22 февраля 2025

К интерпретации ещё одного сюжета Гёбекли-Тепе.

 

Incised image of a female from Go¨bekli Tepe

Пример символического изображения змеи в Гёбекли-Тепе

Изображение (менструирующей?) женщины из неолитического ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе напоминает изображения богини Ладжа Гаури. 

Ранние изображения Ладжа Гаури были найдены на печатях индо-хараппской культуры, то есть образ этой богини явился из неисследимой древности. 

Обычно её голову заменяет распустившийся цветок лотоса. 

Но вместо лотоса иногда бывает сосуд или горшок (гхата). И здесь необходимо отметить на практику захоронения младенцев в горшках, что указывает на символическое значение горшка как матки. В индуистской традиции гхата - это место, где обитает Деви (богиня-мать). Гхатастхапана (ритуальная установка горшка, в котором обитает Деви) важна для многих индуистских обрядов. Ravi Korisettar сообщает о присутствии статуэток богини-матери в урновых захоронениях из Кералы в контексте железного века.

В контексте изображений Ладжа Гаури есть ряд примеров, где её сопровождает бык. Но, кажется, нет изображений Ладжа Гаури со змеиной головой. (Во всяком случае, я пока не нашёл.) Поэтому будем считать, что у женщины из комплекса Гёбекли-Тепе на голове горшок вверх дном. По крайней мере, как вариант.

Отличительной особенностью Гёбекли-Тепе являются вырезанные на камне многочисленные изображения змей. Эти существа встречаются на колоннах и других камнях больше, чем изображения других животных. Изображениями змей буквально кишат храмы Гёбекли-Тепе.

Не свидетельствует ли эта "змеиность" ритуального комплекса о женском элементе?

1. Генетические исследования по одомашниванию пшеницы установили, что вся пшеница происходит от дикого подвида, который рос на горе Карачадаг в 30 км от Гёбекли-Тепе. Это значит, что вполне возможно что культ, сосредоточенный вокруг этого ритуального комплекса, играл определённую роль в возникновении земледелия.

2. Из находок внутри «заборов» привлекают внимание каменные ванны на 150–170 литров со следами брожения органики (собственно, зёрна злаковых культур).

Сопоставляя об эти факта, мы приходим к выводу, что в ритуальном комплексе происходили коллективные трапезы с употреблением спиртных напитков. Интересно, кто там собирал в полях зёрна злаковых культур и кто готовил застолье, - мужчины или женщины? Сказать наверняка нельзя, однако можно напомнить о том, что, например, в древности хозяевами британских пабов были преимущественно женщины

Роль пиршеств во время неолита Юго-Западной Азии была в центре внимания исследований в последние годы, однако пол или гендер тех, кто организовывал эти ритуальныех мероприятия, явно не обсуждался, подразумевая по умолчанию, что мужчины были главными действующими лицами. Более гендерно-ориентированный подход к ритуалу в ранних обществах региона был предпринят Гарфинкелем, который проанализировал танцующие фигуры в изобразительном искусстве восьмого-четвёртого тысячелетий до н. э. Эти раскрашенные фигуры похоже, участвуют в ритуальных представлениях, возможно, связанных с пиршеством, и Гарфинкель подсчитал, что женские фигуры появляются чаще на более ранних изображениях и со временем уменьшаются; мужские изображения, как раз наоборот, будучи относительно редкими в ранних контекстах, становятся более многочисленными в поздние периоды. Хотя по этой теме необходимо больше исследований, новаторские усилия Гарфинкеля предполагают центральную роль женщин в пиршественных мероприятиях и ритуальных представлениях на ранних фазах сельского хозяйства и более заметную роль мужчин в более поздних фазах.

Можно ли представить ритуальный комплекс в Гёбекли-Тепе как своеобразный "паб" раннего неолита? Ну, а почему бы и нет?! Можно было делать возлияния Матери-Земле, как позднее — Бахусу. Причастие "духу зерна" могло стимулировать сбор зерна дикорастущих злаков и культивацию зерновых культур. Собственно, с этого и могла начаться так называемая "неолитическая революция". Сначала люди собирали зерно для приготовления пива, а потом, когда появились излишки зерна, они стали использовать его в пищу, как кашу и - поздее - хлеб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий