25 февраля 2023

Алтын-Депе (2).

В продолжение записи "Алтын-Депе".

"Алтын-Депе — городище бронзового века (2300—1900 годы до н. э.), обнаруженное на юго-западе Туркмении. Город возник на основе местной земледельческой общины. Он был обнесён крепостной стеной из кирпича-сырца" (из Википедии).

Странно это, странно это... А вот В. М. Массон в статье "Раннеземледельческие общества и формирование поселений городского типа" говорит, что никакой крепости там не было.

"В данном отношении особенно показательно оформление центрального въезда на Алтын-Депе. Он имел в ширину 15 м, а по его краям располагались две монументальные башни, (пилоны), носящие более декоративный, чем фортификационный, характер. Никаких дополнительных устройств для защиты самого уязвимого места обороны города не было. Это полностью соответствует общему облику культуры Алтын-Депе, где оружие встречается весьма редко и среди нескольких сот изученных костяков, найденных в могилах, следы военного травматизма отсутствуют".

Если посмотреть на другое городище бронзового века на юго-востоке Туркмении Гонур-Депе, — то там был раскопан царский некрополь. Википедия говорит, что "его центральную часть составляет кремль с дворцом в центре, который окружён стенами с прямоугольными башнями". Но там опять какая-то путаница. С одной стороны, говорится, что "храмовый город просуществовал до конца XVI века до н. э.", а, с другой стороны, он был "общерегиональным зороастрийским центром". Зороастризм же появился не ранее VII века до н. э. Значит, Гонур-Депе существовал и во времена персидской династии Ахеменидов (558—330 до н. э.)? А "стены с прямоугольными башнями", - они когда были построены, 2300 лет до н. э. или при Ахеменидах?

Реконструкция облика жительницы Бактрии-Маргианы
 

24 февраля 2023

О внутриродовых браках дочерей-наследниц у гаро.

"Главный принцип наследования у всех горных народов независимо от линейности — сохранение семейного имущества в пределах рода. Традиционный порядок наследования — выделение одного наследника, который получает родительский дом, бóльшую долю имущества (определённую часть получают все наследники) и все (религиозные и материальные) долги по отношению к умершим родителям. Чаще всего в качестве наследника выступает младшии сын или дочь (в зависимости от линейности)", - пишет С. А. Маретина в статье "Особенности социальной организации мотыжных земледельцев Северо-Восточной Индии".

"Своеобразием отличаются законы наследования у матрилинейных народов. В качестве примера приведём так называемую систему нокром у гаро. Суть её — муж дочери-наследницы должен принадлежать тому же роду, что и отец наследницы; чаще всего нокромом оказывается сын сестры отца наследницы, который в случае смерти тестя должен, чтобы сохранить право на имущество, жениться на его вдове, становясь, таким образом, мужем одновременно матери и дочери".

Подумать только: дочь-наследница должна выйти замуж за своего двоюродного брата, который, к тому же, должен жениться и на тёще, в случае смерти тестя. Прямо как у древних египтян! Там фараоны, чтобы не превратиться в БОМжей, женились, в случае смерти жены, на своих дочерях, так как наследование переходило по женской линии — от матери к дочери.

Вообще, когда пишут о "разврате матриархата" и приводят, в качестве примера, случаи инцеста в матриархальных обществах, здесь надо иметь в виду, что в 99% из ста подобные случаи связаны с наследованием имущества. Надо отдавать себе отчёт в том, что это имущество наживалось "большой семьёй" на протяжении многих лет, и было бы в высшей степени опрометчиво, если бы это имущество, после смерти хозяина или хозяйки, попало в руки представителя другого рода. Помните, как "голубой воришка" из фильма "12 стульев" в доме для престарелых разместил своих родственников?


Вот, чтоб такого не было, чтоб добро не досталось "голодающим детям Поволжья" с лоснящимися харями, и приходилось наследнице выходить замуж за своего родственника.
 

Неразделённая семья.

В статье о матрилинейных народах Ассамских гор Северо-Восточной Индии (гаро и кхаси) С. А. Маретина говорит, что...

"Преобладающей формой семьи у горных народов является особый тип неразделённой семьи; мы назовём её «частично неразделённая». Такая семья состоит из родителей, их несовершеннолетних детей и одного взрослого (сына или дочери в зависимости от линейности), и после брака остающегося жить в родительском доме со всей семьёй и наследующего основную долю семейного имущества. Другие дети, вступая в брак, как правило, селятся отдельно (иногда после рождения ребёнка) и дают начало таким же частично неразделённым семьям".

Ну и, естественно, дети селятся, по возможности, рядом с родительским домом. Именно так и образуется род, родовое поместье.

деревня кхаси

Такая "плотная" застройка напоминает неолитические поселения типа Чатал-Хююка. На Крите раннеминойской эпохи археологи раскапывают вот такие фундаметы домов:

план дома из Миртоса - один из примеров раннеминойской додворцовой архитектуры (3000–2200 до н.э.)

Для одной семьи слишком "жирно" иметь дом с одиннадцатью комнатами, но если иметь в виду дом с пристройками для дочерей (если у них там были матрилокальные браки), то в самый раз. 

Вообще говоря, такого рода "большие семьи" характерны для всех аграрных обществ. В России раньше тоже имела место быть большая, неразделённая семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьёв, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своём составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдалённых родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестёр, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьёв, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приёмные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга (Источник).

раскопки на о. Бахрейн (Дильмун)

Матриархат не значит "отсталость".

"Родовая организация у горных народов Северо-Восточной Индии существует в двух формах: матрилинейной (у тибето-бирманцев — гаро, мон-кхмеров — кхаси) и патрилинейной. Интересно отметить, что матрилинейные народы Ассамских гор принадлежат к числу наиболее развитых этносов, особенно кхаси, которые по общему уровню культуры приближаются скорее к развитым народам равнин, чем к горным племенам. Матрилинейность у них не является признаком примитивности развития, так же как и сохранение развитой родовой организации в целом отнюдь не свидетельствует об архаичности их структуры; напротив, к числу таких народов относятся политически наиболее активные нага, кхаси и гаро, которые в настоящее время добились создания собственных автономных штатов", - пишет С. А. Маретина в статье "Особенности социальной организации мотыжных земледельцев Северо-Восточной Индии".

А кое-кто "кукарекает" совсем иное: 

"У всех «матриархальных» обществ невостребованность мужчин и мужских качеств оборачивается исторической катастрофой. Вековое лежание кверху пузом под бананом в Западной Африке и идиллическая пастьба буйволов в горах Южной Индии неизбежно ведут к отставанию, потере активности, организованности, неспособности дать отпор врагу и выдержать технологическую перестройку. «Матриархальные общества» — это отсталые общества, обречённые потерять землю, которую предки завоёвывали кровью и преобразовывали потом. А патриархальные победители пинками погонят их работать" (Источник).

О патриархальных "обертонах" инициации мальчиков.

Н. А. Бутинов пишет об инициации у папуасов:

"Чтобы стать членом семьи, достаточно родиться один раз. Чтобы стать членом рода, надо родиться дважды [1]. Носителем семейного начала является женщина, а родового — мужчина [2]. Поэтому переход из семьи в род мыслится как отчуждение подростка от женщин и приобщение его к миру мужчин. Задача обрядов инициации на о-ве Вогео, согласно Я. Хогбину, — сделать из мальчика мужчину.

Обряды инициации мальчиков начинаются иногда в раннем детстве. В племени гахуку-гама мальчиков в возрасте 5—6 лет отбирают от матерей и заставляют часто мыться в ручье, чтобы они смыли «женскую грязь» со своей кожи; этот обряд мыслится как ритуальный отрыв мальчика от матери. В возрасте от 10 до 15 лет подростки живут в мужском доме и избегают контактов с женщинами. В возрасте от 15 до 19 лет они полностью изолированы от женщин и не могут есть пищу, приготовленную ими. На о-ве Вогео мальчиков в раннем детстве отнимают от матерей и заставляют спать в мужском доме; они, конечно, часто убегают оттуда к своим матерям, но мужчины их за это наказывают. Смысл последующих обрядов состоит в том, чтобы удалить «женскую кровь» из организма подростка: ему надрезают пенис. В дальнейшем юноша сам периодически надрезает себе пенис и таким образом удаляет из себя «женскую кровь».

По представлениям людей племени гуру румба (Новая Гвинея), «вредное» воздействие женщин на ребёнка начинается ещё до появления его на свет: в утробе матери в ребёнка попадает «женская кровь». Потом он живёт в женской хижине, и на его коже скапливается «женская грязь»; ест пищу, которую готовят для него и дают ему женщины, и в его желудке скапливаются остатки «женской пищи». Обряды инициации в данном племени имеют целью удаление «грязи» с кожи, «женской крови» и остатков «женской пищи» из организма. Сначала удаляют «грязь»: подросток входит в ручей, моется, усиленно трёт тело листьями. Потом удаляют «женскую кровь», вызывая кровотечение из носа. Наконец, удаляют остатки «женской пищи»: вводят через горло в желудок гибкий ствол сахарного тростника и вызывают рвоту. После этого подросток около года избегает общения с женщинами: не берёт от них пищи, не ест плодов, выращенных женщинами. Много месяцев подряд он каждое утро искусственно вызывает рвоту, часто купается, трёт тело листьями, вызывает кровотечение из носа, питается только бананами, сахарным тростником — их выращивают мужчины. До самой старости он не ест ящериц, змей, лягушек, ибо существует поверье, что эти животные питаются менструальной кровью женщин".

Ну и кто после этого скажет, что патриархат — это естественное явление? Мальчики так и остались бы "маменькиными сыночками", если б мужики не насиловали их природу, если бы не взращивали из них некое подобие "янычар".

-------------------------------------------------------------------------------

[1] Я, конечно, не согласен с этим тезисом. Ребёнок по-любому является членом рода. У древних римлян отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребёнком, то есть членом рода, без "второго рождения". "Второе рождение" - это из другой пьесы. Когда говорят о "втором рождении", имеется в виду рождение в духе, духовное рождение. Но в СССР (статья Н. А. Бутинова была издана в 1980-м году) говорить об этом было нельзя, поэтому и писали про "второе рождение в роде", хотя это нонсенс.

[2] Определение рода из Википедии: "Род — одна из форм социальной организации. Представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской либо отцовской) линии". Ещё одно опредедение: "Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы" (Источник). Так что, Н. А. Бутинов здесь тоже неправ. Он путает род и общину. "ОБЩИ́НА (коммуна), самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив надсемейного уровня, основанный на совместном (коллективном) владении (и/или распоряжении) средствами произ-ва, коллективистских принципах солидарности и взаимопомощи. Представляет собой базовый социальный институт и первичную форму экономич. и социальной организации непосредств. производителей в доиндустриальных обществах" .

23 февраля 2023

Папуасские "иваны, не помнящие родства".

Н. А. Бутинов пишет: " Когда этнограф входит в папуасскую или меланезийскую деревню, он обнаруживает в ней несколько вемунов и соответственно несколько разных родов. Генеалогия каждого рода очень короткая. Она напоминает усечённую пирамиду: на самом верху два-три деда, которые были «братьями»; был общий прадед или нет — этого никто не знает, а главное, никто этим не интересуется. Таким образом, род, не имея одного общего предка, обладает несколькими разными предками, между собой «братьями». На деле же, как справедливо отмечает Я. Поувер, это — объединение нескольких, генеалогически не связанных нуклеусов, в каждом из которых есть дед, его сыновья и дети его сыновей и которые объединены «фиктивной связью братства». Но бывает и так, что даже дедов не помнят, и тогда нуклеус состоит из отца и его сыновей".

В связи с этим мне подумалось, что, может быть, верхнепалеолитические "венеры" создавалась с тою целью, чтобы сохранялась родовая память? Я вот, например, свою прабабку по отцу, Меланию, помню очень смутно, собственно, помню лишь её похороны, но даже не знаю, где её могила. А прабабку по матери даже никогда не видел и не знаю, как её звали. В этом смысле мы, русские, мало чем отличаемся от папуасов. Но, я думаю, память о предках сохранялась бы, если бы имелась какая-нибудь семейная реликвия, небольшая вещица, которая передавалась бы из поколения в поколение. "Венера", сделанная из кости или камня, как раз подходит для этой цели. Она не гниёт и не ржавеет, и может храниться на протяжении многих веков. И если какой-нибудь узурпатор возомнит себя "отцом-основателем", ему можно ткнуть в нос статуэткой истинной матери-основательницы рода. Не потому ли многие статуэтки догу культуры дзёмон находят разбитыми? Можно представить себе, как японские самураи разбивали их, устанавливая своё патриархальное господство. 

 

О связи экзогамии с патрилокальностью.

Н. А. Бутинов говорит, что "браки внутри вемуна караются смертью". Это и понятно, ведь вемун может состоять из одной семьи или из нескольких близкородствннных семей. Секс между братьями и сёстрами, между родителями и детьми - это такой же "беспредел", как и людоедство. Когда "нет бога" и "всё позволено", тогда пиши: "всё пропало".

То есть, экзогамные браки имеют смысл лишь в том случае, когда семья и род совпадают. Но, как мы знаем, род может быть "расширенным", как у тех же папуасов: в вемун принимаются "инородцы". Тут тоже всё понятно: если позволить "инородцу" делать в нашем роду, что он захочет, это будет уже не наш род.

"Суть экзогамии в том, что между мужем и женой нет близкого родства — они чужие друг для друга. Экзогамия воздвигает между мужем и женой родовой и родственный барьер. При экзогамном браке муж — член одного рода, жена — другого".

Но это лишь в идеальном случае. На деле же, по свидетельству Н. А. Бутинова, "можно привести немало примеров, когда вступают в брак родичи, иногда — родня, но браки внутри вемуна абсолютно исключены". И он объясняет причину такой щепетильности папуасов.

"Женщина, переселившаяся в вемун мужа, не внушает жителям мужского дома никаких опасений. Она в этом вемуне чужая для всех, в том числе и для своего мужа. Орудия труда, оружие и прочие вещи мужа, хранящиеся в семейной хижине, — не её вещи; в случае смерти мужа эти вещи поделят между собой члены его рода, а ей не достанется ничего. Семейная хижина тоже ей не принадлежит; после смерти мужа женщина должна покинуть её и вернуться в тот вемун, откуда пришла".

Вот оно, в чём дело! Оказывается, место проживания — патрилокальность или матрилокальность — имеет решающее значение! Где патрилокальность, там и патриархат! Соответственно, где практикуются матрилокальные браки, там не может быть патриархата.

Так, теперь разберём всё по порядку. Если мы имеем два соседних экзогамных рода с матрилокальным проживанием, то экзогамные браки лишь укрепляют эти роды. Все женщины остаются внутри своего рода плюс к ним добавляются мужчины соседнего рода. Мужчины здесь понимаются лишь как "доноры" спермы; "ядро" рода составляют не они (впрочем, их дочери войдут в это "ядро"). При патрилокальном браке "ядро" сразу же "размывается" и "размазывается", так как мужчины разных поколений могут брать жён из разных родов. На месте материнских родов образуется аморфное племя, а зетем ещё более аморфный, разноплеменной народ. И заканчивается вся эта грустная история поколениями "иванов, не помнящих родства". А всё из-за того, что охотникам из "мужского дома" жалко было потерять копьё своего умершего товарища...

О противоречиях между семьёй и патриархальной общиной.

Н. А. Бутинов в статье "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)" говорит о внутривемунных противоречиях.

"В вемуне рядом с большим мужским домом размещается несколько небольших хижин. Эти хижины именуют иногда женскими, иногда — семейными; семейное начало олицетворяет женщина (муж большую часть времени проводит в мужском доме)". 

То есть, на женщинах держатся семьи, которые фактически образуют и формируют родовое начало, а мужчины делают своего рода "надстройку", общину, прообраз государства. И интересы женской "семьи" неизбежно вступают в конфликт с интересами мужского "государства".

"Одна из характерных черт вемунного быта — обособленность мужчин от женщин. Эта обособленность, пишет Я. Хогбин о жителях о-ва Вогео, постоянно подчёркивается в повседневной жизни. По местным верованиям, для мужчин вредно общество женщин, а для женщин — общество мужчин. Мужчины как бы составляют в вемуне правящую партию, женщины — оппозицию. Женщины упрекают мужчин в лености, имея в виду их нежелание сделать что-либо для семьи. Мужчины в свою очередь находят недостатки в женщинах. «Мужчины, — пишет Хогбин, — часто критикуют женщин за их попытки подорвать мужскую солидарность». Мужчины, например, говорят: братья до женитьбы охотно помогают друг другу и никогда не ссорятся, а после брака каждый неохотно помогает другому, и они часто ссорятся. 

Суть частых конфликтов в вемуне состоит в том, что кто-то из мужчин уклонился от совместного труда на благо вемуна в целом и предпочёл потрудиться в это время в своей семье: на семейном огороде или в семейной хижине. В племени орокаива, по словам Ф. Уильямса, папуас часто оказывается перед дилеммой: либо община, либо семья, и если противоречие между общиной и семьёй перерастает в конфликт, семья может уйти из общины. Такой исход конфликта для вемуна нежелателен, поэтому родичи стремятся удержать семью. «Споры стараются уладить, — сообщает Ф. Каберри о племени абелям, — чтобы не допустить выделения семей из общины и тем самым ослабления последней». Вемун не может существовать без тесно сплочённой когорты мужчин, обеспечивающих совместный труд, и без семей, обеспечивающих, в частности, пополнение молодёжью этой мужской когорты (после обрядов инициации)".

"Кормление" как основной элемент патрилинейной идеологии папуасов.

В продолжение записи "Патриархат у папуасов".

Из статьи Н. А. Бутинова "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)":

"Во многих папуасских языках (а также австралийских) слово «мать» ассоциируется с женской грудью и может быть истолковано как «женщина, кормящая грудью». Кормит ребёнка грудью обычно та женщина, которая его родила, и здесь можно говорить о кровном родстве, хотя оно и выражено через кормление. Совсем иначе обстоит дело с понятием «отец». Для папуасов кума, бена-бена и других отец — это необязательно родитель. Меланезийцы о-ва Манус, когда речь идёт об отцовстве, «не придают физиологии большого значения». Папуасы энга отводят главную роль отцу не в зачатии ребенка (это не имеет для них решающего значения), а в том, что он даёт ребёнку душу и устанавливает с помощью обрядов её связь с духами родовых предков.

Но главное в понятии отец — то, что он снабжает ребёнка пищей, кормит его. Отец — это кормилец. Папуас племени арапеш, призывая сына к послушанию, не скажет ему, что он его породил. Он скажет: «Я добывал пищу, которая сделала твоё тело». Сын ещё находится в утробе матери, а отец уже «кормит» его, потому что кормит жену и она перерабатывает и передаёт эту пищу ребёнку. На о-ве Гуденаф имеется специальное выражение — ауа веле, что означает «давать ребёнку пищу через мать». М. Юнг пишет о жителях этого острова, что ауа веле, т. е. «кормление» отцом ребёнка, находящегося в утробе матери, «основной элемент их патрилинейной идеологии».

Интересная идеология... Стало быть, выходит, что беременная женщина у папуасов лишается рук и ног, и сама себя прокормить никак не может. Без мужчины-"кормильца" и его "кормления" она не выживет. Но это же не так! Уже набило оскомину постоянное повторение того, что русские крестьянки рожали детей в поле, то есть они работали во время беременности до наступления родов, а не сидели сиднем дома в ожидании мужского "кормления". Очевидно, примерно так же обстояли дела и у папуасов, но они намеренно превратили женщину в безрукую и безногую "матку", чтобы на этом фоне было заметно мужское участие в рождении ребёнка. Если родитель кормит беременную жену и разводится с ней после родов, то он — отец, а мать не имеет на ребёнка никаких прав. И всё это для того, чтобы «братство по еде», общинное родство, вытеснило родство по крови, то есть по матери. Женщинам-папуаскам практически невозможно выбраться из этого ментального хитросплетения, придуманного мужчинами. 

22 февраля 2023

Патриархат у папуасов.

Из статьи Н. А. Бутинова "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)" следует, что "на Новой Гвинее и в Северо-Западной Меланезии до прихода европейцев общинно-родовой строй переживал стадию расцвета".

Автор описывает подсечно-огневое земледелие и говорит, что "в целом подтверждается то, что писал о папуасах и меланезийцах Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берёт на себя главные и более трудные работы (постройку хижин, тяжёлую работу на плантациях, рыбную ловлю, охоту и т. д.). На женщине лежат уход за детьми, лёгкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома — носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи и т. д. Кормление свиней и собак лежит на них же».

Мужской и женский труд отличаются один от другого, однако, не только по своим функциям, но и по своему характеру. Мужчины обычно работают группами, а женщины в одиночку. Эту закономерность отмечают все исследователи, ведшие полевую работу. Обобщая их наблюдения, Я. Хогбин и К. Веджвуд сообщают о «постоянной группе в деревне, состоящей из работоспособных мужчин». Э. Шлезиер пишет о труде женщин: «Только в исключительных случаях, например при приготовлении саго, женщины работают сообща».

К этому можно добавить, что, хотя мужчины обычно трудятся группами, ряд операций они тоже выполняют в одиночку: в частности, труд на огородах поделён так, что часть операций выполняет группа мужчин, а часть — семья, состоящая из мужа, жены и детей. Расчистка участка в лесу от деревьев, возведение забора для защиты огорода от кабанов, первичное вскапывание земли — дело группы мужчин. С теми орудиями труда, какими располагали папуасы и меланезийцы (а кое-где эти орудия и сейчас применяются), такие трудовые операции, по мнению Я. Хогбина, требуют объединения усилий 10—12 мужчин. Столько же примерно мужчин участвует в ловле рыбы.

Группа мужчин не всегда одинакова по размерам и составу: кто-то может из-за болезни не участвовать в труде, кто-то может прийти из другой деревни и поработать день-два в порядке взаимной помощи. Но часть рабочей группы остаётся постоянной, неизменной. Это — «нуклеус», константа, «фиксированная единица совместного труда», — так называют её Э. Чоунинг и У. Гуденаф.

Таким образом, отчётливо выделяется одна «константа» — группа мужчин. Вторая постоянная величина, или «константа», — это семья, состоящая из мужа, жены (или двух, иногда трёх жён) и детей. После того как участок расчищен от леса, поваленные деревья сожжены, забор возведён, земля вскопана, его делят на семейные огороды. И каждая семья самостоятельно сажает на своём огороде таро, ямс, сладкий картофель, следит за созреванием, производит прополку и затем ежедневно собирает урожай. Перечисленные трудовые операции не требуют объединения усилий группы людей. Выполнение их падает в основном на долю женщин. Но глава семьи тоже работает на своём семейном участке.

В "Старой Европе" как в "Бантустане"?

Для некоторых групп банту в экваториальной Африке ещё недавно было характерно экстенсивное полукочевое подсечно-огневое земледелие. За пределами истощённой земли рядом с новым полем сначала возводили временное селение, а со временем община полностью переселялась туда. Весь цикл продолжался почти 20 лет.

Похоже на то, что подобная практика имела место быть и в Старой Европе 6500 г. до н. э. и 2000 г. до н. э. Скорее всего, старая деревня торжественно сжигалась лишь после того, как на новом месте, где-то недалеко и по-соседству, завершалось строительство домов нового поселения.

Напомню ещё раз, что Кукутень-Трипольские поселения полностью выгорали каждые 60—80 лет. Существует несколько различных гипотез, объясняющих практику сожжения домов в Юго-Восточной Европе.

Карта, показывающая масштабы практики сожжения домов в Юго-Восточной Европе

"Раскопки неолитического земледельческого поселения Кёльн-Линденталь на берегу Рейна (близ Кёльна) показывают, что обитатели его первоначально только наведывались к полям для разрыхления земли, посева, сбора урожая зерновых. Возле полей возводились амбары для хранения зерна. Посёлки находились где-то в стороне. Позднее рядом с амбарами появились временные хижины-полуземлянки, а в дальнейшем сюда переселилась и вся община численностью около 150—200 человек [Семёнов С. А . Происхождение земледелия. Л ., 1974. С. 95—99]. Это напоминает земледелие у банту экваториальной Африки, о которых говорилось выше. И у банту, и в Европе оно было подсечно-огневым", - говорит В. Р. Кабо в статье "У истоков производящей экономики".

"Дунайские племена Центральной Европы выбирали для своих поселений плодородные, лёгкие для обработки лёссовые почвы. Но плодородие полей со временем истощалось, их забрасывали и возделывали новые. Когда вокруг селений вся пригодная земля была использована, люди уходили на новые места и основывали поселения" [Возникновение и развитие земледелия. М., 1967. C. 19].

О крито-минойской грацилизации.

Я уже говорил про крито-минойских акробатов с "осиными" талиями, участников таврокатапсий.

detail from the Stiersprung fresco of a bull leaper, 1600-1450 bce

Кольцо Тесея, 15 век до н.э., Алтарная комната (комната 34), Национальный археологический музей, Афины.

Я высказал предположение о том, что, возможно, участники тавроболий постились перед ритуальными играми с быком, совершали омовения в священных источниках, ну и вообще вели аскетический образ жизни, были своего рода "духовными атлетами". Оттого у них и телосложение было такое "субтильное". Они заранее "облегчались", готовя себя к полёту над быком.

Но здесь возможно иное объяснение, в контексте грацилизации. А. Г. Козинцев говорит, что, "согласно одной из точек зрения, снижение массивности скелета могло быть результатом ослабления его кроветворной функции, которое в свою очередь произошло вследствие уменьшения двигательной активности. Распространено также мнение, что грацилизация была вызвана ослаблением отбора на силу и выносливость".

Что касается последнего мнения, то я писал на эту тему в "Женский выбор и ювенализация человечества" и "Женский выбор и ювенализация человечества (2)". Там говорилось, что женщины предпочитают хороших отцов, а хорошие отцы всегда будут обладать лёгкой феминностью во внешности. И, если на Крите долгое время женщины осуществляли выбор мужчин, то таким образом, на протяжении многих поколений, могла осуществиться грацилизация-ювенализация-феминизация мужчин. 

21 февраля 2023

О "древлем благочестии".

Читаю этнографический этюд князя Ухтомского "Новая Земля" (СПб., 1883). На стр. 12 он описывает жилища самоедов (ненцев) и жалуется на грязь. 

"В извинение самоедов нам сказали, что зимою они соблюдали некоторую чистоту и даже мыли полы; летом же, с приходом поморских судов, у самоедов началось повальное пьянство и всё было запущено. В это время самоеды меняют поморам на водку весь свой зимний промысел, меняют, конечно, дёшево и пьют без просыпа все, не исключая и детей. Так продолжается весь июль месяц, до ухода промышленников на гольцовый промысел". 

А те поморы, которые спаивали водкой самоедов, скорее всего были староверами-беспоповцами... Небось, мнили себя истинно-православными христианами, сохранившими "древлее благочестие"... Совершали крестное знамение двумя перстами, и при том, ничтоже сумняшеся, занимались растлением детей самоедов.

"Эти раскольники замечательны и по рвению пострадать за свою веру, чтобы тем получить спасение души", - пишет князь Ухтомский.
"Как пример рвения пострадать за веру Г. разсказывал такой случай: лет 20 тому назад была ярмарка в г. Грязовце (Вологодской губернии) и во время престольнаго праздника, когда совершалась литургия и когда церковь была полна народом, входит в храм мужчина средних лет, проталкивается вперёд, входит прямо в алтарь, сбрасывает на пол чашу со св. дарами и растаптывает её ногами. При виде этого святотатства всё пришло в ужас; преступника схватили и посадили в тюрьму, это былъ раскольник. Призванный, освидетельствовать преступника, доктор заявил, что он вероятно сумасшедший; но преступник себя сумасшедшим не признал, говоря что он старовер, решившийся на такое дело собственно для того, чтобы пострадать за веру. Впоследствии он был осужден как святотатец и должен бы быть сослан в Сибирь; но он умер в тюрьме не дождавшись решения — голодною смертью, отказываясь во время заключения от всякой пищи".

Сатиры.

Сатиры составляли свиту бога Диониса; он являлся людям в сопровождении козлоногих демонов.

Сложилось общее мнение о распутности этих демонов, что они постоянно "пристают" к нимфам и "клеются" к менадам (вакханкам). В искусстве имеется очень много изображений на эту тему. 

скульптурная композиция "Сатир и нимфа"

М. И. Скотти. Сатир и вакханка

Но это изображения из современного искусства. А на древних изображениях мы можем видеть, как менада охлаждает пыл сатира, ударяя тирсом по его эрегированному пенису (см. : Целомудренные девы-менады).

"Папесса" с ключом.

Интересно, что в колоде карт Таро "жрица" (или "папесса") довольно часто изображается с ключом (или ключами) в руке.

из старой колоды карт Таро
 
современное изображение

Здесь усматривается аллюзия на Ключи Царства Небесного (лат. Claves Regni Caelorum) — в католичестве атрибут апостола Петра, первого Папы Римского, символизирующий его власть в Церкви. Понятие происходит от слов Иисуса Христа, обращённых к Петру, после того, как тот признал его Мессией и Сыном Божьим: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Но здесь не только аллюзия, но и прямое противопоставление: вместо ап. Петра ключи от рая держит Мария Магдалина. 

Между прочим, Евангелие, как "благая весть" о воскресшем Иисусе Христе, началось именно с неё: "Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей" (Ин. 20:48). Корень слова «апостол» в греческом языке означает «вестник», и именно роль вестницы сделала Марию Магдалину равноапостольной. Она присутствовала на Голгофе (в отличие от Петра), она находилась у гроба Иисуса, и она же стала первой свидетельницей Воскресения.

20 февраля 2023

Эпифании Богини.

Мария Магдалина - главный персонаж книги Дэна Брауна «Код да Винчи».

С появлением в 2003 году «Кода да Винчи», ставшего невероятно популярным, история о Марии Магдалине заново открывается всему миру, будучи переведённой почти на все языки, и Мария Магдалина проникает в сознание людей по всему миру с быстротой разгорающегося пламени.

Я полагаю, мы здесь имеем дело с бессознательным процессом. «Код да Винчи» появился так же, как появляются нерукотворные изображения Богородицы. 


Богиня является современным людям, как она некогда являлась своим поклонницам на Крите. Иногда её явления (эпифании) бывают в форме изображений, а иногда в форме литературных текстов, как у Дэна Брауна. Я полагаю, что Дэн Браун - такой же медиум, как поэт, которому Муза шепчет на ухо стихи. 

Можно сказать, что Мария Магдалина из «Кода да Винчи» заняла пустующее место в протестантской среде. У католиков есть культ Девы Марии, а у протестантов ничего такого нет. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Место Девы Марии заняла Мария Магдалина.

Такой "матриархат" нам не нужен!

Начал читать книгу "Лунный бык. О духовном значении матриархата", написанную Питером Фрицем Уолтером (Published by Sirius-C Media Galaxy LLC 113 Barksdale Professional Center, Newark, Delaware, USA).

Чувак правильно говорит о том, что "патриархат выступает за доминирование и угнетение, мужчин над женщинами, "верхних" над "нижними", сильных над бессильными, в смысле строгой иерархии, основанной на послушании, что существует нечто вроде автоматизма, встроенного в патриархат, - это автоматизм насилия".

Я от себя добавлю небольшой пассаж.

Почему мужская, патриархальная власть так часто прибегает к репрессиям? Одну из причин называет Н. А. Ксенофонтова в статье "Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время": "Когда-то, на заре человеческой истории, мужчины добились превосходства над другой половиной человечества и теперь живут в постоянном беспокойстве и боязни, как бы женщина не взяла реванш в борьбе за господствующее положение в обществе". Очевидно, "сильные мира сего" живут в постоянном страхе, и именно страх внушает им действовать по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись".

Но далее автор опуса - Peter Fritz Walter - пишет какую-то ультралиберальную ахинею, бред сивой кобылы:

"История быка [имеется в виду Минотавр] говорит нам о том, что желания изнасилования как часть сексуальных желаний не разрушительны сами по себе, но становятся разрушительными, когда они заключены, заточены, жёстко контролируются и вытесняются из жизни строгими моралистическими правилами. Минотавр стал чудовищем, пожирающим детей, потому что он был заключён в башню, потому что царь Минос боялся за свою репутацию и хотел скрыть чудовище от населения".

Не надо было сажать в тюрьму Минотавра, - говорит автор, - он и не пожирал бы детей. Далее чувак делает ловкий финт ушами и связывает мораль с патриархатом. "Кажется, что когда человек начал проповедовать высокую мораль и признался, что стремится к доброте, он начал действительно становиться дьяволом". Послушать его, так в матриархальных обществах не было никакой морали. 

Peter Fritz Walter выступает за сексуальную свободу детей, причём, как он пишет, "это означает свободный выбор партнёра. Это значит, что ребёнок может выбрать взрослого в качестве партнёра для игр, включая сексуальные игры" (It means free partner choice. It means that a child can also choose an adult as a partner for play, including sex play). 

Божественная Айседора.

Айседора Дункан и её ученицы, 1909 год.

Айседора Дункан и игра неразделимы. Вся её жизнь является ни чем иным, как затянувшейся детской игрой. Окружающий мир она рассматривала как зрительный зал, а себя — как актрису ею же созданного театра.

Она пронеслась по жизни в вихре танца как ослепительный метеор, и внезапно "сгорела", задушенная шарфом попавшим в колесо автомобиля. (Двое её детей погибли в автомобильной катастрофе. Дети и гувернантка упали в машине с моста в Сену.)

Говорят, на лицо она была не очень красивой, но все отмечают, что ниже пояса её фигура была восхительной, обворожительной, неотразимой. Из воспоминаний А. Бенуа (1904 год): "Я был среди приглашённых и удостоился чести сидеть рядом с этой несомненно гениальной, но и шалой в жизни женщиной. Естественно, что во время такого пиршества ни о чём серьезном не говорилось. Беседа ограничилась шутками, тостами, изъявлениями восторга. Особенно вдохновенным характером отличалась речь милого, совершенно обезумевшего от восторга, всё ещё продолжавшего пылать юношеским пылом Яна Ционглинского. Перед тем, как произнести её, он нагнулся через стол ко мне и, захлёбываясь от волнения, произнёс (по-русски, но с очаровательным польским акцентом) незабываемые слова: «Ты понимаешь, Александр, что это такое? Это не женщина, это ангел, это чёрт какой-то!».

Сама Айседора прекрасно осознавала магнетизм, исходящий от неё, и она заявляла: «Моего тела может быть достоин только гений». В 1921-1924 годах она работала в СССР. В неё по уши влюблился русский гений Сергей Есенин. Конечно, у двух из ряда вон выходящих личностей не могло быть обычных любовных отношений; они мне напоминают про безумие Аттиса, оказавшегося в орбите богини Кибелы. 

Матриархат у косаток.

"Как пояснил эволюционный биолог, заведующий отделом эволюционной морфологии Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена НАН Украины Игорь Дзеверин, общественная группа у косаток включает старшую самку, её дочерей всех возрастов и внуков и правнуков женского пола по женской линии. Что касается самцов, то они воспитываются и живут в этих группах, но размножаются в других. В своей группе самцы могут размножаться только в виде исключения" (Источник).

Это очень похоже на на первобытную родовую матрилокальную общину у кроманьонцев. Но на этом сходство касаток с людьми не заканчивается. "Самки косаток достигают половой зрелости примерно в 10 лет и могут размножаться до 40 лет. После этого у них наступает менопауза, что характерно для очень немногих видов животных. Потом ещё несколько десятков лет самки могут прожить без возможности рожать детей". В среднем женщины достигают менопаузы в возрасте около 50 лет, а затем они ещё 20 - 30 лет могут "возиться" с внуками.

Оказываектся у косаток-мам по отношению к сыновьям есть куча общего с женщинами, trim_c говорит, что они "возятся" с сыновьями прямо как мамы-еврейки. "Самки косаток продолжают помогать своим сыновьям даже тогда, когда те взрослеют и, казалось бы, уже не нуждаются в опеке старших".

Похоже на то, что косатки в мировом океане являются запасным вариантом, своего рода "человечеством 2.0", на тот случай, если "человечество 1.0" исчезнет на земле по собственной глупости. Кстати, у касаток имеется даже нечто наподобие "народов", всё как у людей. "Косатки живут в разных частях Мирового океана. Но они разделены на отдельные популяции, то есть обособленные группы. Между собой они отличаются генетически, по внешности, поведению, "диалектам" и т.д.

19 февраля 2023

Они жили за 5 тыс. лет до основания Москвы.

Художник-график, "иллюстратор истории" Леонид Константинов говорит, что территория современной Тверской области в районе озера Селигер в 5 тысячелетии до н.э. была царством бескрайних широколиственных и сосновых лесов с очень тёплым и мягким климатом. Там жили носители культуры ямочно-гребенчатой керамики, точнее говоря, представители льяловской культуры, которая была локальным вариантом Я-ГК. По мнению учёных, ранний неолит был лучшим климатическим периодом для жизни человека за всё время его существования в Волго-Окском междуречье.

"Вообще это время - лучшее для человеческого общества. Не было богатых и бедных, добыча делилась между всеми поровну, самые старые и умные люди становились старейшинами.

Многотысячелетняя идиллия! Охота давала этим людям гораздо больше продуктов, чем земледелие и скотоводство. Рыболовство в неолите стоит на втором месте по значимости занятий после охоты. Поэтому то время принято называть временем высших охотников и рыболовов, тем самым подчёркивая высокий уровень их хозяйства в своеобразных условиях" (Источник).

Ну и красивая картинка - в качестве иллюстрации первобытного рая, когда не было ещё "долгоруких" князей.


Богиня первых земледельцев Европы.

Как передаёт Сергей Путилов, "в Болгарии нашли 8000-летнюю фигурку матери-богини, подтверждающую женское начало всех религий".

Фото: BTA

В Болгарии археологи при раскопках в неолитическом поселении недалеко от города Узуново обнаружили скульптуру, изображающую ранее божество первых земледельцев Европы.

Находка, являющаяся одним из древнейших артефактов религиозного культа, напоминает о том, что начиная с истоков человеческой цивилизации люди поклонялись женскому началу. И лишь за сменой матриархата на патриархат на земле произошла революция на небе – культ Бога-отца, принятый в христианстве, исламе и иудаизме, окончательно вытеснил древние верования.

Как сообщает Archaeology in Bulgaria, в Видинском районе на северо-западе Болгарии обнаружена верхняя часть каменной фигурки – матери-богини. Статуэтка была создана на рубеже 8-7 тысячелетий до Рождества Христова, в период, когда местные жители только переходили от охоты и собирательства к оседлому земледелию. Статуэтка выполнена в технике, характерной для культуры Лепенского Вира.

Напомним, Богиня-мать — основное божество во всех изначальных мифологиях мира. Поклонение образу женщины-матери как верховному божеству началось еще в эпоху палеолита, то есть на самой заре человеческой цивилизации. В те времена главой рода являлась женщина, что получило обозначение «матриархат» – усиление власти женщин в период нового каменного века – неолита, когда, как считается, произошло открытие женщинами посевного земледелия. В это время начинает формироваться культ богини земли – кормилицы, подательницы жизни. Авторитет женщины, главы рода, в те времена был непререкаем. Лишь в эпоху более поздних верований вместе с возвышением авторитета мужчин стали формироваться культы мужчин-царей. Хотя культ Божественной Матери был существенно потеснён, а эпоха матриархата с наступлением эпохи железа после нескольких тысячелетий безраздельного господства безвозвратно ушла в прошлое, отголоски веры в мудрую, любящую и заботливую Покровительницу дожил и до наших дней, хотя и в завуалированной форме.

Unio mystica людей и зверей.

Ирина Геннадьевна Татаровская в статье "Змея как символ жизни и смерти в африканской мифологии" говорит, что...

"Часть церемонии инициации у азанде связана со змеями. Неофит дует в «магический» свисток, и к нему со всех сторон начинают ползти змеи. Они обвивают его. Трогают своими языками, но не причиняют вреда".

Хотелось бы мне взглянуть на эту церемонию хотя б одним глазком... Она напомнила мне про крито-минойских "богинь" со змеями. 

Судя по дошедшим до нас изображениям, древнеегипетские жрецы умели находить общий язык даже с крокодилами, а не то что со змеями.

св. каркодил в Египте

А мы, безумные, даже с людьми не умеем договариваться...   

Вселенная догонов.

Согласно мифологическим представлениям догон (Мали), Вселенная состоит из семи миров, каждый из которых находится друг над другом. Через центр каждой из земли проходит железный столб. Каждая из земель «круглая и плоская. Она окружена на большом протяжении солёной водой в форме венка. Это море схвачено в кольцо огромной змеёй yuguru na, которая поддерживает и сохраняет целостность, кусая себя за хвост. Если она случайно отпустит хвост, всё обрушится»(Griaule, 1938).

На рисунке № 1 схематично изображена неполная модель Вселенной народа догон. Она представлена двумя мирами из семи. М. Гриоль не стал рисовать все семь миров, так как они повторяют структуру и внешний облик этих двух.

Рис. 1. Модель мира со змеёй (Griaule, 1938)

Вот что значит архаика! Она сохраняет первоначальные смыслы. Какую только эзотерическую чушь не приходилось мне читать про орфического змея Офиона, который якобы "высиживал" мировое яйцо?! 

Матриархат "под спудом".

Т. Б. Щепанская говорит в статье "Дискурсы российской власти: термины родства":

"«Материнская» терминология власти фиксируется в субкультурных образованиях (криминальных, хип-культурных, мистических и т. д.), которые возникают в маргинальных областях социальной структуры". 

Интересное замечание. Оно свидетельствует о том, что матриархальная парадигма жива, но находится "под спудом" патриархального официоза. Народный менталитет — штука невероятно гибкая, и из истории мы знаем, что русские проявили себя и язычниками, и православными, и атеистами. Они показали себя строителями коммунистического общества, и, несомненно, с таким же энтузиазмом стали бы созидать матриархальное общество, если власть поставила бы перед ними такую цель.

"В маргинальных ситуациях и средах связь с матерью осознаётся как последняя, неразрушимая связь. Сохраняясь даже когда оборваны или прерваны все остальные связи, она становится единственной опорой в чуждой и враждебной среде, а затем и отправной точкой самоорганизации. Иными словами мифологема «материнства» играет в маргинальных средах роль матрицы ресоциализации (воссоздания социальной структуры в зонах её разрыва)", - пишет Т. Б. Щепанская.

Это тоже очень ценное замечание. Матрица ресоциализации повторяет, в общих чертах, первичную матрицу социализации, имевшую место быть в первобытном обществе. Странным образом татуировка «не забуду мать родную» обретает те же смыслы, что и палеолитическая "венера".