Ариэль Голан говорит, что славянский Велес или Волос представлялся в образе человекобыка; в одном из приведённых вариантов его имени корнем является вол, т. е. 'бык'. В средневековых русских текстах Велес определяется в качестве "скотьего бога". Полагают, что масленица была первоначально праздненством в честь Велеса. День христианского св. Власа, 11 февраля, приходится на масленицу.
Образ Велеса связывался с Плеядами, которые в старину назывались у славян Волосожары. Это скопление звёзд находится в созвездии Тельца (т. е. Быка); в Шумере оно называлось "звездой Быка".
У западных славян есть выражение "за море, к Велесу" в значении 'к чёрту, на тот свет'. В. Иванов и В. Топоров высказали мнение, что связь "скотьего бога" с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище. А. Афанасьев сопоставлял имя славянского Велеса с именем литовского бога усопших Velnias. Как и славянский Велес, литовский Велняс — покровитель скота.
Если учитывать взаимозаменяемое чередование согласных "б"-"в" в древнерусском языке ("ребёнок" - "ревёнок"), то возможна этимологическая связь западносемитского Ба'ала и славянского Велеса. Ба'ал изображался в виде быка. Также есть вероятность того, что южнославянские вилы и скандинавские валькирии каким-то образом причастны к оргийным пляскам, посвящённым Велесу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий