"В некоторых ранних городах административные посты занимали евнухи. Можно было не опасаться, что они оставят после себя династию узурпаторов", - говорит А. И. Белов.
Да, это давно уже всем известно, что ассирийские цари ставили евнухов наместниками завоёванных земель, дабы не появились местные "вертикали власти" впику центральной "вертикали власти".
Но какой смысл бороться с мелкими узурпаторами, если главный узурпатор фонтанирует своей спермой? Он потому и кастрирует наместников областей, что планирует в будущем посадить своих многочисленных отпрысков на их места.
Кастрация как форма борьбы с узурпаторами имела бы смысл лишь в том случае, если бы оскоплению подвергся сам царь.
Говорят, предводитель русских скопцов, Кондратий Селиванов, предлагал оскопиться императору Павлу I.
Может быть, и самооскопления в культе Кибелы имели целью противодействие естественному стремлению каждого мужчины переложить "бразды правления" в руки своих сыновей?
Ну, во всяком случае, мы знаем, что, например, в католической Церкви все клирики должны принимать обет безбрачия. 33-й канон Эльвирского Собора в Испании (306) предписывает: «Пусть епископы, пресвитеры, диаконы, иподиаконы воздерживаются от своих жён и детей не рожают. Нарушивший это будет извержен из церковного чина».
Современная демократия продолжает борьбу с узурпаторами, хотя и на другом уровне. Вместо оскопления царей, она лимитирует их властные полномочия в пределах четырёх (максимум - восьми) лет, так что они не успевают передать власть своим наследникам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий