Изображения животных или составных существ на печатях Инда, а также другие факты приводят к «предположению о том, что право использовать определённое изображение печати Инда было общим для нескольких лиц. Если это так, то каждое изображение печати Инда могло быть корпоративной собственностью всех лиц (пользователей печатей?), указанных в надписях, связанных с этим изображением. Если люди делились этими изображениями, не неразумно предположить, что они также могли делиться другими формами корпоративной собственности. Таким образом, типичная печать Инда материализовывала связь между конкретным пользователем печати и его корпоративной группой», - говорит Адам С. Грин (Источник).
![]() |
Печати. Зрелая Хараппа. |
Комментируя подобные артефакты Старой Европы, я уже выдвигал предположение, что эти "печати" могут быть свидетельством "круговращения" более или менее ценных предметов в пределах, допустим, квазигорода или другого большого поселения с двумя и более родами ("большими семьями").
В русских деревнях ещё пару сотен лет назад крестьяне жили сообща и запросто одалживали друг другу разные предметы "во временное пользование". Я ещё застал те времена, когда не зазорно было пойти к соседке и попросить у неё, например, косу, чтобы накосить травы кроликам (если твоя коса сломалась). С большой долей уверенности можно предполагать, что и в Старой Европе, и в Индо-Хараппе люди также делились друг с другом разными вещами.
Но вот, допустим, женщина одолжила своей соседке какой-то кувшин, но тот кувшин так похож на другие кувшины (это совсем не удивительно в традиционной культуре), что возможна путаница. Как хозяйке кувшина доказать, что ей принадлежит именно этот кувшин, а не другой? Я полагаю, что именно с этой целью были придуманы "печати": как на Крите, так и в Индо-Хараппе они предназначались для создания "меток" на родовой (или семейной) собственности. "Вот моя печать, и вот такая же метка на кувшине, - какие могут быть вопросы?"
Марк Кенойер недавно (2020 г.) написал о печатях, которые обычно ассоциируются с правящим классом или классами: «Наибольшее разнообразие мотивов печатей встречается только на самых крупных объектах, таких как Мохенджо-Даро, Хараппа и Дхолавира. Это говорит о том, что в крупнейших городских центрах проживала разнообразная группа людей, которые использовали печати и письменность, в то время как в более мелких объектах могли быть менее разнообразные группы элиты. Однако печати с мотивом единорога встречаются почти во всех поселениях Инда. Печати единорога могли использоваться торговцами или чиновниками среднего и низшего звена, которые отвечали за укрепление экономических, политических и идеологических аспектов правящей элиты Инда» (Источник).
![]() |
"Печати" с раскопок Мохенджо-Даро. |
Это козе понятно, что нужда в "печатях" возникает только в крупных поселениях, где "тусуются" представители многих родов. В обычной деревне, где проживают члены одного рода, "печати" не нужны.
Допустим эти "печати" могли использовать чиновники или купцы "для идентификации грузов". Но, насколько я знаю, эти "печати" мог изготовить любой человек из самого дешёвого и доступного материала. Наряду с золотом, фаянсом, агатом и слоновой костью, использовался также известный своей мягкостью стеатит и даже терракота, то есть железистая красная глина. Следовательно, каждый мог "опечатать" свои вещи. Я не понимаю, как, при таком раскладе, чиновники и купцы могли извлекать материальную выгоду из своих "печатей". Ведь чтобы устроить выгодный "гешефт", надо иметь монополию на изготовление и применение "печатей". А для этого требуется государственный террор, нужно рубить руки и головы всем тем, кто занимается изготовлением негосударственных (= "фальшивых") "печатей".
Если эти печати использовали государственные чиновники, то вот вам прямое доказательство существования матриархата:
"Марта Амери, которая глубоко изучала древние печати Инда и отредактировала недавнюю превосходную книгу Seals and Sealing in the Ancient World , рассматривает свидетельства раскопок в Шахри-Сохте на Иранском плато, в части так называемой цивилизации Гильменд, которая процветала между 3000 и 2000 годами до н. э. и имела много связей с древними городами Инда. Статья Амери фокусируется на печатях, включённых в захоронения, которые можно идентифицировать как мужские, так и женские, и обнаруживает, что не только женщин часто хоронили вместе с печатями, но и существовали различные типы печатей, с которыми они были связаны. Действительно, в раскопанных гробницах женщины чаще хоронились с печатями, чем мужчины. «Также, по-видимому, существует корреляция между наличием пряслиц в гробницах и владением печатями женщинами», - пишет автор; существует даже печать, связанная с захоронением ребёнка (стр. 7).
Хотя размер выборки невелик, «тщательный анализ распределения печатей в могилах Шахри-Сохта позволяет нам утверждать, что костяные печати принадлежали исключительно женщинам, в то время как медные/бронзовые печати принадлежали в основном мужчинам. Кроме того, мы можем выдвинуть дополнительную гипотезу, что печати-штампы со ступенчатыми мотивами, линейными узорами и мотивами концентрических кругов принадлежали в основном женщинам. Мужчины, с другой стороны, могут быть связаны с мотивами розеток/венчиков на печатях-штампах и, возможно, с мотивами ромбов на цилиндрических печатях. Печати с фигурными, геометрическими и крестовыми узорами, вероятно, принадлежали как мужчинам, так и женщинам» (стр. 10-11)" (Источник).
![]() |
Печати из раскопок в Шахри-Сохте. |