13 декабря 2025

Женщины-вожди айнов.

В книге Ч. М. Таксами и В. Д. Косарева "Кто вы, айны?" (М., "Мысль", 1990) говорится, что "первые, очень неясные упоминания об айнах есть в китайских памятниках, описывающих раннюю историю Японского государства и окружающих племён. Этноним айну здесь ещё не встречается, зато часты упоминания о «волосатых дикарях», «мохнатых варварах» и «свирепых разбойниках» эбису, или эмисикоторых японская историческая традиция чаще всего и отождествляет с древними айнами или по крайней мере с их предками. Кроме того, среди «варваров» называют цутикумокудзу; яцукахаги, а также нисимоно, равнинных и горных сажи, наконец, хита, или хина. По всей видимости, это названия родоплеменных образований. Определить с достоверностью, кто из них имеет отношение к древним айнам,— задача, видимо, невозможная, так как они смешиваются с кумасо и позднейшими хаятот. е. с древним индонезийским компонентом.

Аборигены подвергались жесточайшим преследованиям, как правило, избиению. Вот образчик их наказания, который даёт «Бунго фудоки». Некий японский «царь» приказал своим вассалам нарубить деревьев, наделать из них дубин и, напав на цутикумо, всех перебил. «Текущая кровь была до лодыжек». «Варвары», как сообщается в древнеяпонских хрониках, скрывались в горах и лесах, жили в пещерах или в «земляных норах», делали деревянные укрепления, были воинственны и «противились приказам». Среди вождей кудзу и цутикумо нередко встречались женщиныВстречающийся в фудоки сюжет: приезжий завоеватель женится на местной богине (ками — возможно, предводительнице племени) — говорит о том, что не всех «варваров» истребляли, часть их неизбежно ассимилировалась.

К этому можно добавить, что русский исследователь П. Я. Штернберг писал об айнах как о единственной народности Дальнего Востока, у которой сохранился материнский род.

Group of Ainu people, Japan. Группа народа айну, Япония.

Из книги Ч. М. Таксами и В. Д. Косарева "Кто вы, айны?" следует, что русские ничем не отличались от японцев по отношению к айнам:

"Пройдя Камчатку, знаменитый землепроходец Владимир Атласов в 1697 г. доставил сведения о Курилах и живших там айнах. Сам он у них не был, а сообщал со слов своих сподвижников. «Казаки, — отмечал Атласов, —приписывали курилам великую храбрость в бою и выхваляли их паче всех народов». В 1711 г. казачий атаман Данила Анциферов и есаул Иван Козыревский, отплыв из устья реки Камчатка, двинулись на юг, «за переливы». На первых от «матёрой земли» островах они встретили как камчадалов (ительменов), ушедших сюда после волнений 1706 г. на Камчатке, так и «курилов» — людей с глазами широкими, волосатых, с густыми и длинными бородами. Выяснилось, что никакой власти над собой «курилы» не знают да и, к неудовольствию казаков, знать не хотят; что дальше к югу тянется длинная гряда таких же диких скалистых островов, населённых «курилами» же, а если плыть и плыть, на полдень правя, будет чужая земля Матсмай (т. е. Хоккайдо). На попытки казаков склонить айнов под государеву руку «курилы», «собравшись в многолюдстве, стали... вооружёны и к битве готовы; казаки же за малолюдством и за оскудением пороху в бой с ними вступить не осмелились... И с тем возратились казаки сентября 18 дня в Большерецкий острог». В 1713 г. Козыревский вторично отправился на байдарах к Курильским островам. Встретив там «народ самовластный», он начал военные действия, «имел три упорных боя... Курильцы были зело жестоки и наступали в куяках, имея сабли, копья и луки со стрелами». Покорив второй остров и обложив ясаком жителей, Козыревский вернулся на Камчатку". 


«Курилы» островов Итуруп и Уруп никакого правительства не признают, подчёркивает С. П. Крашенинников,— лишь то, которое «сами между собой имеют». Точно так же и жители Кунашира (ближайшего к Хоккайдо острова) «государя над собой никакого не знают».

В общем, складывается такая картина: подданные (то есть "находящиеся под данью") японских и русских царей, рабы патриархата, наступают на свободных людей и обращают их в рабство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий