Как сообщает Е. В. Антонова, "все постройки Чатал Хююка возводились из сырцового кирпича стандартных размеров и имели плоские перекрытия из тростника, покрывавшиеся толстым слоем обмазки. Кровлю поддерживали два основных столба [1] и несколько столбов меньшего диаметра. Каждый дом состоит из жилой комнаты площадью около 20 кв. м или больше и одного, реже — двух меньших помещений — кладовых. Выход находился в южной части дома, где располагалась кухня (иногда проём вёл в шахту, откуда уже попадали на крышу). В кухонной части находились печи или печь овальной формы; неподалёку в стене на небольшой высоте делали довольно значительное углубление, предназначавшееся, как полагают, для топлива. Здесь же был открытый очаг с бортиками. Площадь кухни занимала треть внутреннего пространства".
Значит, на многодетную семью (а семьи в те времена были, как правило, многодетными) оставалось всего 14 кв. м полезной площади жилья. Маловато будет...
"Вдоль стен сооружали платформы-лежанки. Пол и платформы покрывали циновки".
Реконструкция дома из Чатал-Хююка. Видны низкие платформы и небольшая кладовая. |
"Планировка и внутреннее устройство жилых домов и, по Д. Мелларту, «святилищ» заметно не различались. В них обитало, как он полагает, до восьми человек — взрослые и дети. Умерших хоронили в постройках обеих категорий, но Мелларт считает, что «святилища» постоянно не были обитаемы, и думает, что здесь могли хоронить жрецов и членов их семей".
"Мелларт предложил следующие критерии для выделения «святилищ»:
1. Наличие стенописи религиозного содержания и рельефов, изображающих божеств, животных или их головы.
2. Ряды стилизованных бычьих голов (букрании), установленных на низких столбиках на платформах.
3. Существование вмазанных в стены вотивных фигурок.
4. Наличие на платформах человеческих черепов".
Рога и черепа — по углам, скелеты умерших — под лежанками, окрашенные красным цветом стены... И это что, жилое помещение?! Или это могильный склеп?
Люди спускались вниз по лестницам в эти дома, как в могилы, так как в них не было ни окон, ни дверей.
Реконструкция внутреннего пространства дома из Чатал-Хююка |
"На основании раскопок 1961 —1963 гг. Мелларт заключил, что в X—II слоях из 139 помещений не менее 40 имели культовое назначение. Он полагает, что на каждые два дома в наиболее исследованных слоях (VII—III) приходилось одно «святилище».
Д. Мелларт выражает удивление, что в «святилищах» нет алтарей и столов для жертвоприношений, для заклания животных, подобных обнаруженным в раннебронзовом Бейджисултане. Не найдены ямки для стока крови животных, хранилища их костей — короче говоря, нет свидетельств принесения их в жертву".
Может, потому и нет алтарей в "святилищах", что там находились покойники?
Да, и все эти настенные росписи с явно религиозными сюжетами напоминают росписи стен в наших православных храмах.
Я раньше уже выдвигал предположение о том, что Чатал-Хююк являлся некрополем. Владимир Пропп, если бы он был жив, наверно сразу бы уловил параллели с избушкой на курьих ножках Бабы Яги, вокруг которой забор из человеческих костей, а на заборе — черепа.
Однако я не настаиваю на этой версии. Возможно и иное истолкование. Общество Чатал-Хююка было глубоко религиозно. Именно такое общество может быть матриархальным. Как я не раз говорил, матриархат может существовать лишь как священный матриархат, когда вся жизнь "зарегулирована" обрядами и табу, и на дуркование у мужчин не остаётся ни времени, ни сил.
---------------------------------------------------------------------------------
[1] Эти два столба напоминают храмовый комплекс Гёбекли Тепе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий