А. Н. Дальский полагает, что минойцы привозили быков-производителей на Крит из Египта. "По-видимому, в определённые периоды года проводился массовый акт оплодотворения коров привозными из Египта быками. Надо полагать, что это происходило в общественно праздничной обстановке". А таврокатапсии, "игры с быком", являлись заключительным моментом общественного действия, в центре которого стоял «религиозно-магический» обряд оплодотворения скота.
"Известные нам изображения игр с быками показывают, что на Крите главным действующим лицом (акробатом) в играх с быками выступала женщина, а мужчина играл, по-видимому, лишь роль помощника". <...> "В противоположность коллективным играм с быками на Крите, в Микенах в этих играх выступает индивидуальный исполнитель (акробат), и к тому же исключительно мужчина, о чём можно судить по изображению на тиринфской фреске игр с быками".
Тиринфская фреска игр с быками |
"Помимо крупной роли, которую женщина играла в общественной жизни критского общества, она продолжала сохранять в своих руках жреческие функции в культе, созданном идеологией матриархального общества. А так как игры с быками составляли, по-видимому, основу определённого культового действия, то совершенно понятно, что главная роль в этих играх принадлежала «пасифаям» — девушкам, жрицам культа".
Боюсь я, что там дело не ограничивалось одним лишь оплодотворением коров. По-моему, А. Н. Дальский, говоря о девушках-"пасифаях", намекает на т. наз. священный брак.
А. Н. Дальский говорит: "В этом отношении становится чрезвычайно ценной найденная Гадачеком в Кошиловцах «трипольской» стоянки на Днестре в юго-восточной Польше вырезанная из кости схематическая голова длиннорогого быка, на лицевой поверхности которого точками была изображена женская фигура".
Трипольский амулет-бык, найденный в пещере Вертеба возле села Бильче-Золоте на Тернопольщине. |
Очевидно, имеется в виду "амулет с поселения Бильче Золотое - Вертеба ( LXXIV, 15), вырезанный из прямоугольной костяной пластины и имитирующий голову быка с мощными рогами. Небольшие отверстия по углам обозначают глаза и ноздри, широкий лоб и рога подчёркивает линия, образованная мелкими ямками. Такими же ямками обозначены контуры женской фигуры, занимающей почти всю поверхность пластины. Её голова помещена в центре бычьего лба, приподнятые руки почти касаются глаз быка, а два треугольника, вписанных один в другой (тело), упираются в нижний край пластины" (Источник). Перед нами, безусловно, брачная символика, поскольку женская фигура помещена между бычьими рогами.
"Б. Л. Богаевский правильно пришёл к выводу, что в так наз. трипольской культуре, видимо, существовали аналогичные Криту игры с быками, в которых принимали участие женщины".
Я много раз, со всех сторон, подходил к теме мистического соития между "лунным быком" и женщиной. Однако, я полагал, что такого рода "священный брак" происходил в "камерной" обстановке менструальных хижин. А. Н. Дальский и Б. Л. Богаевский, наоборот, представляют это таинство в праздничной обстановке. Впрочем, они не видят в нём никакого таинства. Они думают, что таврокатапсии носили магический характер, являясь своего
рода формой интичиумы — обрядов, основанных на вере человека в возможность магически воздействовать на животное с целью его размножения. Но мы же знаем, что чаще всего церемонии преследуют не одну цель, а несколько. Можно ведь и так представить дело, что священный бык оплодотворял и коров, и женщин. Только коров он оплодотворял в прямом и буквальном смысле, а женщин — в переносном. Коров — пенисом, а женщин — рогами. Коровы беременели телятами, а женщины — духом. "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух".
Комментариев нет:
Отправить комментарий