Мария Лаура Леоне в статье "ЖЕНЩИНА ДРЕВНЕЙ ДАУНИИ (АПУЛИЯ, ИТАЛИЯ): СООБРАЖЕНИЯ, ВЫВОДИМЫЕ ИЗ СТЕЛ, ИСТОЧНИКОВ И КЕРАМИКИ" пишет о древней Даунии, области на территории Италии, между VIII - VI веками до н. э.
![]() |
Географическая область древней Даунии. |
Она обращает внимание на местные горшки в стиле олла [1].
![]() |
Типичный даунийский горшок олла с зооморфной протомой, форма которой напоминает коробочку опиумного мака. Коллекция Чечи Макрини, Андрия, пятый век до н. э. |
А вот ещё одно изображение. Слева мы видим женщин, несущих на голове керамические изделия в форме оллы. При этом их волосы завязаны в хвост, в который вплетена маковая коробочка. Справа зелёная коробочка снотворного мака.
Мария Лаура Леоне называет этих женщин "служительницами" (acolytes) культа Богини. Она говорит, что женщины занимались магико-терапевтическими практиками в даунийском обществе и, в качестве иллюстрации, приводит прорисовку изображения, на котором две женщины держат перевёрнутого человека за ноги. Такая сцена может указывать на ритуал изгнания злого духа. При этом одна из знахарок (или шаманок) держит в руках капсулу опиумного мака.
"Некоторые источники между четвёртым и третьим веками говорят о женщинах-даунианках. Тимео ди Таормина описывает их как носящих тёмную одежду, с лицами, окрашенными в красный цвет, и держащих палку в руках. Для греков они выглядят как Эринии. Автор явно описывает необычных женщин, похожих на ведьм или шаманок, которые отпугивают от себя мужчин. Однако, основной письменный источник о женщинах Даунии находится в работе Ликофрона «Александра» (четвертый век до н. э.), где автор подробно описывает, что делают девушки Даунии, когда они не хотят выходить замуж: они укрываются в храме девственницы Кассандры, пророчицы-жрицы, расположенном недалеко от болота Сальпе, где они обнимают её статую, одеваются в чёрное, как Эринии, раскрашивают свои лица соком злых трав и носят палку. В таком виде, Кассандра благоволила приходящим к ней девушкам и защищала их девственность. Удивительно отметить, как это описание соответствует девственному священству, а палка, которую держат в руках несколько персонажей, напоминает высушенное растение мака, возможно, то же самое растение, которое производит злые соки. Вместе с этой фольклорной информацией отрывок из Ликофрона показывает свободную волю, данную женщинам, не выходить замуж за мужчин, за которых они не хотят, но в то же время эта свобода требует религиозного посвящения Кассандре и отказа от материнства".
Последнюю часть своей статьи Мария Лаура Леоне озаглавила "Конец матрифокального [2] мира".
"Стелы Даунии относятся к железному веку, но они также являются последним выражением антропоморфных камней медного века, времени, когда индоевропейские культуры прибыли в Европу и в средиземноморский регион. Это было время, когда правление богини пришло в упадок. К концу бронзового века средиземноморские пантеоны были полны мужских божеств, часто деспотичных и доминирующих. Тем не менее, значение женского культа не снизилось сразу, но потребовалось некоторое время, и были некоторые формы сопротивления или оазисы, такие как в египетской и критской культуре. Сардинские и этрусские женщины в Италии пользовались свободой в первом тысячелетии, в которой было отказано гречанкам и римлянкам: есть некоторые свидетельства того, что женщины в Этрурии принимали участие в банкетах и публичных мероприятиях и не находились под опекой своих отцов или мужей. Среди даунийцев, которые были современниками греков и римлян, женщины пользовались большим уважением, и существует мнение, что следы матриархальной структуры можно найти во многих обществах среди италийских народов вплоть до эллинской и римской эпохи. На основе письменных источников и иконографических свидетельств, описанных здесь, мы можем сделать вывод, что в Даунии женщины участвовали в общественной деятельности и были столь же активны в эзотерике, как и в ремесленном производстве. На стелах мы также видим, что они занимались ткачеством, но они также изготавливали гончарные изделия и играли активную роль в создании или проектировании стел, поскольку они часто изображались или даже были главными героями историй, выгравированных на них. Не секрет, что идеативный язык (то есть язык идей, язык идеологий), используемый для создания и украшения гончарных изделий, хижин и татуировок, был исключительно женской сферой среди некоторых племён. Недавние исследования Макилама показывают, как берберские мастерицы играли решающую роль в передаче магико-символических знаний в их обществе. Почему бы тогда не предположить, что женщины Даунии также играли эту роль и что оригинальность и креативность даунийского искусства тоже берёт своё начало от них?"
Здесь я хотел бы обратить внимание на то, что ядром матриархальных культов являлись религиозные практики, связанные с изменёнными состояниями сознания. В этом смысле, патриархальные культы выглядят, конечно, гораздо более рационалистическими. Видимо, не случайно философия возникла в классической Греции, в стране "развитого патриархата".
Вот такое противостояние: с одной стороны, матриархат и мистицизм, а, с другой стороны, патриархат и рационализм. Надо полагать, что именно женщины, испокон веков занимавшиеся собирательством, открыли для себя растения, изменяющие сознание, и, очевидно, они использовали эти растения в своих целях.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] В типологии древнеримской керамики olla — это сосуд, отличающийся своим округлым «брюшком». Olla в первую очередь использовалась для приготовления или хранения пищи. В древнеримской религии ollae (множественное число) имели ритуальное использование и значение, в том числе в качестве погребальных урн .
[2] Я считаю, что слово "матрифокальный" более адекватно, чем слово "матриархальный", особенно применительно к описанию исторических реалий бронзового и железного веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий