26 мая 2025

Эпоха меди (энеолит) на Кипре.

После 3500 г. до н. э. на Кипре, в основном в юго-западной части острова, стали появляться большие деревни, не обнесённые стенами. Но интересно, что дома в этих деревнях вновь приобрели архаичные округлые формы. 

Кипр. Древний артефакт халколитического периода. Похоже на дом с большим семейством. "Все жили вровень, скромно так — Система коридорная: На тридцать восемь комнаток — Всего одна уборная" (В. Высоцкий). 

Луиза Стил говорит, что по сравнению с урбанизированными обществами современного Леванта и социально-экономическим развитием третьего тысячелетия до нашей эры в Эгейском море и центральной Анатолии, энеолитический Кипр, по-видимому, демонстрирует «культурную отсталость». 

План энеолитического поселения Лемба-Лафефеус

Схематический план дома среднего энеолита с указанием зон деятельности.

Обычно захоронения, связанные с отдельными домами, располагались за стенами жилого помещения, подчёркивая связь между живыми и умершими (предками).

К среднему энеолиту сложилась символическая система всего острова с богатым репертуаром изображений. Фигуры из различных материалов (керамики, известняка и пикролита) являются отличительным культурным маркером кипрского энеолита. Всё большее внимание уделяется человеческой форме, что иллюстрируется положением рук, указанием пола (обычно женского) и особым акцентом на чертах лица.

Фигурки, которые были найдены археологами на Кипре.

Особенно примечателен т. наз. "кипрский амулет", - вещичка, которую, судя по всему, носили на шее, как ныне носят крестики. 

Кипрский «амулет». III тыс. до Р.Х. Афины. Музей кикладского искусства.

Помосский идол, ок. 30 в. до н.э. © Национальный музей Кипра, Никосия

Помимо переносных фигурок меньшего размера, иногда встречаются и более крупные фигурки, обычно высотой около 40 см.

Кипр, 3000-2500 до н. э.

То же самое.

Здесь можно заметить, что  изображение головы и шеи довольно фаллическое, и эти статуэтки напоминают андрогинные, "муже-женские" изображения керамического неолита на Кипре. Особенно бросается в глаза гермафродитичность "женщины из Лембы" (Lady of Lemba).

"Женщина из Лемба"
Очевидно, каждая деревня эпохи меди на Кипре имела свой "общак" на "чёрные дни" или для совместных праздничных трапез. Кажется, один из таких "общаков" располагался в Доме Пифоса в Киссонерге-Мосфилии. 

План уровней позднего энеолита Киссонерга-Мосфилия (период 4).
 
Возможная реконструкция Дома Пифоса (B3) в Киссонерга-Мосфилия.

Как видно, в эпоху энеолита на Кипре "жить стало лучше, жить стало веселее". У одних людей появились излишки, которые они добровольно относили в "общак". У других людей появился соблазн "прихватизировать" все эти излишки и заделаться богачами. На Кипре созрела "революционная ситуация" для появления государственно-патриархальных структур...

Кстати, из всех энеолитических поселений на Кипре, в  Мосфилии обнаружена самая крупная коллекция изделий из меди, что свидетельствует о кустарной металлургии в деревне. Сюда входит набор всяких инструментов (долота и шила), но, что примечательно, нет никаких свидетельств декоративного использования меди, а также нет никакого оружия. Это прямо надо написать большими буквами в школьных учебниках истории: ОРУЖИЕ СВЯЗАНО С БОГАТСТВОМ; НЕТ БОГАТСТВА — НЕТ И ОРУЖИЯ. Козе понятно, что потребность в оружии возникает лишь тогда, когда разделение людей на богатых и бедных становится кричащим, вопиющим. У богатых появляется страх, у бедных — зависть и ненависть к богатым. И те, и другие вооружаются; кровопролитие неизбежно.

Эксплуатация медных ресурсов острова рассматривается как основной двигатель развития кипрского общества в бронзовом веке. Кипр очень богат медными рудами.

Районы добычи меди на Кипре, в Южном Леванте и на Синае, эксплуатируемые в древности.

Кипр был крупнейшим производителем меди в Восточном Средиземноморье. И, скорее всего, элита на Кипре первоначально появилась именно в среде металлургов. Археологи находят захоронения,  которые явно выделяются среди обычных захоронений необычайной концентрацией металлических богатств. Это напоминает мне захоронения Варненского некрополя (см.: Жрец, торговец или кузнец?, а также О вождях культуры Варна).

На Кипре появился новый тип гробниц. В период позднего халколита была введена высеченная в скале камерная гробница, использовавшаяся для многочисленных погребений. Она и стала отличительным типом гробниц, использовавшимся на протяжении всего кипрского бронзового века.

Камерные гробницы.

Камерные гробницы.

В общем, процесс пошёл... Пирамиды Древнего Египта показывают направление этого процесса, или, точнее говоря, вершинные точки данного процесса. По сути, это всё тот же мегалитизм, хотя и без мегалитов. Но смысл одинаков: разделение покойников на "элитариев", похороненых в камерных гробницах, и "быдло", закопанное в землю как скотина.

Тут есть над чем задуматься, особенно взглянув, под новым углом зрения, на древний обычай закапывать всех покойников, без разбора, на мусорных кучах (так было на Кипре в эпоху керамического неолита). Может быть, они правильно поступали? Известно, что дорога в ад вымощена благими намерениями: сначала особые почести покойнику, а затем и особые почести живому человеку, культ личности, культ гения, и вот уже самодур на троне прикрывается маской гения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий