"Раскопки Чатал-Хююка предоставили один из крупнейших наборов данных о практиках интрамурального захоронения в доисторическую эпоху Ближнего Востока. В ходе раскопок 1960-х годов в Чатал-Хююке было раскопано около 685 захоронений, а в последние годы были обнаружены ещё сотни. Около половины захоронений – взрослые, причём оба пола представлены в равной степени.
Захоронения обычно происходили в яме, вырытой в полу во время оккупации здания, после чего место захоронения закрывалось, а пол латался. Новые захоронения часто нарушали остатки более ранних захоронений, которые иногда отодвигались или переставлялись. Эта практика регулярно приводила к хаотическому смешению скелетов; потомки, по-видимому, мало заботились о целостности захоронения отдельного умершего человека.
Захоронения часто, но не исключительно, находили под отсеками, расположенными в северо-восточной части гостиной. Эти отсеки, скорее всего, служили для сна. Таким образом, связь живых и мёртвых, по-видимому, была особенно тесной в Чатал-Хююке: там имелись места, в которых некоторые члены группы отдыхали временно , тогда как другие «отдыхали» на более постоянной основе.
Ранее Меллаарт говорил, что погребальный инвентарь в Чатал-Хююке имеет гендерную принадлежность. По его словам, мужской погребальный инвентарь включал оружие, такое как каменные булавы, обсидиановые кинжалы и наконечники, а также костяные крючки для пояса, тогда как погребальный инвентарь, хранившийся у женщин, состоял из ювелирных изделий, таких как ожерелья, кольца и браслеты, а также обсидиановые зеркала и лопаточки (интерпретируемые как аппликаторы для макияжа). В раскопках последних лет гендерного инвентаря по возрасту и полу не обнаружено.
Другой вопрос касается обращения с умершими перед захоронением. Поскольку многие скелеты были неполными, Меллаарт утверждал, что это были вторичные захоронения. Опять же, в результате новых раскопок стало ясно, что экскарнация не была обычной практикой на этом месте. Подавляющее большинство скелетов были захоронены в первичных захоронениях, и свидетельства, указывающие на экскарнацию, отсутствуют, хотя есть несколько случаев вторичного захоронения".
![]() |
Распределение захоронений под полом на уровне VI-B в южной части Чатал-Хююка. |
Хм, тогда у меня возникает вопрос: как же они там жили, если под полом, совсем неглубоко, лежит гниющий, разлагающийся труп? У них там не было никакой вентиляции, ни окон, ни дверей... [1] К тому же, как мы видим на вышеприведённой карте-схеме, в некоторых помещениях под полами лежало несколько десятков трупов [2]. Бледа С. Дюринг в своей монографии "Преистория Малой Азии", указывает, в качестве примера, на корпус I (ÇRP) с 64 захоронениями. Правда, около половины зданий не имели подпольных захоронений. Может быть, люди проживали на постоянной основе лишь в половине зданий? Хотя непонятно, почему в этой половине не хоронили никого под полом, - там что, никто не умирал?
Бледа С. Дюринг объясняет практику асимметричного распределения захоронений Чатал-Хююка тем, что они рассматриваются как места захоронений, используемых отдельными кланами или родами. "Коммунальные гробницы для коллективных захоронений членов рода хорошо известны в антропологии. Кроме того, есть несколько примеров обществ, где дома служат общим местом захоронения, в котором могут быть похоронены члены рода, не все из которых проживают в этом конкретном доме. В качестве параллели со случаем в Чатал-Хююке особенно уместной кажется практика доколониального общества роти в Индонезии, описанная Уотерсоном:
«Отождествление живых и мёртвых с домом особенно заметно у Роти. Здесь мёртвых хоронили под полом дома, а их духи поселялись на чердаке» и «Человека хоронят не обязательно в доме, в котором он жил, но в клановом доме, уже обозначенном как üma nitü или «спиральный дом». «о», то есть тот, в котором уже имели место другие захоронения и который, следовательно, накопил ритуальную силу и считается своего рода храмом».В этом примере Роти есть много такого, что кажется важным для понимания практик Чатал-Хююка".
----------------------------------------------------------------------
[1] К этому надо ещё добавить, что между глинобитными постройками археологи раскопали кучи бытового мусора. (Подавляющее большинство артефактов, найденных в Чатал-Хююке , происходят как раз из этих отложений.) Туда сваливали золу из печей и очагов, и там же скапливались фекалии людей и животных, например, собак, которых, видимо, там держали.
[2] Может быть, трупы предварительно "коптили" на огне, вялили и высушивали как воблу, а лишь потом хоронили под полом?
Комментариев нет:
Отправить комментарий