22 февраля 2025

К истолкованию одного сюжета Гёбекли-Тепе.

Столб с рельефным изображением сетки из змей, под которой находится животное (баран?).

Эту картину на одном из столбов неолитического ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе можно было бы назвать "Судьба человека". Человек, в виде барана, и нависающая над ним сеть Судьбы, сплетённая из змей.

"Символизм петли, связывания, сети сопряжён с хтоническими мотивами матриархата, где женские божества ткут структуру онтологии, завязывая и развязывая узлы космической ткани, что соответствует череде рождений и смертей" (А. Дугин). В норвежской космологии три нестареющих женских божества обитают под корнями Иггдрасиля, вечнозелёного Мирового дерева, прядут и плетут целостную паутину жизни во времени и пространстве.

"Магическая интерпретация символики узла, «связывания» лежит в основе колдовских, магических ритуалов" (Кудаева З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры). Те, кто занимался прядением, знают, что это медитативное занятие. Монотонная, однообразная деятельность, при концентрации внимания в одной точке, создаёт спираль или воронку, погружение в которую приводит к трансовым состояниям сознания. У нивхов во время охотничьего сезона женщинам, остающимся дома, строго запрещалось вышивать узоры, так как считалось, что охотник может заблудиться в тайге или бесконечно кружить по одной и той же дороге, как замысловато кружится под рукой женщины вышивка орнамента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий