15 мая 2025

Мак в матриархальных культах.

Мария Лаура Леоне в статье "Даунийский опиум и концепции, раскрытые на изображениях" сообщает:

"Опиум содержит около 40 алкалоидов, как психоактивных, так и непсихоактивных, с медицинским применением, выходящим за рамки наркотических, анестезирующих и вяжущих свойств. Однако приятные эффекты, которые всегда привлекали человечество, связаны с морфином, вызывающим «лёгкую эйфорию и приятные галлюцинации». Также имеются свидетельства его ритуального использования, относящегося к временам неолита. Многочисленные семена вида, находящегося на полпути между диким маком (Papaver setigerum) и одомашненным сортом мака снотворного, были найдены в прибрежной деревне Ла Мармотта (озеро Браччано, Сабация, Рим), обугленные внутри камеры, предназначенной для религиозных обрядов, вместе с фигуркой "венеры", напоминающей палеолитические образцы. Их калиброванная датировка является самой старой обнаруженной на данный момент (7600/7150 лет назад). 

К сожалению, опиум вызывает привыкание и может быть смертельным в больших дозах, — факторы, которые способствовали его двойной ассоциации со сном и смертью. В прошлом он также играл роль в медицинских контекстах и ​​погребальной идеологии и был приписан различным божествам, таким как Деметра или анонимная "богиня из Гази" (1300-1250 гг. до н. э., Музей Ираклиона, Крит). Эта богиня или верховная жрица изображена с благословляющими руками и увенчана тремя капсулами опиумного мака, что, возможно, предполагает инкубацию и лечебный сон".  

Фигурка «богини мака» из святилища в Гази, Крит
Рисунок золотого кольца, найденного в Микенах, на котором изображена сидящая богиня с тремя коробочками мака

Подозрительно, конечно, что оба изображения с "маковыми богинями" относятся к микенскому периоду, когда Крит находился в подчинении у греков-ахейцев. Тут не совсем понятно, откуда исходят опиумные влияния: от минойцев, или от микенцев. Ну да ладно, замнём для ясности.

Слева: кувшин 63, украшенный трёхконечными маковыми коробочками (коллекция Ceci Macrini, Андрия); в ходе лабораторной проверки было обнаружено, что кувшин 63 положителен для трёх опиатных алкалоидов. Справа: сухой мак высотой более 30 см и бронзовый скипетр из Пещеры сокровищ в Израиле.

D. Капсула с маком, в бронзе, из Козани (Македония, Греция); сидящий мужчина касается своей головы, чтобы указать на психоактивное состояние, вызванное опиумом. E. Статуэтка из Беотии с подвеской в ​​виде мака на шее (Музей Афин). F. Кувшин в форме мака со змеёй под ручкой (Музей Ираклиона, Крит).

Деталь "женской" стелы из Даунии (Италия). Пять последовательниц Богини с маками в волосах приносят дары жрицам с высокими головными уборами. Их принимает музыкант, играющий на лире, в центре процессии. Последовательницам помогают две птицы-покровительницы, а все персонажи имеют лица птиц.

Вот это очень интересно. Потому что я видел множество изображений "птицеголовых" богинь эпохи неолита
 
И ещё несколько "до кучи": 5600-5100 BC

и множество птицеобразных масок культуры Винча.


В продолжение темы см.: Оборотни Старой Европы (2).

Кипрская чаша с головой барана, львом и тремя змеями на ручке, а также змеёй и маком внутри Музей Никосии).

Этот чрезвычайно интересный артефакт заставляет вновь обратиться к символизму змеи. Змей Кадуцей – хорошо известный символ змеевидной женской сексуальной энергии в герметизме и алхимии. Также тантрическая символика изображает Кундалини в виде змеи. А что, если эта символика уходит корнями в эпоху неолита?

Комментариев нет:

Отправить комментарий