10 декабря 2021

Подумалось...

И тигры, и кошки относятся к семейству кошачьих (лат. Felidae). И те, и другие из семейства млекопитающих отряда хищных. Вообще говоря, кошки - это миниатюрные тигры. Но из-за своих малых размеров, кошки не представляют никакой опасности для человека.


Тогда как случайная встреча с тигром в тайге чревата самыми непредсказуемыми последствиями.


Для тигра человек является примерно такой же "игрушкой", как для кошки - мышка. Как говорится, размер имеет значение 😆.

Мужчин можно сравнить с тиграми, а женщин - с кошками, поскольку женщины представляют собой "слабый пол". В таком случае, патриархальное общество можно уподобить жизни в клетке с тигром, а матриархальное общество - жизни с кошкой. По-моему, любой нормальный человек, если б у него был выбор, однозначно выбрал бы кошку. И я, как вполне нормальный человек, тоже сделал свой выбор, отдав предпочтение более "мягкому" матриархату. 

Смотрите, какие чудеса творит всего лишь маленькая "инъекция" матриархата в такое кондово-патриархальное учреждение, каковым является армия. Цитирую:

— Что привносят женщины в армейскую службу?

Женщина в армии — это прежде всего душевное тепло. Солдаты и офицеры становятся мягче, если в части есть женщина, от мужчин не слышно бранных слов, они ведут себя сдержаннее (Источник).

В мире животных*.

После обеда


Эта картинка напомнила мне о том, как начальник созданного Петром Первым Преображенского приказа, «князь-кесарь» Ф. Ю. Ромодановский, замещавший царя во время отъезда, сообщал ему о своей деятельности коротко и ясно: "Беспрестанно в кровях омываемся" (Из книги И. Карацубы, И. Курукина и Н. Соколова "Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов"). 

--------------------------------------------------------------------------

*) Заголовок сей записи пришёл ко мне на ум после прочтения заметки Антона Ореха Тест на человечность (Аплодируя Муратову), где он говорит: "Люди, которые применяют пытки, не могут считаться людьми". Даже сам Пётр назвал «князя-кесаря» зверем в письме от 22 декабря 1697 года из Амстердама: "Зверь! Долго ли тебе людей жечь? И сюды раненые от вас приехали..." (Источник).

Хатхор

 

                                          Хатхор в облике коровы. Rijskmuseum van Oudheden.

Интересно, что на шее у коровы висит анх - символ вечной жизни. Не связан ли анх с "загробным" звуком, который слышат умирающие (по рассказам переживших состояние клинической смерти)?

"Рогатые" богини.

Интересно, откуда "растут ноги" у древнегреческой богини Селены?


"Рогатых" богинь находят на Востоке. В частности, на территории совр. Ирана была раскопана двуликая владычица зверей, стоящая на постаменте в виде свёрнутой змеи. Датируется концом 3-го началом 2-го тысячелетия до н.э.

 

Ещё одна "рогатая" богиня эламитов:

09 декабря 2021

Парад мертвецов под триумфальной аркой на площади Шарля де Голля в Париже.

 

              Georges Bertin Scott (1873-1943). The Parade of the Dead under the Arc de Triomphe

"Мы теряем в этих боях цвет нашей нации, и я вижу, как после войны мы очутимся в отношении национальной культуры перед огромной пропастью. И я не знаю, чем эта пропасть будет восполнена. Что будут представлять собой новые поколения?"
Генерал Ж.Жоффр, главнокомандующий французской армией в годы Первой мировой войны (в период с 1914 по 1916 год).


08 декабря 2021

хорошо сказано

"Сегодня говорят, что "некрасивых женщин не бывает". Так принято думать и говорить. Однако даже я, женщина знаю, что есть такие представительницы "прекрасного пола", которые глубоко уродливы как на уровне тела, так и духа. А есть и просто отвратительные. Взгляните на женщин, которые вьются вокруг олигархов в нашей повседневной жизни и в российских сериалах, словно вокруг металлических шестов - и вы увидите ту самую пародию на женщин, которых следовало бы назвать безобразными" (Источник - Елена Де-Бовэ-Ветрова).

Вот потому-то я всё время говорю про священный матриархат, а не просто матриархат. Священный матриархат — это "божья дева" Жанна д'Арк. У неё есть своя миссия, своё дело, она имеет свой духовный "стержень", она слушает "голоса" духов, а не мужчин.

Священный матриархат трудно осуществить на практике; для этого необходимо внутреннее горение и самопожертвование. А не-священный матриархат вообще никак невозможно осуществить. Не-священный матриархат я бы назвал "вагинократией", которая ещё меньше способна к самостоятельному управлению, чем пресловутый марксистско-ленинский пролетариат. Всё-таки, женщин недаром называют "слабым полом"; не имеющие в себе духовного "стержня", они подобны дикому винограду, стелящемуся по заборам и стенам домов. 

