05 декабря 2021

О красоте и мире, уродстве и войне.

О. В. Егорова в статье "Чувашские обычаи и обряды периода беременности: роль запретов и предписаний" сообщает: 

"Ещё в древности знали, что рассматривание красивых предметов благотворно влияет на беременную. Считалось, что если мать увидит в момент первого движения плода горбатого или рябого, то и ребёнок родится таким. Любая аномалия, уродство рассматривались чувашами как печать "иного" мира, поэтому смотреть на увечных и смеяться над ними запрещалось, так как мог родиться ребёнок, похожий на них. Не рекомендовалось также обижать животных, например, свинью, собаку, иначе ребёнок родится с щетиной или шерстью.

Супатра Сасупфан (Supatra Sasuphan)

Обоснованность этих правил отчасти подтверждается современной медициной. Ребёнок ещё в материнской утробе чутко реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется чаще смотреть на что-либо красивое, эстетически привлекательное, испытывать больше положительных эмоций, поскольку это сказывается на внешности и психике будущего ребёнка".

И как тут не вспомнить про росписи Акротири на греческом острове Тира, относимые к минойской цивилизации?! Там все стены жилых помещений были расписаны красивыми фресками.

Фреска «Река»

Очевидно, там и дети рождались красивыми, под стать таким фрескам. Может быть, отчасти этим объясняется миролюбие крито-минойской цивилизации. Там - сознательно или бессознательно - люди применили основное правило евгеники: живущие в Красоте, рождают и воспитывают красивых детей. Ну, а война - это грязь и уродство, если послушать рассказы фронтовика Виктора Астафьева. Нет там никакой красоты.

Кстати, повесть Николая Семёновича Лескова «Запечатлённый ангел» именно об этом, как старообрядцы шли на все ухищрения, чтобы вернуть себе икону ангела-хранителя, которая была «запечатлена» чиновниками и отобрана в «новообрядческий» монастырь. Староверы хотели созерцать Красоту и жить в Красоте, судя по описанию иконы:

"Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светлобожественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануилев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей ловились и проведены волосок к волоску иголочкой. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику. Глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется: молишься «осени», и сейчас весь стишаешь, и в душе станет мир. Вот это была какая икона!"
В некоторой степени, староверов Лескова можно сблизить с древними жителями Акротири. И в том, и в другом случае отмечается стремление окружить себя Красотой.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий