"... В начале же жизни стоит ещё более удивительное: улыбка - высшая ступень смеха, его венец — играет на губах новорожденного младенца. Казалось бы, следуя порядку естественности, младенец, обнаруживающий столько "умения" в искусстве плача, должен был бы столь же умело и свободно смеяться. Однако этого нет: он не смеётся, не хохочет, а лишь улыбается - мягко и безмятежно, будто узнал какую-то важную, всё объясняющую тайну. В каком-то смысле он её действительно узнал, ибо именно улыбка, а не плач впервые открывает перед ним дверь в мир человека. Animal ridens - "смеющееся животное", это не менее точно определяет сущность человека, нежели привычное Homo sapiens, здесь И. Хёйзинга безусловно прав, ведь если простейшие интеллектуальные действия животному уже доступны, то ничего похожего на смех — подлинный смех, мы у него не найдём" (Л. В. Карасёв. "Философия смеха").
Как я уже установил для себя, ребёнок — это "ревёнок", "тот кто ревёт", и в этом "рёве", плаче, ребёнок сходен с животными, например, с котятами, которые тоже "ревут", плачут, когда рядом с ними нет мамы-кошки. Значит, "рёв", плач — это нечто фундаментально-вселенское, что присуще всей твари на земле. А вот улыбка свойственна лишь людям. Улыбка на лице — один из критериев, по которому я отличаю людей от "нелюдей". В этом смысле, когда С. Дробышевский и иже с ним антропологи говорят о каком-то "человеке", жившем на земле миллионы лет назад, надо задать им простой вопрос: а мог ли ваш "человек" улыбаться, смеяться? Вы не знаете? Тогда вы не учёные антропологи, а пустомели и пустобрёхи.
Да, и с этой точки зрения уже совершенно по-иному видятся античные коры, надгробные памятники в архаической Греции (ок. 660—480 до н. э.).
Marble statue of a Kore, created by an Attic sculptor in 520-510 BC. Acropolis Museum, Athens, Greece.
Ведь это же аналогия улыбки младенца, перед которым открывается дверь в мир сей, мир посюсторонний. После смерти перед душой человека открывается дверь в мир потусторонний, и кора (которая является изображением души человеческой) улыбается так же как дитя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий