18 марта 2023

Змеиный культ и идея священности жилища.

С. А. Ситникова в статье " Реликты змеиного культа в тверской традиционной культуре" приводит пословицу «Жена да муж — змея да уж» и далее пишет:

"Тексты многочисленных народных преданий о двух змеях, живущих в одном доме и оберегающих хозяйку и хозяина, зафиксированные исследователями в XVIII–XXI вв., представляют собой поразительное, практически буквальное совпадение по смыслу с текстами орнаментов на неолитических глиняных табличках-моделях жилища и на сосудах, изображающих двух змей, соприкасающихся головами и образующих единую спиралевидную или меандровую фигуру".

Да, действительно, в неолитической Трипольской культуре был очень широко распространён змеиный мотив "инь-ян".


С. А. Ситникова говорит, что в эпоху неолита у древних осёдлых земледельцев появилась идея священности жилища и домашнего очага. Параллельно с этой идеей появился и змеиный культ, а следовательно, и традиции изображения змеек на жилище, как и вообще спирально-змеиного орнамента, в котором прочитывается идея об охранной функции змеи, покровительствующей женщине, хозяйке дома. 

охранница

В народных преданиях позднего (по сравнению с неолитическим) времени читается тот же смысл: «В некоторых деревнях утверждают <…>, что в каждом доме живут две большие змеи; окруженные детенышами, они являются таинственными представителями хозяйской семьи. Если будет убит змей-самец, то немедленно умирает хозяин дома, а если самка — то смерть постигает хозяйку. Змеи эти оберегают дом и принадлежащие к нему владения от всякого несчастия и заботятся, чтобы всё было сохранно».

Однако змеиный культ намного шире и глубже вышеприведённого описания. Охранительная функция змей является одним из аспектов культа. Очевидно, здесь имеется ещё и брачный аспект, и календарный, и инициатический. "Напомним, - говорит С. А. Ситникова, - что в древнем славянском календаре, по мнению учёных, главным «змеиным» праздником с глубокой древности являлся день 25 марта (весеннее появление змей) и на эту же дату последовательно наслаивались праздники, связанные с древними матриархальными культами: в восточнославянском народном календаре день 25 марта известен как традиционный аграрный праздник Матери-сырой-земли, восходящий своими истоками к культу Земли, а ещё ранее — к культу женщины-прародительницы. «Между этими двумя культами существует глубокая, до конца не выясненная связь: вспомним роль змеи в обряде инициации: если своему появлению на свет юноши были обязаны женщине, то “второму рождению” — змее» [Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946, c. 41–51; с. 205–214]. Идея второго рождения, обусловленного инициацией, т. е. актом рождения из чрева мифологического змеиного тотемного предка, основана на тотемических представлениях о змеином прародителе".

Комментариев нет:

Отправить комментарий