23 января 2025

Немного о дьяковской культуре.

М. Г. Гусаков в статье "КРУГЛЫЕ ЖИЛИЩА ДЬЯКОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ (опыт исторической реконструкции)" сообщает:

"Основным источником археологического изучения дьяковской культуры служат материалы, полученные из раскопок городищ. Отмечу основные особенности этих памятников. Прежде всего это возвышенные места, расположенные на слиянии рек, а также участки между впадением ручья в основное русло или между ручьями. Городища имеют валы (вал) и рвы, но не высокие, оборонного значения не имевшие, а служившие скорее в качестве "ритуальной охраны" священного места".

"Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище. Скот, содержавшийся в общем загоне, составлял родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. Считают, что на городище жило от 50 до 200 человек, следовательно, это никак не могла быть патриархальная семья, даже сильно разросшаяся. Это был род", - говорится в статье "Дьяковская культура на том месте, где ещё не было Москвы". 

Статья в Википедии о Кунцевском городище противоречит вышесказанному: "Первые пласты культурного слоя датируются от VI—V веками до нашей эры до VII—VIII века нашей эры и относятся к дьяковской культуре. В этот период здесь было поселение, по форме социальной организации относящееся к патриархату. Во время раскопок обнаружены остатки жилых и хозяйственных домов, укрепительные сооружения из частокола".

Как могут помочь заборы в обороне — я ума не приложу.

Городище Тушемля на Смоленщине. Реконструкция.

В городище — 30, максимум 40-50 вооружённых мужчин. Если они рассеются-распылятся по всем стенкам забора, тем легче будет взять эту "крепость".

Другое дело — охрана от зверья. Если медведь полезет через забор, собаки поднимут шум и мужики "завалят" его совместными усилиями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий