальные члены общества — volens nolens — "втягивались" в орбиту общественной жизни.

12 декабря 2022

Священные карпы Богини.

maximus101 порадовал меня новой записью о "священных прудах Авраама в Эдессе". 

"Сейчас местная исламская традиция связывает эти водоёмы с историей пророка Ибрахима (Авраама)". Дело в том, что Эдесса имеет другое, семитское, имя Урфа. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший Урфу в первой половине 18 века, писал о ней: «Многие учёные мужи и евреи в целом придерживаются мнения, что это Ур Халдейский».

"Наиболее вероятно, - говорит maximus101, - что пруды в Балыклыгель - это очень древняя, ещё языческая, традиция. Их принято связывать с культом богини Атаргатис, которую часто называли просто Сирийской богиней. Подобные бассейны с рыбами описывались многими античными авторами - Ксенофонтом, Элианом, но наиболее детально культ отображён в трактате Лукиана Самосатского (II век) «О сирийской богине». В описании Лукиана Атаргатис выглядит как синкретическое божество, которое соединяет в себе черты Кибелы, Геры, Иштар и многих других богинь. Но наиболее важная часть её культа несомненно связана с водой, рыбами, морем. Её часто изображали как русалку с рыбьим хвостом. При храмах Атаргатис существовали бассейны со священными рыбами, которых нельзя было ловить.

Священные карпы в бассейне Авраама.

Мальчики кормят священных рыб в пруду Авраама. Скорее всего после обряда обрезания, о последнем свидетельствуют их белые одежды. На корточках сидит фотограф, который должен запечатлеть семью в эту памятную дату.

Снег опять растаял...

Зима совсем разладилась... Вместо снега льют дожди и дуют ветры. Это не "русская" зима, а "британская". 


"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся", - говорил в своё время Фёдор Тютчев. Могли ли знать динозавры, жившие сотни миллионов лет назад, как в будущем отзовётся их жизнедеятельность? Согласно органической теории происхождения нефти, сия "мутная" жидкость появилась от разложения доисторических тушек динозавров, ну а газ - это то, что динозавры набздели-напердели за сотни миллионов лет (См.: Бздёж как двигатель "прогресса".) И вот теперь эта "тёмная" жидкость циркулирует в "жилах" современной машинной экономики, а газообразный бздёж, сокрытый до поры до времени под землёю, обогревает города и веси. В результате в мае 2021 года атмосферная обсерватория Мауна-Лоа зафиксировала рекордную концентрацию углекислого газа, которая составила в среднем 419 ppm (частей на миллион) за месяц (Источник).

11 декабря 2022

"Царь дождя" или "козёл отпущения"?

"Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Скульптура принадлежит прото-эламскому периоду - 3200 год до н. э.

Это хорошая иллюстрация к моей записи "Рогатый символ святости". Кем бы ни был этот рогатый персонаж - жрецом или скоморохом, - он ассоциируется с козлом.   

Понятное дело, что рогатыми "быками" или "козлами" могли быть только мужчины, но, интересно, до какой степени доходило это отождествление? Мы же знаем, что и быки, и козлы были жертвенными животными. С одной стороны, до нас дошли такие имена как, например, Ганнибал, где слышится «ваал», рогатый бог финикийцев. С другой стороны, Джеймс Фрэзер в своей "Золотой ветви" приводит много древних легенд о жертвоприношениях царей-жрецов. Причина насильственной замены старого царя новым кроется в том, что царь, который был одновременно жрецом, магом, от которого зависело благополучие полей и стад, при наступлении старости или незадолго до неё, как полагали, начинал терять свою магическую потенцию, что грозило бедствием всему народу. Поэтому "царь дождей" заменялся более сильным преемником. 

"На холме у Боммы, вблизи от устья реки Конго, обитает Намвулу Вуму — Царь Дождя и Бури. У некоторых племён Верхнего Нила, как известно, нет царей в обычном смысле слова. Единственные, кого они почитают за царей, — это Цари Дождя (Мата Кодоу), которым приписывается способность вызывать дождь в нужное время года, то есть в сезон дождей. До того как в конце марта начинаются дожди, страна представляет собой опалённую зноем, бесплодную пустыню, а скот — основное богатство народа — гибнет из-за отсутствия травы. Приближается конец марта, и глава каждой семьи отправляется к Царю Дождя и дарит ему корову, чтобы тот ниспослал благословенную воду на побуревшие, иссохшие пастбища. Если дождь не идёт, люди собираются и требуют, чтобы царь дал им дождь; если же небо продолжает оставаться безоблачным, царю вспарывают живот, в котором он, как гласит поверье, скрывает ливни" (Источник).

Прежде нежели был топор, лабрис есмь.

"М. Гимбутас безусловно права, указывая, что лабрис изначально не мог быть изображением двойного топора, поскольку в то время, когда уже были амулеты, нынче называемые "лабрисами", ещё не существовало производства металлических орудий и потому не могло быть топоров такой формы.

Двулезвийные топоры из дворца в Кноссе. XVI-XV вв. до Р.Х. Гераклеон.

Каменные же двулезвийные (как и однолезвийные) топоры немыслимы, потому что каменный топор должен быть массивным, типа колуна; каменное лезвие сломалось бы при первом же ударе" (А. Голан).

Ещё раз о феномене "маугли".

"В 1867 году группа индийских охотников выследила волчицу. Охотники пошли за ней и обнаружили волчье логово. Осторожно приблизившись, к своему удивлению, охотники обнаружили, что одним из членов стаи был маленький мальчик лет шести. Охотники убили волчицу, а мальчика забрали из пещеры. Его назвали Дина Саничар. Его привезли в ближайший детский приют и надеялись цивилизовать. Но «маугли» так и не смог стать цивилизованным.

Дина продолжал ходить на четвереньках. Ел он только сырое мясо и пытался обгладывать и пережёвывать кости. Он общался, но исключительно по-волчьи. В частности, выл, как волк. И так и не смог выучить ни одного человеческого слова. Сперва он избегал любых контактов с людьми. Не играл с мальчиками, а забивался в тёмный угол. И рвал любую одежду, которую на него пытались надеть. Но со временем, частично, адаптировался. Более того, он смог воспитать ещё одного «маугли», которого привезли позднее. Научил его носить одежду, пользоваться столовыми приборами и пить из чашки, а не из лужи.

На этом фото прототипу Маугли 29 лет

В Индии таких называют «ребёнок-волк». Это был первый зарегистрированный случай. Всего же за последние 100 лет известно, как минимум, 50 подобных ситуаций. Случаев, когда ребёнка взращивают именно волки, зарегистрировано больше всего. Но были и истории, когда детей выкармливали пантеры, газели и даже...курицы! И все дети перенимали особенности поведения своих приёмных родителей" (Источник). 

Колдовство как признак разложения традиционных обществ.

Процветание колдовства связано с распадом социальных институтов. Когда обычные социальные институты (суд, администрация и т.д.) начинают плохо работать, колдовство становится той силой, которая регулирует отношения (ты не пойдёшь воровать корову, потому что либо ты боишься полиции, либо колдуна, который проклянёт). Так считает Александра Архипова ((Не)занимательная антропология), и с ней можно согласиться.

В качестве наглядного примера она приводит монгольских колдунов хараалчи. Этих милых людей страшно боятся в Монголии. Они не просто проклинают любого человека - они наказывают в основном за кражу скота (это большое преступление среди кочевников). У них раздвоенный чёрный язык, на первый раз они проклинают и у вора начинается трясучка и паралич конечностей. Если он не вернёт украденное, хараалчи делает проклятие ещё раз и он умирает. Самое главное в этих милых людях - то, что их не существует. То есть нет людей, которые заявляли бы, что они хараалчи (шаманы - да, гадатели - да, хараалчи - нет). Это некоторая воображаемая сила, которая - в силу большого страха перед возмездием - выступает в виде внесудебного карающего института. Украсть скот побоятся просто потому, что страшно. Все верят в то, что владельцы скота могут проклять вора (и его семью). Вера в хараалчи лучше револьвера шерифа регулирует отношения в степи.

Значит, колдовство (или вера в колдовство) появляется там, где царит "разруха в головах". Отсюда можно сделать умозаключение, что для традиционных матриархальных обществ, когда они "в силе", колдовство отнюдь не характерно. Колдовство появляется на "сломе" архаических родо-племенных обществ, вместе с появлением патриархальных социальных институтов. И, наверно, новые институты используют веру в колдовство для проведения репрессий и "зачисток" старых социальных структур.

10 декабря 2022

Лабрис как знак "переходного" состояния.

Мария Гимбутас считает, что древнекритский священный символ в виде двусторонней секиры, т. е. лабрис, произошёл от изображения мотылька или бабочки. 


Ариэль Голан полагает, что лабрис произошёл от шестиконечного знака Ж-образной формы, который встречается ещё в Чатал-Хююке.

Я полагаю, что можно примирить оба эти мнения, если рассматривать Ж-образный знак как символическое изображение рожающей женщины. 

Священная пятерица и женское начало.

Ариэль Голан приводит доказательства того, что пятичастные символы соотносятся, как правило, с богиней неба.

"На одном из древнеегипетских рисунков пятиконечная звезда проставлена над головой быка, а в этой позиции прославлялись те или иные символы неолитической Великой богини; из этого следует, что пятиконечная звезда служила одним из символов богини. У абхазов было принято охотиться группой из 5 человек — очевидно, потому, что число 5 соотносилось с покровительницей охоты, т. е. с Великой богиней. Слово, обозначающее пятёрку в некоторых языках (например, греческое pente), можно рассматривать как женскую форму имени Пан (pan+t). Празднование, посвящённое Гере, совершалось каждые 5 лет. При обрядах культа осетинской богини Аларды священнодействие выполняли 5 жрецов, а в числе приношений должно было быть 5 лепёшек. В Месопотамии пятница была посвящена Венере/Иштар. В средние века в Европе пятиконечную звезду считали "знаком ведьмы" (а ведьмы — это бывшие жрицы неолитической богини). Кроме того, изображение руки было символом Великой богини. В этом, видимо, и следует видеть изначальный смысл культового значения числа 5". 

Ну да, у древних египтян богиня неба Нут изображалась в звёздном одеянии.

 
Заход солнца в храме Хатхор в Дендере, Египет. Крылатое заходящее солнце поглощается богиней неба Нут.

Смелая гипотеза

Все знают о существовании во Вселенной "чёрных дыр", которые образуют ядра большинства галактик.  

С другой стороны, мы нигде не наблюдаем "братьев по разуму" в окружающем нас космосе. Пессимистически настроенные учёные поговаривают, будто отсутствие следов инопланетных цивилизаций говорит о том, что срок жизни техногенных цивилизаций, типа нашей, очень краток по космическим меркам, они появляются и тут же "лопаются", как мыльные пузыри, так что вероятность одновременного появления двух цивилизаций на соседних планетах, или даже на соседних планетных системах, ничтожно мала. Ну да, глядя на современное "бряцание оружием", такой пессимистический прогноз кажется очень даже вероятным...

А что, если некоторые техногенные цивилизации всё же успели "оторваться" от своей материнской планеты прежде, чем они спалили её в пламени ядерного пожара? Можно сделать предположение, что они осуществили успешную колонизацию своей планетной системы и стали жить на других планетах автономной жизнью. Если бы, к примеру, сейчас существовали города на Марсе, то "марсиане" продолжили бы развитие человеческой цивилизации даже после гибели человечества на Земле.

Интересно, что техногенная цивилизация, по мере своего роста, потребляет энергию в геометрической прогрессии.

Вот мне и подумалось: может быть наши "братья по разуму" живут в "чёрных дырах"? Ну, допустим, на каком-то этапе техногенная цивилизация, чтобы решить свою потребность в энергии, переселяется на "горловину" этой самой "дыры" (т. наз. "горизонт событий"). Или, как вариант, сама превращается в "дыру", засасывающую в себя целые звёзды. И таким образом решает все свои энергетические проблемы. Наступает окончательный мир во всём мире,  "благорастворение воздусей" и всеобщее изобилие; стародавняя борьба за нефть и газ вспоминается как кошмарный сон.