В одной из скандинавских саг "мировое дерево" описывается имеющим красные корни. Насколько удаётся выяснить характер религиозных верований древнеиндийской (доарийской) цивилизации, в них имело место поклонение богине-матери и "неуязвимому" (ср. русское "Кащей Бессмертный") богу, носившему эпитеты "медный" и "красный". У индийских ариев бог смерти Яма одет в красное. Это был цвет, издревле соотносившийся с богом преисподней.
Яма, бог Загробного мира, Владыка Преисподней |
Яма, защитник справедливости |
Красный цвет в разные времена и у разных народов символизировал также мужской пол, силу, действие, войну, гнев, охоту, страсть, похоть, владычество.
Римский золотой кулон с фаллосом, найденный металлоискателем в Хиллингтоне, Норфолк, в 2011 году. |
Бог преисподней был олицетворением воинственности, поэтому красный цвет стал атрибутом бога войны. В Древнем Риме лицо триумфатора, торжественно въезжавшего на Капитолий, было окрашено в красный цвет, ибо он представлял "лицо бога".
Одним из мифологических образов, восходящих к неолитическому богу преисподней (который, помимо прочих своих функций, служил олицетворением мужской сексуальности), был Приап; статуя последнего окрашивалась в красный цвет.
a figure of Priapus from Roman Egypt. ca. 2nd Century AD. |
Со времён палеолита практиковалось окрашивание покойников в красный цвет. Это чрезвычайно древний обычай. Не только в Евразии, но также в Америке и Австралии обнаружены датируемые 20 - 30 тыс. до х. э. погребения покойников, посыпанные красной охрой. В чём смысл этой детали погребального обряда? Может быть, красный цвет здесь выступает в качестве символического выражения передачи жертвы богу преисподней? Может быть, на почве таких воззрений возник и обряд трупосожжения: огонь и красный цвет играли одну и ту же роль агента владыки преисподней.
(Из монографии Ариэля Голана "Миф и Символ")
Комментариев нет:
Отправить комментарий