03 сентября 2025

Матрилокальные поселения на Крите?

Возможно ли определить тип семьи на о. Крит до вторжения греков-ахейцев? Была она матрилокальная или патрилокальная? Учёные пытаются разобраться в этом вопросе на основании раскопок крито-минойских погребений. 

Уоррен [1] крайне скептически относится к использованию погребальных данных для демографических реконструкций, но когда дело доходит до интерпретации группы, совершившей погребения, он отмечает, что «факт коллективного захоронения предполагает… сплочённые, относительно эгалитарные или социально недифференцированные единицы, такие как клан или расширенная семья». 

Фрагмент гробницы, использовавшейся с раннеминойского периода, Арханес, Крит. Крайне маловероятно, что такая массивная гробница могла быть построена нуклеарной семьёй.

Здесь крайне важно учитывать планировку поселений на Крите и — шире — во всей Эгеиде. Ю. В. Андреев в своей монографии «Поселения эпохи бронзы на территории Греции и островов Эгеиды» (2013) выделял так называемые "инсулы" в квазигородских кварталах Бронзового века. Эти "инсулы", то есть общие дворы, объединяющие несколько соседних домов, могут указывать на то, что разные семьи всё ещё составляли одно домохозяйство. Ещё раньше (1983) Канта [2] обратил внимание на то, как в более поздние времена традиционные критские деревни были организованы в кварталы, где каждый квартал занимал клан или расширенная семья.

Plan of Quartier Mu, Malia. Иногда удаётся выделить отдельные жилые единицы внутри таких комплексов, но внутренние границы редко бывают чёткими и часто нечёткими.

31 августа 2025

«Глазастая» богиня Олега Корытко.

Прочитав книгу Олега Корытко "Homo religiosus: на путях поиска истины" до стр. 98, я понял, что, несмотря на отдельные "косяки", в целом книга "кошерная". Мне понравилось его описание "глазастой" богини. Я решил "скопипастить" его, с собственными комментариями.

"Ещё одно замечательное напоминание о культе богини-матери часто встречает нас у входа в мегалитические усыпальницы. Это изображение «глазастой» богини, которая рисуется с двумя круглыми глазами, сходящимися бровями и клювом хищной птицы (см. рис. 17) [1].

Рис. 17. "Глазастая богиня". Фото автора.

Ниже иногда можно увидеть груди и лоно богини в виде закрученной спирали, принимающее умерших и рождающее их к новой жизни. Весьма часто это изображение упрощается до Т-образного вида".

Это очень интересно. Потому что это объясняет недавнюю находку возле дольмена из кургана 39 могильника Клады на Западном Кавказе.

Дольмен из кургана 39 могильника Клады.

О книге "Homo religiosus: на путях поиска истины" протоиерея Олега Корытко.

Протоиерей Олег Корытко в своей монографии "Homo religiosus: на путях поиска истины" пишет: "В результате раскопок [на территории древнего Иерихона] были обнаружены статуэтки бородатого мужчины, женщины и ребёнка, что даёт основание предположить существование веры в триаду богов."

И далее: "Главным божеством [Чатал-Хююка] была богиня, представленная в трёх ипостасях: молодой матери, старой женщины (нередко в сопровождении грифа) и весьма примитивного, с точки зрения исполнения, хтонического существа из подземного мира".

Артефакты — ерунда, главное — интерпретация. И протоиерей интерпретирует в православном духе, подгоняя факты к концепции Троицы, которая представляет единого Бога в трёх Лицах (Ипостасях). Надо сказать, что покойный о. Александр Мень в своей «Истории религии» не занимался "притягиванием за уши" двусмысленных фактов к заранее известной историософской концепции. Я тоже не интерпретирую палеолитических "венер" исключительно как образы Богини, которой поклонялись первобытные люди. Вполне возможны иные толкования этих многочисленных статуэток, и я рассматриваю все варианты, даже самые экзотические. Но, видно, такой "либерализм" недопустим в лекциях студентам духовных семинарий (автор говорит, что его книга родилась из курса лекций, читаемых им в Сретенской духовной семинарии по предмету «История религий»).

Далее протоиерей Олег Корытко касается шаманизма и, указывая на его распрострастранение по всему земному шару, верно замечает, что в первобытном мире "именно шаманизм был доминирующей, а в некоторых случаях и единственной религией". Однако затем протоиерей, говоря о космологических представлениях в шаманизме, среди множества языческих космогоний выбирает одну, наиболее похожую на православную.

