13 марта 2022

«Семена Девы Марии».

Одна из первых вещей, которую homo sapiens проделал со своим только что появившимся самосознанием, состояла в том, что он попытался преодолеть его или, по крайней мере, хотя бы на время стереть изолирующее осознание себя как индивида. Пробуя всё, что росло в полях и лесах, он твёрдо придерживался того, что в данном контексте казалось хорошим, то есть меняло качество сознания, делая его иным - неважно как - от повседневного ощущения, восприятия и мышления. Все природные наркотики, релаксанты и галлюциногены, известные современным ботаникам и фармакологам, были открыты первобытным человеком и употреблялись с незапамятных, "допотопных" времён. Среди них - разные виды Datura, родственные дурману вонючему; древовидные Brugmansias, чьи свисающие цветы известны как прекрасные украшения пейзажей; ярко-красные и чёрные семена Sophora secundifolia; Brunfelsias; а также средства для вдыхания через нос на основе растёртой в порошок смолы Virola. 

Наверно, никто не сможет сказать, почему подавляющее большинство такого рода растений сосредоточено в Америке. Одним из них является Turbina corymbosa — вид растений рода Турбина семейства Вьюнковые (Convolvulaceae), известных содержанием психоактивных веществ, семена которого издревле используются шаманами коренных народов Америки в ритуальных практиках. У коренного населения северной и центральной Мексики это растение также известно под названием ололиуки (Ololiúqui другие варианты: ololiuhqui или ololiuqui).


Семена растения содержат эргин и алкалоид эрголин, сходный по структуре с ЛСД. Эти семена на испанском языке иногда называют semilla de la Virgen («семена Девы Марии») (из Википедии).

Итак, семена этой вьюнковой древовидной лианы, называемой «зелёной змеёй», содержат алкалоиды (амиды лизергиновой кислоты), близкие по воздействию к ЛСД. В настоящее время учёные считают, что на росписи в Теотиуакане изображена Богиня-Мать, ассоциируемая с богиней Ксочикетцаль, а не мужское божество дождя Тлалок, и эта богиня является воплощением вьюнка (Источник).


На изображении из комплекса Тепантитла Великая Богиня появляется с растительностью, растущей из её головы, возможно, галлюциногенными лозами ипомеи. На растительности появляются пауки и бабочки, а вода капает с её ветвей и течёт из рук Великой Богини. Вода также течёт из нижней части её тела. Эти многочисленные изображения воды побудили Касо заявить, что это изображение бога дождя Тлалока.

Вместо пауков и бабочек я вижу здесь пчёл, пьющих нектар цветов. В связи с этим нельзя не вспомнить "пчелиную" тематику крито-минойской культуры. Как вообще соотносятся пчёлы с галлюциногенными растениями? В Гималаях есть пчёлы, которые делают галлюциногенный мёд, собирая нектар с высокогорных галлюциногенных растений. Может быть, в древности ареал обитания таких пчёл был гораздо шире, чем сейчас?

Комментариев нет:

Отправить комментарий