Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
23 декабря 2024
Матрилинейность коррелирует с «минимальным государством».
Государство и оружие.
Л. Е. Гринин отмечает первостепенную роль оружия в образовании государства. Причём не всякого оружия, "абы какого", но такого оружия, которого ещё нет у подданных, такого оружия, с помощью которого легко сломить сопротивление подданных и поставить на колени соседние племена и народы.
"Всё связанное с военной деятельностью может служить толчком для образования государства. Например, ввоз или заимствование более современного оружия. Так, ввоз огнестрельного оружия послужил важной причиной образования некоторых государств на Мадагаскаре в XVII в. В этом плане также показательно мнение Т. Ёрла, который считает, что «гавайские вождества могли бы стать государствами. Для этого были необходимы лишь небольшие технические нововведения. Гавайские вожди знали, что им нужно, и быстро осознали ценность европейского оружия».
Ну да, недаром появление первых государств хронологически совпадает с появлением оружия из бронзы (ок. IV тыс. до н. э.). А когда вооружённый бронзовым мечом мужик сел верхом на коня, тогда у него появилось самоощущение героя, типа Геракла: "всё мне по плечу, всех я замочу, любую вещь я отберу, любую девку отобью, и никто меня не остановит". Тот мужик был первый государственник.
22 декабря 2024
Индо-Хараппа как "alter ego" Крита.
Согласно Посселу ( Possehl), Индо-Хараппская цивилизация была «примером древней социокультурной сложности без архаической государственной формы политической организации». Есть основания полагать, что политическая система была сегментированной и децентрализованной, а монарх отсутствовал. В частности, нет ярко выраженных признаков дворцового хозяйства. Также нет доказательств существования центрального правительства или бюрократии.
![]() |
Табличка. Зрелая Хараппа. Повелительница зверей (Потния Терон). |
Государство и Традиция.
"В догосударственных обществах роль традиций была исключительно важной", - говорит Л. Е. Гринин. - Раннее государство, подобно ледоколу, ломает древние традиции. "Почему? Дело в том, что управление только по традиции не требует ни специального аппарата, ни выполнения особых функций контроля. Другими словами, там, где традиция господствует абсолютно, не нужно государства, а достаточно иных принципов организации общества. Государство же - это политическая форма, возникшая в условиях, когда был необходим отход от некоторых важных традиций. Таким образом, перефразируя известное определение, можно сказать: государство начинается там и тогда, где и когда традиционные методы управления не действуют". «Можно даже сказать, что наличие государства следует констатировать лишь в том случае, если в данном обществе совершился переход от обычая к закону», - считает Якобсон.
"С изменением традиций тесно связано и реформирование. Ведь реформы часто являются тем же отходом от каких-то важных традиций. История любого раннего государства даёт нам примеры тех или иных реформ, связанных с отходом от традиций. В ранней истории (или в преданиях) очень многих обществ можно найти упоминания о деятельности того или иного великого реформатора. Таковы, например, Шунь, У Ци, Шан Ян и другие правители и политики в Китае, Ликург в Спарте, Сервий Тулий в Риме, Уракагина/Уруингина в Лагаше, Саргон в Аккаде, Саул и Давид в Израиле-Иудее и т. д. История многих ранних государств даёт нам примеры тех или иных реформ, связанных с отходом от традиций, например религиозных. Хлодвиг франков, Владимир на Руси и многие другие отказались сами и заставили отказаться свои народы от старой религии (Мажуга 1990: 48; Рыбаков 1987: 143). Даже в Индии, где власть стремилась избегать крутых разрывов с традиционными основами, таких примеров немало. Достаточно ярким является поддержка индийским царём Ашокой буддизма (III в. до н. э.), хотя и не ставшего государственной религией, но сильно укрепившегося при нём".
Значит, так: матриархат держится на силе Традиции, тогда как патриархат свергает древнюю Традицию и устанавливает свои порядки, которые можно считать квазитрадицией, эрзац-традицией.
Чтобы стало ещё более понятно, приведём "рельефное" сравнение матриархата с русскими староверами или американскими амишами. И те, и другие могут жить без государства. И у тех, и у других велика сила Традиции. А современные люди подобны детям малым и неразумным, которым неведомо, что такое хорошо и что такое плохо. Тут уж без судей, тюрем и полиции никак не обойтись, тут нужен "сталин" в "ежовых" рукавицах.
21 декабря 2024
Оазис Райбун.
Л. Е. Гринин в статье "Раннее государство и его аналоги" призывает отказаться от идеи, что государство было единственной и универсальной возможностью развития для усложнившихся позднепервобытных обществ, и признать, что были и иные, альтернативные пути для развития подобных обществ, помимо превращения в раннее государство. Примерами таких самоуправляющихся обществ являются гражданско-храмовые общины древней Южной Аравии. Одной из таких храмово-гражданских общин древней Южной Аравии можно считать Райбун (I тыс. до н. э.), который включал в себя комплекс храмов и сельскую территорию в обширном оазисе на площади до 15 кв. км. Райбун обладал сакральным статусом также и в глазах своих соседей. Ведущую роль в делах общины имело жречество, среди которого было много женщин. По мнению С. Французова, в случае Райбуна мы имеем дело с альтернативой государственной системе, с развитием, которое вело к возникновению высокоорганизованной культуры, но без формирования политических институтов, отделённых от общества. Однако, что очень интересно, он считает, что такой тип социальной организации мог существовать только в сравнительной изоляции от окружающих государств, и неумение вести войну и предопределило его падение в первом же серьёзном конфликте с ними.
К сожалению, я не нашёл в свободном доступе электронную версию книги С. А. Французова "К востоку от Адена. Оазис Райбун в I тысячелетии до н.э." Кажется, власти придушили все пиратские интернет-библиотеки.
К определению государства.
По мнению Патриции Шифферд, процесс образования государства протекал не беспрепятственно и стал причиной проблем для многих членов общества:
Появление государства, сколь бы полезным оно ни казалось, принесло с собой экономические и политические издержки для большинства людей. Возросший принудительный, экспроприирующий и империалистический потенциал государства, даже самого раннего, был оплачен для большинства людей потерей некоторой части независимости и свободы выбора.
Некоторые люди - несколько счастливцев - богаты и могущественны, а другие - подавляющее большинство - бедны и бесправны. Такая ситуация заставила Эйдана Саутхолла задаться вопросом: «Как люди позволили заманить себя в ловушку, допустив подъём государства вокруг и над ними до такого уровня, когда у них уже просто не осталось выбора и не стало сил отвергнуть его?»
"Ответ на это вопрос заключается в том, что людям никогда и не предоставлялся такой выбор", - говорит X. Дж. М. Классен, автор статьи "Было ли неизбежным появление государства?"
Государство является осёдлым бандитом [1], в теории М. Олсона. Государство обычно понимается как «...достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; и имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».
Как гласит знаменитая максима Вебера, государство — это организация, обладающая монополией на легитимное применение насилия. Поскольку применение насилия требует организации, то специалисты по насилию обычно находятся во главе или входят в состав организаций. Точнее, представители господствующей коалиции независимо от того, используют ли они на самом деле насилие или нет, являются лидерами организаций, состоящих из множества специалистов, включая специалистов по применению насилия.
-------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает осёдлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: «Такое же, какое и ты: но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором»".
Августин Блаженный
19 декабря 2024
К сведению.
О происхождении патрилокального брака.
"А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды" (Источник).
Интересно, что начало римской истории отмечено похищением (то есть "умыканием") сабинянок. То есть древние римляне жили так же "по-скотски", как и древляне. А потом узаконили наворованное и прослыли на всю ойкумену "весьма благочестивым народом". И слово familia, обозначающее римскую патрилокальную семью, вошло во многие европейские языки.
А не является ли патрилокальный брак "узаконенным" продолжением обычая "умыкания" (похищения) невест?
17 декабря 2024
И ещё одна версия.
В статье "Венеры" как куклы вуду я высказал предположение о том, что "венеры" разбивались с целью навредить их хозяйкам и связал разбитые женские фигурки из Костёнок I с расколотыми кикладскими идолами с острова Керос в Эгейском море.
А вот ещё одна параллель. Кладбища сибирских аборигенов издавна поражали русских людей обилием сломанного погребального инвентаря. В Сибири намеренная порча могильных вещей встречается ещё в неолите, но приобретает особенно выраженный характер с энеолита (для Западной Сибири -- около III тыс. до н. э.) и затем живёт во все последующие времена, вплоть до этнографической современности. "Без сомнения, - объясняет этот обычай Ф. К. Карьялайнен, - настоящая причина в том, что имущество умершего, как и принесённые в дар животные, должны быть "умерщвлены", ибо их душа должна освободиться и получить тем самым способность следовать за умершим в потусторонний мир". Ту же самую мысль позже высказал Л. Я. Штернберг в отношении гиляков (нивхов), которые, по его словам, "ломают нарты, котлы, копья, бьют собак, чем освобождают их души для следования за покойником".
Ну, допустим, у собаки есть душа, и у миниатюрной "венеры" тоже есть душа, но какая может быть душа у копья? Или человек оставляет частички своей души на всём, к чему он прикасается? Получается, что человек, прямо как бог, "одухотворяет" собою все вещи?
Ох, уж эти мне "венеры"! Чёрт голову сломит в попытках разгадать их тайны...
Жертвоприношения по глупости.
Человеческие жертвоприношения как форма политического террора (например, у ацтеков) -- это лишь одна небольшая часть "спектра" данного явления. Львиная доля жертвоприношений совершается по причине невежества, инфантилизма или просто дури жертвователей. На Руси дураков на сто лет припасено, - гласит народная мудрость. Но только ли на Руси? Дураков навалом среди всех народов.
Т. В. Жеребина в статье "Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии" рассказывает про так называемые "чашечные углубления" в камнях. "В этих "жертвенных чашах" -- "ступках", по терминологии американских археологов -- обнаруживаются при биологическом анализе разные типы жертвенных приношений: а) остатки каких-то трав; б) зёрна растений; в) красящие вещества... Современные же индейцы, проходя возле скал с древними рисунками, оставляют возле них приношения в виде: а) кусочков одежды; б) монет и т. п., надеясь взамен обрести не только расположение старинных духов, но и частицу их сверхъестественной силы".
В подростковом возрасте, изучая английский язык, я прочитал забавную историю про шестилетнего мальчика Джима по прозвищу "Морковка". В канун Рождества он лежал в своей кроватке и думал: что же положит Санта Клаус в его чулок, висящий на каминной решётке? Мальчику хотелось получить много хороших подарков, и он перед сном совершил своеобразное "жертвоприношение". Он подумал, что Санта Клаус, спускаясь вниз по печной трубе, испачкает в саже свою шубу, и ему потребуется щётка. Мальчик решил положить её возле камина. Санта Клаус очистит щёткой свою шубу, и за это щедро отблагодарит Джима, - напихает в его чулок много оловянных солдатиков и другие игрушки. В принципе, "жертвоприношение" глупенького шестилетнего Джима ничем не отличается от приношений североамериканских индейцев. Джим надеялся обрести расположение Санта Клауса, а американские индейцы надеются обрести расположение духов.
Всем известно, что люди бросают монетки в фонтаны. Говорят, в итальянский фонтан Треви в Риме каждый день швыряют от трёх до четырёх тысяч евро. Это тоже своеобразные "жертвоприношения". -- Кому? -- Видимо, водяному, живущему в фонтане. Вот тебе, водяной, денюжка, а ты, за это, исполни моё желание, которое я загадал, бросая монетку.
Ныне водяному бросают монетки, а в стародавние времена, вполне возможно, бросали девок в реки и озёра. -- Зачем? -- Чтобы обрести расположение водяного. Девка ведь более ценная жертва, чем щётка Джима или монетки туристов, - значит и водяной отблагодарит жертвователя стократно...
Надо ли говорить, что все подобные "жертвоприношения" не имеют ни малейшего отношения к религии? Современные индейцы напоминают мне деревенскую старушку, которая суёт "тыщёнку" доктору, чтобы тот прописал ей "каты́шки" (таблетки) получше.
16 декабря 2024
Мастер-класс от австралийских аборигенов.
Т. Н. Дмитриева говорит, что "чувство единения с окружающей природной средой ярко и рельефно выражено в мировосприятии австралийских аборигенов, которое получило название тотемизма. Тотемистическая философия аборигенов Австралии включает представление о тесной, чрезвычайно интимной и ярко переживаемой связи между всеми существами, предметами и явлениями, имеющимися на данной территории, с самим ландшафтом, причём человеческие существа рассматриваются в одном ряду с прочими, никоим образом не занимая более высокого положения, чем, например, кенгуру, личинка жука, водяная лилия и прочие животные, растения, явления природы. Эта связь реализуется через идею об общих предках, живших во Времена Сновидений -- в мифические времена первотворения -- и устроивших в том виде, в котором всё это существует ныне, и ландшафт, и животный и растительный мир, и человеческие существа с их культурными установлениями, обрядами, традициями, песнями, священными церемониями, предметами и т. п.
Отношение аборигенов к священным тотемическим центрам, к связанным с ними персонажам отличается от того, что принято называть поклонением, почитанием. Это скорее благоговейная забота членов тотемической группы о сохранности самого места и находящихся там священных предметов и рисунков, выражающаяся в совершении в нужное время необходимых
![]() |
Один из древнейших известных образцов наскальной живописи аборигенов Австралии |
действий. Действия эти -- продуцирующие обряды, обеспечивающие, по мнению аборигенов, размножение тотема, с которым данный центр связан. Они не включают жертвоприношений в узком смысле этого слова, тотемическому предку не приносят еды или каких-либо других предметов. Но в таких обрядах у различных племён широко используется собственная кровь из вскрытых вен, которой обильно поливают землю, поверхность скалы, дерева и т. п."
"Венеры" как куклы вуду?
Т. Н. Дмитриева пишет о разбивании мергелевых (мергель - рыхлая смесь известняка и глины) женских статуэток на стоянке Костёнки I. "Если женские фигурки, сделанные из бивня, часто встречаются в ямках и в целом виде, то такие же статуэтки, выполненные из мергеля, зачастую очень тщательно и детально проработанные, встречаются как в культурном слое, так и в ямках, со следами разбивания целенаправленными ударами. Так, крупная мергелевая статуэтка из первого комплекса Костёнок I была найдена разбитой на четыре части <...> Целенаправленным ударом в лицо была разбита голова большой статуэтки с тщательно выполненным орнаментом, изображающим причёску или головной убор <...> Разбитыми были найдены и другие мергелевые женские статуэтки на Костёнках I <...> Намеренность фрагментации в большинстве случаев не вызывает сомнения, но цель её пока остаётся неизвестной".
![]() |
![]() |
При обнаружении эта статуэтка из известняка была разбита на четыре фрагмента. |
Следы от ударов по животу заставляют привлечь к истолкованию гипотезу о вредоносной магии. Что, если перед нами своеобразная "кукла вуду"? Тогда удары по животу можно понять как причинение вреда плоду во чреве беременной женщины. Ну, а целенаправленные удары в лицо, отбивание головы и "расчленение" статуэтки говорят сами за себя.
Впрочем, это всего лишь гипотеза... Ещё одна версия...
15 декабря 2024
К вопросу о "священной проституции".
Из исследования Рене Жирара «Насилие и священное» можно сделать вывод о том, что основная мысль автора состоит в том, что жертвоприношение есть механизм локализации насилия, подмены одного объекта насилия другим, менее значимым. В этом суть института жертвоприношения.
Ну, меня тоже искушала подобная концепция, когда я размышлял о т. наз. "священной проституции". Чтобы предотвратить гораздо большее насилие со стороны молодых мужчин, у которых "в яйцах дети пищат", чтобы "канализовать" их агрессивное поведение, женщины из своей среды могли выбирать "коз отпущения" и приносить их в жертву.
В. Розанов говорил о силе "полового напряжения", что эта сила разная у различных людей, и эту силу он выражал рядом натуральных чисел:
… + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 ± 0—1—2—3—4—5—6—7—…
И добавлял при этом, что «sainte prostituée» есть + 8 + 7 + 6…
Соблазнительно представить себе, что выбирали и приносили в жертву Фаллосу именно девушек с высокой степенью "полового напряжения". При этом всё оформлялось как благочестивая жертва Богине любви. Типа, отправляем тебя, девица красная, в волчье логово, дабы нам, бедным овечкам, проводить жизнь мирную и безмятежную... Ну, или, заткнём тобою пролом в крепостной стене, чтобы враги не вошли в город и не погубили всех жителей.
Почему зайчихи приносят по 4 - 5 выводков в году, и повторно спариваются сразу же после родов, а иногда и до них? Зачем зайчихе рожать примерно 30 зайчат каждый год? Потому что надо кормить волков. Волк слопает пару десятков зайчат и нажрётся "до отвала", а остальные зайчата получат шанс на выживание. По сути, "священная проституция", если она когда-либо где-либо практиковалась, была схожа с поведением зайцев в волчьем окружении.
Однако я весьма скептически отношусь к такого рода механизмам локализации насилия. Про бескультурного мужика говорят: дай ему палец, он и всю руку откусит.
О крито-минойском богозвере.
Есть много намёков на то, что древнегреческий бог Зевс имеет какое-то отношение к консорту крито-минойской Богини. Может быть он даже является олимпийской "проекцией" быкоголового богозверя Минотавра.
Marina Moss называет Зевса «богом инициации» и находит свидетельства мужских инициаций в святилище на горе Юктас, а также в Идейских пещерах и пещерах Психро. На горе Юктас было найдено большое количество вотивных фигурок мужчин с длинными волосами. Мосс считает, что они, а также настоящее и нефункциональное оружие, раскопанное на горе Юктас, свидетельствуют о мужских обрядах инициации. Тем боле, что в более поздние времена Юктас ассоциировался с молодым Зевсом, а Идейская пещера «имеет долгую традицию почитания Зевса». Вотивные фигурки юношей с оружием навевают мысли о рождении бога Зевса, которое сопровождалось бурными танцами куретов.
Возможно ли провести прямую линию связи между теми крито-минойскими куретами и древнеримскими галлами богини Кибелы? Если рассматривать культ Кибелы как позднюю "отрыжку" более древних неолитических матриархальных культов, тогда уже можно представить себе, в общих чертах, что происходило в крито-минойских горных святилищах. Кстати, как рассказывает Нильссон, оружие, отнюдь не свидетельствующее о воинственном характере танцоров, использовалось против демонов. Очень интересно! Здесь уже намёк на обрезание: на кровь обрезания, на запах крови, на который слетаются демоны. Владимир Соловьёв в своём исследовании "Смысл любви" писал: "И ад, и земля и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни". Значит, демоны действительно слетаются. "В секунду обрезания младенец брачится: так говорит Сепфора. «Ты — теперь жених» «Вот я сделала тебя женихом». Кому? Что? В каком смысле? Гробовое, «заветное» молчание" (В. В. Розанов). Ну, я тоже не стану говорить на эту весьма деликатную тему; на то оно и таинство, чтобы быть сокрытым от профанов.
Мифограф Уиллетс замечает: "Вполне вероятно... что смерть и воскрешение бога, супруга богини, занимали важное место в мифах и ритуалах бронзового века на Крите, как и в других местах Леванта". В таком случае, Зевс (или как он там назывался на Крите?) был, в своё время, alter ego, «другое я», Аттиса.
Здесь также необходимо отметить, что как Аттис находился под "матронажем" Кибелы, так и Зевс воспитывался титанидой Реей и нимфами. Всё сводится, в конечном итоге, к единой "Богине обновления", которая инициирует сам процесс возрождения, регенерации, а Зевс с куретами, или Аттис с галлами, являются лишь составными частями данного процесса.
![]() |
Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э. Вокруг них точно такие же куреты, бряцающие своим оружием, как и вокруг младенца Зевса. |
14 декабря 2024
Символ власти.
"Moss also reminds us that the snake peering over the top of the hat of one of the Knossos Snake Goddesses is reminiscent of the uraeus serpent worn on the headdresses of Egyptian pharaohs and divinities and symbolizing, for the Egyptians, ‘supreme power’." (Joan Marie Cichon. Matriarchy in Bronze Age Crete)
Мосс также напоминает нам, что змея, выглядывающая из-за верхушки шляпы одной из кносских змеиных богинь, напоминает змею урея, которую носили на головных уборах египетских фараонов и божеств и символизирующую для египтян «верховную власть».
![]() |
The Snake Goddess, Knossos, 1650-1550 BC |
У более крупной из этих фигур змеи ползают по её рукам и поднимаются к «высокой цилиндрической короне», на вершине которой возвышается змеиная голова.
13 декабря 2024
"Мыслящий тростник".
По выражению Эриха Фромма, «…человек… наполовину животное, а наполовину символ». Эрнест Беккер объясняет: "Символичная идентичность человека резко выделяет его из остальной природы. Он символичен сам по себе, являясь существом с именем и жизненной историей. Он — создатель, мозг которого может рассуждать об атомах и бесконечности, а может перенести своего хозяина в точку космоса, откуда тот сможет скромно наблюдать за собственной планетой… Но в то же время… человек — червь и корм для червей… [Его тело] — материальная мясистая оболочка, чужеродная своему владельцу во многих смыслах, потому что является самым странным и наиболее отвратительным образованием, истекающим кровью, увядающим и умирающим. В буквальном смысле слова человек делится надвое…".
Теперь становятся вполне понятны слова ап. Павла из его письма к Римлянам 7:24: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?"
Сейчас много говорят и пишут о переходе человека из реальной жизни в искусственную среду, созданную с помощью технологий виртуальной реальности. Но, конечно, это только игровая симуляция перехода; никакого "открепления" сознания от тела нигде не наблюдается. Так называемый "искусственный интеллект" — это всего лишь набор алгоритмов, который уже давно используется, например, при создании шахматных "движков" (Stockfish и др.). У "движка" нет самосознания, и ему всё равно: что - повидло, что - говно.
Если человеку всё же удастся "открепиться" от своего "тела смерти" (и, шире, - от планеты Земля), то это будет такая великая Пасха, по сравнению с которой христианская пасха покажется детским лепетом.
В XXI, и даже в XXII веке человек вряд ли совершит этот "переход" к бестелесной жизни. Современные учёные даже не знают, где пребывает сознание. Как же его "открепить" от тела, если ничего не известно о его местонахождении?
12 декабря 2024
О борьбе патриархального государства с матриархальной традицией у хеттов.
Герда Лернер в своей монографии "Сотворение патриархата" рассматривает, на примере истории хеттов, борьбу патриархального государства с матриархальной традицией.
С хеттами произошло то же самое, что случилось с греками-ахейцами. Завоеватели, установив своё политическое господство, были вынуждены идти на компромисс с религией и культурой завоёванного народа. В результате образовалась "смесь бульдога с носорогом": новые патриархальные цари со старым матриархальным наследованием.
![]() |
«Богиня с царём», XIII-XIV вв до н.э., культура хеттов, Малая Азия. Золото |
"Хеттское общество процветало между 1700 и 1190 годами до н. э. в древней Анатолии. В нём сочетались элементы более древней культуры хаттов и элементы культуры индоевропейского народа, который, вероятно, захватил этот регион в конце третьего тысячелетия до н. э. [Я полагаю, что тут скорее следует говорить об индоевропейской орде, наподобие монголо-татарской, а не о народе; различие между ордой и народом примерно такое же, как между саранчой и кузнечиками.] Раннее хеттское правление основывалось на системе, в которой право наследования принадлежало тавананне — сестре царского сына. Хеттская царская семья практиковала браки между братом и сестрой, аналогичные родственным отношениям царских семей в Египте. Мужчина-правитель женился на своей сестре, которая была тавананной и имела значительную экономическую и политическую власть, такую как право собирать налоги с городов. Её сын получал право наследования — но не из-за того, что его отец был царём, а из-за того, что право наследования принадлежало тавананне. Эта роль была наследственной, поэтому дочь тавананны, которая унаследовала её роль, наследовала столь же важное положение во власти, как и её брат. Позже, когда брак между братом и сестрой был запрещён, тавананна продолжала быть жрицей и сохраняла право наследования. Теперь это означало, что сын её брата станет наследником престола.
11 декабря 2024
Против Геродота.
"По представлениям, отражённым в европейской культуре в источниках от Библии и Геродота до христианской литературы и Дж. Фрэзера, главным делом жриц Древнего Вавилона была храмовая проституция. В последние годы такое понимание переосмыслили. Ни одно из многочисленных исследований последних лет не отыскало документальных доказательств существования храмовой проституции в Месопотамии" (https://knife.media/mesopotamian-women/).
А Геродотово сообщение, между прочим, является тем "столпом", на котором держится вся концепция И. Бахофена о первобытном "гетеризме". И хотя я никогда не разделял эту его концепцию, но, тем не менее, я тоже "клюнул" на цветистый рассказ Геродота. Да и как не "клюнуть"?! Это же не кто-нибудь, а сам "отец истории"!
10 декабря 2024
«Надитум»
По сообщению Герды Лернер, в эпоху Хаммурапи (ок. 1792—1750 г. до н. э.) при вавилонских храмах Шамаша и Мардука проживали женщины-надитум. Слово «надитум» означает «бесплодная» — это вполне подтверждает свидетельство о том, что им нельзя было рожать детей. Жрицы-надитум бога Шамаша с юного возраста жили в затворничестве и не выходили замуж. Будущие жрицы проходили обряд инициации, который по своей сути очень напоминал свадьбу, но свадьбу не с человеком, а с богом. Жрицы происходили из высших слоёв общества: среди них были и дочери царей, но в основном —дочери высокопоставленных чиновников, писцов, врачей, жрецов. Обитель, в которой жрицы жили вместе со своими служанками и слугами, представляла собой комплекс отдельных строений на территории храма. Исходя из того факта, что надитум обладала правом выходить замуж (ЗХ, статья 137) после истечения определённого срока службы при храме, можно предположить, что этой категории жриц разрешалось покидать монастырь и жить с мужем. Следовательно, надитум могла вступать в брак, но судя по всему у неё не было возможности иметь собственных детей. Вероятно, её статус жрицы запрещал ей это, поэтому надитум часто удочеряли детей, чтобы те заботились о них в старости. Раскопки обнаружили, что в обители храма города Сиппар была библиотека, школа и кладбище. В обители одновременно проживали до двухсот жриц, однако количество надитум после эпохи правления Хаммурапи стало постепенно сокращаться.
Эти "монахини"-надитум напоминают мне древнеримских весталок. Те, тоже, происходили из аристократических семейств, и тоже могли (теоретически) выходить замуж примерно в 40-летнем возрасте.
Википедия сообщает: "Среди надиту было много писцов. В соответствии с «Эпосом о Гильгамеше», писание — атрибут богини [1]. Одни из первых клинописных табличек были найдены в храме Инанны в Уруке, они датируются 4-м тысячелетием до н. э. Многие надиту жили в этом храме как жрицы.
Вдоль Тигра и Евфрата до сих пор обнаруживают храмы, в которых поклонялись Инанне и где служили надиту. Древний 5000-летний храм в Уруке (библейский Эрех) является самым крупным из них, его регулярно перестраивали и расширяли. Там были найдены скульптурное изображение женской головы и широко известная ваза из Варки (сейчас находится в музее в Багдаде), рельефные изображения на которой относятся к архаическому культу Богини-матери: священные предметы, леса, мужчины, собирающие урожай, козы — символы общественного устройства в те времена".
Интересно, а зачем жрицы-надитум проживали при храмах Шамаша и Мардука, если у них были свои храмы Инанны? Что-то тут не так...
--------------------------------------------------------------
[1] Богиней мудрости и письма в середине третьего тысячелетия почиталась Нисаба. «Ни» здесь — титул, указывающий на женскую сущность, Леди Саба. Она была богиней зерна, изображаемой в виде стебля. Её присутствие требовалось при сделках с зерном, при записях о распределении зерна. И обыкновенно писцы заканчивали свои записи фразой: «Слава Нисабе!».
При переходе от шумерского к аккадскому пантеону фигура богини письменности сменилась богом.
О гостевых браках в архаичной Месопотамии.
Пауль Кошакер подчёркивает, что в Месопотамии существовали две формы брака. Более древняя форма — это брак без совместного проживания. В этом случае жена продолжает жить в доме отца (или матери), а муж сожительствует с ней постоянно или от случая к случаю. Доказательства существования такой формы брака имеются в Законах Хаммурапи и библейских писаниях — там его называют «бина». Эта форма брака сохраняет за женщиной большую независимость и упрощает для неё развод. Кошакер считает, что Законы Хаммурапи и Среднеассирийские законы закрепили другую форму брака — патриархальную, и со временем она стала основной. В таком браке женщина проживает в доме мужа и полностью от него зависит; получить развод для неё практически невозможно. Кошакер полагает, что такая форма брака развилась из покупки невесты и примерно в 1205 г. до. н. э. (во времена Гудеа, правителя города-государства Лагаш) трансформировалась в брак с заключением письменного договора.
По всей видимости, под более древней формой брака — «биной» — следует разуметь т. наз. гостевой брак, который существовал у коренных жителей Месопотамии — субареев — до шумерского вторжения.
По сообщению Герды Лернер, в Лагаше около 2350 г. до н. э. правитель Лугальанда захватил власть над наиболее важными храмами, посвящёнными богине Бау и богам Нингирсу и Шульшагу, отдав их под управление назначенного им чиновника, который не являлся жрецом, как это было ранее, и назначив себя, свою жену Баранатамтарру и других членов своей семьи главами храмов. Он также говорил об этих храмах как о частной собственности энси (правителя), больше не упоминал имена божеств в храмовых документах и обложил жрецов налогами. Лугальанда и его жена стали крупнейшими землевладельцами. Жена, Баранатамтарра, разделяла власть энси, управляла своими частными усадьбами и собственностью храма Бау. Она снаряжала дипломатические посольства в соседние государства, покупала и продавала рабынь и рабов.
Большая удача, что сохранились обширные экономические записи храма богини Бау. Они охватывают правление Лугальанды и его наследника Урукагины. Документы времён правления Урукагины рассказывают нам о подробностях жизни женщин. Один из указов Урукагины гласит: «Женщины прошлых времён заключали браки с двумя мужчинами, но женщин нашего времени заставили оставить это преступление». Указ продолжается постановлением, согласно которому женщин, совершивших такое «преступление», во времена Урукагины забивали камнями. Современные феминистки интерпретировали эти «указы» как свидетельство существовавшей практики многомужества и её окончании во времена правления Урукагины. Но, я думаю, это опять же свидетельство существования гостевых браков в архаичной Месопотамии. Эти браки кое-где сохранялись на Японских островах в раннем Средневековье. Из описаний этой брачной традиции мы знаем, что японские женщины могли "принимать" у себя — по очереди — двоих мужей, и даже более. Надо полагать, что и женщины субареев практиковали те же формы брака, - ведь мужчина никогда не приходит с пустыми руками: один подарок в неделю - хорошо, а два подарка в неделю - лучше.
09 декабря 2024
О человеческих жертвоприношениях у шумеров.
Герда Лернер в своей монографии "Сотворение патриархата" рассказывает о о социальной структуре шумерского общества в раннединастический период, около 2500 г. до н. э. Ничего нового и ничего особенного она не сообщает, - у шумерских царьков той эпохи были точно такие же похороны с человеческими жертвоприношениями, как у их современников, северных варваров, носителей т. наз. ямной культуры (о том, что носители ямной культуры практиковали человеческие жертвоприношения, свидетельствуют исследованные в последние годы курганы Мергелевой гряды в Луганской области.)
"Для нас особенно интересны находки из царской могилы 789, принадлежавшей царю, чья личность не была точно установлена, и могилы 800, принадлежавшей царице Пуаби, которая, скорее всего, жила около 2500 г. до н. э. Её личность была установлена с помощью цилиндрической печати из лазурита, найденной рядом с её останками, на которой написано её имя. Во всех случаях тела цариц были найдены в каменной камере вместе с несколькими другими останками, предположительно прислугой. Важно то, что сотни других могил на кладбищах Ура не содержат свидетельств о человеческих жертвоприношениях; только царские. Также стоит заметить, что обе царицы погребены с прислугой, как и цари, что может указывать на то, что человеческой жертвы удостаивалось именно царское звание, и что в этот ранний период божественные качества могли приписываться и женщинам, и мужчинам.
В могилах 789 и 800 погребальные камеры расположены в конце глубокой ямы, которую сформировало массовое захоронение свиты усопшей. Тело царицы лежит на носилках; она похоронена в замысловатом головном уборе из золота, лазурита и сердолика, с изысканным золотым кубком в руке. Подле носилок скорчились две служанки; носилки окружены погребальными подношениями искусной работы по металлу и камню. Вулли предположил, что во время погребальной церемонии царица и её свита погребались первыми в самой глубокой камере, которую затем замуровывали. Вторая фаза погребальной церемонии происходила в яме, окружающей камеру — там жгли костры, проводили поминальный пир и приносили жертвы божествам. Потом в яму укладывались старшие из домашней прислуги и придворные. Наверняка происходила какая-то церемония, так как в яме захоронены и музыкантши, чьи руки так и покоятся на инструментах. Жертв, скорее всего, сначала отравляли или одурманивали, о чём свидетельствует чаша около каждого тела, после чего яму замуровывали и забрасывали землёй.
В могиле 789, принадлежавшей царю, были найдены скелеты шести солдат. Они, предположительно, служили стражами ямы и сопровождали четырёхколёсные повозки, запряжённые волами. В каждой повозке находится тело возницы в той же позе, как если бы он до сих пор правил волами. Напротив стены были найдены тела девяти женщин в изысканных украшениях; всего же вместе с царём нашли останки шестидесяти трёх женщин и мужчин.
Ещё одна могила, названная Великой ямой смерти, содержала тела шестидесяти восьми женщин в богатых украшениях и шести мужчин. Шесть стражников выстроились в ряд у входа; среди женщин — четыре арфистки и шестьдесят четыре придворные дамы с золотыми и серебряными лентами в волосах".
"Царские могилы в Уре рассказывают нам, что правящие царицы разделяли статус, власть, богатство и атрибуты божественности с царями. Но крайнее преобладание женских скелетов над мужскими среди захороненных вассалов также говорит об их большей уязвимости и зависимости в роли служанок", - делает заключение Герда Лернер.
Ну а я, для себя, сделал несколько иной вывод: поскольку простые могилы на кладбищах Ура не содержат свидетельств о человеческих жертвоприношениях, а только царские, надо полагать, что сии жертвоприношения являлись формой устрашения, запугивания, террора. Смысл сих погребальных ритуалов вполне прозрачен: смотрите, суки, не дай божок, царь умрёт прежде вас! тогда всех вас, блядей, похоронят заживо вместе с ним! а посему непрестанно хольте и лелейте его царское величество, всячески ублажайте его и потакайте всем его прихотям, ибо вы живёте, пока он живёт.
Немного про Чатал-Хююк.
Чатал-Хююк по строению был схож с ульем. Отсутствие улиц, большой площади или дворца, а также одинаковый размер и однотипная обстановка домов позволили Мелларту предполагать, что в Чатал-Хююке не было ни иерархии, ни центральной политической власти — она была разделена между населением.
Исходя из структуры построек и платформ для сна, Мелларт заключает, что организация общества была матрилинейной и матрилокальной. Последнее, исходя из свидетельств, наиболее вероятно. Мелларт считает, что в домах хоронили только привилегированных людей. Из 400 похороненных только у одиннадцати были «охровые» захоронения — их скелеты были раскрашены красной охрой, что Мелларт считает признаком высокого статуса. В силу того, что большинство из них — женщины, Мелларт заключает, что у женщин в этом обществе был высокий статус, и предполагает, что они могли быть жрицами. Он считает, что женщины развивали земледелие и распоряжались урожаем. Из отсутствия свидетельств о кровавых жертвоприношениях в храмах он делает вывод об отсутствии центральной власти и касты воинов и говорит, что во всём Чатал-Хююке на протяжении тысячи лет нет свидетельств войн. Мелларт также ратует за тот факт, что женщины создали религию нового каменного века и в основном именно они создавали произведения искусства.
Дж. Мелларт отмечает высокий уровень материальной культуры в Чатал-Хююке: «С побережья Средиземного моря в большом количестве привозили раковины, особенно денталии, для бус, также камень различных пород, из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотёрки, ступки и песты, а также небольшие культовые статуэтки (для изготовления их использовали алебастр, мрамор, чёрный и коричневый известняк). На краю долины добывали диорит, из которого делали целиком шлифованные тёсла, топоры и украшения. Охра и другие краски добывались из окружающих долину холмов, как и окаменелые раковины, лигнит, медная и железная руда, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти сырые материалы использовались обитателями поселения, но местоположение мастерских ещё не определено. Не менее изумителен уровень технологии: наконечники копий и стрел из обсидиана и церемониальные кремнёвые кинжалы с прекрасной отжимной ретушью оставили далеко позади все аналогичные изделия Ближнего Востока. Зеркала изготовляли из полированного обсидиана и аккуратно закрепляли в рукоятке при помощи известковой массы; бусы делали
![]() |
Это обсидиановое зеркало было найдено в Чатал-Хююке. |
из синего или зелёного камня – апатита, отверстия в них тонки и для современных игл. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Применялась инкрустация одного камня другим, уже в IX горизонте появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, часто изготовленные из рудного металла. Прекрасные ткани (возможно, шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача. Деревянная посуда, заменявшая вместе с плетёной керамику в нижних слоях поселения, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в неолитическое время на всём Ближнем Востоке» (Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. С. 85–86).
Чатал-Хююк показывает никчемность, ненужность государственной власти. Здоровый социальный организм живёт без паразитов.
08 декабря 2024
Про змею Скарапею.
В Библии говорится о том, что в Эдемском саду Ева вступила в «близкие контакты третьей степени» со змеёй. И змея внушила Еве вкусить от Дерева познания.
В этом смысле, особый интерес представляют изображения рогатой змеи.
![]() |
Петроглиф рогатого змея, Барьерный каньон, Юта, США. Фото Брайана К. Ли. |
Рожки можно интерпретировать как корону, что указывает на особый "царский" статус змеи.
По словам Марии Гимбутас, вера в магическую корону королевы-змеи до сих пор сохранилась в европейском фольклоре: тот, кто завладеет змеиной короной, узнает все тайны мира, найдёт заколдованные сокровища и поймёт речь животных.
Удивительно, что со змеями как-то связано тайнознание, и даже Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, сказал им: "Будьте мудры, как змеи".
![]() |
feeding snake with milk |
The Messengers: The Animals Of Goddess.
07 декабря 2024
«Демонстрация власти»?
Встречаются изображения Артемиды, на которых богиня немилосердно душит бедных птичек.
![]() |
Мемориальная доска из храма Артемиды Ортии в Спарте. |
Зачем она это делает?
Думая над этим, я вспомнил поговорку "чем ближе к царю, тем ближе к смерти". Говорят, если кто-то из приближённых хана Батыя приносил ему плохую весть, доносчику отрубали голову. Нина Голубева перефразировала эту пословицу на поэтический манер:
К царям, к огнюне подходите близко –
вмиг опалит,