Этнограф берёт интервью у старой крестьянки, живущей в Сербии в первой половине 20 века.
— Бабушка, ты веруешь в Бога?
— Конечно, верую, сынок. Кто ж не верует в Бога?
— А ты боишься Бога, бабушка?
— Конечно, сын мой. Кто ж не боится злой силы?!
Этот пассаж из статьи "Lord of the flies" автора блога Old European culture навёл меня на размышления. Мне легко ментально войти в "шкуру" этой сербской бабульки, чтобы прочувствовать её мироощущение, так как я сам долгое время жил под одной крышей с такой же бабусей.
В окружающем мире существуют такие исполинские социальные структуры, как государства. По сравнению с ними, отдельный человек — не более чем дождевой "червяк". Государство-"грузовик" раздавит "червяка", и не заметит. Водитель "грузовика" не советуется с "червяками", не сообщает им о своих планах, так что "червякам" лучше не выползать на большую дорогу. "Грузовик" для них — такая же слепая, стихийная, непреодолимая сила, как, например, ураган. Боятся ли люди урагана? — Безусловно, боятся. Боятся они лютых морозов? — Разумеется, боятся. И дождевые червяки тоже боятся, они зимой не выползают на поверхность земли.
Ну вот, Бога можно сравнить с водителем "грузовика", или с ураганом, или с любой иной силой, которая значительно превышает силы одного человека. Если собрались вместе несколько мужчин, эта "кодла" уже представляет опасность для одинокой женщины, это уже потенциально злая сила для неё. Вот, например, отец моей бабки, по её словам, вернулся домой без ноги с первой мировой войны, пожил недолго и умер, то ли от тифа, то ли от "испанки"; муж бабки (мой дед) пропал без вести на второй мировой войне; сыну (моему отцу) отбили весь "ливер" какие-то мужики, и он умер после неудачной операции. Наверно, и моя бабуся относилась к Богу как к злой силе, потому что никакого добра она от него не видела.
Кстати, как можно заключить из слов в библейской книге Исайи (45: 7: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это»), в ветхозаветную пору все страдания, выпадавшие на долю человека, принимались как проявление Господней воли. Так что, та сербская бабулька, говоря, что она боится проявлений божественной злой силы, следует библейскому нарративу. И, если верно то, что «в любви нет страха» (1 Ин 4:18), то также верно и то, что «всяк страх изгоняет любовь». Если бабуся боится Бога, это значит, что она не любит Его. Любить можно лишь Иисуса Христа, который Сам пострадал от таких же слепых водителей "грузовика", а Бога — за что его любить? Могут ли муравьи любить человека? У муравьёв есть резон бояться человека, так как люди разрушают муравейники, а любить человека нет никакого резона.
Здесь перед нами возникает религиоведческий вопрос огромной значимости, - вопрос отношения древних язычников к Божеству. Наверно, они относились к нему так же, как та бабулька из Сербии. Однако, надо полагать, они почитали и любили божественных "страдальцев", типа Осириса. Может быть, если бы человек мог принять на себя "зрак" муравья, как Христос принял зрак раба, и спуститься к муравьям в муравейник, они бы тоже его полюбили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий