В ходе археологических раскопок в Нове-Обьезерже на северо-западе Польши учёные детально исследовали кольцевое сооружение (ронделу), построенное около 4800 года до нашей эры носителями культуры линейно-ленточной керамики (сходные сооружения также строила культура воронковидных кубков).
Рондела в Нове-Обьезерже имеет диаметр 112 метров и окружена тремя системами траншей и четырьмя концентрическими канавами, которые служили фундаментами для деревянных конструкций (возможно, частоколов). Траншеи закрывали деревянными настилами, способными противостоять «условиям окружающей среды», то есть ливням, бурям и снегопадам. Вероятно, эти конструкции водружали на стояки, укрепляли несущими элементами и перекрывали тростниковыми плетёнками с глиняной обмазкой.
![]() |
Рондель в Нове-Обьезерже. Реконструкция. Рвы открывались только во время церемоний, а затем засыпались. Автор изображения: Марек З. Бараньски |
В непосредственной близости от ронделы имелся длинный дом ЛЛК.
Канавы не оставались открытыми навсегда; их использовали для церемоний и обрядов, затем закрывали настилами или засыпкой, чтобы вновь открыть в надлежащее время для следующего празднества.
Останки животных и керамика, обнаруженные в канавах, указывают на то, что рондела была местом проведения общественных мероприятий и, возможно, жертвоприношений. Эти ритуалы создавали общинные иерархии и укрепляли социальную сплочённость.
Данные исследования ронделы в Нове-Обьезерже доказывают существование эгалитарного (равноправного) общества, что противоречит мнениям некоторых учёных о том, что ронделы служили для возвеличения и освящения политической власти вождей. Сам нелёгкий процесс их коллективного сооружения и трудоёмкого поддержания в порядке предполагает наличие некоей общей высшей цели. Не исключено, что за работами и обрядностью вела надзор некая жреческая каста или тайное сообщество посвящённых хранителей ритуальных знаний.
После 4500 г. до н. э. сооружение больше не использовалось, как считается, «из-за изменений в социальной структуре». Снижение сельскохозяйственной деятельности, как показал анализ пыльцы, указывает на упадок местного населения. Очевидно, это связано с первой волной арийской экспансии.
По мере накопления "пазлов" общая картина, кажется, понемногу начала проясняться.
Пазл 1. Менструальное табу и менструальные хижины (которые строили сами женщины).
Пазл 2. Связь лунного цикла с менструальным циклом - с одной стороны, и связь быка с луной - с другой стороны. Часто в мифах вместо быка выступает медведь, но суть от этого не меняется: девочка вступает в интимный контакт с быком или медведем.
Пазл 3. Главное условие интимной встречи с духом — самоизоляция. Менструальное табу как раз и создаёт такие условия. Не у всех женщин и не сразу, а может быть на пятый или (сто) десятый раз такая встреча состоится.
Пазл 4. В православной аскетике это аксиома, что Дьявол предпочитает искушать монахов в большей степени, чем мирян, а среди монахов он часто нападает на самых ревностных, особенно на монахов-отшельников. Иисусу Христу он явился в конце сорокадневного поста в пустыне.
Пазл 5. Встреча с духом может обернуться для женщины обретением сверхъестественных способностей, то есть она может стать шаманкой или ведьмой. Ведьма значит "ведающая", знающая. Знание — сила.
Пазл 6. Ритуальный комплекс в Гёбекли-Тепе, если он имел крышу и внутри было темно, я ранее назвал "фабрикой по производству шаманов" (предположительно).
Пазл 7. В ритуальном комплексе в Кноссе существовали т. наз. "люстральные бассейны", тёмные полуподвальные помещения, на стенах которых сохранились изображения лабриса, священного знака крито-минойцев.
Пазл 8. В неолитических деревнях Тавольеры (Италия) мы видим дома, находящиеся в центре С-образных рвов. Приблизительная глубина составляет два метра, - этого вполне достаточно, чтобы человек мог стоять там в полный рост. С-образная траншея на перевале Пассо-ди-Корво (Южная Италия, культура импрессо, VI–V тыс. до н. э.) свидетельствует о том, что подобные траншеи могли закрываться брёвнами и ветками, присыпаться землёй сверху.
Пазл 9. В этих траншеях археологи находят человеческие кости. И здесь припоминается наша Баба Яга — костяная нога. По мнению В. Я. Проппа («Морфология волшебной сказки»), фраза «нос в потолок врос» в описании Бабы-Яги означает, что избушка, в которой она находится, — это гроб, а сама героиня — мертвец. И вот, попадая в избушку (а фактически в гроб) Бабы Яги, сказочный герой постигает там "хитрую науку", он выучивается превращаться в животных, т. е. приобретает уменье, а не знание.
Пазл 10. Матриархальные культы были связаны с изменёнными состояниями сознания, или, точнее говоря, с феноменом женской одержимости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий