После 3500 г. до н. э. на Кипре, в основном в юго-западной части острова, стали появляться большие деревни, не обнесённые стенами. Но интересно, что дома в этих деревнях вновь приобрели архаичные округлые формы.
Луиза Стил говорит, что по сравнению с урбанизированными обществами современного Леванта и социально-экономическим развитием третьего тысячелетия до нашей эры в Эгейском море и центральной Анатолии, энеолитический Кипр, по-видимому, демонстрирует «культурную отсталость».
![]() |
План энеолитического поселения Лемба-Лафефеус
|
![]() |
Схематический план дома среднего энеолита с указанием зон деятельности.
|
Обычно захоронения, связанные с отдельными домами, располагались за стенами жилого помещения, подчёркивая связь между живыми и умершими (предками).
К среднему энеолиту сложилась символическая система всего острова с богатым репертуаром изображений. Фигуры из различных материалов (керамики, известняка и пикролита) являются отличительным культурным маркером кипрского энеолита. Всё большее внимание уделяется человеческой форме, что иллюстрируется положением рук, указанием пола (обычно женского) и особым акцентом на чертах лица.
![]() |
Фигурки, которые были найдены археологами на Кипре. |
Особенно примечателен т. наз. "кипрский амулет", - вещичка, которую, судя по всему, носили на шее, как ныне носят крестики.
![]() |
Кипрский «амулет». III тыс. до Р.Х. Афины. Музей кикладского искусства. |
![]() |
Помосский идол, ок. 30 в. до н.э. © Национальный музей Кипра, Никосия |
Помимо переносных фигурок меньшего размера, иногда встречаются и более крупные фигурки, обычно высотой около 40 см.
Здесь можно заметить, что
изображение головы и шеи довольно фаллическое, и эти статуэтки напоминают андрогинные, "муже-женские" изображения керамического неолита на Кипре. Особенно бросается в глаза гермафродитичность "женщины из Лембы" (Lady of Lemba).
![]() |
"Женщина из Лемба" |
![]() |
План уровней позднего энеолита Киссонерга-Мосфилия (период 4).
|
![]() |
Возможная реконструкция Дома Пифоса (B3) в Киссонерга-Мосфилия. |
Как видно, в эпоху энеолита на Кипре "жить стало лучше, жить стало веселее". У одних людей появились излишки, которые они добровольно относили в "общак". У других людей появился соблазн "прихватизировать" все эти излишки и заделаться богачами. На Кипре созрела "революционная ситуация" для появления государственно-патриархальных структур...
Кстати, из всех энеолитических поселений на Кипре, в Мосфилии обнаружена самая крупная коллекция изделий из меди, что свидетельствует о кустарной металлургии в деревне. Сюда входит набор всяких инструментов (долота и шила), но, что примечательно, нет никаких свидетельств декоративного использования меди, а также нет никакого оружия. Это прямо надо написать большими буквами в школьных учебниках истории: ОРУЖИЕ СВЯЗАНО С БОГАТСТВОМ; НЕТ БОГАТСТВА — НЕТ И ОРУЖИЯ. Козе понятно, что потребность в оружии возникает лишь тогда, когда разделение людей на богатых и бедных становится кричащим, вопиющим. У богатых появляется страх, у бедных — зависть и ненависть к богатым. И те, и другие вооружаются; кровопролитие неизбежно.
Эксплуатация медных ресурсов острова рассматривается как основной двигатель развития кипрского общества в бронзовом веке. Кипр очень богат медными рудами.
Кипр был крупнейшим производителем меди в Восточном Средиземноморье. И, скорее всего, элита на Кипре первоначально появилась именно в среде металлургов. Археологи находят захоронения,
которые явно выделяются среди обычных захоронений необычайной концентрацией металлических богатств. Это напоминает мне захоронения Варненского некрополя (см.: Жрец, торговец или кузнец?, а также О вождях культуры Варна).
На Кипре появился новый тип гробниц. В период позднего халколита была введена высеченная в скале камерная гробница, использовавшаяся для многочисленных погребений. Она и стала отличительным типом гробниц, использовавшимся на протяжении всего кипрского бронзового века.
В общем, процесс пошёл... Пирамиды Древнего Египта показывают направление этого процесса, или, точнее говоря, вершинные точки данного процесса. По сути, это всё тот же мегалитизм, хотя и без мегалитов. Но смысл одинаков: разделение покойников на "элитариев", похороненых в камерных гробницах, и "быдло", закопанное в землю как скотина.
Тут есть над чем задуматься, особенно взглянув, под новым углом зрения, на древний обычай закапывать всех покойников, без разбора, на мусорных кучах (так было на Кипре в эпоху керамического неолита). Может быть, они правильно поступали? Известно, что дорога в ад вымощена благими намерениями: сначала особые почести покойнику, а затем и особые почести живому человеку, культ личности, культ гения, и вот уже самодур на троне прикрывается маской гения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий