"Важнейшей предпосылкой формирования древнейших городских центров явилось отделение ремесла от земледелия как крупное общественное разделение труда, обеспечивавшее городу положение пункта концентрации специализированных производственных функций. Процесс технологической специализации и обособления ремесла в системе общественного производства шёл во многом одновременно с формированием городов как качественно нового типа поселений, специфической особенностью которых как раз и было интенсивное развитие ремёсел", - пишет В. М. Массон.
Про Чатал-Хююк говорят, что он был окружён со всех сторон двадцатью двумя (как минимум) сельскохозяйственными поселениями. И, возможно, его следует рассматривать именно в контексте отделения ремесла от земледелия. С этой точки зрения, Чатал-Хююк был "городом мастеров". Там изготавливались предметы домашнего скарба, всякого рода "побрякушки" для модниц эпохи неолита.
Кремневые ножи с костяными рукоятками из Чатал-хююка. Обсидиановое зеркало, найденное в Чатал-Хююке, 8000-летнем неолитическом поселении в центре Анатолии (современная Турция).
Ну, и Кносс тоже похож на "город мастеров".
A reconstruction of Knossos and its surrounding town
Мы знаем, что микенские цари-ванаксы вывозили с Крита мастеров, насильно удерживали их в своих дворцах в Пилосе и в других местах, и заставляли производить всякого рода "кунстштюки". А как обстояло дело на Крите до вторжения туда греков-ахейцев? Каким образом мастера собирались в протогородах? Что послужило причиной для "кристаллизации" мастеров из аморфной массы земледельцев? Может быть, всё начиналось с массового изготовления вотивных предметов для святилищ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий