"Культура народов сан включает в себя наскальную живопись, которая и в наше время сохраняет традиции, уходящие в глубь тысячелетий — современные бушмены оставляют на скалах рисунки по своей технике, сюжетам и символизму, точно воспроизводящие древнейшие наскальные рисунки. <...> Структуралистскую интерпретацию наскального искусства бушменов предлагает современный южно-африканский антрополог Дэвид Льюис-Уильямс, который с опорой на методы нейропсихологии на основе анализа наскальных рисунков разработал «энтоптическую» теорию сознания, с помощью которой он и интерпретирует рисунки пещер и скал Южной Африки. Ключом к этой интерпретации является анализ галлюцинативных видений и состояний, возникающих в процессе транса.<...> Транс у бушменов в отличие от пигмеев не провоцируется приёмом особых психоделических растений или опьяняющих напитков, но в целом результат достигается сходный: знахарь, «человек дождя», переходит в пограничное состояние, аналогичное смерти (сами бушмены говорят, что «он умирает»), и увлекается в секвенцию ситуаций, соответствующую внутренней структуре самого сознания. Галлюцинации достигаются через гипервентиляцию лёгких, физическое переутомление в ходе многочасовых танцев, отсутствие сна и т. д.
Льюис-Уильямс выделяет три фазы визуальных (энтоптических) галлюцинаций.
Первая соответствует возникновению в сознании простейших геометрических фигур — точек, кругов, квадратов и их объединений в некоторые комбинации. Мы видим эти геометрические фигуры в наскальных изображениях от самых древних пещер палеолита до рисунков современных бушменов. В нейропсихологии эти фигуры выступают как глубинный язык самого сознания, его начальный код, представляющий знаковую систему, поднимающуюся из слоев подсознательного. Этот глубинный код, представленный в древнейших образцах надписей и знаков, сохранившихся с эпохи палеолита, пытался реконструировать другой антрополог Андре Леруа-Гуран (1911 — 1986). В частности, продолговатые фигуры означали, с его точки зрения, нечто мужское, точнее, все что связано с мужчинами и мужскими особями и предметами окружающего мира, а крути и квадраты — нечто женское.
![]() |
Танцовщицы сан |
![]() |
Искусство бушменов в горах в Spitzkoppe |
В любом случае первичная фаза свободной галлюцинации представляет собой секвенцию геометрических фигур. Это само по себе чрезвычайно важное замечание, поскольку может быть интерпретировано как проявление глубинных архетипов, составляющих содержание сознания в его изначальном состоянии. <...> Исследование геометрических и почти математических видений в пограничных состояниях могло бы привести к разрешению многих проблем в области возникновения знаков и букв древнейших алфавитов, а с другой стороны, это полностью укладывается в пифагорейскую или платоническую теорию первичности чисел и геометрических фигур как изначальных идей, из которых складываются пропорции и гармонии мира. <...>
Второй фазой транса является соединение чисто геометрических видений в более завершённые образы. Так овалы, прямоугольники или знаки рунического типа с разветвлёнными концами становятся людьми (мужчинами-охотниками), а другие фигуры привычными для бушменов животными или предметами. При этом онтологический статус всех этих фигур ещё остаётся геометрическим, то есть ноэтическим. Это не люди как люди, но люди как духи, как предки, как силы. Это существа, населяющие оптический мир изменённого состояния. <...> Третья фаза, по Льюис-Уильямсу, представляет собой включение субъекта видений в ситуации, сложившиеся в ходе превращений знаков в существ", - пишет А. Дугин (Логос Африки. Люди чёрного солнца. - М., 2018. С. 412-416).
По-моему, эту теорию Дэвида Льюис-Уильямса надо иметь в виду всем, кто занимается языкознанием. У меня, во всяком случае, всегда имелась интуиция о том, что происхождение языка как-то связано с изменёнными состояниями сознания. Действительно, в мире, в котором мы живём, имплицитно заложены математические законы (особенно заметно это в квантовом мире), и в языке тоже существуют свои правила грамматики. Хотя, с другой стороны, в языке есть исключения из правил, и во Вселенной имеются хаотические, энтропийные процессы. Если сновидения считать "начатками" изменённых состояний сознания, то нельзя не заметить элемент "небывальщины" в сновидениях. Я всё время думал, что эта "небывальщина" возникает из-за "разложения" сознания во сне. Во сне начинается то самое разложение, апофеозом которого является смерть. Но, парадоксальным образом, мы "напитываемся" энергией бытия во сне. Блять, уму непостижимо: жизнь питается смертью!
Хотя гений, согласно, А. С. Пушкину, — "парадоксов друг", но, видимо, ему никогда не суждено вырваться из сети этих парадоксов. Потому что, да, существуют в мире законы математики, но в каких-то случаях математика просто не "работает"; с другой стороны, во Вселенной "работают" энтропийные процессы (из-за чего один древнегреческий учёный муж назвал космос "кучей навоза"), но, в то же время, есть во Вселенной и энантиодромические процессы, иначе мы бы не появились на белом свете. И как всё это совместить? Как построить из принципиально несовместимых вещей "единую теорию всего" в рамках строго логического мышления? Тут сам чёрт голову сломит.