15 июня 2023

Ночные собрания культа Доброй Богини и раннехристианские "вечери любви".

Александра Баркова говорит, что имя древнеримской богини Bona Dea было табуировано настолько, что мы только узнаём её табуированное значение по-латыни, то есть Добрая Богиня, и всё, даже имени её до нас не дошло. Культ её отправлялся матронами, не то чтобы втайне (тайна эта была довольно относительная), но без посторонних глаз.

"В Риме ночные собрания квалифицировались как государственное преступление (если собирались ночью, значит собирались ради преступления). При чём тут Добрая Богиня? При том, что это была единственная богиня, культ которой отправлялся по ночам. Стало быть, она как-то связана была с миром смерти, тёмным миром и т. д. Недаром её имя боялись произносить и сохранился только этот самый эвфемизм. Но отправлялся он по ночам не где-нибудь, отправлялся он по ночам в доме магистрата, и не кем-нибудь, а знатными матронами. То есть никакой государственной изменой там и близко не пахло. И всё. И больше мы о ней ничего не знаем. Культ был разветвлённый, но слишком священный. Больше посторонним, непосвящённым ничего знать не положено".

Интересно, что ранние христиане устраивали свои собрания (т. наз. "вечери любви" или агапы) также в ночное время. Об этом есть упоминание в Деяниях Апостолов:

"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нём. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились" (Деян. 20:7–12).

Римские власти не обвиняли великосветских матрон в государственной измене из-за того, что те собирались по ночам, а христианам как раз ставились в вину их ночные собрания. Как известно, первоначальными местами собраний первых христиан служили римские катакомбы.

Агапа. Фреска из катакомб Домицилы

В катакомбы входили также гипогеумы (от греч. hypo + gaia, подземный [храм]) — помещения религиозного назначения, среди которых зачастую имелся небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения.

Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)

Вот это был жар веры! А ныне остались лишь тухлые головешки от былого огня.

14 июня 2023

Сабинянки и гуси: что между ними общего?

Александра Баркова, рассказывая о Ромуле и Реме, легендарных братьях-основателях Рима, выходит на тему древних мужских инициатических союзов. "То есть когда неженатые парни живут в лесу, занимаются разбоем, и это оказывается неким вариантом волчьего братства. Волчьи союзы, между прочим, у и славян вполне себе зафиксированы. Так что у нас такое тоже было. И вот, видимо, такой волчий союз и лежит в основе сказаний о Ромуле и Реме. Потому что основной сюжет, связанный с тем, что к Ромулу прибиваются всякие разные асоциальные юноши и они становятся его братством, он будет основным ходом иметь похищение сабинянок. <...>


После чего братья и отцы похищенных девушек идут на этот самый Рим войной. Но в самый волнующий момент на поле боя выбегают похищенные,
уже не в качестве молодых дев, а матерей, и у них у всех уже дети на руках (видимо, долго собирались братья и отцы), и они стали умолять своих братьев и отцов не вести войну против их мужей и таким образом положили конец войне".

Жак-Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение.
 
фрагмент

Лунный бык смерти.

Александра Баркова говорит, что "страсть Пасифаи к быку – это один из самых архаичных мифов в истории человечества. Миф не как повествование, а как изображение женщины, совокупляющейся с быком, насчитывает около сорока тысяч лет, и мы можем называть его одним из древнейших мифов. И образ женщины, которая без всякой там коровы, а самым, с позволения сказать, естественным способом отдаётся быку, нам известен. На другом конце Евразии он очень хорошо представлен в индийской культуре. И через неё – в культуре тибетской. Там эти изображения связываются с богом смерти, который, во-первых, сам имеет бычью голову, а во-вторых, стоит на быке, совокупляющемся с женщиной. В Тибете эти изображения весьма натуралистичны, и смотреть на них жутковато".

 

Да, я думаю, здесь мы имеем дело с центральной мифологемой матриархата. 

Чтобы осознать, как функционировала эта мифологема в первобытном обществе, надо примерить на себя "шкуру" первобытного человека.

Вот, я живу в общине верхнего палеолита, - и что я вижу? Девочка до 13-ти лет ничем не отличалась от мальчиков, но с 13-ти лет она стала, как все женщины, переодически удаляться из общины. И я стал замечать, что в это же время "рогатый" месяц исчезает с неба. И потом вдруг - оба-на! - наша девочка забеременела и родила ребёночка.

А иногда случается и так, что женщина, находящаяся в "самоизоляции", после встречи с лунным быком беременеет новой жизнью духа, она становится одержимой и говорит голосами умерших людей. Значит, думаю я, мёртвые обитают где-то в потустороннем мире, в "ином живленьице", а встреча с ними возможна на "перекрёстке двух миров". Туда, на этот "перекрёсток", отправляются на свидание с небесным быком все женщины, и оттуда они приносят семена новой жизни. 

В наше время эта мифологема не "работает", потому что каждая "сопля" ныне имеет смартфон с подключением к Сети, где можно увидеть как люди занимаются сексом. Но раньше-то этой возможности не было! В своём роду люди жили все вместе как братья и сёстры, и вдруг - откуда не возьмись - появляется ребёночек. Как известно, "девичья память короткая", да и никто не спрашивает у неё, кому она "дала". Знают лишь, что стала она по ночам отлучаться из "большой семьи", уходить и прятаться в шалаше, где её никто не видит. Вот, наверно, от быка и забеременела.  

Гермы и кандилакии.

Интересно, связаны ли современные православные кандилакии в Греции с древнегреческими гермами?

Иногда их ставят на местах автокатастроф с летальным исходом. А иногда и как мемориальные знаки каких-либо значительных событий в жизни людей. Teika сообщает о двух историях установки канделакий, которые рассказал гид:

- Мужчине понадобилось срочно уехать в командировку. Дома оставил беременную жену, которая вот-вот должна была родить. И вот возвращается он домой, ему звонят и сообщают, что сын родился. Мужчина по тормозам, остановился, баллончик с краской достал из багажника, метку на дороге нарисовал, потом приехал и поставил церквушку.

- Ехал мужчина неторопливо к морю, девушка пыталась его обогнать. Раз пыталась, второй, третий, в итоге столкнулись. Никто не пострадал, только машины.Пока разбирались кто прав, кто виноват, успели влюбиться и пожениться. В итоге после свадьбы приехали и церквушку поставили на месте ДТП. Потом он уверял, что она водить не умеет, а она, что он газу прибавил в момент обгона...

Вообще говоря, традиция — штука очень живучая, и, вполне возможно, что какими-то тайными подземными ходами древняя языческая практика сооружения герм перешла в аналогичную практику строительства кандилакий.

У нас, в России, подобный "самострой" в принципе невозможен. Я у себя к дому пристроил веранду, и то уже загибали, всё время бросают мне в почтовый ящик свои бумажки с предложением вызвать кадастрового инженера для поготовки кадастрового плана. И при этом стращают: "Если на земельном участке расположена самовольная постройка, рекомендуем её узаконить т. к. согласно части 2 ст. 222 ГК РФ - Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки". Тут даже и думать нечего, чтобы "без санкции соответствующих органов" построить где-нибудь какую-нибудь часовенку.  

13 июня 2023

Марк шагал по Сахаре?

Люди, которые кажутся летящими на некоторых из древних наскальных рисунков Тассили Н'Аджер, Алжир (датируемых приблизительно 9500 г. до н.э.),

напоминают мне летающих евреев Марка Шагала. 

"Над Витебском", 1914.

Предполагают, что алжирские петроглифы могут быть самыми ранними изображениями ритуального использования психотропных грибов. Ну, да, психоделики использовались людьми в шаманских и религиозных ритуалах, начиная с доисторических времён. Однако влюблённые люди тоже чувствуют себя "как на седьмом небе". А если брать шире, то полётом можно изобразить всякую оторванность человека от земли, его "неотмирность" и отстранённость от толпы.

Немного о гермах.

В античной Греции по всем дорогам стояли гермы – столбы с изображением Гермеса в верхней части.

«Гермес Пропилей (Привратный)», герма, приписываемая Алкамену (V век до н. э.).
 
Поздний римский китч. Marble herm of a youth as Mercury, ок. 150-170 гг. н. э.

Геродот утверждал, что такие изображения Гермеса делали ещё пеласги, — народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С гермами связана этимология имени олимпийского бога Гермеса, одной из форм именования которого был «Гермаон». Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса, либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах. Возможно, своё название герма (ἑρμῆς) получила от созвучия имени Гермеса (Ἑρμῆς) со словом «камень» (χερμάς).

Изначально гермами (χερμάς) назывались могильные камни. В связи с этим надо вспомнить, что древние греки и римляне хоронили умерших вдоль дорог. Можно предположить, что самыми древними гермами были кучи камней. Путник в этом месте должен был добавить камень от себя, если он хотел сохранить память об умершем. Впоследствии груды камней заменили четырёхгранные деревянные, а затем и каменные статуи-гермы.

Полюбить значит умереть.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон. 

Лукас Кранах (Старший), "Диана и Актеон". Германия, 1518.

Александра Баркова говорит, что ключом к пониманию этого мифа является вавилонский миф. Там присутствует богиня Иштар, которая в сказании о Гильгамеше предлагает ему свою любовь, и ей в очень невежливых выражениях отказывают, мотивируя это тем, что она любила такого-то и превратила его в такое животное, любила другого и превратила его в другое животное. Далее следует яркий список, кого она любила и в каких животных кого превратила. Получается, что человек не может войти в иной мир, оставаясь человеком. Речь идёт о том, что в мифе о любви богини к смертному этот смертный должен войти в её мир. Он должен перестать быть человеком. И поскольку в архаике богиня мыслится владычицей диких животных, то человек должен принять зооморфный облик – облик того или иного животного. В этом случае он с точки зрения мира людей умирает. Но при этом остаётся с ней.

Мне думается, этот миф является хорошей иллюстрацией подлинной любви. Finis amoris, ut duo unum fiant ("Предел любви - да двое едино будут"). 

"В своей "Liber de arte amandi" Андреас Капелланус определил любовь как некую агонию, которая обязана своим рождением "экстремальной концентрации" на личности противоположного пола. Любовь есть высшее внимание к любимому существу. В любви мы забываем о душевном покое, теряем рассудок и все помыслы концентрируем на любимом. Каждая боль или радость одного, тысячекратно усиленные, отдаются во втором и понуждают его, забыв всё на свете - обиды, огорчения, болезни, опасности, - полностью принести себя другому в дар, в украшение, и в утешение. Любить - значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Это означает: постольку поскольку нужно, я готов не быть, чтобы он был. В конечном итоге полюбить значит умереть для себя самого совершенно, так что и не вспомнишь о себе самом, - существует только другой, по отношению к которому мы живём.

Метафизическая ценность любви заключается в выхождении из себя. Ради нормы чужого бытия "я" выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем самым включить своё "я" в "я" другого существа. "Я" таким образом свободно делает себя "не-я" или, выражаясь языком священных песнопений, "опустошает" себя, "истощает", "обхищает", "уничижает" (ср. Флп. 2:6-8).

Истинная любовь всегда трагична. Крест любви возникает от неизбежности самоотречения во имя "со-частия". Без самоумаления любовь не состоится. И чем сильнее и полнее она, тем трагичнее, тем ближе к смерти!
" (Источник). 

Вот поэтому я всегда боялся любви. В английском языке "влюбиться" значит fall in love, буквально "упасть в любовь", как в омут.

Мастер Гносис. Охота на оленя, ок. 300 г. до н.э. Археологический музей Пеллы, Греция
 

12 июня 2023

про слоников

Сетивремени Винтаж пишет про слонов:

"Интересно, что самцы в стаде не живут, только приходят в гости.
Их выгоняют из стада, когда им 14-15 лет.
И в слоновьем стаде царит матриархат.
Между прочим, стадо слонов считается самым сплочённым обществом среди всех животных.

Может потому, что они слонов выгоняют😜?" (Источник)

"Боги" современного общества.

Первый "бог" — деньги. Деньги "über alles". Деньги решают всё. Как говорила маминька в фильме "Женитьба Бальзаминова", "Мишенька! За умом не гонись, были б деньги, с деньгами мы и без ума проживём!" 

Второй "бог" — государство. Исторически государство задумывалось как "деньговыжималка" из подданных. Это хорошо заметно на примере русского князя Игоря, который хотел "содрать три шкуры" с древлян, да древляне его самого разодрали промеж двух деревьев.

В народе существует квазирелигиозная вера в то, что государство не только решает все проблемы, но и решает их наилучшим образом из всех возможных способов. Что, конечно, не соответствует действительности.


И третий "бог" (бог любит троицу)
— это "ебическая сила". Это "эгоистичный ген" Ричарда Докинза, это социальный дарвинизм и вера в прогрессивную эволюцию. С одной стороны говорится, что "гены мухи-дрозофилы на 70 процентов состоят из «гомологических генов», аналогичных человеческим" (Источник), а с другой стороны утверждается на полном серьёзе, будто человеческое поведение полностью зависит от генов. 

Примечательно, что все три "бога"  — слепые: они и сами не ведают накого пути, и людям не указывают никаких путей. И, кроме того, эти "боги" не имеют ничего общего с моралью или разумом. 

Инстинкт, государство и культура.

Есть ли кошачий бог или кошачья богиня? Поразмыслив, можно ответить утвердительно на этот вопрос: да, у кошек имеется своё кошачье божество.

У кошек есть инстинкт, и в этом смысле кошка всегда верна своему кошачьему "богу" (или "богине"); она не может выйти за рамки своего поведения, обусловленного животными инстиктами, и "беспредельничать".

У человека инстинктивное поведение заменено культурным поведением. Но это так лишь в теории, а на самом деле многие люди, отчалив от берегов животного инстинктивного поведения, так и не причалили к берегам сугубо человеческого, культурного поведения. И они болтаются в таком "межеумочном" положении, которое ярко и лаконично описал поэт Г. Р. Державин: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!

Понятное дело, что если большинство людей в обществе ведут себя в соответствии с культурными нормами, то такому обществу вовсе не требуется государственная "надстройка". Самый простой и понятный пример общественной жизни без государственных "помочей" являют староверы; они вполне самодостаточны, и государство им требуется примерно так же, как собаке — пятая нога. 

Отсюда можно вывести правило: чем меньше культуры, тем больше государства. Государство со своим Уголовным Кодексом является заменителем культуры: УК заставляет некультурных людей соблюдать приличия в обществе, под страхом штрафов или тюремного заключения.

В государстве имеется Конституция, и, в принципе, Конституция, как Основной Закон, — это заменитель животных инстинктов. Законы вообще, и Основной Закон в частности, предназначены для того, чтобы люди не "беспредельничали". И в этом смысле закон для людей является тем же, чем инстинкт для животных. Можно сказать, что государство с его законами является "богом" современного общества. У кошек "бог" это инстинкт, а у людей — государство. 

Когда у людей имеется государство-"бог", иные "боги" ему, в общем, и не требуются. 

Такое государство "скрепляет" людей подобно тому, как железные обручи скрепляют доски бочки. Беда лишь в том, что если государственные "обручи" по какой-либо причине ослабевают или исчезают вовсе, то "доски" рассыпаются в разные стороны. Потому что "доски" не умеют и не могут сами, самостоятельно собираться-формироваться в различные структуры. Нет у них навыков культурного поведения. И поэтому "доски", предоставленные самим себе, не знают, что делать, и ностальгируют по железным обручам, скреплявшим их в бочку.    

Меритократическое.

Общество развивается или деградирует в зависимости от того, какие люди занимают доминирующие положение в этом обществе, - дураки или умные.

Меня очень интересуют такие древние общества, как крито-минойское или индо-хараппское. Во многих отношениях в современной Индии люди живут хуже, чем они жили 5000 лет назад при цивилизации в долине Инда.

Мумбаи

Мне интересно знать, как были устроены те древние общества, каким образом доминирующее положение в тех обществах заняли умные, а не дураки.

11 июня 2023

Как раб на галерах...

А. Баркова сообщает, что в Древнем Египте имелось устойчивое представление о том, что фараон после смерти становится одним из гребцов в ладье Ра, на которой бог плавает днём по небесному Нилу, а ночью – по подземному.

Непонятки с ритуальным умерщвлением вождей.

В своей лекции о египетской мифологии Александра Баркова говорит:

"Культ быка представлял в Египте одну из форм культа вождей. Что такое культ вождей? Вождь является воплощением благополучия страны. На самом деле в традиционных обществах, где действительно представлен культ вождей, вождь не имеет политической власти. Он является живым талисманом. Пока он молод, здоров, полон сил, в том числе и сексуальных, он является залогом благополучия страны. Если он начинает стареть, его убивают. Причём убивают особым образом – без пролития крови. Применительно к Египту это было утопление. Труп потом выуживают и бальзамируют. В Египте культ вождей применительно к фараонам ушёл в прошлое, вернее, приобрёл довольно любопытную форму в ритуале хеб-сед, о котором мы позже поговорим несколько подробнее. А так он сохранил достаточно чистую форму применительно к быку Апису, который, пока полон сил, – живой талисман, но, если стареет, его топят, тело бальзамируют и ищут новое воплощение этого Аписа – чёрного быка с белыми отметинами".

Ну, потожим, с Аписом всё понятно: одомашненный бык — скотина подневольная, его судьба находится в руках людей. А как быть с вождём дружины головорезов? Я вот реально не понимаю, где бы на Руси нашлась такая сила, которая сделала бы князю Владимиру "секир-башку" на глазах у всей его дружины? Не было такой силы на Руси, ибо князь – он потому и князь, что все ему подчиняются. Значит, надо полагать, что во время óно, когда существовал культ вождей, имелась некая сила, против которой вождь был бессилен. Интересно, какая это была сила?

Далее А. Баркова описывает ранее упомянутый ритуал хеб-сед.

"Это ритуал обновления жизненных сил фараона. Фараон мыслился воплощением жизненных сил своей страны и по истечении тридцатилетнего срока царствования был уже слишком стар, чтобы править. И тут один из двух вариантов. Или фараона убивать и возводить на престол нового, молодого и красивого. Эта идея почему-то фараонам не нравилась. Или же провести обряд фактически инициации для обновления жизненных сил фараона. Для этого обряда со всех областей Египта свозились в столицу все номовые божества (их изображения). Главная статуя, при ней все необходимые жрецы, при жрецах вся их обслуга и так далее. Событие неординарное. Теоретически после первого хеб-седа через три года фараон должен был проводить следующий, затем вновь следующий, но, насколько я понимаю, столь часто проводить этот ритуал было непросто для экономики страны. И поэтому так часто он и не проводился. Но правила были таковы. <...> Самой колоритной частью хеб-седа была так называемая смена фараона. Фараон считался умершим, но, «умирая», он оставлял документ о престолонаследии, где завещал престол самому себе. И дальше он должен был, пройдя через обновление, доказать, что он стал молодым и сильным, ритуальным бегом (естественно, фараон никуда не бегал, а бегал кто-то за него). Затем он из рук своей статуи забирал документ и в качестве наследника самого себя воцарялся. Кстати, в хеб-седное одеяние входил бычий хвост. В этом отголосок единства культа фараона и быка, и именование «бык обеих земель» входило в пятичленную титулатуру фараона. С проводником в мир мёртвых и обратно разобрались".

В общем, престарелый фараон проходил нехитрую процедуру "обнуления", - и все дела. Это не интересно. Меня интересует упомянутая А. Барковой процедура умерщвления вождей. Я много раз уже встречался с подобными упоминаниями, но ни одно из них не отвечает на поставленный мною вопрос: чтó это была за сила, которая принуждала вождей смириться с неизбежным?

На ум приходит логический вывод о том, что, раз вожди не были суверенными правителями, раз они не были самодержцами-самодурами, то, значит, нельзя говорить и о вождизме. А раз не было вождеств, то, следовательно, не было и патриархата. А если не было патриархата, то что тогда было? 

Женское "целостное" знание aka "хитрая наука" Бабы Яги.

Александра Баркова спрашивает:  

Почему, кстати, женщинам принципиально не давали образование очень долго?

И сама же отвечает:

Это было связано с тем, что, по поверьям (и я снова подчёркиваю, что это для всех народов), женщина обладает целостным знанием по своей женской природе.

Баркова делит знание на "логическое", получаемое путём долгого образования или чтения книг, и "целостное", обретаемое путём мгновенного инсайта. Так вот, по мнению Барковой, озарения посещают женщин гораздо чаще, чем мужчин. Далее она намекает на связь этого "женского" знания с ведовством и говорит, когда они становятся "ведуньями". "У большинства народов очень чётко женщина получает свою максимальную магическую силу конечно же не после свадьбы, как обычно говорят, а после рождения первого ребёнка. Она сполна становится ведьмой в хорошем смысле слова".

Вот, оказывается, где они — "родники" женской мудрости! Оно и понятно. Только страдание порождает мудрость – такое торжественное изречение принадлежит богам в передаче первого великого трагика Эсхила. Ну, а женские роды не бывают без страданий. Интересно, что в английском языке "I was born" можно понимать не только как "я был рождён", но и как "я был выстрадан" [своей матерью], ибо английский глагол to bear восходит к протоиндоевропейскому корню *bher- (1), "нести тяжкое бремя", "a burden". В принципе, это где-то даже похоже на центральный элемент мистерий Митры [1].

Но, очевидно, "родники" женской мудрости проистекают также из менструальных хижин. Как пишет Урсула Ле Гуин, "злокозненный параменструум (два дня до начала менструаций и первые два дня этого пе­риода) захлёстывает вас прозрением, волнами инстинктивных наитий, неотступным напряже­нием, пылкими порывами, мышлением во всей полноте чувствований" (Источник).

Тут, опять же, "страдание рождает мудрость". 

В продолжение темы см.: "Путь охотника".

--------------------------------------------------------------------------------

Имеется в виду поединок Митры с быком, первым живым существом, созданным Юпитером-Оромаздом. Этот неукротимый бык символизировал "животную природу" самого Митры, и герой вступил в борьбу с ним. Когда тот пасся на склоне горы, Митра, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но этот последний, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам. 

10 июня 2023

Белые предки, белые призраки, белые боги и белые женщины.

Александра Баркова сообщает любопытный факт: австралийские аборигены верили, что британцы – их предки, потому что у австралийцев обитатели мира мёртвых представляются белотелыми.

Интересно, что в древнеегипетском традиционном изобразительном искусстве женщины представляются белотелыми.

Египетский музей в Каире, фото Екатерины Литвиной

В крито-минойском и этрусском искусстве женщины тоже "бледнолицые", в отличие от "краснокожих" мужчин. 

И, в то же время, мы знаем, что призраки и привидения также белого цвета. 

Когда в традиционных обществах люди хотят продемонстрировать свою причастность к тайнам загробного мира, они наносят на свои тела слой белой глины.


Удивительно, насколько универсален этот мотив в традиционных обществах.

Миф XXI века.

А. Л. Баркова говорит, что "мифологическое мышление – это то, что было, есть и, вероятно, будет. Это то, на чём построена не только древняя культура, но и культура современная".

Какой же наиболее сильный миф современности? Это, безусловно, миф Государства. Ныне Государство подобно солнцу, ослепительное сияние которого затмевает все иные источники света. Христианскую Церковь почти не видно и не слышно, а если она что-то и говорит, то лишь в унисон Государству.


  


Возможные параллели.

Клаус Шмидт говорит, что на столбах Гёбекли Тепе "особенно часты изображения Н-образного знака и на 90° повёрнутого его варианта".

Интересно, а не является ли этот Н-образный символ древнейшим прообразом крито-минойского лабриса?

Золотой лабрис. Позднеминойский период, ок. 1550-1500 годов до н. э. На левом клинке надпись из четырёх знаков линейным письмом А (возможно, обращение к богине).

Также на Крите и в Древнем Египте имеется аналог круга с лежащим на спине полумесяцем.

Чатал Хёюк: ни к селу, ни к городу.

Сущность города, по Льюису Мамфорду, принципиально отличается от сущности села. Село настроено к посторонним недоверчиво и враждебно, город, напротив, приветливо, как будто их ожидает. Таким образом, город возникает не из постепенно увеличивающихся сёл, но из пунктов совершенно другого свойства, а именно из святилищ, бывших местом постоянно повторяющихся собраний, которые наряду с их религиозной функцией служили местами общения и обмена - идеями, товарами и людьми. 

Клаус Шмидт считает ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе "ядром", из которого со временем мог бы появиться город типа крито-минойского Кносса. "Мы видим, - говорит он, - что ритуальные центры существовали задолго до осёдлости и могли быть намного старше древнейших сёл".

"Крупные культовые сообщества греки называли амфиктионией. Исходный смысл этого слова до конца не выяснен, однако в своём ядре оно несёт значение "поселение в окружении". Первоначально данное понятие использовалось только для культового сообщества в Дельфах, центром которого был храм Аполлона, но уже в древности это название распространилось и на другие союзы. Историки наших дней предполагают наличие подобных структур у шумеров, филистимлян и иудеев. Главным связующим элементом амфиктионии является центральное святилище. Амфиктиония - это, прежде всего, культовая организация, которая должна осуществлять уход за святыней и её охрану" (К. Шмидт).

Я где-то читал, что неолитическое поселение в районе Чатал-Хююка находилось в окружении других, более мелких, поселений. Однако К. Шмидт говорит совсем иначе:

"Проводимые с 1995 г. до настоящего времени под руководством Яна Ходдера новые исследования доказали, что в обширной долине Конья других поселений того же периода не существовало, ни больших, ни малых, ни "сёл", ни "городов". Если видеть в Чатал Хёюке только село, то оно в своей уединённости было бы совершенно особенным случаем, потому что понятийное определение села предполагает существование нескольких таких же поселений в округе. Если Чатал Хёюк рассматривать как город или хотя бы как поселение городского типа, то обращает на себя внимание отсутствие сопутствующих сёл, а также в отдалении других подобных городов".

Ну, недаром же я считал Чатал-Хююк некрополем, "городом мёртвых"...

Однако вернёмся назад к Гёбекли Тепе как "святилищу культа мёртвых", по истолкованию К. Шмидта. Человеческих захоронений там пока ещё не нашли, но кости и черепа могут обнаружить при последующих раскопках, так как на сегодняшний день исследовано всего лишь 5-7% территории комплекса. По предварительным оценкам, до завершения раскопок археологам предстоит потрудиться ещё не менее 50-ти лет. 

Можно предположить, что там, в самом святилище или рядом с ним, появились ранненеолитические монашествующие. Это были первые "осёдлые" люди. Район Гёбекли Тепе известен тем, что там испокон веков росла дикая пшеница (полба). Об этом уже известно, что одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе.Так вот, те монашествующие могли собирать зёрна полбы и питаться зёрнышками, прямо как евангельские птички небесные, которые не сеют и не жнут. Кстати, и сам К. Шмидт задаётся вопросом: "не стало ли изобретение земледелия эпифеноменом тех долговременных многочисленных собраний охотников и сопровождающего их труда?"

09 июня 2023

Вопрос, конечно, интересный.

Клаус Шмидт показывает процарапанное изображение женщины на одном из столбов ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе.

На одной из плит ступени, примыкающей к каменной скамье в Здании с львиными стелами находится процарапанное изображение обнажённой сидящей на корточках женщины (высота рисугка - 30 см).

И далее он говорит про "половые органы, которые имеют странную форму. Две Л-образно свисающие части, похожие на ленты, сразу объяснить довольно сложно. Вероятно, это гипертрофированные большие половые губы. Расставленные ноги и грубо изображённая макронимфия (буквально: большие половые губы) указывают скорее на готовность к соитию, чем а роды". 

Странная, очень странная "готовность к соитию"... Меня терзают смутные сомнения... Да и при чём тут соитие, если сам же К. Шмидт сказал, что здесь было место культа мёртвых?

По-моему, это вовсе не растянутые большие половые губы, а менструальная кровь.

Вот, для сравнения, наскальный рисунок австралийских аборигенов.

Две женщины танцуют и менструируют. Наскальное искусство коренных австралийцев с реки Верхний Йоль, Пилбара , Западная Австралия. Источник картинки

Крупнейший теоретик социологии Эмиль Дюркгейм
утверждал, что человеческая религия в целом возникла изначально в связи с менструацией. Так, может быть, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был комплексом менструальных хижин?

Гёбекли Тепе: нету печек и очагов, но зато есть много ступок.

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "остутствуют печи или очаги, характерные для жилищ. Их на Гёбекли Тепе нигде не нашли. А что касается обнаруженных в этих структурах ступок и вообще большого количества ступок среди свидетельств Гёбекли Тепе, то они вполне могли служить для приготовления пищи - однако не обязательно для потенциальных местных жителей, но, вполне вероятно, для многих "гостей", присутствие которых предполагается по причине большого объёма строительных и скульптурных работ. Ступки могли служить также другим целям, например приготовлению лекарств или наркотиков. Для места с преимущественно ритуальной функцией, что в отношении Гёбекли Тепе является уже доказанным фактом, здесь ничего удивительного нет". 

Интересно, проводил ли кто-нибудь сравнение ритуального комплекса в Гёбели Тепе с Гипогеем (Хал-Сафлиени) на острове Мальта? Здесь сравнение просто само собой напрашивается.

Что касается ступок для приготовления пищи, то её ведь могли готовить не только для строителей, но и для "прихожан", которые, вероятно, собирались в этих первобытных святилищах и устраивали там совместные трапезы.     

"Небесные похороны" в Тибете.

Собственно «небесные похороны» на видео показаны всего около двух минут, с 7:15 до 9:00, а остальное можно не смотреть.


Вот примерно так же происходила декарнация (или «дефлешинг») в эпоху неолита не только в Южной Азии и на Ближнем Востоке, но и в Старой Европе. "Декарнация со вторым захоронением костей была обычным явлением среди носителей культуры линейно-ленточной керамики, как показывают последние раскопки в Херксхайме, Германия, где было собрано и захоронено по меньшей мере 1350 скелетов с нескольких сотен километров [1]" (Источник).

Когда-то в Индии обитали миллионы грифов нескольких видов, которые селились даже в городах. Однако в 1990 годах местные жители начали массово использовать для лечения скота нестероидный противовоспалительный препарат диклофенак. Для пернатых падальщиков он оказался смертельным: поедая туши животных, которым давали это лекарство, грифы быстро погибают из-за проблем с почками. В результате грифы в Индии почти исчезли. Но в Тибете, как мы видим, они ещё сохранились.

Чёрный гриф (Aegypius monachus).

Кстати, синий цвет и на Крите, и в Древнем Египте считался символом
иного, вечного мира.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Cуществует трактовка захоронения в Херксхайме как свидетельство практикования каннибализма. Людоедство нехарактерно для неолитического населения Центральной Европы, и, в попытках объяснить это противоречие, были выдвинуты различные теории. Согласно одной из них, жители края переживали серьёзную природную катастрофу (например, засуху или эпидемию), что заставило их прибегнуть к каннибализму. Однако если мы примем в расчёт повсеместно распространённую в неолите практику декарнации, тогда и придумывать ничего не надо.