Символы богини Танит.

 

Символы финикийской богини Танит. V - II вв. до н. э. 

Финикийская погребальная стела из Карфагена. Лондон. Британский музей. Лунная богиня Танит с солнцем и луной над ней.



Финикийская погребальная стела из Карфагена. Лунная богиня Танит с солнцем и луной над ней. Тунис, Национальный музей Бардо.

Богиня в золотых сапожках.

 

                             Неолитическая Богиня в золотых сапожках и золотых серёжках.
                                                      Территория современной Турции.
 
Я бы сравнил этот образ с визуальным "коаном". Понять коан логически невозможно. Коан ломает логическое мышление, и у созерзателя сего идола происходит "сдвиг по фазе". «Решением коана», «ответом на коан» является переживание сатори, то есть "просветления".

О культе Аль-Лат в доисламской Аравии.

На территории Аравийского полуострова в доисламские времена существовал культ женских божеств, о чём свидетельствует нижеследующий рельеф.

Рельеф арабской богини Аль-Лат, Манат и аль-Узза из Хатры, 2 век н. э. Музей Ирака.

Даже в VI веке нашей эры целые арабские племена поклонялись богине Аль-Лат, например, племя Бану Тхакиф в Таифе особенно почитало её. Согласно исламской традиции, поклонение ей закончилось, когда её храм в Таифе был разрушен по приказу Мухаммеда. Конечно, в более ранние времена "матриархата" было ещё больше. Википедия говорит, что Аль-Лат поклонялись на всей территории Аравийского полуострова, в том числе и в Мекке. Говорят, что вместе со своими сёстрами Аль-Уззой и Манат, Аль-Лат входила в главное трио богинь Мекки. Но её, ныне утраченная, главная святыня находилась между Меккой и Мединой на побережье Красного моря, вероятно в Аль-Мушаллале, где был воздвигнут её идол. Аль-Лат засвидетельствована в южноарабских надписях как Лат и Латан, но она также имела большую известность в северной Аравии и Хиджазе, и её культ достиг Сирии. Авторы сафаитского письма часто ссылались на Аль-Лат в своих надписях. Ей поклонялись набатейцы, и присутствие её культа было засвидетельствовано как в Пальмире, так и в Хатре. 

Аль-Лат с пальмовой ветвью и львом из храма Ба'Альшамин в Пальмире, первый век н. э. Дамаск, Сирия.

07 декабря 2021

К вопросу о происхождении иудейской меноры

 

Богиня и голова быка. Танит? Карфаген. 6 век до н.э. Семисвечник.

Интересно, что менора представлена здесь как ряд из семи керамических сосудов. На камне с изображением меноры из синагоги в Магдале тоже присутствуют сосуды, по обеим сторонам от семисвечника.


Надо полагать, что иудейская менора имела прототипы в культах древнего Ханаана и, в частности, в культе богини Танит. 

Изображение богини над головою и между рогами быка вполне соответствует крито-минойской символике. 


 Только здесь вместо лабриса изображена богиня.

О "бородатых венерах" древности.

В. Розанов цитирует одно место из "Религии древнего мира" архимандрита Хрисанфа: "Богиня Венера представлялась иногда андрогином (ανηρ + γύνη) и называлась и "Марсом", и "Венерою". Особенно в мистериях признавалась она intriusque sexus (обоюдо-полою, дву-полою). Её называли поэтому "Deus Venus", как и сирийскую богиню Луны "Deus Lunus" и "Dea Luna". На острове Кипр была даже "бородатая Венера", "Venus Barbatus"."

И действительно, на её родном Кипре ей поклонялись как Венере Барбата (Venus Barbata) или Бородатой Венере. И было это раньше, чем появился Афродит (Афродитус). 

Афродит

Да, статуи этого Афродита появились в эпоху эллинизма, а до них на Кипре имели хождение маленькие и примитивные статуэтки-обереги.

                                             Бородая Богиня. Кипр. Айя-Ирини. 7 век до н.э.

                                        Бородая Богиня. Реконструкция изначального вида. 

                                                       Кипрская фигурка с аукциона eBay. 

Но, по-видимому, Афродита изображалась не только в антропоморфно-андрогинной форме. Потому что на Кипре находят и двуполые фигурки кентавров. Здесь мы видим соединение женской груди и мужских гениталий.

Раскопан в культовом месте в Айя-Ирини на северо-западе Кипра шведской Кипрской экспедицией в 1929 году. Высота 43,5 см. 7 век до н.э. Сейчас находится в музее Средиземноморья и Ближнего Востока, Стокгольм.

Андрогинизм древних божеств мне представляется чрезвычайно сложной и запутанной проблемой. Теорий может быть множество, и я уже высказывал некоторые свои соображения на сей счёт. Но я сам в них не уверен. Повторять же вслед за Розановым идею того, что этих "бородатых венер" изготовили древние урнинги (термин 19-го века, который относится к гомосексуальным мужчинам), не имеет смысла. Потому что остаётся без ответа всё тот же вопрос: зачем?  

06 декабря 2021

"Куриная богиня"?

 

 

Здесь, конечно, может быть случайное совпадение, но может быть и одно из проявлений коллективного бессознательного. Если верно, что архетипы коллективного бессознательного, подобно предвечным идеям Платона, "роятся" в ноосфере, то эти архетипы можно уподобить поплавкам, плавающим на поверхности озера. В таком случае люди, как рыбы, время от времени "клюют" один и тот же поплавок.

"Матерь Кротости"

В Тбилиси находится икона, которая называется "Матерь Кротости". На этой иконе особенно подчёркнуто то, что Иисус Христос возлюбил свою Пречистую Матерь и относился к ней со смирением и кротостью, как и подобает сыну человеческому.

Этот святой образ Богоматери и Спасителя был написан в 2021 году по благословению Святейшего Патриарха Грузии, Илии II. Оригинал иконы находится в резиденции Париарха Илии II-го, а список иконы в храме Крестовоздвижения Господня в Тбилиси.


Ушла за водой, и оказалась... на луне.

 

Кажется, от отца я в первый раз услышал о том, что на луне — "баба с коромыслом". Имеются подобные представления и в регионе Среднего Поволжья, - у татар, чувашей и башкир.

Сказки и легенды я тут пересказывать не стану, - ныне всяк может сам найти и почитать в тырнете. Я лишь выскажу свою "объяснялку", почему сложились такие легенды.

Наверно, в древние времена были такие случаи, когда девушка пошла за водой к колодцу или роднику, и не вернулась. "Чикатилы", - они всегда существовали. "Чикатилы", конечно, знали, что девчонки ходят к колодцу за водой; вечерком там можно устроить засаду в кустах и "подловить" несчастную жертву, если она пришла за водой одна. А потом "концы - в воду", и — ищи-свищи ветра в поле...

Может быть, убитая горем, безутешная мать сама увидела свою пропавшую дочь на луне. А может быть, кто-то показал ей, желая утешить её и облегчить душевную боль: смотри, мол, твоя дочь на луне. Месяц её забрал на небо... Тем более, что месяц во многих мифах имеет мужское начало, видится как быкоголовый богозверь, почти как Чикатило.

"Надиту" — женщины-монахини древнего Вавилона.

В древнем Вавилоне существовал класс женщин, которые назывались "надиту". Они имели право владеть собственностью и вести коммерческую деятельность. И записи на глиняных табличках говорят нам о том, что они были весьма активными в своей деятельности.
 

Печать дамы Астаккар, управляющей ткацкой "фабрикой" в древней Шумере. Ею она пломбировала документы, а возможно и готовый товар для реализации.
Город Ур. 3000 до н.э.

 
Эти женщины жили и служили жрицами при храмах, там же, в храмовых хозяйствах, они работали.Они были грамотными и вели документацию. Да и само письмо, согласно эпосу о Гильгамеше, находилось под патронажем именно Богини, а не Бога. И именно в храме Богини Инанны в Эрехе были обнаружены письменные таблички, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры - самые древние из тех, что найдены на сегодняшний день.

Спустя тысячелетия, опыт женских конгрегаций Вавилона мог лечь в основу женских монастырей христианской традиции. Ведь многое в истории повторяется.
 
Иллюстрация: Ваза Варка из храма 5000-летней давности в Уруке (библейский Эрех) с рельефами архаической культуры богини-матери: изображения священных владений и лесов, мужчин, собирающих урожай, и коз, указывающих на символы и социальный строй того времени.
 
Я полагаю, что мы здесь имеем дело с "реликтом" до-вавилонской и даже до-шумерской культуры Междуречья. Очевидно, в догосударственных обществах именно храмовые хозяйства являлись социально-экономическими центрами близлежащих территорий. 
 
Напрашивается сравнение с началом 90-х годов в России, когда появилось множество торговых "точек" в городах, а потом появились бандюки-"крышевальщики". Наверно, так же было и в Месопотамии: сначала храмовые "пчёлки" собирали "мёд", а затем одни мужики стали грабить этот "мёд", а другие вызвались охранять его, — так, из мужичья, и появилось государство.    
 

Пара реконструкций крито-минойской одежды.

Эти реконструкции одежды женщин Крита минойского времени, созданных по изображениям на фресках, можно увидеть в Hellenistic Museum in Melbourme, Australia.

 

Открытые груди означают, что женщина, по своей природной сути, — кормилица. С этим естественно связано самопожертвование. А на [добровольной] жертве держится мир [как состояние без войны] в человеческом обществе. Война начинается лишь тогда, когда никто не желает терпеть и жертвовать собой.

Пара реконструкций крито-минойского мира.

 

Женщины сидят под деревом, может быть в священной роще.

Танцующие женщины. Может быть, на фоне синего моря. Мы знаем, что синий цвет у критян был цветом сакральным, цветом Иномирья. Наверно, и локализация потустороннего мира мыслилась не за "тридевять земель", как у нас, а за "тридевять морей".


05 декабря 2021

О преемственности изобразительных форм.

На керамике неолитической культуры Кукутени-Триполья широко представлен мотив переплетающихся змей в виде символа "инь-ян".

Интересно, что подобный мотив встречается и в культуре Варна (4400—4100 гг. до н. э.), которая является локальным вариантом культуры Гумельница-Караново VI. 

Керамические сосуды из Варненского некрополя. Поздний энеолит (вторая половина V тысячелетия до н.э.), Болгария.

Керамические сосуды среднего энеолита (середина V тысячелетия до н.э.). Поселение в местности Кориа близ города Суворово / Болгария

Керамические сосуды городища Сава. Ранний энеолит (первая половина V тысячелетия до н.э.). Болгария.

В принципе, ничего удивительного здесь нет, если учитывать тот факт, что культура Триполья является восточным "ответвлением" комплекса придунайских культур Старой Европы. Однако, в то же время нельзя не удивиться поразительной преемственности изобразительных форм. Где — Дунай, и где — Днепр?! Между ними — пара тысяч километров и пара тысяч лет, а узоры на сосудах — одни и те же...

Сильная женщина.

 

"Lady Agnew of Lochnaw". John Singer Sargent, 1892

Про такую женщину не скажешь, что она представительница "слабого пола". Наоборот, 99 мужчин из ста рядом с ней будут выглядеть как существа "слабого пола".

О "сфере роения душ".

Интересный случай описан на сайте ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ НОВОСТИ в статье "Американка после комы заговорила с новозеландским акцентом".

"24-летняя женщина из Лос-Анджелеса Саммер Диаз 25 ноября 2020 года попала в автомобильную аварию и много дней пролежала в коме, а когда очнулась, то внезапно заговорила с новозеландским акцентом, хотя никогда ранее не была в Новой Зеландии и не имела никаких связей с этой страной. 

Когда она очнулась после комы, она не могла говорить. Постепенно её состояние улучшалось, и когда она всё-таки стала общаться, она поняла, что её голос звучит не так как раньше. Поначалу она думала, что её голосовые связки пострадали из-за интубации, но потом стало ясно, что проблема куда серьёзнее. У неё изменился голос. Люди говорили ей, что её голос звучит с сильным акцентом, как будто английский не был её родным языком и что она словно приехала в США из какой-то другой страны. Более того, её акцент со временем менялся таким образом, что в какой-то момент её голос звучал с британским акцентом, потом с французским, потом с русским, а в конце концов остановился на новозеландском или австралийском (они похожи)".

О красоте и мире, уродстве и войне.

О. В. Егорова в статье "Чувашские обычаи и обряды периода беременности: роль запретов и предписаний" сообщает: 

"Ещё в древности знали, что рассматривание красивых предметов благотворно влияет на беременную. Считалось, что если мать увидит в момент первого движения плода горбатого или рябого, то и ребёнок родится таким. Любая аномалия, уродство рассматривались чувашами как печать "иного" мира, поэтому смотреть на увечных и смеяться над ними запрещалось, так как мог родиться ребёнок, похожий на них. Не рекомендовалось также обижать животных, например, свинью, собаку, иначе ребёнок родится с щетиной или шерстью.

Супатра Сасупфан (Supatra Sasuphan)

Обоснованность этих правил отчасти подтверждается современной медициной. Ребёнок ещё в материнской утробе чутко реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется чаще смотреть на что-либо красивое, эстетически привлекательное, испытывать больше положительных эмоций, поскольку это сказывается на внешности и психике будущего ребёнка".

И как тут не вспомнить про росписи Акротири на греческом острове Тира, относимые к минойской цивилизации?! Там все стены жилых помещений были расписаны красивыми фресками.

Фреска «Река»

Про «лунки Орби» и таврокатапсии.

По внешнему периметру знаменитого Стоунхенджа в Англии расположены 56 круглых отверстий, которые в научном мире известны как «лунки Орби» (в честь их исследователя). 

 

Интересно, что именно 56 выпуклых точек можно насчитать по контуру крупного золотого быка, обнаруженного среди сокровищ в Варне (Болгария) из позднего халколитического периода (V тысячелетие до н. э.).


 Хотя, может быть, это вовсе и не бык, а корова.

Что это - случайное совпадение, или за этим что-то есть?