"Мир, безусловно, имеет некое начало. Характерным в этом отношении является миф алтайцев о сотворении мира Ульгенем [1]. Однако при этом утверждается, что Вселенная испытала на себе воздействие «конкурента» Ульгеня — Эрлика [2] — бога подземного царства, который сначала помогал в сотворении мира, а затем стал вредить Ульгеню. Данный космогонический миф принадлежит алтайским народностям. У других народов представления о происхождении мира более размытые. Тем не менее приведённый пример обнаруживает характерные для шаманизма представления о возникновении и устройстве Вселенной.

30 августа 2025

О разделении людей по признаку пола.

Шуньята — центральное понятие всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений; отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их взаимозависимости, обусловленности и относительности: то, что возникло сложением факторов и со стечением обстоятельств, пусто (шунья).

Интересно, что шуньята — наиболее трудное понятие буддизма — отождествляется с Богиней. Философия Богини-Пустоты в буддизме напоминает индуистскую трактовку Чёрной Кали, которая мыслится как трансцендентный Абсолют, находящийся за пределами человеческого понимания. Индусские почитатели Богини, воплотившей своё абсолютное начало в образе Чёрной Кали, для того чтобы преодолеть инерцию мирского восприятия, подвергали себя самым невероятным испытаниям. Буддисты для достижения сходных задач («удалить всё мирское из сознания и удалить сознание от всего мирского») использовали подобные (хотя и не такие жестокие) процедуры.

Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" (Twilight Goddess) цитируют «Вималакирши-пирдешагсутра» («Слова, сказанные Вималакирти»), известную буддийскую книгу, посвящённую переходу от узкого пути Хинаяны к широкому пути Махаяны.

Книга построена в форме «уроков»-бесед будды Вималакирти (Нравственно чистый), просветлённого хозяина дома, с учениками будды Гаутамы. Вималакирти очень энергично преподаёт искусство отказа от клишированных взглядов, мыслей, действий. Интересно, что самый ценный урок даёт ученику Будды не сам хозяин, а некая Богиня, оказавшаяся в доме. Волшебная речь Богини, исполненная глубинного, но тонкого юмора, трактует феномен женоненавистничества и предубеждениий, связанных с полом, как деформацию идеи (и практики) целомудрия и чистоты.

Кузнец и чёрт.

В русском языке слова кузнец, коварный и кознь являются этимологически родственными. В древнерусском, а также в некоторых славянских языках кузнеца называют коварь (др.-русск.), ковач (сербск.), коваль (укр.), kovâr (чеш.). К глаголу ковать восходят и слова коварный и коварство, а также кознь. Кузнец мыслится как «кующий ковы, путы», замышляющий нечто недоброе, строящий козни. Ср. с церковнослав. ковати зъло ("замышлять недоброе").

Кузнец Вакула и чёрт.

Отчего же образовалась эта "связка" кузнецов с нечистой силой?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала вспомнить другой вопрос — «В чём сила, брат?» — из фильма Алексея Балабанова «Брат-2» (2000). По сюжету фильма, главный герой Данила Багров (Сергей Бодров-младший) задаёт этот вопрос своему старшему брату, который считает, что сила в деньгах. Данила же утверждает, что сила в правде.

Оно, конечно, верно: при прочих равных обстоятельствах, сила в правде. Но если человек, который прав, безоружен, а человек, который неправ, вооружён кинжалом или мечом? Тогда сила будет на стороне подлеца, а не праведника. А кто же наделил силой подлеца? — Кузнец (и стоящий за его спиной чёрт).

Вот оно коварство: правда бессильна перед автоматом Калашникова. Ты ему — слово, а он тебе — пулю в лоб.

Мурси.

Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Когда гремит оружие, законы молчат». Немного перефразируя, можно сказать: «Когда гремит оружие, правда молчит». 

29 августа 2025

О роли женщин в создании империи Цинь.

Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" пишут о росте деспотизма и милитаризма в общественной и политической жизни китайского общества в течение первого тысячелетия до нашей эры.

"Бесконечные конфликты Эпохи Сражающихся Царств [1] привели, наконец, к выдвижению дома Цинь, когда-то слабейшего (в культурном смысле) из семи главных царств. 

Китай в Период Сражающихся царств (260 до н. э.)

Один из источников могущества Цинь (о чём принято то ли не догадываться, то ли умалчивать) - относительно высокий, по сравнению с другими царствами, статус женщины. В 334 году до нашей эры правитель Цинь отменил закон, требовавший обязательных человеческих жертв при погребении сановного лица мужского пола. Жертвами их ритуальных казней в подавляющем большинстве были женщины, которых умерщвляли ради такого случая десятками и даже сотнями.

Отмена варварского обычая привела к тому, что в провинции Цинь жило больше женщин, чем в других местах, особенно в домах богатой и могущественной аристократии. Женщины, которыми традиционно пренебрегали, стали здесь оплотом и поддержкой крепнущей государственности Цинь.

Первая в истории Олимпийская чемпионка — спартанская царевна Киниска.

"В Древней Греции женщины не допускались на Олимпийские игры даже как зрители, однако была одна лазейка, с помощью которой Киниска стала ‭«участницей» и победительницей.

Киниска — спартанская царевна, была дочерью царя Спарты Архидама II и сестрой царя Агесилая II. У неё было обширное имение, где она разводила и тренировала лошадей. В 396 году до н. э., когда ей, вероятно, было от 40 до 50 лет, она стала первой женщиной, участвовавшей в Олимпийских играх.

Спартанская культура предполагала, что сильные дети рождаются от сильных родителей (необычная идея для Древней Греции), поэтому власти Спарты поощряли женщин тренировать как ум, так и тело. В отличие от Афин и других греческих городов-государств, где девочек учили только домашним навыкам, в Спарте проводились гонки и испытания силы как для девочек, так и для мальчиков.

Спартанские девушки выходили замуж позже, что давало им больше времени на образование. Аристократические девушки, такие как Киниска, изучали поэзию, а также обучались танцам и пению для участия в соревнованиях, поэтому она, возможно, была даже грамотной. У Киниски были богатство и статус — но именно её амбиции сделали её легендой. Эти амбиции и побудили её участвовать в гонках на колесницах-четвернях (тетрипонах) на Олимпийских играх в 396 и 392 годах до н. э., и её команда на колесницах победила оба раза.

Это достижение было особенно впечатляющим, потому что в те времена женщинам даже не разрешалось ступать на территорию Олимпийского святилища во время состязаний. Чтобы участвовать, Киниска умело использовала лазейки.

В таких видах спорта, как борьба или метание копья, участники соревновались индивидуально на поле. Однако в гонках на колесницах победителями считались владельцы лошадей, а не наездники — которые почти всегда были рабами. По аналогии с современными скачками, такими как, например, Kentucky Derby или Melbourne Cup, победителями являются лошадь и её владелец, а не всадник. То есть Киниске не нужно было самой управлять колесницей, чтобы победить.

Изображение древнегреческой колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, ок. 530–520 гг. до н. э.

28 августа 2025

Интересные детали о поселении Чатал-Хююк.

Ликао́нская равни́на, или плато́ Ко́нья, будучи дном высохшего древнего озера, было покрыто веером рек [1], образующих плодородные дельты. На одной из них и возник Чатал-Хююк.

В этих местах жители были обеспечены пресной водой и рыбой из множества рек, хорошей глиной для строительства и создания посуды, а также травой для выпаса овец. Но самое главное — веерообразная система рек создавала естественную систему каналов, обеспечивая водой поля для выращивания пшеницы, гороха, бобов и чечевицы.

Дополняло рацион жителей Чатал-Хююка мясо, добытое на охоте. Они ещё не забыли многие тысячи лет традиции первобытных людей и активно били зверьё.

Учёные в разные времена называли различные варианты по количеству проживавших в Чатал-Хююке людей. Назывались цифры в 600, 800 и даже 5000 или 7000 человек. Но при исследовании возникла одна проблема: в поселении нет никаких признаков иерархии и наличия хоть какой-то централизованной власти. Учёные-социологи заявили, что без неё возможно совместное проживание не более двухсот человек, иначе всё поглотит социальная агрессия и анархия.

Неолит без элит.

Происхождение социального неравенства давно вызывает споры учёных. Ранее считалось, что появление сельского хозяйства неизбежно приводит к появлению богатых и бедных. Однако новое исследование, опубликованное в Science Advances, ставит под сомнение эту концепцию на примере истории Карпатского бассейна. 

Археологические объекты, использованные для анализа

«Мы показали, что социальное неравенство не увеличилось в течение 5000 тысяч лет после появления сельского хозяйства в Юго-Восточной Европе», — говорит ведущий автор исследования, археолог д-р Пол Р. Даффи из Кильского университета (Германия).  — «Тяговые животные и экстенсификация, возможно, сыграли важную роль в развитии урбанизма и неравенства в Месопотамии IV тысячелетия до н. э., однако те же результаты не характерны для последовательности событий в Карпатском бассейне, хотя там были доступны те же технологии».

Планы поселений с венгерских и сербских участков, рассматриваемых в исследовании. Длинные чёрные линии обозначают рвы, обнаруженные с помощью методов дистанционного зондирования, а чёрные прямоугольники – дома.

27 августа 2025

Про узелковое письмо кипу.

В записи "Похвала прялке"  я сделал предположение, что кипу, узелковое письмо инков, было создано древними андскими ткачихами. И вот появилось косвенное подтверждение: 

"Статья международной группы учёных, опубликованная в августе 2025 года в журнале Science Advances, посвящена анализу одного из древнейших образцов кипу — шнура KH0631, датируемого примерно 1498 годом. Основной шнур был изготовлен из тёмно-коричневого человеческого волоса. В инкской культуре человеческие волосы, включённые в основной шнур, служили своего рода «подписью» создателя. Это позволяло идентифицировать человека, который делал кипу. Используя современные методы элементного анализа и масс-спектрометрию изотопов, исследователи смогли определить рацион человека, который создавал кипу.

Анализ показал, что мастер KH0631 питался как простолюдин: преимущественно клубнями и зеленью, а не мясом и кукурузой, привычными для элиты инков. Это открытие ставит под сомнение представление, что доступ к технологии кипу был ограничен узким кругом привилегированных людей.

Исторические сведения подтверждают, что в XIX и XX веках изготовлением кипу занимались крестьяне и рабочие, а записи Фелипе Гуамана Помы де Айялы, инкского летописца XVI века, показывают, что женщины также могли создавать эти верёвочные записи" (Источник).

К этому надо добавить "узелки на память", которые раньше наши бабушки завязывали на своих платочках. И своим дочкам-внучкам говорили: завяжи узелок, - увидишь его и вспомнишь зачем завязывала. Может быть, эти "узелки на память" следует расценивать как самую архаичную и примитивную систему письма?

«Право первой ночи» наоборот.

А вот пишут, что в африканском племени баньянколе "мужчина перед свадьбой обязан быть опробован тёткой своей невесты в специальной хижине". "Представьте себе: жених обязан провести нoчь не с невестой, а с её тётей. Да-да, именно тётушка должна первой «oпрoбовaть» будущего жениха. Задача тётушки заключалась в том, чтобы проверить "мужскую силу" будущего жениха, всё ли у него работает и умеет ли он доставлять yдoвoльcтвиe женщине. По итогам этой «проверки» тётя давала своё одобрение или могла посоветовать племяннице отказаться от брака".

Народ нколе, также известный как баньянколе, является этнической группой банту. А для банту на ранней стадии развития был характерен матриархальный уклад. Дж. П. Мёрдок доказал, что исходная матрица социальной организации народов банту была матрилинейной. В наибольшей степени такие черты сохранились у центральных банту, которые живут в районах, непригодных для разведения крупного рогатого скота. По мнению учёных, общины сменили матриархальный уклад на патриархальный после того, как в племенах распространилась практика приобретения крупного рогатого скота. 

Сегодня среди нколе много скотоводов, разводящих ватусси, крупный рогатый скот с огромными изогнутыми рогами, который считается символом богатства и власти.


26 августа 2025

Кибела - защитница городов.

Как защитницу городов или полисов, Кибелу изображали в короне в форме оборонительной городской стены.

Серебряная тетрадрахма Смирны. Богиня была защитницей города и городских порядков.

Женские божества охраняют человеческую цивилизацию от варваров, закон от беззакония. Они устанавливают границу, внутри которой проживают культурные люди, а за границей - дикие звери. В этом смысле, женские божества можно назвать "пограничниками". "Львиные ворота" городов тоже не стоит забывать, ибо львы были священными животными Кибелы. 

Многочисленны и естественны ассоциации Богини с водой и водными источниками - реками, озёрами, колодцами, - ибо без воды нет жизни.

Статуя богини Иштар (Инанны). Mapu. XVIII в. до н. э.

"Цивилизация и распространение искусств ассоциируются с богиней «Сарасвати» (богиней водоёмов). Сарасвати - архетипическая богиня реки. Подобно кельтской Дане, река является образом не только материального, но и культурного плодородия - река цивилизации, в которую впадают ручейки различных знаний", - говорится в совместном труде Томаса Клири и Сартаз Азиз "Богиня сумерек".

О виноделии в Старой Европе.

Археологи обнаружили древние виноградные семена и керамические сосуды, свидетельствующие о виноделии ок. 7000 лет назад на территории совр. Болгарии. Открытие было сделано в доисторическом поселении, прозванном «Город птиц», на окраине села Юнаци недалеко от города Пазарджик, сообщает Аrkeonews. Находка включает более 3000 обугленных виноградных семян и фрагментов керамических сосудов, предоставляя самые древние свидетельства виноделия на Балканах. Семена были обнаружены в доме эпохи халколита (медно-каменный век), который был разрушен пожаром в V тысячелетии до н.э.

По словам Камена Бояджиева, доцента из Национального археологического института в Софии, комбинация виноградных семян и фрагментов сосудов, а также ботанический анализ, указывают на брожение. Он добавил, что вино, вероятно, наливали и употребляли в изящных, элегантных сосудах, покрытых графитовой росписью — настоящих произведениях ремесла, созданных специалистами по столовой керамике.

Археологи на раскопках телля Юнаците.

Телль Юнаците с высоты птичьего полёта

Телль Юнаците на карте совр. Болгарии

25 августа 2025

Что такое сейд?

Дженни Блейн в своей монографии "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" пишет:

"Нынешний Allsherjargoði (верховный жрец) исландского Asatrú, Йормундур Инги, сказал мне, что женщины в Исландии сохранили некоторые из практик, связанных с сейдом, часто неосознанно, как повседневную деятельность, гендерную практику, просто то, что женщины делают в своей семье и на кухне.

Я помню, когда я был маленьким ребёнком и жил в деревне … женщины закрывались на кухне, чтобы делать какие-то вещи, о которых шептались, а мужчины просто держались подальше … а мы были просто маленькими детьми, мы иногда оставались там, они не обращали на нас внимание. Они выполняли какие-то маленькие фокусы, о которых мы не знали, что это магия, и, вероятно, они тоже не знали … по каким-то знакам или чему-то ещё, обычно они понимали, за кого им следует выйти замуж, как всё должно идти и так далее, они делали это постоянно.

Конечно, остаётся спорным вопрос, в какой степени эти действия считаются сейдом", - делает замечание Дженни Блейн.

Насколько я понимаю, сейдом может быть любой женский "кунстштюк". И любая женщина, в принципе, может сотворить какое-либо маленькое чудо. Для этого нужно уединиться и "поколдовать"; "если долго мучиться, что-нибудь получится...".

Útiseta ("сидение") и менструальное табу.

В монографии Дженни Блейн "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" имеется любопытная главка, которая называется "Под плащом" (с. 94 сл.).

Как гласит история, тысячу лет назад исландцы находились в затруднительном положении. Некоторые из них были приверженцами старой религии, Heiðni — язычества, в то время как другие приняли новую религию христианства, и было внешнее давление, включая экономические санкции и угрозы людям, которые были заложниками за границей, склоняющие людей к новой религии. Перед Скалой Закона шли дебаты и споры. В XII веке Ари Торгильссон записал «обращение» в «Книге исландцев».

"… христиане и язычники заявили, что не будут жить по законам друг друга, и тогда <...> Торгейр лёг и завернулся в плащ, и пролежал весь день и всю ночь, не говоря ни слова. На следующее утро он сел и позвал людей к Скале Закона. Он обратился к ним, когда люди пришли, сказав, что это кажется ему безвыходным состоянием, что народ и земля не будут подчиняться одному закону; и он рассказал людям о многих вещах, которые они не должны допустить, и сказал, что такие волнения должны произойти, какие следовало ожидать, что между людьми возникнут такие сражения, что земля будет опустошена… ".

Его мудрое решение заключалось в том, чтобы люди и земля официально стали христианскими, но при этом должны быть сохранены некоторые языческие нормы права и чтобы религии людей, исповедуемые в их собственных домах, были их личным делом.

Торгейр говорил авторитетно и уверенно, и его метод «завернуться в плащ» считался действенным средством поиска знаний: и когда он появился, он говорил так, как будто он видел возможные варианты будущего. Кажется, что он принял форму útiseta — «сидеть в поисках мудрости». 

24 августа 2025

Почему критские "богини" со змеями?

Животные тоже впадают в состояние транса. Например, кошки "сходят с ума" от котовника (кошачья мята). Северные олени едят мухоморы. Дельфины выдавливают тетродотоксин из иглобрюхих рыб; в больших дозах этот токсин смертельно опасен, но в гомеопатических создаёт подобие лёгкого транса. В Австралии кенгуру-валлаби поедают стебли и цветы мака и попадают под воздействие природных опиатов. Обезболивающий и наркотический эффекты этих растений вызывают у животных состояние эйфории и дезориентации, из-за чего они начинают кружиться на месте. В процессе таких странных «танцев» валлаби постепенно создают круги на полях, пока не падают от изнеможения или не уходят, успокоившись. Фермеры регулярно сталкиваются с серьёзными потерями урожая из-за валлаби, которые не только вытаптывают растения, но и возвращаются за ними снова и снова (Источник).

А что насчёт змей? Говорят, что змеи "гипнотизируют" свои жертвы и сами входят в состояние транса от движений дудочки факира-заклинателя из стороны в сторону.

Интересно, а могут ли змеи "заражаться" экстазом от человека?

Ну, мне, как мужчине, доподлинно известно, что сексуальное возбуждение "заразительно" и передаётся от человека к человеку. Кажется, на этом феномене строились обвинения Григория Распутина: дамы чувствовали своего рода "благодать", проистекающую от него. 

Распутин и его поклонники (Санкт-Петербург, 1914 год).

Вот вопрос: может ли "благодать" передаваться от человека к животным и, в частности, к змеям? Если, например, человек находится в состоянии экстаза, и это состояние очень приятное, - может ли ядовитая змея, так сказать, "подхватить кайф", "прибалдеть" вблизи от этого человека и на время позабыть о своей ядовитой сущности?

Наглядно о Тёмных веках греческой истории.

Читая книгу Оливера Дикинсона "Эгеида от бронзового до железного веков. Преемственность и изменения между двенадцатым и восьмым веками до н. э.", я обратил внимание на "большие дома", в которых пировали дорийские вожди вместе со своими дружинниками.



Это план и реконструкция т. наз. "Героона" («Heroön», святилище, посвящённое культовому поклонению героям), выполненная по Лефканди. 

Оливер Дикинсон говорит, что изогнутые стены, как предполагается, могли быть предназначены для облегчения покрытия крыши соломой. Внутри помещения находились деревянные столбы, чтобы поддерживать стропила крыши. Внутренние стены были покрыты простой глиняной штукатуркой. 

Дома, в которых проживали дорийские вожди-"басилевсы", были поменьше, но структурно ничем не отличались от "Героона".

План и реконструкция Nichoria Unit IV–1

По-моему, это помещение больше похоже на сарай, чем на царский дворец.

23 августа 2025

Климатический offtopic.

С начала апреля и по конец августа над европейской частью России кружится огромный атмосферный вихрь. Из Средней Азии горячий воздух "засасывается" и идёт вдоль Уральского хребта в Заполярье. Там, на Севере, он остывает и делает поворот на запад, в сторону Кольского полуострова. Затем холодный арктический воздух с "высоких" полярных широт распространяется с севера на юг вдоль Скандинавского полуострова и с Балтики вторгается в Черноземье, где я живу. Продувая насквозь Восточно-Европейскую равнину, он смешивается с горячим воздухом азиатских пустынь и вновь уходит на Таймыр. Ситуация сложилась парадоксальная: в Заполярье, на Таймыре, теплее, чем в Черноземье. 

Прогноз погоды на понедельник, 25 августа 2025 года, 12.00 московского времени.

Лето 2025 года выдалось прохладное и дождливое, как в Финляндии, стране тысячи озёр. Трава в огороде выросла в рост человека и даже выше. (Земля унавоженная, поэтому лебеда и другие сорняки прут со страшной силой.) Картошки — навалом; ветви слив и яблонь ломятся от плодов... Вот такие пироги... 

Немного про индейцев-уичолей.

Все галлюциногены, в широком смысле, являются наркотиками, даже несмотря на то, что ни один из известных галлюциногенов не вызывает зависимости или наркотических эффектов.

Мексика, без сомнения, представляет собой область наиболее богатую на всей планете по разнообразию видов галлюциногенных растений и практик их использования коренными жителями, - феномен, который трудно понять, глядя на сравнительно скромное количество видов, составляющих флору этой страны. Без сомнения, самым важным священным галлюциногеном является кактус пейот. 

Для мексиканских индейцев племени Huichol мескалиновый кактус пейот — это  подарок людям от Богини Земли, который призван помочь людям мистически соединиться с ней.

Колдуны индейского племени Huichol используют священный кактус пейот для достижения ИСС. Колдун в центре вышитой картины изображён с голым черепом, так как он 'мертвец', и поэтому имеет возможность путешествовать в другие миры.

В Википедии говорится, что 
коренным народам становится всё труднее собирать своё священное растение (вследствие популяризации этого растения в книгах Карлоса Кастанеды и наплыва в Мексику охотников за пейотом), и им пришлось просить мексиканское правительство вмешаться, чтобы защитить мескалиновый кактус от наркоманов. Как написал Педро Медельин, глава правительства, в исследовании распространения пейота в священных районах уичолей: «Если пейот исчезнет, ​​исчезнет и вся их культура».

Подозрительные каннибалы.

"Атапуэрка (также Сьерра-де-Атапуэрка; исп. Sierra de Atapuerca) — пещерные стоянки древнего человека в горах Сьерра-де-Атапуэрка на севере Испании (провинция Бургос). Считаются древнейшими на территории Западной Европы. Находки убитых и съеденных человеческих останков с уровня TD6 на участке Гран-Долина (0,8—0,96 млн л. н.) являются самыми древними свидетельствами каннибализма у людей [1]. Анализ зубов и костей показал систематическое поедание сородичей, особенно детей, с явными следами разделки" (из Википедии). 


В статье от 24 июля 2025 года говорится, что "обнаружены новые свидетельства каннибализма среди древних людей возрастом 850 000 лет". "Недавно обнаруженный шейный позвонок ребёнка возрастом 850 000 лет на археологическом участке Гран-Долина в испанской Сьерра-де-Атапуэрка предоставил новые доказательства каннибализма среди ранних людей. Кость ребёнка в возрасте от двух до четырёх лет содержит чёткие следы порезов, которые исследователи интерпретируют как признаки преднамеренного обезглавливания. Позвонок имеет надрезы, сделанные целенаправленно в определённых анатомических точках, необходимых для отделения головы.

Деталь шейного позвонка ребёнка возрастом от 2 до 5 лет со следами порезов, свидетельствующими о каннибальских практиках. Автор: Maria D. Guillén / IPHES-CERCA 
Команда IPHES-CERCA, ведущая раскопки, убеждена, что эта находка является доказательством использования мяса представителями вида Homo antecessor, включая детей.

22 августа 2025

Матриархат и клановые структуры.

Везде, где говорится о матриархате, там упоминается род, клан, община.

`...Материнская клановая система была первоначальной формой социальной организации'. Рид, Э. Эволюция женщины. Pathfinder Press, NY. 1975 (xiii);

'...клановая система, основанная на материнском родстве, в которой женщины играли ведущую роль' (xiv);

'... для нас мать - это отдельная женщина, которая вынашивает ребёнка; она не становится матерью, пока не родит. Но в первобытном обществе материнство было социальной функцией женского пола; поэтому все женщины фактически или потенциально были "матерями" общины" (13);

'...материнский клан... был основан на коллективе женщин, которые были сёстрами друг для друга и матерями для всех детей общины...' (14).

Очевидно, на современном этапе цивилизационного развития матриархальные общества имеют место быть лишь там, где ещё живы традиции общинной жизни, где сохранились клановые структуры. Как правило, такие общества находятся на самой периферии государственных образований, где слаба (или вовсе отсутствует) власть чиновников. Хотя в до-государственную эпоху клан был универсальной формой человеческого общежития, и после образования государств цари ещё долго боролись с древними родами. Тут вспоминается борьба Ивана Грозного с родовитыми боярами.

Николай Неврев "Опричники"

Фейк?

Вот такая инфа встретилась мне в авторском блоге Швеи Кровавой:

"мумии женщин всегда находятся в более сильной стадии разложения, чем такие же мужчин. открыли, что это происходило из-за того, что мужские мумии бальзамировали намного быстрее. тела женщин держали дома с семьёй, пока они не начинали разлагаться, чтобы оградить от некрофилии в ритуальных домах мумифицирования".

По-моему, это фейк. 

Я конечно допускаю, что в Древнем Египте имели место быть случаи некрофилии. Но такое могло быть лишь тогда, когда к бальзамировщикам приносили труп молоденькой красивой девушки. Однако в тексте стоит слово "всегда". Неужели египтяне держали дома старух по нескольку дней, до явных признаков разложения, чтобы отбить у бальзамировщиков охоту к совокуплению со зловонными трупами? По-моему, на старческие трупы никакой некрофил не польстится.

Это похоже на слухи о "свальном грехе" у сектантов. Я сам слышал подобные россказни про баптистов, будто они на своих собраниях выключают свет и в темноте ловят друг друга: кто кого поймает, тот с тем и "спит". Если бы у баптистов в домах молитвы собирались одни сексапильные девушки, тогда ещё можно было бы поверить в это, но там молятся в основном немощные и больные бабки, "дышащие на ладан".

Если же говорить о древнеегипетской мумификации в общем, то я против раскрывания древних саркофагов. Я не вижу смысла в этом. Ну, а если всё-таки саркофаг вскрыли и мумию распеленали, - так будьте любезны, из уважения к праху покойного, снова запеленайте, как было, положите в саркофаг и закройте крышку. 

Единственная мумия, с которой учёные не посмели снять полотно, потому что нет ни одного человека или технологии во всём мире, которые могли бы вернуть её в прежнее состояние.

21 августа 2025

Немного про яблоко.

Обычно мы режем яблоко вдоль, по линии «меридиана», но если его разрезать поперёк, по линии «экватора», то можно увидеть древний символ - «пентаграмму», который находится внутри яблока и предстаёт перед нами в виде пятиконечной звезды с семечками внутри.


Пятиконечная звезда в сердцевине яблока символизирует знание. Как известно, зелёный змий в Эдемском саду предложил Еве отведать запретный плод от древа познания добра и зла. 


Пенелопа Шатл пишет: "Если вы женщина и широко раскинете руки и ноги, получится пятиконечная звезда. Мужчина, своей дополнительной внешней точкой, пенисом, в том же положении образует шестиконечную звезду, патриархальную звезду Давида. Таким образом, яблоко является символом женской природы".

Здесь приходит на ум Авалон (Ynys Afallon) - остров из легенд о короле Артуре, имеющий черты запредельного Острова блаженных. Название Авалон происходит, судя по всему, от валлийского aball, «яблоко», так что Авалон – это Яблочный остров, или Остров Яблок. Интересно, что Иномирье, каковым по сути является Авалон, отождествляется с источником знания женской природы.

Также представляет интерес сходство классического лабиринта с яблоком:


Очевидно, лабиринты являлись входами в Иной Мир и были связаны с обретением (тайного) знания.

Влияние египтян?

В Древнем Египте потолки гробниц окрашивались синим цветом.

Tomb Of Queen Nefertari, Wife of King Ramses ll, Valley of the kings,Luxor, Egypt

«Звёзды негибнущие» из гробницы Нефертари. (XIX дин.)

В Сети имеются упоминания об окрашивании крито-минойских гроб­ниц в голубой цвет. Как отмечает проф. Ю. В. Андреев, "голубая краска... (весьма) широко использовалась при оформлении погре­бальных соору­же­ний той эпохи. В этот цвет (цвет ясного Неба) были выкрашены потолки и полы ряда критских гробниц и... предметы из состава погребального инвентаря: курильницы, алтари-треножни­ки... сарко­фаги" и т.п...".

Возможно, здесь мы имеем дело с культурным влиянием Египта на Крит. По мнению Г. Чайлда, "это влияние явилось следствием иммиграции на Крит ... египтян ... спасавшихся от завоеваний Менеса (в додинасти­ческий период, ок. 3000 г. до н.э.)". Ему приписывается основание египетской государственности путём объединения Верхнего и Нижнего Египта. Скорее всего, легендарный Менес идентичен историческому Нармеру — фараону-основателю I династии Раннего царства Древнего Египта.

Изображение Нармера, бьющего врага, на палетке Нармера.