03 декабря 2021

О морали, которая "не от мира сего".

Лев Толстой в "Анне Карениной" говорит о сверхъестественном происхождении морали:

«Фёдор говорит, что Кириллов, дворник, живёт для брюха. Это понятно и разумно. Мы все, как разумные существа, не можем иначе жить, как для брюха. И вдруг тот же Фёдор говорит, что для брюха жить дурно, а надо жить для правды, для Бога, и я с намёка понимаю его! И я и миллионы людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, - мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что хорошо. Я со всеми людьми имею только одно твёрдое, несомненное и ясное знание, и знание это не может быть объяснено разумом - оно вне его <...> Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошёл я до того, что надо любить ближнего и не душить его?  <...>  А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно» (Толстой Л.Н. Анна Каренина. Собр. соч. в 22 т. М , 1982. Т. 9. С. 395-396).


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий