16 декабря 2024

Мастер-класс от австралийских аборигенов.

Т. Н. Дмитриева говорит, что "чувство единения с окружающей природной средой ярко и рельефно выражено в мировосприятии австралийских аборигенов, которое получило название тотемизма. Тотемистическая философия аборигенов Австралии включает представление о тесной, чрезвычайно интимной и ярко переживаемой связи между всеми существами, предметами и явлениями, имеющимися на данной территории, с самим ландшафтом, причём человеческие существа рассматриваются в одном ряду с прочими, никоим образом не занимая более высокого положения, чем, например, кенгуру, личинка жука, водяная лилия и прочие животные, растения, явления природы. Эта связь реализуется через идею об общих предках, живших во Времена Сновидений -- в мифические времена первотворения -- и устроивших в том виде, в котором всё это существует ныне, и ландшафт, и животный и растительный мир, и человеческие существа с их культурными установлениями, обрядами, традициями, песнями, священными церемониями, предметами и т. п. 

Отношение аборигенов к священным тотемическим центрам, к связанным с ними персонажам отличается от того, что принято называть поклонением, почитанием. Это скорее благоговейная забота членов тотемической группы о сохранности самого места и находящихся там священных предметов и рисунков, выражающаяся в совершении в нужное время необходимых 

Один из древнейших известных образцов наскальной живописи аборигенов Австралии

действий. Действия эти -- продуцирующие обряды, обеспечивающие, по мнению аборигенов, размножение тотема, с которым данный центр связан. Они не включают жертвоприношений в узком смысле этого слова, тотемическому предку не приносят еды или каких-либо других предметов. Но в таких обрядах у различных племён широко используется собственная кровь из вскрытых вен, которой обильно поливают землю, поверхность скалы, дерева и т. п."

Австралийские аборигены, в моральном отношении, гораздо выше древних евреев. Если иудей совершал грех, то, чтобы смыть свою вину, он перерезал горло невинному и беззащитному барашку. По сообщению Википедии, "животное закалывал сам провинившийся. За грехом неминуемо следует смерть (Иез. 18:4Рим. 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех". Ну, это примерно так же, как если бы в наше время нарушитель закона притащил в суд свинью, зарезал её там, и раздал мясо судьям, после чего они вынесли вердикт о его невиновности. Иди и дальше совершай преступления, - только не забывай приносить нам свинину. А вот если бы преступник проливал собственную кровь, во искупление грехов, - тогда это был бы совсем иной иудаизм. Недаром Иоанн Креститель называл современных ему иудеев "порождениями ехидны" и призывал их "сотворить достойный плод покаяния". Если желаешь пролить кровь, так проливай свою, а не кровь невинных животных! 

По сообщению Т. Н. Дмитриевой, у австралийских аборигенов "часто практикуются различного рода воздержания -- от пищи, половых сношений и т. д. Так, например, для обряда умножения эму в племени аранда (Центральная Австралия) участники церемонии вскрывают вены на руках и пропитывают кровью площадку в три квадратных ярда. После того, как кровь высохнет и получится твёрдая ровная поверхность, на ней рисуют священное изображение тотема эму. Для исполнения обряда вызывания дождя в племени йейджи (Северо-Западная Австралия) делатель дождя живёт отдельно от жены, не разговаривает и пьёт только грязную воду, пока не пойдёт дождь".

Мне нравятся австралийские аборигены. У них есть чему поучиться. Нам бы проявлять такую же заботу о сохранении своей родины в первозданной чистоте!

"С чего начинается родина?
С тотема в соседнем лесу...

Да и вообще, всему "цивилизованному" миру надо бы присмотреться внимательно к тотемическому мировосприятию аборигенов. В связи с глобальной экологической катастрофой.

"Венеры" как куклы вуду?

Т. Н. Дмитриева пишет о разбивании мергелевых (мергель - рыхлая смесь известняка и глины) женских статуэток на стоянке Костёнки I. "Если женские фигурки, сделанные из бивня, часто встречаются в ямках и в целом виде, то такие же статуэтки, выполненные из мергеля, зачастую очень тщательно и детально проработанные, встречаются как в культурном слое, так и в ямках, со следами разбивания целенаправленными ударами. Так, крупная мергелевая статуэтка из первого комплекса Костёнок I была найдена разбитой на четыре части <...> Целенаправленным ударом в лицо была разбита голова большой статуэтки с тщательно выполненным орнаментом, изображающим причёску или головной убор <...> Разбитыми были найдены и другие мергелевые женские статуэтки на Костёнках I <...> Намеренность фрагментации в большинстве случаев не вызывает сомнения, но цель её пока остаётся неизвестной".  

Костёнки I, фигурка из мергеля, грубо вырезанная. Обратите внимание на следы от ударов по животу.

При обнаружении эта статуэтка из известняка была разбита на четыре фрагмента.

Эти разбитые "венеры" из Костёнок напомнили мне о загадке расколотых кикладских идолов с острова Керос в Эгейском море. Может быть, между ними есть какая-то связь?

Следы от ударов по животу заставляют привлечь к истолкованию гипотезу о вредоносной магии. Что, если перед нами своеобразная "кукла вуду"? Тогда удары по животу можно понять как причинение вреда плоду во чреве беременной женщины. Ну, а целенаправленные удары в лицо, отбивание головы и "расчленение" статуэтки говорят сами за себя. 

Впрочем, это всего лишь гипотеза... Ещё одна версия...

15 декабря 2024

К вопросу о "священной проституции".

Из исследования Рене Жирара «Насилие и священное» можно сделать вывод о том, что основная мысль автора состоит в том, что жертвоприношение есть механизм локализации насилия, подмены одного объекта насилия другим, менее значимым. В этом суть института жертвоприношения.

Ну, меня тоже искушала подобная концепция, когда я размышлял о т. наз. "священной проституции". Чтобы предотвратить гораздо большее насилие со стороны молодых мужчин, у которых "в яйцах дети пищат", чтобы "канализовать" их агрессивное поведение, женщины из своей среды могли выбирать "коз отпущения" и приносить их в жертву. 

В. Розанов говорил о силе "полового напряжения", что эта сила разная у различных людей, и эту силу он выражал рядом натуральных чисел:

… + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 ± 0—1—2—3—4—5—6—7—…

И добавлял при этом, что «sainte prostituée» есть + 8 + 7 + 6…

Соблазнительно представить себе, что выбирали и приносили в жертву Фаллосу именно девушек с высокой степенью "полового напряжения". При этом всё оформлялось как благочестивая жертва Богине любви. Типа, отправляем тебя, девица красная, в волчье логово, дабы нам, бедным овечкам, проводить жизнь мирную и безмятежную... Ну, или, заткнём тобою пролом в крепостной стене, чтобы враги не вошли в город и не погубили всех жителей. 

Почему зайчихи приносят по 4 - 5 выводков в году, и повторно спариваются сразу же после родов, а иногда и до них? Зачем зайчихе рожать примерно 30 зайчат каждый год? Потому что надо кормить волков. Волк слопает пару десятков зайчат и нажрётся "до отвала", а остальные зайчата получат шанс на выживание. По сути, "священная проституция", если она когда-либо где-либо практиковалась, была схожа с поведением зайцев в волчьем окружении. 

Однако я весьма скептически отношусь к такого рода механизмам локализации насилия. Про бескультурного мужика говорят: дай ему палец, он и всю руку откусит.

О крито-минойском богозвере.

Есть много намёков на то, что древнегреческий бог Зевс имеет какое-то отношение к консорту крито-минойской Богини. Может быть он даже является олимпийской "проекцией" быкоголового богозверя Минотавра.

Marina Moss называет Зевса «богом инициации» и находит свидетельства мужских инициаций в святилище на горе Юктас, а также в Идейских пещерах и пещерах Психро. На горе Юктас было найдено большое количество вотивных фигурок мужчин с длинными волосами. Мосс считает, что они, а также настоящее и нефункциональное оружие, раскопанное на горе Юктас, свидетельствуют о мужских обрядах инициации. Тем боле, что в более поздние времена Юктас ассоциировался с молодым Зевсом, а Идейская пещера «имеет долгую традицию почитания  Зевса». Вотивные фигурки юношей с оружием навевают мысли о рождении бога Зевса, которое сопровождалось бурными танцами куретов.

Возможно ли провести прямую линию связи между теми крито-минойскими куретами и древнеримскими галлами богини Кибелы? Если рассматривать культ Кибелы как позднюю "отрыжку" более древних неолитических матриархальных культов, тогда уже можно представить себе, в общих чертах, что происходило в крито-минойских горных святилищах. Кстати, как рассказывает Нильссон, оружие, отнюдь не свидетельствующее о воинственном характере танцоров, использовалось против демонов. Очень интересно! Здесь уже намёк на обрезание: на кровь обрезания, на запах крови, на который слетаются демоны. Владимир Соловьёв в своём исследовании "Смысл любви" писал: "И ад, и земля и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни". Значит, демоны действительно слетаются. "В секунду обрезания младенец брачится: так говорит Сепфора. «Ты — теперь жених» «Вот я сделала тебя женихом». Кому? Что? В каком смысле? Гробовое, «заветное» молчание" (В. В. Розанов). Ну, я тоже не стану говорить на эту весьма деликатную тему; на то оно и таинство, чтобы быть сокрытым от профанов.

Мифограф Уиллетс замечает: "Вполне вероятно... что смерть и воскрешение бога, супруга богини, занимали важное место в мифах и ритуалах бронзового века на Крите, как и в других местах Леванта". В таком случае, Зевс (или как он там назывался на Крите?) был, в своё время, alter ego, «другое я», Аттиса. 

Здесь также необходимо отметить, что как Аттис находился под "матронажем" Кибелы, так и Зевс воспитывался титанидой Реей и нимфами. Всё сводится, в конечном итоге, к единой "Богине обновления", которая инициирует сам процесс возрождения, регенерации, а Зевс с куретами, или Аттис с галлами, являются лишь составными частями данного процесса. 

Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э. Вокруг них точно такие же куреты, бряцающие своим оружием, как и вокруг младенца Зевса.

14 декабря 2024

Символ власти.

"Moss also reminds us that the snake peering over the top of the hat of one of the Knossos Snake Goddesses is reminiscent of the uraeus serpent worn on the headdresses of Egyptian pharaohs and divinities and symbolizing, for the Egyptians, ‘supreme power’." (Joan Marie Cichon. Matriarchy in Bronze Age Crete)

Мосс также напоминает нам, что змея, выглядывающая из-за верхушки шляпы одной из кносских змеиных богинь, напоминает змею урея, которую носили на головных уборах египетских фараонов и божеств и символизирующую для египтян «верховную власть».


The Snake Goddess, Knossos, 1650-1550 BC

У более крупной из этих фигур змеи ползают по её рукам и поднимаются к «высокой цилиндрической короне», на вершине которой возвышается змеиная голова.

13 декабря 2024

"Мыслящий тростник".

По выражению Эриха Фромма, «…человек… наполовину животное, а наполовину символ». Эрнест Беккер объясняет: "Символичная идентичность человека резко выделяет его из остальной природы. Он символичен сам по себе, являясь существом с именем и жизненной историей. Он — создатель, мозг которого может рассуждать об атомах и бесконечности, а может перенести своего хозяина в точку космоса, откуда тот сможет скромно наблюдать за собственной планетой… Но в то же время… человек — червь и корм для червей… [Его тело] — материальная мясистая оболочка, чужеродная своему владельцу во многих смыслах, потому что является самым странным и наиболее отвратительным образованием, истекающим кровью, увядающим и умирающим. В буквальном смысле слова человек делится надвое…".

Теперь становятся вполне понятны слова ап. Павла из его письма к Римлянам 7:24: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?"

Сейчас много говорят и пишут о переходе человека из реальной жизни в искусственную среду, созданную с помощью технологий виртуальной реальности. Но, конечно, это только игровая симуляция перехода; никакого "открепления" сознания от тела нигде не наблюдается. Так называемый "искусственный интеллект" — это всего лишь набор алгоритмов, который уже давно используется, например, при создании шахматных "движков" (Stockfish и др.). У "движка" нет самосознания, и ему всё равно: что - повидло, что - говно.

Если человеку всё же удастся "открепиться" от своего "тела смерти" (и, шире, - от планеты Земля), то это будет такая великая Пасха, по сравнению с которой христианская пасха покажется детским лепетом. 

В XXI, и даже в XXII веке человек вряд ли совершит этот "переход" к бестелесной жизни. Современные учёные даже не знают, где пребывает сознание. Как же его "открепить" от тела, если ничего не известно о его местонахождении?

12 декабря 2024

О борьбе патриархального государства с матриархальной традицией у хеттов.

Герда Лернер в своей монографии "Сотворение патриархата" рассматривает, на примере истории хеттов, борьбу патриархального государства с матриархальной традицией.

С хеттами произошло то же самое, что случилось с греками-ахейцами. Завоеватели, установив своё политическое господство, были вынуждены идти на компромисс с религией и культурой завоёванного народа. В результате образовалась "смесь бульдога с носорогом": новые патриархальные цари со старым матриархальным наследованием. 

«Богиня с царём», XIII-XIV вв до н.э., культура хеттов, Малая Азия. Золото

"Хеттское общество процветало между 1700 и 1190 годами до н. э. в древней Анатолии. В нём сочетались элементы более древней культуры хаттов и элементы культуры индоевропейского народа, который, вероятно, захватил этот регион в конце третьего тысячелетия до н. э. [Я полагаю, что тут скорее следует говорить об индоевропейской орде, наподобие монголо-татарской, а не о народе; различие между ордой и народом примерно такое же, как между саранчой и кузнечиками.] Раннее хеттское правление основывалось на системе, в которой право наследования принадлежало тавананне  — сестре царского сына. Хеттская царская семья практиковала браки между братом и сестрой, аналогичные родственным отношениям царских семей в Египте. Мужчина-правитель женился на своей сестре, которая была тавананной и имела значительную экономическую и политическую власть, такую как право собирать налоги с городов. Её сын получал право наследования — но не из-за того, что его отец был царём, а из-за того, что право наследования принадлежало тавананне. Эта роль была наследственной, поэтому дочь тавананны, которая унаследовала её роль, наследовала столь же важное положение во власти, как и её брат. Позже, когда брак между братом и сестрой был запрещён, тавананна продолжала быть жрицей и сохраняла право наследования. Теперь это означало, что сын её брата станет наследником престола.

11 декабря 2024

Против Геродота.

"По представлениям, отражённым в европейской культуре в источниках от Библии и Геродота до христианской литературы и Дж. Фрэзера, главным делом жриц Древнего Вавилона была храмовая проституция. В последние годы такое понимание переосмыслили. Ни одно из многочисленных исследований последних лет не отыскало документальных доказательств существования храмовой проституции в Месопотамии" (https://knife.media/mesopotamian-women/).

А Геродотово сообщение, между прочим, является тем "столпом", на котором держится вся концепция И. Бахофена о первобытном "гетеризме". И хотя я никогда не разделял эту его концепцию, но, тем не менее, я тоже "клюнул" на цветистый рассказ Геродота. Да и как не "клюнуть"?! Это же не кто-нибудь, а сам "отец истории"!   

10 декабря 2024

«Надитум»

По сообщению Герды Лернер, в эпоху Хаммурапи (ок. 1792—1750 г. до н. э.) при вавилонских храмах Шамаша и Мардука проживали женщины-надитум. Слово «надитум» означает «бесплодная» — это вполне подтверждает свидетельство о том, что им нельзя было рожать детей. Жрицы-надитум бога Шамаша с юного возраста жили в затворничестве и не выходили замуж. Будущие жрицы проходили обряд инициации, который по своей сути очень напоминал свадьбу, но свадьбу не с человеком, а с богом. Жрицы происходили из высших слоёв общества: среди них были и дочери царей, но в основном —дочери высокопоставленных чиновников, писцов, врачей, жрецов.  Обитель, в которой жрицы жили вместе со своими служанками и слугами, представляла собой комплекс отдельных строений на территории храма. Исходя из того факта, что надитум обладала правом выходить замуж (ЗХ, статья 137) после истечения определённого срока службы при храме, можно предположить, что этой категории жриц разрешалось покидать монастырь и жить с мужем. Следовательно, надитум могла вступать в брак, но судя по всему у неё не было возможности иметь собственных детей. Вероятно, её статус жрицы запрещал ей это, поэтому надитум часто удочеряли детей, чтобы те заботились о них в старости. Раскопки обнаружили, что в обители храма города Сиппар была библиотека, школа и кладбище. В обители одновременно проживали до двухсот жриц, однако количество надитум после эпохи правления Хаммурапи стало постепенно сокращаться.

Эти "монахини"-надитум напоминают мне древнеримских весталок. Те, тоже, происходили из аристократических семейств, и тоже могли (теоретически) выходить замуж примерно в 40-летнем возрасте. 

Википедия сообщает: "Среди надиту было много писцов. В соответствии с «Эпосом о Гильгамеше», писание — атрибут богини [1]. Одни из первых клинописных табличек были найдены в храме Инанны в Уруке, они датируются 4-м тысячелетием до н. э. Многие надиту жили в этом храме как жрицы.

Вдоль Тигра и Евфрата до сих пор обнаруживают храмы, в которых поклонялись Инанне и где служили надиту. Древний 5000-летний храм в Уруке (библейский Эрех) является самым крупным из них, его регулярно перестраивали и расширяли. Там были найдены скульптурное изображение женской головы и широко известная ваза из Варки (сейчас находится в музее в Багдаде), рельефные изображения на которой относятся к архаическому культу Богини-матери: священные предметы, леса, мужчины, собирающие урожай, козы — символы общественного устройства в те времена". 

Интересно, а зачем жрицы-надитум проживали при храмах Шамаша и Мардука, если у них были свои храмы Инанны? Что-то тут не так... 

--------------------------------------------------------------

[1] Богиней мудрости и письма в середине третьего тысячелетия почиталась Нисаба. «Ни» здесь — титул, указывающий на женскую сущность, Леди Саба. Она была богиней зерна, изображаемой в виде стебля. Её присутствие требовалось при сделках с зерном, при записях о распределении зерна. И обыкновенно писцы заканчивали свои записи фразой: «Слава Нисабе!».

При переходе от шумерского к аккадскому пантеону фигура богини письменности сменилась богом.

О гостевых браках в архаичной Месопотамии.

Пауль Кошакер подчёркивает, что в Месопотамии существовали две формы брака. Более древняя форма — это брак без совместного проживания. В этом случае жена продолжает жить в доме отца (или матери), а муж сожительствует с ней постоянно или от случая к случаю. Доказательства существования такой формы брака имеются в Законах Хаммурапи и библейских писаниях — там его называют «бина». Эта форма брака сохраняет за женщиной большую независимость и упрощает для неё развод. Кошакер считает, что Законы Хаммурапи и Среднеассирийские законы закрепили другую форму брака — патриархальную, и со временем она стала основной. В таком браке женщина проживает в доме мужа и полностью от него зависит; получить развод для неё практически невозможно. Кошакер полагает, что такая форма брака развилась из покупки невесты и примерно в 1205 г. до. н. э. (во времена Гудеа, правителя города-государства Лагаш) трансформировалась в брак с заключением письменного договора.

По всей видимости, под более древней формой брака — «биной» — следует разуметь т. наз. гостевой брак, который существовал у коренных жителей Месопотамии субареев — до шумерского вторжения. 

По сообщению Герды Лернер, в Лагаше около 2350 г. до н. э. правитель Лугальанда захватил власть над наиболее важными храмами, посвящёнными богине Бау и богам Нингирсу и Шульшагу, отдав их под управление назначенного им чиновника, который не являлся жрецом, как это было ранее, и назначив себя, свою жену Баранатамтарру и других членов своей семьи главами храмов. Он также говорил об этих храмах как о частной собственности энси  (правителя), больше не упоминал имена божеств в храмовых документах и обложил жрецов налогами. Лугальанда и его жена стали крупнейшими землевладельцами. Жена, Баранатамтарра, разделяла власть энси, управляла своими частными усадьбами и собственностью храма Бау. Она снаряжала дипломатические посольства в соседние государства, покупала и продавала рабынь и рабов.

Большая удача, что сохранились обширные экономические записи храма богини Бау. Они охватывают правление Лугальанды и его наследника Урукагины. Документы времён правления Урукагины рассказывают нам о  подробностях жизни женщин. Один из указов Урукагины гласит: «Женщины прошлых времён заключали браки с двумя мужчинами, но женщин нашего времени заставили оставить это преступление». Указ продолжается постановлением, согласно которому женщин, совершивших такое «преступление», во времена Урукагины забивали камнямиСовременные феминистки интерпретировали эти «указы» как свидетельство существовавшей практики многомужества и её окончании во времена правления Урукагины. Но, я думаю, это опять же свидетельство существования гостевых браков в архаичной Месопотамии. Эти браки кое-где сохранялись на Японских островах в раннем Средневековье. Из описаний этой брачной традиции мы знаем, что японские женщины могли "принимать" у себя — по очереди — двоих мужей, и даже более. Надо полагать, что и женщины субареев практиковали те же формы брака, - ведь мужчина никогда не приходит с пустыми руками: один подарок в неделю - хорошо, а два подарка в неделю - лучше. 

09 декабря 2024

О человеческих жертвоприношениях у шумеров.

Герда Лернер в своей монографии "Сотворение патриархата" рассказывает о о социальной структуре шумерского общества в раннединастический период, около 2500 г. до н. э. Ничего нового и ничего особенного она не сообщает, - у шумерских царьков той эпохи были точно такие же похороны с человеческими жертвоприношениями, как у их современников, северных варваров, носителей т. наз. ямной культуры (о том, что носители ямной культуры практиковали человеческие жертвоприношения, свидетельствуют исследованные в последние годы курганы Мергелевой гряды в Луганской области.)

"Для нас особенно интересны находки из царской могилы 789, принадлежавшей царю, чья личность не была точно установлена, и могилы 800, принадлежавшей царице Пуаби, которая, скорее всего, жила около 2500 г. до н. э. Её личность была установлена с помощью цилиндрической печати из лазурита, найденной рядом с её останками, на которой написано её имя. Во всех случаях тела цариц были найдены в каменной камере вместе с несколькими другими останками, предположительно прислугой. Важно то, что сотни других могил на кладбищах Ура не содержат свидетельств о человеческих жертвоприношениях; только царские. Также стоит заметить, что обе царицы погребены с прислугой, как и цари, что может указывать на то, что человеческой жертвы удостаивалось именно царское звание, и что в этот ранний период божественные качества могли приписываться и женщинам, и мужчинам.

В могилах 789 и 800 погребальные камеры расположены в конце глубокой ямы, которую сформировало массовое захоронение свиты усопшей. Тело царицы лежит на носилках; она похоронена в замысловатом головном уборе из золота, лазурита и сердолика, с изысканным золотым кубком в руке. Подле носилок скорчились две служанки; носилки окружены погребальными подношениями искусной работы по металлу и камню. Вулли предположил, что во время погребальной церемонии царица и её свита погребались первыми в самой глубокой камере, которую затем замуровывали. Вторая фаза погребальной церемонии происходила в яме, окружающей камеру — там жгли костры, проводили поминальный пир и приносили жертвы божествам. Потом в яму укладывались старшие из домашней прислуги и придворные. Наверняка происходила какая-то церемония, так как в яме захоронены и музыкантши, чьи руки так и покоятся на инструментах. Жертв, скорее всего, сначала отравляли или одурманивали, о чём свидетельствует чаша около каждого тела, после чего яму замуровывали и забрасывали землёй.

В могиле 789, принадлежавшей царю, были найдены скелеты шести солдат. Они, предположительно, служили стражами ямы и сопровождали четырёхколёсные повозки, запряжённые волами. В каждой повозке находится тело возницы в той же позе, как если бы он до сих пор правил волами. Напротив стены были найдены тела девяти женщин в изысканных украшениях; всего же вместе с царём нашли останки шестидесяти трёх женщин и мужчин.

Ещё одна могила, названная Великой ямой смерти, содержала тела шестидесяти восьми женщин в богатых украшениях и шести мужчин. Шесть стражников выстроились в ряд у входа; среди женщин — четыре арфистки и шестьдесят четыре придворные дамы с золотыми и серебряными лентами в волосах".

"Царские могилы в Уре рассказывают нам, что правящие царицы разделяли статус, власть, богатство и атрибуты божественности с царями. Но крайнее преобладание женских скелетов над мужскими среди захороненных вассалов также говорит об их большей уязвимости и зависимости в роли служанок", - делает заключение Герда Лернер.

Ну а я, для себя, сделал несколько иной вывод: поскольку простые могилы на кладбищах Ура не содержат свидетельств о человеческих жертвоприношениях, а только царские, надо полагать, что сии жертвоприношения являлись формой устрашения, запугивания, террора. Смысл сих погребальных ритуалов вполне прозрачен: смотрите, суки, не дай божок, царь умрёт прежде вас! тогда всех вас, блядей, похоронят заживо вместе с ним! а посему непрестанно хольте и лелейте его царское величество, всячески ублажайте его и потакайте всем его прихотям, ибо вы живёте, пока он живёт.  

Немного про Чатал-Хююк.

Чатал-Хююк по строению был схож с ульем. Отсутствие улиц, большой площади или дворца, а также одинаковый размер и однотипная обстановка домов позволили Мелларту предполагать, что в Чатал-Хююке не было ни иерархии, ни центральной политической власти — она была разделена между населением. 

Исходя из структуры построек и платформ для сна, Мелларт заключает, что организация общества была матрилинейной и матрилокальной. Последнее, исходя из свидетельств, наиболее вероятно. Мелларт считает, что в домах хоронили только привилегированных людей. Из 400 похороненных только у одиннадцати были «охровые» захоронения — их скелеты были раскрашены красной охрой, что Мелларт считает признаком высокого статуса. В силу того, что большинство из них — женщины, Мелларт заключает, что у женщин в этом обществе был высокий статус, и предполагает, что они могли быть жрицами. Он считает, что женщины развивали земледелие и распоряжались урожаем. Из отсутствия свидетельств о кровавых жертвоприношениях в храмах он делает вывод об отсутствии центральной власти и касты воинов и говорит, что во всём Чатал-Хююке на протяжении тысячи лет нет свидетельств войн. Мелларт также ратует за тот факт, что женщины создали религию нового каменного века и в основном именно они создавали произведения искусства.

Дж. Мелларт отмечает высокий уровень материальной культуры в Чатал-Хююке: «С побережья Средиземного моря в большом количе­стве привозили раковины, особенно денталии, для бус, также камень различных пород, из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотёрки, ступки и песты, а также небольшие культовые статуэтки (для изготовления их использовали алебастр, мрамор, чёрный и коричневый известняк). На краю долины добыва­ли диорит, из которого делали целиком шлифованные тёсла, топоры и украшения. Охра и другие краски добывались из окружающих долину холмов, как и окаменелые раковины, лигнит, медная и железная руда, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти сырые материалы исполь­зовались обитателями поселения, но местоположение мастерских ещё не определено. Не менее изумителен уровень технологии: наконечники копий и стрел из обсидиана и церемониальные кремнёвые кинжалы с прекрасной отжимной ретушью оставили далеко позади все анало­гичные изделия Ближнего Востока. Зеркала изготовляли из полиро­ванного обсидиана и аккуратно закрепляли в рукоятке при помощи известковой массы; бусы делали

Это обсидиановое зеркало было найдено в Чатал-Хююке.

из синего или зелёного камня – апати­та, отверстия в них тонки и для современных игл. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Применялась инкру­стация одного камня другим, уже в IX горизонте появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, часто изготовленные из рудного металла. Прекрасные ткани (возможно, шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и совре­менного ткача. Деревянная посуда, заменявшая вместе с плетёной ке­рамику в нижних слоях поселения, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в неолитическое время на всём Ближнем Востоке» (Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. С. 85–86).

Чатал-Хююк показывает никчемность, ненужность государственной власти. Здоровый социальный организм живёт без паразитов.

08 декабря 2024

Про змею Скарапею.

В Библии говорится о том, что в Эдемском саду Ева вступила в «близкие контакты третьей степени» со змеёй. И змея внушила Еве вкусить от Дерева познания. 

В этом смысле, особый интерес представляют изображения рогатой змеи.

Петроглиф рогатого змея, Барьерный каньон, Юта, США. Фото Брайана К. Ли.

Рожки можно интерпретировать как корону, что указывает на особый "царский" статус змеи.

По словам Марии Гимбутас, вера в магическую корону королевы-змеи до сих пор сохранилась в европейском фольклоре: тот, кто завладеет змеиной короной, узнает все тайны мира, найдёт заколдованные сокровища и поймёт речь животных.

Удивительно, что со змеями как-то связано тайнознание, и даже Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, сказал им: "Будьте мудры, как змеи".

feeding snake with milk


The Messengers: The Animals Of Goddess.

Мария Гимбутас расшифровала «метаязык» Старой Европы и показала, что ежиха, медведица, птица, змея, олениха и свиноматка в эпоху неолита являлись священными животными Богини.

Статуэтка Kикладского ежа из Археологического музея Афин. ~ 2800-2300 гг. до н.э.

07 декабря 2024

«Демонстрация власти»?

Встречаются изображения Артемиды, на которых богиня немилосердно душит бедных птичек.

Мемориальная доска из храма Артемиды Ортии в Спарте.

Зачем она это делает?

Думая над этим, я вспомнил поговорку "чем ближе к царю, тем ближе к смерти". Говорят, если кто-то из приближённых хана Батыя приносил ему плохую весть, доносчику отрубали голову. Нина Голубева перефразировала эту пословицу на поэтический манер:

К царям, к огню
         не подходите близко –
вмиг опалит,
          дотла в момент сожжёт. 

Может быть, иконографический "месседж" говорит о том же? Что от приближения к богине "дух захватывает"? Или это банальная "демонстрация власти", как полагает Ренфрю (Renfrew)? 

Аполлон и пчёлы.

Омфалос в Дельфах имел форму пчелиного улья, а Пифию, главную прорицательницу в Дельфах, называли дельфийской пчелой.

Омфалос в музее Дельф

Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах, начиная примерно с 1600 года до н. э., было женское божество, связанное с культом Матери-Земли (Википедия)Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка»«лоно»«утроба»Именование Пифия происходит от змея Пифона (др.-греч. Πύθων), охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившим змея стрелами.

Похоже на то, что трудолюбивые "пчёлки" сначала создали улей, а затем бог Аполлон, подобно медведю, пришёл в те места, привлечённый запахом мёда.


Ну а Зевс, "пахан" на Олимпе, видимо, решил, что раз Аполлон уж объявился в Дельфах, так пусть он там и кормится от местного "улья", - не выгонять же бедолагу. Посему, Аполлон стал "крышевать" Дельфийский оракул. 

06 декабря 2024

О бычке на саркофаге из Айя-Триады.

Сьюзан Эвасдотер (Susan Evasdaughter) пишет, что в период от неолита до классической Греции, единственное живописное изображение вероятного жертвоприношения быка в этот долгий период критской археологии содержится на саркофаге из Айя-Триады, который датируется примерно 1450 годом до н.э., и, как следует из здания, в котором он был найден, и многих аспектов сцен, изображённых на нём, является скорее представителем чужеземной традиции, чем исконно критского ритуала.


Англоязычная Википедия датирует саркофаг примерно 1400 годом до н.э. или несколькими десятилетиями позже. "Недавние раскопки на том же месте позволили ужесточить датировку саркофага до 1370-1320 гг. до н.э., что совпадает с концом 18-й династии в Египте, периодом обширных контактов между Критом и Египтом, что позволяет связать технические и художественные элементы саркофага с аналогичными декоративными приёмами в египетских храмах и гробницах." 

На саркофаге, конечно, изображено много всего минойского, но 1370-1320 гг. до н. э. - это микенская эпоха. И, скорее всего, этот саркофаг принадлежал какому-то царю-ванаксу из греков-ахейцев. В таком случае, и бычка следует относить к погребальной обрядности греков-ахейцев, а не критян-минойцев.

05 декабря 2024

К определению матриархата.

Историк культуры Уильям Ирвин Томпсон (William Irwin Thompson) выдвигает определение матриархата, которое он разрабатывает в противовес патриархату:

"Там, где патриархат устанавливает закон, матриархат устанавливает обычай; там, где патриархат устанавливает военную власть, матриархат устанавливает религиозную власть; где патриархат поощряет аристею индивидуального воина [1], матриархат поощряет связанную традицией сплочённость коллектива... . Обычай, коллектив и религия, насчитывающая около двадцати тысяч лет традиций - вот та сила, которая удерживает Чатал Хююк вместе. Это ... вопрос женского культурного авторитета".

Чатал-Хююк (реконструкция)

----------------------------------------------------------------------

[1] От древнегречἀριστεία - «превосходство», индивидуальное превосходство в бою. Аристеи изобилуют в « Илиаде » Гомера, вершиной которой является аристея Ахилла в книгах 20–22, где он почти в одиночку разбивает троянское войско.

"Капелька" матриархата.

Сегодня я своими собственными глазами видел матриархат. Реальный, "живой" современный матриархат.

Значит, дело было так. Шёл я по тротуару вдоль улицы, а навстречу мне шли мама и её маленький сын, лет пяти-шести на вид. Рядом с тротуаром, на крышке канализационного колодца, голуби клевали пшено, которое насыпала им какая-то сердобольная старушка. Голуби, занятые своей трапезой, казалось, совсем не обращали внимание на прохожих, ходили буквально под ногами у людей. И вот, тот мальчик, о котором я говорил, хотел было дать пинка одному из голубей. Голубь, понятное дело, отскочил в сторону от неадекватного мальчугана, а мама одёрнула его за руку. При этом она громко и сердито спросила у сына, зачем он бьёт голубя. "Он же тебе ничего плохого не сделал!" - услышал я.

Это всего лишь одна маленькая "капелька" матриархата. Как капелька мелкого "косого" дождя, падающего на оконное стекло. Когда этих капелек на стекле много, они стекают струйками вниз. Образуются потоки - ручейки - ручьи - речушки - реки...

Не так ли образовалось в древности почитание священных животных, например, кошек в Египте? Если все древнеегипетские мамы, на протяжении нескольких поколений, запрещали своим детям причинять какой-либо вред кошкам, то эти "капельки"-запреты слились, в конце концов, в "полноводный" священный культ.


Дальше - больше. Появились убежища в "кошачьих" святилищах (и не только в "кошачьих"), где можно было найти спасение от неминуемой смерти: увести силой от статуи кошки или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. 

Древние римляне, очевидно, переняли этот древний обычай у этрусков, - у них вестибюль, где горел огонь Весты, считался сакральным местом, - но, увы, это никого не спасало от насилия: например, при Калигуле римлян хватали и резали в их собственных домах, прямо в вестибюлях. Потому что в Риме не текли "реки воды живой", как в Египте, - осталась лишь мёртвая проформа.

Матриархат - он весь в обычаях и традициях. Традиция может быть такой "общенародной", что толпа линчует убийцу кошки. Мораль сей "басни" такова: сегодня он убил безнаказанно кошку, а завтра убьёт человека. И тогда наступит "беспредел" в обществе, разложение и распад... 

Вот так-то богиня-кошка и спасала египтян: пока благоденствуют наши кошки, - верили они, - будем и мы жить в мире и благоденствии...

Тут надо ещё вспомнить библейский миф о "древе познания добра и зла", точнее говоря, народную интерпретацию этого мифа. Согласно Библии, Ева вкусила запретный плод от древа познания добра и зла и дала есть Адаму. Согласно народной интерпретации, Ева проглотила плод, а у Адама он застрял в горле, - отсюда, якобы, у мужчин, потомков Адама, имеется кадык, а у женщин его нет. Тут вот что интересно: Ева вкусила от древа познания добра и зла, а Адам - нет. Иными словами, Ева стала понимать добро и различать его от зла, тогда как Адам продолжал оставаться в неведении относительно добра и зла. Не потому ли сын его, Авель, с кадыком на горле, убил брата своего, Авеля?

Сегодня на улице я видел сознательную маму-"Еву" и её бессознательного сыночка-"Адама".

04 декабря 2024

О трауре.

Джейн Эллен Харрисон в своём монументальном труде 1903 года «Пролегомены к изучению греческой религии» отметила, что «траурные законы древних были тяжелее для женщин, чем для мужчин». Так, один из документов III века до н. э. в Гамбреионе (Малая Азия) показывает, что одежда, которую носили женщины на похоронах, должна быть тёмной и не должна быть порванной. Мужчины не обязаны были носить тёмные цвета. Кроме того, период траура у мужчин был короче, чем у женщин. Женщины, нарушившие эти траурные законы, должны были быть наказаны гинайкономою исключением из государственного праздника Фесмофории и отстранением от жертвоприношений любому божеству на десять лет. Мужчины, похоже, не не подвергались подобному наказанию за нарушение законов о трауре. Харрисон считает, что такое суровое наказание женщин можно объяснить более ранним матриархальным семейно-родовым укладом, когда родственные отношения естественным образом определялись через мать, а не через отца.

Между прочим, электронные книги Jane Ellen Harrison находятся в свободном (бесплатном) доступе на OpenLibrary.

Мать Лемминкяйнена. Картина А. Галлен-Каллела, 1897

Я сам, лично, много раз видел современных женщин в чёрных траурных платках или косынках. Но ни разу не замечал мужчин в траурных одеждах.

03 декабря 2024

Аскетические практики на минойском Крите?


Я сегодня взглянул на крито-минойскую живопись под несколько иным углом зрения. 

О чём свидетельствуют эти "осиные" талии? Мне кажется, они напоминают иконописные изображения православных аскетов.


Да, и все эти акробатические полёты над рогами быков... С толстым брюхом и жирной задницей не полетаешь... Худенькие ласточки летают в небе, а жирные индюки только по земле ходят.  

02 декабря 2024

Постижение палеолитических "венер" через призму традиций минангкабау.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday) утверждает, что материнские символы, связанные с происхождением и центром, распространяются по всей социальной вселенной минангкабау. Бундо Кандуанг (Bundo Kanduang), мифическая королева-мать, находится в центре мира минангкабау, и этот титул, Бундо Кандуанг, также применяется к старшим женщинам минангкабау в их церемониальных ролях. В обществе минангкабау женщины контролируют права доступа к собственности предков, и все семьи ведут своё происхождение от прародительницы. Старшие женщины приравниваются к центральному столбу дома, который считается его истоком, пупом и ритуальным центром.

Если это так у минангкабау, то что мешает нам провести историческую проекцию от современного общества минангкабау к неолитическим общинам Старой Европы?

Неолит в Греции. Эволюция неолитических фигурок, с. 6500 − 3200 века до н. э.

С большой долей уверенности можно предполагать, что минангкабау сохранили древнюю традицию общежития, уходящую корнями в эпоху палеолита. При таком раскладе, верхнепалеолитические и неолитические "венеры" представляют собой репрезентации 
Бундо Кандуанг, со всеми вытекающими обстоятельствами. Или можно сказать несколько иначе: Бундо Кандуанг является "последней из могиканок" древних богинь-прародительниц.