Человеческие жертвоприношения как форма политического террора (например, у ацтеков) -- это лишь одна небольшая часть "спектра" данного явления. Львиная доля жертвоприношений совершается по причине невежества, инфантилизма или просто дури жертвователей. На Руси дураков на сто лет припасено, - гласит народная мудрость. Но только ли на Руси? Дураков навалом среди всех народов.
Т. В. Жеребина в статье "Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии" рассказывает про так называемые "чашечные углубления" в камнях. "В этих "жертвенных чашах" -- "ступках", по терминологии американских археологов -- обнаруживаются при биологическом анализе разные типы жертвенных приношений: а) остатки каких-то трав; б) зёрна растений; в) красящие вещества... Современные же индейцы, проходя возле скал с древними рисунками, оставляют возле них приношения в виде: а) кусочков одежды; б) монет и т. п., надеясь взамен обрести не только расположение старинных духов, но и частицу их сверхъестественной силы".
В подростковом возрасте, изучая английский язык, я прочитал забавную историю про шестилетнего мальчика Джима по прозвищу "Морковка". В канун Рождества он лежал в своей кроватке и думал: что же положит Санта Клаус в его чулок, висящий на каминной решётке? Мальчику хотелось получить много хороших подарков, и он перед сном совершил своеобразное "жертвоприношение". Он подумал, что Санта Клаус, спускаясь вниз по печной трубе, испачкает в саже свою шубу, и ему потребуется щётка. Мальчик решил положить её возле камина. Санта Клаус очистит щёткой свою шубу, и за это щедро отблагодарит Джима, - напихает в его чулок много оловянных солдатиков и другие игрушки. В принципе, "жертвоприношение" глупенького шестилетнего Джима ничем не отличается от приношений североамериканских индейцев. Джим надеялся обрести расположение Санта Клауса, а американские индейцы надеются обрести расположение духов.
Всем известно, что люди бросают монетки в фонтаны. Говорят, в итальянский фонтан Треви в Риме каждый день швыряют от трёх до четырёх тысяч евро. Это тоже своеобразные "жертвоприношения". -- Кому? -- Видимо, водяному, живущему в фонтане. Вот тебе, водяной, денюжка, а ты, за это, исполни моё желание, которое я загадал, бросая монетку.
Ныне водяному бросают монетки, а в стародавние времена, вполне возможно, бросали девок в реки и озёра. -- Зачем? -- Чтобы обрести расположение водяного. Девка ведь более ценная жертва, чем щётка Джима или монетки туристов, - значит и водяной отблагодарит жертвователя стократно...
Надо ли говорить, что все подобные "жертвоприношения" не имеют ни малейшего отношения к религии? Современные индейцы напоминают мне деревенскую старушку, которая суёт "тыщёнку" доктору, чтобы тот прописал ей "каты́шки" (таблетки) получше.