Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
31 декабря 2024
Про терафимов.
О круглых формах.
"На севере Ганы народы группы гур — дагомба, моси и мампруси — организованы по патриархальному принципу, с развитым институтом жречества. Однако антропологические представления дагомба почти тождественны аканти: материнский клан считается наиболее важным, с ним связана передача крови и тела, плотной формы (могья), а от отца воспринимают душу или дух (нторо). Как и во многих других традициях, специфически мужскими постройками были прямоугольные хижины, а женскими — круглые" (А. Дугин. "Люди чёрного солнца". С. 228).
Интересно. Все юрты, яранги, чумы, иглу — круглые. Кажется, все самые древние жилища были круглыми. И у нас имеется достаточно много сообщений, что у кочевых народов, сохранивших архаический быт, жилища строили женщины. Кое-где в Африке женщины до сих пор лепят жилища своими руками.
![]() |
Хижина химба. |
Но, я думаю, построить жилище из брёвен для женщин, скажем так, несподручно. Поэтому "длинные дома" носителей линейно-ленточной культуры строились, надо полагать, мужчинами.
![]() |
Реконструкция традиционного длинного дома во Вьетнаме. |
Хронологически круглые жилища предшествовали прямоугольным, - это очевидно. Прямоугольные формы стали появляться по мере укрупнения домов и усложнения их строительства. Из брёвен никак не получится круглое жилище. Из камня, из глинобитного кирпича тоже удобнее строить дома прямоугольной формы. Хотя традиция есть традиция: сооружение круглых жилищ продолжалось, как бы "по инерции", наряду с прямоугольными домами. В культовой сфере эта древнейшая традиция дожила до настоящего времени.
Буддийские ступы в Бирме. |
Радикальный патриархат.
А. Дугин приводит пример радикального патриархата в статье "Яка и имбангала: чёрные скифы Анголы".
"В XVI веке в поле зрения португальцев попал ещё один народ, совершенно не похожий на остальное население. Он стал известен как яка или джага. <...> Это были воинственные племена чистых кочевников, что было совершенно не свойственно народам банту. <...> Религия яка ставит в центре мужское небесное божество — Ндзамбьяпхуунгу.
Долгое время народ яка, представляющий собой яркую аномалию в контексте осёдлой аграрной цивилизации банту, отождествлялся или, по крайней мере, сближался с ещё одним народом — имбангала, который появился из глубины африканского континента в начале XVII века и отличался ещё более радикальными чертами. Народ имбангала был организован как жёсткое и экстремально андрократическое войско, напоминающее кочевые общества Турана. В отличие от всех африканских обществ у них вообще отсутствовали обряды, связанные с родством, и родовые связи не играли никакой роли. Племя было объединено только тайным обществом, куда допускали исключительно юношей, прошедших инициацию. Полноценным членом племени считался только тот юноша, кто убивал своего врага. Если ребёнок рождался в поселении имбангала, его убивали. Женщины могли родить только за пределами лагеря и принести ребёнка в лагерь, где его воспитывали с самого раннего возраста сообща, обучая только одному — искусству войны. Новых членов войска имбангала чаще всего набирали из подростков, захваченных в плен, обучая их воинскому искусству, ритуальному каннибализму и мужеству, а также посвящая в тайное общество. Одним из ритуалов, сохранившихся у имбангала до более поздних эпох, был обряд «поедания стариков», что снова является удивительной параллелью с описанием обычаев древних скифов".
А. Дугин ещё добавляет, что "имбангала строили особые военные лагеря, укреплённые деревянными стенами — киломбо, где размещали свои отряды". Ну, это вполне понятно. Это напоминает нам про остроги казаков в Сибири, про "крепкостенную" Трою, и про Тиринф греков-ахейцев и про лондонский Тауэр. Завоеватели, питающиеся соками туземного населения, всегда ограждаются от этого населения. Потому что туземное население горит желанием уничтожить или изгнать паразитов со своей земли.
Ну, что тут сказать? Радикальный патриархат (то есть орда́, тур. ordu «военный лагерь») выглядит крайне отвратительно.
Но тут есть одна интересная параллель с легендами про амазонок. Согласно этим легендам, амазонки жили в военных лагерях и убивали всех родившихся в лагере мальчиков. Если Дугин говорит, что экстремально андрократическое войско имбангала напоминает ему кочевые общества Турана, то, может быть, "нет дыма без огня"? Амазонки ведь тоже из степей Турана. Геродот указывал на Сарматию как место проживания племени, «управляемого женщинами». Если верить древнегреческому историку, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида (Азовское море). Геродот описывал сармат как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». При таком раскладе получается, что амазонки — это патриархальный феномен, и к матриархату они не имеют никакого отношения.
30 декабря 2024
Немного про сенуфо и "чёрный матриархат".
Тайные общества есть и у женщин. Они включают в себя гильдию гадалок и целительниц, сандого. Главная фигура в посвящениях и практиках сандого — дух кустов, с которым они вступают в коммуникации и которому приносят жертвы. Гадание считается прерогативой женщин, посвящённых в сандого.
Матриархат и жертвоприношения.
"Религия народа эве в целом близка другим народам ква и прежде всего фон и ашанти. Если традиционная религия фон называется вудон, то традиционная религия эве — тро. Главные божества в религии тро те же, что и в религии вудон. Очевидно, что общая структура религии тро, как и водун, относится к матриархальному типу.
Аканти почитают предков (нсаманфо), которым приносятся жертвы, в том числе и человеческие (в этом качестве чаще всего выступают рабы). Особо почитаются царские предки, которые представляются в виде чёрных древесных тронов, находящихся в особых святилищах. Эти чёрные троны жрецы «кормят» человеческой кровью, паутиной и опьяняющими напитками.
Отдельной категорией являются духи (абосом), населяющие горы, скалы и пещеры. Слово абосом происходит из языка гуан, где «бо» означает скалу, а «сом» — основу, опору. Духи, таким образом, мыслятся как опоры явлений. У большинства духов есть свои культы, места почитания, свои жрецы (осо) и церемонии. Общение с духами осуществляется через жертвоприношения, обряды и практики одержимости, когда духи вселяются в людей и говорят через них. Интерпретация сообщений духов входит в компетенцию особого лица — окомфо.
Общество аканти строится на матрилинейном родстве, а также на наследовании имущества по женской линии. Роль отца в производстве детей также сводится лишь к тому, чтобы помочь духу предков, нкра, вернуться на землю, но основную функцию в этом выполняет мать.
Снова у народов ква мы видим однозначный матриархат, определяющий как структуру мифологии, так и всю социально-политическую систему в её примордиальном состоянии.
Очевидно, что политические структуры Ашанти, в свою очередь, имели патриархальную природу и выстраивались вокруг вертикальной оси. Но этот политический патриархат накладывался на изначальный и устойчивый матриархальный горизонт, что является общим случаем западно-африканских обществ" (А. Дугин. "Логос Африки. Люди чёрного солнца". - М., 2018. С. 217-225).
Как видно, одержимость духами может быть сопряжена с жертвоприношениями, в том числе и человеческими. Мало ли что духу взбредёт в голову?! Тем более, злому духу.
И, исходя из практики современных африканских культов, можно сделать вывод, что "матриархальный горизонт" никак не препятствует совершению кровавых жертвоприношений.
Да, но правомерно ли экстраполировать современную практику жрецов Аканти на эпоху неолита? Тут имеется фундаментальное различие: современные западно-африканские общества имеют патриархально-государственные "надстройки" с царями и жрецами, а древние общества таких "надстроек" не имели.
Так вот, регулярные жертвоприношения связаны со жречеством как профессиональным сословием. Такое сословие имелось, например, у древних евреев, и Библия прямо вменяет жрецам поедание жертв.
"И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть её; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания" (Лев. 6:24-26).
Н. Н. Ерофеева говорит, что в древности жрец был буквально "едоком", и приводит лингвистические доказательства:
Фасмер утверждает, что "жрец" происходит от санскритского слова gr̥ṇā́ti «взывает, превозносит», но gr̥ṇā́ti однокоренное с "-girati-, (once -gṛṇāti-), to swallow up" https://sanskritdictionary.com/?q=girati&iencoding=&lang=
Особенно интересно вот это: "P. -girati-, выталкивать (изо рта), выплёвывать, рвать или отрыгивать, отрыгивать; выливать, выпускать, извергать и т. д.; издавать (звук), произносить; выдыхать; поднимать из и т. д."
Тут уже картина становится совершенно ясной: жрец нажрался идоложертвенного, и начал "блекотать", выпускать изо рта, издавать [нечленораздельные] звуки [пророчества].
И, в заключение, поставим вопрос "ребром": имелось ли в Старой Европе в эпоху неолита профессиональное сословие жрецов? Скорее нет, чем да.
О матриархальной протоцивилизации Африки.
• осёдлом крестьянском обществе;
• похоронном обряде ингумации и культе предков, сопряжённом с могилами;
• территориальном государстве (в отличие от индоевропейского города-крепости);
• сакральной монархии (где царя-трутня регулярно приносят в жертву);
• передаче имени и отсчёте родства по материнской линии.
Этому Анта Диоп противопоставляет индоевропейскую цивилизацию, где доминируют прямо противоположные установки:
• кочевой воинственный образ жизни и разведение крупного скота в больших стадах;
• обряд похоронной кремации;
• государство-крепость;
• патриархальное полновластие монарха-деспота;
• патрилинейное родство.
"В Сенегале, как и в Уганде и в Центральной Африке, считается, что среди человеческих существ есть особый тип, называемый «колдун-пожиратель людей», которого строго отличают от обычных колдунов. Только «колдуны-пожиратели людей» считаются настоящими колдунами, тогда как остальные колдуны лишь обладают тайной наукой. <...> «Колдуны-пожиратели людей» наделены сверхъестественной силой, благодаря которой они могут превращаться в любых зверей, чтобы пугать свою жертву, что обычно происходит по ночам, и чтобы изгонять тем самым из их тел активное начало (фит на языке волоф). <...> Когда такой колдун разоблачён, и люди начинают его избивать в ответ за убийство жертвы, он может разложить свою сущность на части: сохранить в своём теле «жизненное начало», убрать «активное начало», связанное с чувствительностью и болью [1], и связать его с кем-нибудь находящимся неподалеку. После этого он больше не чувствует боли, пока этот новый носитель его «активного начала» не будет обнаружен в свою очередь и люди не начнут избивать и его. Это детальное описание сверхъестественных способностей колдуна помогает нам лучше понять, как африканцы представляют себе патрилинейную и матрилинейную структуру наследства. Стать полноценным колдуном, обладающим всеми описанными качествами, то есть «тотальным колдуном», можно только в том случае, если речь идёт о ребёнке, мать которого наделена всеми этими свойствами; в таком случае отец вообще не имеет значения. Если у матери нет таких способностей, но если отец представляет собой «тотального колдуна» (демм на языке волоф), ребёнок будет только наполовину колдуном (нохор на языке волоф). У него будут наличествовать только пассивные качества, но не активные".
![]() |
Леопардовый рельеф из Чатал-Хююка |
Прямых доказательств нет, однако имеются намёки на феномен оборотничества в среде священнослужительниц Богини-Матери. А что, если они превращались в леопардов и терроризировали местных мужчин по ночам?
29 декабря 2024
Немного о фульбе.
![]() |
Матриархальные корни культа вуду.
Как сообщает Википедия, "вуду зародилось в Африке не позже XVII века на основе традиционных верований народов фон, гбе, эве".
Далее читаем у Дугина ("Логос Африки. Люди чёрного солнца". - М., 2018. С. 214):
"Религия фон называется водун, откуда гаитянское вуду. Она является прямым продолжением более древней религии, преобладавшей в Дагомее. Воду— общее название духов, поэтому водун — культ почитания духов воду.![]() |
Два двуглавых идола. Слева, из Культепе, древний Каниш, ныне турецкий Кайсери, начало II тыс. до н.э. Справа, идол с острова Кипр того же времени. |
![]() |
Слева, женская фигура с двумя головами с острова Родос, 620-600 гг. до н.э. Справа, две богини из греческих Фив, 600 г. до н.э. |
![]() |
Статуэтки Деметры и Персефоны - двух цариц, V век до н.э. Греческий город Коринф. |
![]() |
Сдвоенные сосуды кукутени-трипольской культуры. |
![]() |
Золотые лабрисы крито-минойской культуры. |
Весь этот цикл от Нана Булуку через Маву, первую женщину Гбаду и её дочь Минону, включая позитивно представленную фигуру змея Аидо Хведо и негативный образ единственного мужчины горделивой обезьяны Аве, удивительно напоминающий «злого демиурга», представляет собой пример радикального и законченного матриархата, не оставляющего сомнений в общей структуре религии фон и вуду в целом".
Метафизика масок.
Небольшой пассаж из книги А. Дугина "Логос Африки. Люди чёрного солнца" (М., 2018. С. 197):
"Наиболее очевидная и универсальная функция маски у любого народа — это замещение. Как мы видим у народа ибибио, где маски носят члены тайных союзов, маска призвана подчеркнуть, что она есть дух, предок, а тот, кто эту маску носит, кто под ней скрывается, превращается в носителя этого потустороннего начала, в его проводника. По сути, надеть ритуальную маску и выполнять в ней определённые действия (как правило, строго регламентированные традицией) представляет собой акт сакральной одержимости, духовселения. В тех случаях, когда обряды одержимости проходят без масок, мы можем наблюдать как меняется лицо одержимого — оно обретает характер либо безумца, либо трупа, либо потустороннего существа. В этом опыте сам человек — его лицо как метонимический орган целого — становится маской".
У нас имеются неопровержимые свидетельства того, что маски использовались в ритуалах неолитической Старой Европы.
![]() |
Голова статуэтки «Видовданка» культуры Винча, найденная на объекте Бело-Брдо, неподалёку от Белграда, ок. 5500 - 4500 г. до н. э.; в профиль можно видеть, что на лице маска. |
Стало быть, с большой долей уверенности можно говорить о том, что одержимость духами составляла саму суть древних матриархальных культов.
28 декабря 2024
Об африканских корнях древнеегипетской культуры.
"Мифы и религиозные представления догонов свидетельствуют о крайне поверхностном и хрупком патриархате, который наложен на совершенно иную — отчётливо матриархальную — структуру", - говорит А. Дугин. И, анализируя мифологию догонов, он приводит ряд сюжетов, фигур и символов, удивительно напоминающих гностические мифы. Это совпадение "привело ряд историков к выводу о тесных культурных связях обоих народов с цивилизацией Древнего Египта, откуда <...> эллинистический гностицизм почерпнул ряд тем и образов. Ещё более удивительным является культ звезды Сириус [у догонов], играющий важнейшую роль в египетской традиции и тесно связанный с сезонными циклами разлива Нила". Далее он предполагает, что догоны и бамбара, шире, народы ветви манде нигеро-конголезской семьи в своих истоках относились к осёдлой аграрной цивилизации с доминацией матриархата, примыкающей к афразийскому горизонту.
Немного про масаев.
"Фенотип масаи отличается от классического типа негроидов тем, что они имеют грациальное строение тела, высокий рост, более светлый оттенок кожи, доликефалическое строение черепа, тонкие губы, большие глаза и форму носа, менее плоскую, чем у большинства негров. Волосы масаи также более мягкие, чем у негров. При этом отличия от соседних африканских племён (прежде всего банту) особенно ярко видны в мужчинах, тогда как кожа женщин масаи темнее, волосы жёстче, и фенотип в целом более схож с остальными негроидами. При этом внешне мужчины отличаются утончёнными формами и мягким выражением лиц, что также контрастирует с грубостью женских типов. Это вполне объяснимо, если учесть воинственный и агрессивный характер масаи, склонных к экспансии и завоеваниям, в ходе которых женщины побеждённых противников часто интегрируются в племя победителя" (Дугин А. Г. Логос Африки. Люди чёрного солнца. - М.: Академический проект, 2018. С. 23).
Выходит, "умыкание" невест, характерное для патриархальных обществ, приводит к тому, что со временем женщины в этих обществах становятся некрасивыми? Где-то я читал, что в Африке в последнее время стало появляться всё больше слонов без бивней. Раз мужики убивают слонов из-за бивней, выбирают слонов с большими бивнями, таких слонов становится всё меньше. И раз мужики выбирают и "умыкают" красивых невест, то красивые постепенно переводятся.
"Масаи имеют два типа поселения: более или менее стационарные краали или деревни, состоящие из хижин, в которых живут семьи, и военные лагеря, расположенные вдали от обычного крааля, куда уходят жить юноши, прошедшие инициацию и незамужние девушки. В военных лагерях есть только один — животный — тип пищи, а продукты земледелия строго запрещены" (Там же. С.23).
Как сильно это контрастирует с носителями матриархальной культуры Триполья, рацион которых более чем на 90% состоял из растительной пищи!
Жопе слово не давали и просили не вонять.
27 декабря 2024
Матриархат и торговля.
"В некоторых местах, как в Никарагуа, женщины не просто вели торговлю, но полностью её контролировали… В Тибете торговлю регулировал женский совет… Торговля мехами в Северной Америке вплоть до XIX века находилась полностью в руках женщин… В Меланезии, в Новой Британии и Новом Ганновере… в Ассаме и Манипуре… на Малайском полуострове… на островах Рюкю… в Бирме женщины держали в руках большую часть розничной торговли и значительную часть торговли вообще даже в 1960-х. Первое место среди регионов, где женщина-торговка была на коне, занимала Африка: «В Африке, в Конго и Камеруне, за рынки и базары отвечали женщины. Базарами у нигерийских ибо управлял женский совет, возглавляемый “королевой”». Эта словесная окаменелость из времён местного матриархата указывает также на то, как важны были базары для общения и объединения. Здесь женщины могли встречаться, обмениваться сплетнями и новостями, возобновлять старые контакты; новости распространялись от базара к базару за сотни миль, и никто не сомневался в достоверности того, что «бабы на базаре рассказали»."
Об этом пишет Розалин Майлз в своей монографии "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World", ссылаясь на работу Lewenhak, с. 124.
А. Дугин в своей Ноомахии ("Логос Африки. Люди чёрного солнца". - М.: Академический проект, 2018. С. 95,96) сообщает: "Одной из основ экономики Империи Мали, как ранее Империи Гана, были золотые рудники Западной Африки, которые стали источником процветания правящей династии. <...> Империя Мали достигает своего апогея в период правления маиса Муса (1312— 1337), который знаменит тем, что во время своего хаджа в Мекку буквально усыпал свой путь золотом, что даже привело к обрушению его стоимости на Ближнем Востоке. <...> Современники описывают Мали XIV века как изнеженное общество, утопающее в роскоши и погружённое в непрерывные интриги и заговоры. Так как основу экономики составляет торговля, а также добыча золота и соли, на первый план выдвигаются города и каста торговцев. Эти признаки, как правило, характерны для обществ с ярко выраженной матриархальной доминантой. И действительно, многие арабские путешественники, посещавшие Мали, были удивлены свободными нравами женщин и их влиянием при дворе".
Ну а что же Крит со своей "талассократией"? Кто там заправлял торговлей – мифический царь Минос или вполне реальный женсовет? Я более склоняюсь к последнему.
![]() |
Торговые пути минойской цивилизации, 1600-1400 гг. до н.э. |
Kuhmist über alles.
В статье "Жизнь и смерть во времена Триполья: междисциплинарный анализ уникальных человеческих останков из поселения Косеновка, Украина (3700–3600 гг. до н.э.)" производится анализ находок из трипольского поселения Косеновка, Украина (ок. 3700–3600 гг. до н. э., Триполье C1–2).
Археологический контекст Косеновки. A: Карта, показывающая местоположение поселения Косеновка и стоянок эпохи энеолита, упомянутых в тексте. B: Фотография, показывающая местоположение дома 6 в ландшафте. C: Фотография, показывающая раскопки дома 6 в 2004 году. (Источник картинки).
О практике вытягивания черепов.
Ещё одно интересное сообщение: в Китае были обнаружены самые древние в мире вытянутые черепа (Источник). Возраст самого древнего из черепов датирован 12 тысячами лет.
"Ha дaнный мoмeнт китaйcкиe дeфopмиpoвaнныe чepeпa caмыe дpeвниe в миpe и пoкaзывaют, чтo тpaдиция вытягивaния гoлoв cлoжилacь зaдoлгo дo тoгo, кaк пpoизoшлa нeoлитичecкaя "peвoлюция" (пepexoд oт oxoты и coбиpaтeльcтвa к paзвитию ceльcкoгo xoзяйcтвa). Paнee caмыми дpeвними вытянутыми чepeпaми были тe, кoтopыe дaтиpoвaли 9-10 тыcячaми лeт".
"Cкeлeты c вытянутыми чepeпaми были нaйдeны в мecтнocти пoд нaзвaниeм Xoутaoмугa в пpoвинции Цзилинь, и cудя пo cocтoянию зaxopoнeний, apxeoлoги пoлaгaют, чтo этo были пpeдcтaвитeли знaти".
Представители знати 12 тысяч лет назад? Сомневаюсь я, однако.
Хотя, что понимать под словом "знать"? Знать может быть военно-политической (барон), торгово-экономической (купец), поземельной (барин) и духовной (священнослужитель). Первые три типа знати 12 000 лет точно не существовали. Ну, а шаманы, конечно, имели место быть.
"Haучныe вepcии пoявлeния тaкoй культуpы caмыe нeвнятныe, учeныe пpocтo нe знaют, oткудa тaкoe пoявилocь, лишь пpeдпoлaгaя, чтo oнo cвязaнo c peлигиeй или нeкими coциaльными тpaдициями".
На мой взгляд, практика намеренного деформирования черепов могла быть связана с тем, что называется "шаманской болезнью". Если предположить, что в родовых обществах существовала своего рода теократия, тогда люди, имевшие экстрасенсорные (или сверхъестественные) способности, могли занимать в тех обществах почётное положение. Ну и, может быть, было замечено, что изменённые состояния сознания чаще бывают у людей с деформированной черепной коробкой. Поэтому некоторые мамы, видимо, из благочестивого рвения, стали намеренно деформировать черепа своих детей, дабы помочь им "заиметь связи" с духами (как ныне родители стараются заиметь связи с чиновниками и пристроить своё чадо на "тёплое место").
26 декабря 2024
Раскопки подтверждают матриархат?
Интересная информация в статье "Куда девали мальчиков?"
Исследователи из Университета Гранады провели раскопки на территории мегалитического некрополя Панория, расположенного на юге Испании. [...]
Как пишет журнал Archaeology, человеческие останки в указанном некрополе были захоронены в коллективных могилах. Их возраст насчитывает от 4100 до 5600 лет, то есть некрополь использовался на протяжении 1500 лет.
[...]
"Во всех проанализированных могилах было похоронено в два раза больше женщин, чем мужчин, — сообщают исследователи. — Что касается детей, то на каждого мальчика приходилось 10 девочек. Поскольку эта практика сохранялась на протяжении всего времени использования некрополя, маловероятно, что чрезмерное представительство женщин в захоронениях было результатом непредсказуемого события".
Исследователи предложили альтернативный вариант. По их мнению, погребальные практики в древнем местном сообществе были отражением семейных отношений. Это означает, что они "могли быть организованы по материнской линии", проще говоря, в этом сообществе царил матриархат.
(Отсюда)
Автор статьи, lenivtsyn, задаётся вопросом - куда девали мальчиков? - и высказывает предположение, что мальчиков съедали: 1) другие (которым их жертвовали), 2) сами члены сообщества.
Я не согласен с предположением автора, тем более что он сам рассказывает "о ещё двух некрополях с преобладанием женщин (в одном из них это преобладание ещё более резкое), и об одном погребальном комплексе, в котором мужчины и женщины похоронены по-разному: мужчины - в сложенных из камней дольменах, а женщины - в скальных пещерах".
Феминистка задолго до появления феминизма.
Французская поэтесса Луиза Лабе (1522 - 1566) о европейских мужчинах середины XVI века:
"... Едва придя домой, они запирают дверь на засов и принимаются жрать, рыгая и чавкая… отправляясь в постель, надевают огромный ночной колпак в два пальца толщиной, ночную рубаху с ржавыми пуговицами до пупа и ниже, толстые шерстяные чулки до середины бёдер; кладут голову на подогретую подушку, пахнущую топлёным жиром, и сон их сопровождается кашлем, пердежом и испусканием экскрементов, пачкающих постель" (отрывок из «Débat de Folie et d’Amour» («Спор о глупости и любви») Луизы Лабе. Цит. по: Evelyne Sullerot, Women on Love: Eight Centuries of Feminine Writing (1980), с. 92–93.).
По всей видимости, феминизм связан с мизантропией. Или, точнее говоря, "вытекает" из мизантропии.
Бывает так, что одарённый, талантливый ребёнок чувствует себя "выше" окружающих его взрослых людей. Как тут не стать мизантропом?!
Женские "монастыри" австралийских аборигенов.
Розалин Майлз в своей монографии "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World" рассказывает про джиджими, или «лагерь одиноких женщин» у австралийских аборигенов:
"Здесь живут вдовы, решившие больше не выходить замуж, жёны, ушедшие от жестоких мужей, больные женщины и гостьи из других племён, вместе со своими маленькими детьми. В сущности, в джиджими может найти приют любая женщина, желающая освободиться от конфликтов гетеросексуального общества. Замужние женщины, живущие с мужьями, собираются в джиджими днём, чтобы поговорить, обсудить и спланировать свои дела, ритуальные и иные. Для всех мужчин джиджими – табу: иногда им приходится делать большой круг, чтобы даже случайно не оказаться рядом" [Diane Bell, “Desert Politics,” in Women and Colonisation: Anthropological Perspectives, (eds.) Mona Etienne and Eleanor Leacock (New York, 1980)].
Похоже на менструальное табу: там тоже мужчины избегают встреч с женщинами и позволяют им иметь свой "междусобойчик", архаический аналог женского общежитийного монастыря. Между прочим, именно так и образуются социальные структуры. А структурированное общество – это сила: металлический нож режет рыхлый хлеб, а не наоборот. Алмаз же - ещё более структурированное вещество - режет металл.
25 декабря 2024
К реконструкции "основного мифа матриархата".
"До наших дней о праздниках в честь Богини напоминают такие события, как Майский день, праздник «возвращения весны», в ходе которого девушки, убранные цветами (символ силы плодородия Матери-Земли), водят хороводы вокруг Майского шеста – фаллического символа, воплощения мальчика-царя/жертвенного любовника рощи (Таммуза, Аттиса, Адониса, Вирбия), убитого так, как срубают дерево", - сообщает Розалинда Майлз ("Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World").
И тут я вспомнил про пещерную роспись из муниципалитета Когуль близ Лериды в Каталонии, где мы видим, как девять женщин с тяжёлыми отвисшими грудями, в одних лишь шапках и колоколообразных юбках, исполняют ритуальный танец вокруг маленькой мужской фигурки с непропорционально крупным пенисом.
![]() |
«Дамы из Льейды» |
"«Семичный обряд» кумления состоял в том, что «в четверг накануне Троицы девушки гурьбой шли в лес, выбирали молодую берёзку и «заламывали» её, то есть надламывали вершинку и украшали её венком. Вокруг украшенного деревца водили хоровод", - сообщает Википедия. - "Выбрав за селом (в лесу, вблизи от ржаного поля, у воды) подходящую молоденькую берёзку, девушки украшали её каждая своей лентой, платками, бусами, полевыми цветами. Со срубленной (заломленой) и украшенной берёзкой молодёжь ходила по селу, устанавливала на месте игрищ, водила хороводы, а затем несла к реке и бросала в воду: «Срубим берёзку, нарядим цветочками, принесём в деревню, крутимся хороводом с песнями. Хороводы кончили — берёзку в реку забросим». В Тобольской губернии наряженную в женское платье берёзку «водили в гости», то есть вносили в каждый дом, символически угощали, а вечером, собравшись в одной избе, «отпевали», после чего шли топить её к реке".
К этому можно ещё добавить, что Семик считался девичьим праздником, а молоденькая берёзка, которую «заламывали» и топили, соотносится с Аттисом и мальчиком из пещерной росписи в испанской Каталонии.
Похоже на то, что здесь мы имеем дело с "основным мифом матриархата".
В отличие от Джеймса Д. Фрэзера и его последовательниц-феминисток, я бы не спешил связывать эти женские ритуалы с ритуальными убийствами «царственных супругов» [1]. Об этом нигде нет никаких достоверных сведений. Одни лишь догадки. Известно лишь о самооскоплениях галлов Кибелы, о том, как оскопившийся галл бросал свой отрезанный член в окно или дверь какой-нибудь девы, и та должна была, в ответ на такой "подарок", поделиться с ним своей женской одеждой (по описанию В. В. Розанова). Галл бросал свой член, девки бросали наряженную в женское платье берёзку... Что-то в этом есть... Здесь надо бы вспомнить и про Осириса египетского. Исида, его сестра, нашла и соединила вместе все разрубленные части его тела, за исключением фаллоса, который съели рыбы в Ниле. Также необходимо вспомнить и про Аттиса: "Аттис умирает, истекая кровью, под сосной или ёлкой, и, после смерти, сам превращается в вечнозелёное, райское Дерево Жизни. Каждый год, 15 марта, после погребения Аттиса, срубают сосну или ёлку в лесу, украшают её венками фиалок – «Аттисовой крови», обвивают пёстрыми повязками, прикрепляют к веткам, посередине её или на самом верху, восковое изваяньице бога и дендрофоры, «древоносцы», несут священное дерево, в торжественном шествии, по улицам Вечного Города, Рима (Hepding, 133, 150)".
--------------------------------------------------------------------
[1] "Богиня Анаит из Ниневии ежегодно требовала себе в любовники/жертвы прекраснейшего из юношей: одетый в красное, с лабрисом богини на поясе, увешанный золотыми украшениями и умащённый благовониями, проводил он день и ночь в оргии со жрицами богини под пурпурным балдахином, на глазах у всего народа – а затем ложился на кровать из самой драгоценной древесины, вокруг него воскуряли благовония, укрывали его покрывалом, расшитым золотом, и поджигали. «Мать забирает его к себе!» – пели почитатели богини" (Helen Diner, Mothers and Amazons: The First Feminine History of Culture (1932), с. 15.)
О китайском неолите.
"Особенности социальной организации и социального статуса женщин в китайском неолите хорошо согласуются с матрилинейностью в Китае шаньского времени (XVI—XI вв. до н. э.). Очевидный социальный дуализм выявляется в царском могильнике в Аньяне (C h a n g К -C. Early Chinese Civilization. Cambridge, 1976. P. 94, 95.). Передача царской власти от дяди к племяннику и от деда к внуку показывает, что в раннединастический период наследование царской власти осуществлялось матрилинейно (C o o p e r E. Ten Section Systems, Omaha Kinship and Dispersal Alliance Among the Ancient Chinese / / Current Anthropol. 1983. V. 24. № 3. P. 329.)", - сообщает К. Флюер-Лоббан.