-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Удивительная параллель с мифом об андрогинах, который записал Платон в диалоге «Пир» со слов Диотимы.
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Удивительная параллель с мифом об андрогинах, который записал Платон в диалоге «Пир» со слов Диотимы.
А. Дугин обращает внимание на то, что "в тюркском эпосе весьма распространена фигура девы-воительницы <...> На первый взгляд, фигуры тюркских дев-воительниц должны были бы свидетельствовать о гинекократии и распространении типов амазонок, то есть о пережитках матриархата. <...> Но впечатление о гинекократическом восстании является поверхностным, поскольку здесь мы имеем дело, напротив, с торжеством туранского патриархата, трансформирующего женское начало в начало воинское". Дугин определяет это явление как анелигинию, характеризующую сущность индоевропейских кочевых обществ, где отношения между полами в условиях жёсткого патриархата, тем не менее, несколько выравниваются через фигуру женщины-соратницы, участвующей в единой военной экзистенции своего племени наравне с мужчиной, а также защищающей свой лагерь от возможных противников тогда, когда мужчины племени отправляются в поход.
Я сразу вспомнил про вьетнамок во время войны в Индокитае 1955-1975 гг.
А. Ф. Анисимов в своей монографии "Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований" (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958) рассказывает о шаманском посвящении (на примере сибирского народа эвенков, принадлежащего к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской группы):
"Когда старый шаман умирает, его звериный двойник (харги) отправляется в низовья реки и сообщает первопредку-медведю (манги) об этом событии. Тогда манги приказывает одному из духов ранее умерших шаманов идти в селенье живых и найти там подходящего юношу или девушку для того, чтобы воплотиться. Отыскав кандидата, дух нападает на него и приглашает или заставляет стать шаманом. Так для избранного начинается период испытаний. Это называется «шаманская болезнь». Молодой человек или девушка перестают работать, убегают в лес, ничего не едят, ведут себя аномально с точки зрения всех установок племени. Эвенки считают, что душа (хэян) этого человека вместе с духом старого шамана начинает своё путешествие по горам предков, пока они не достигают изначального центра — Первогоры или Горы Мира.
Там, у подножья шаманского дерева, в окружении звериных рогатых духов лежит великая Зверо-мать, чаще всего описываемая как мать-олениха. Дух посвящаемого входит в Зверо-мать, и та его рождает в виде четвероногого зверя, рыбы или птицы, изредка — в форме человека. Это зависит от тотемной структуры рода, к которому принадлежит шаман.![]() |
Жар-птица |
![]() |
5600-5100 BC |
М. Г. Гусаков в статье "КРУГЛЫЕ ЖИЛИЩА ДЬЯКОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ (опыт исторической реконструкции)" сообщает:
"Основным источником археологического изучения дьяковской культуры служат материалы, полученные из раскопок городищ. Отмечу основные особенности этих памятников. Прежде всего это возвышенные места, расположенные на слиянии рек, а также участки между впадением ручья в основное русло или между ручьями. Городища имеют валы (вал) и рвы, но не высокие, оборонного значения не имевшие, а служившие скорее в качестве "ритуальной охраны" священного места".
"Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище. Скот, содержавшийся в общем загоне, составлял родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. Считают, что на городище жило от 50 до 200 человек, следовательно, это никак не могла быть патриархальная семья, даже сильно разросшаяся. Это был род", - говорится в статье "Дьяковская культура на том месте, где ещё не было Москвы".
Статья в Википедии о Кунцевском городище противоречит вышесказанному: "Первые пласты культурного слоя датируются от VI—V веками до нашей эры до VII—VIII века нашей эры и относятся к дьяковской культуре. В этот период здесь было поселение, по форме социальной организации относящееся к патриархату. Во время раскопок обнаружены остатки жилых и хозяйственных домов, укрепительные сооружения из частокола".
Как могут помочь заборы в обороне — я ума не приложу.
![]() |
Городище Тушемля на Смоленщине. Реконструкция. |
Н. П. Матвеева в статье "СЛЕДЫ ОТПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТОВ В ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКАХ САРГАТСКОЙ КУЛЬТУРЫ" отмечает, что в ходе анализа базы данных по погребениям саргатской культуры (45 могильников, 800 погребений) оказалось, что "из всех погребений с предметами культа 26,32% составляют мужские, 52,63% - женские, 6,58% - детские, а 14,47% - пол не определён. Видимо, отправление культов было социальной функцией личности и могло определяться способностями или наследованием (детские). Жертвенники и блюда характерны для погребений женщин (50,04% ), курильницы и мел встречаются как в женских, так и в мужских, хотя в последних реже (26,9%). Возможно поэтому предположить не только чисто ритуальную, но и бытовую роль курильниц - как приспособления для очищения воздуха, воскурения благовонных и наркотических снадобий.
Можно предполагать осуществление какой-то части ритуалов, возможно, домашних молений о благополучии семьи и скота, женщинами. Взаимовстречаемость предметов культа, вооружения и орудий труда как в женских, так и в мужских погребениях свидетельствует о совмещении культовой деятельности с воинской и хозяйственно-бытовой в практике одних и тех же людей. Таким образом, говорить о специализации отправления культов и сосредоточении отправления одной категорией лиц - "жрецами" или "жрицами" - по материалам саргатской культуры нет оснований".
Саргатская культура была осёдлой археологической культурой, существовавшей между 7 веком до нашей эры и 5 веком нашей эры в Западной Сибири. Генетические исследования показали тесную связь носителей саргатской культуры со скифами и саками.
![]() |
Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Исаковка, Юг Западной Сибири (саргатская культура, 3--4 век н.э.) Автор реконструкции: Т. С. Балуева |
Довольно-таки неожиданно узнать, что в этой воинственно-патриархальной культуре женщины занимали равноправное место наряду с мужчинами (по крайней мере, в сфере культа).
Вся природа для него — это его живое, многовековое генеалогическое дерево. История о его тотемическом предке для местного жителя — рассказ о его собственных действиях в начале времён, на туманной заре жизни, когда мир, который он знает, обретал очертания и форму во всемогущих руках. Он сам играл роль в этом первом славном приключении, роль более или менее значительную, в зависимости от первоначального ранга предка, чьим воплощением он сейчас является [2].
В момент рождения человека тотемический предок, воплотившийся в новорожденном, совершенно «не помнит» своего прежнего существования. Для него предыдущие месяцы были «сном и забвением». Если он рождается мальчиком, старики позже посвятят его и вновь познакомят с древними церемониями, которые он сам установил во время своей прежней жизни.
Некоторые из древнейших произведений человеческого искусства в Европе полностью скрыты от глаз, спрятанные в узких проходах глубоких, тёмных и извилистых пещер. Чтобы даже увидеть стены, не говоря уже о том, чтобы их расписать, художникам каменного века приходилось ползать с несколькими факелами, и археологи теперь подозревают, что весь этот дым вызывал изменённое состояние сознания. Также имеется предположение, что древние люди сознательно стремились к подобному преобразующему опыту в глубинах подземного мира задолго до того, как они начали употреблять психоактивные вещества.
«Несколько лет назад, когда я посещал некоторые расписанные пещеры во Франции, я начал замечать, что большинство изображений находятся глубоко в очень узких пещерах», — рассказал изданию The Jerusalem Post археолог Яфит Кедар из Тель-Авивского университета в Израиле. «Я начал задаваться вопросом, почему они решили работать в глубине пещер, а не рисовать у входа в пещеры, где они также могли бы иметь естественное освещение».
Моделируя влияние факелов и ламп на воздушный поток в пещере, Кедар и ее коллеги обнаружили, что чем уже вход в пещеру, тем быстрее человек начнет испытывать кислородное голодание. У людей кислородное голодание может естественным образом высвобождать дофамин в мозге, что иногда приводит к сонливости, эйфории, галлюцинациям или внетелесным переживаниям. Фактически, учёные, которые изучают пещеры, сообщали о том, что испытывали подобные эффекты даже без горящего факела в руке. Дополнительное использование огня делает такое состояние гораздо более вероятным. И чем глубже в пещерную систему кто-то проникает с горящим пламенем, тем больше вероятность того, что он будет испытывать кислородное голодание. В ходе различных симуляций исследователи обнаружили, что при особо ограниченном уровне вентиляции уровень кислорода может упасть до 9 процентов, что примерно соответствует уровню, при котором человек может потерять сознание.
Это может показаться серьезным препятствием для пещерной живописи, однако сотни древних наскальных рисунков из верхнего палеолита, датируемых от 14 000 до 40 000 лет назад, находятся на похожей глубине. Фактически, некоторые образцы наскального искусства были найдены так далеко от входа в пещеру, как только мог забраться художник. Например, во французской пещере Руффиньяк большинство древних изображений были нарисованы на стенах чрезвычайно узких проходов, на расстоянии 730 метров от единственного входа.
Поэтому представляется возможным, что некоторые древние люди ползали глубоко в тёмных пещерах Европы, чтобы намеренно войти в изменённое состояние сознания. В пещерах Ласко во Франции, где находятся некоторые из самых известных рисунков верхнего палеолита, были обнаружены природные газы, которые могли вызывать у древних людей схожие галлюцинаторные состояния.
Исследование опубликовано в журнале «The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture» . .
Здесь нужно ещё подчеркнуть связь изменённых состояний сознания с сенсорной депривацией в подземных полостях пещер, которые на мифологическом уровне отождествляются с утробой Матери-Земли. Вот что принципиально важно: "наши тела появляются на свет по естественным законам, но в какой-то момент в нас просыпается наша духовная природа, более высокий уровень человеческой природы, которая не просто следует законам мира животных, эротическим и силовым импульсам или желанию спать. В нас пробуждается осознание нашей духовной цели. Это и есть сущность человека, его мистическая жизнь, которую следует прожить, поднявшись над стремлением найти пищу, сексуальными влечениями, экономикой, политикой и законами общества. Вот в чём заключается принципиальная мифологическая роль женского начала: рожая нас физически, она является и нашей Матерью во втором рождении — как существ, обладающих духовностью. Мальчиков отправляли для инициации в пещеры, в утробу Земли, чтобы они из детей своих биологических матерей превратились в детей космической Матери" (Дж. Кэмпбелл. Богини: тайны женской божественной сущности. — СПб.: Питер, 2019. С. 30).
Я не понимаю, откуда Дж. Кэмпбелл взял, что именно мальчиков отправляли в утробу Земли, а не девочек. Почему он упустил из вида менструальное табу, которое стимулировало ежемесячную "самоизоляцию" представительниц "слабого пола"? Ну да ладно, это — не суть. Суть же в том, что таинственный акт духовной трансформации, преображающей животное в человека, происходил первоначально в недрах Матери-Земли.
Согласно верованиям аранда, земля в начале была безлюдной равниной, без холмов или рек, и лежала она в кромешной тьме. Солнце, луна и звёзды покоились под землёй. Не существовало ни растений, ни животных, только зародышевая масса полуразвитых младенцев, которые беспомощно лежали там, где позже появились солёные озёра или источники. Эти бесформенные младенцы не могли развиться в отдельных мужчин или женщин — не могли они и состариться или умереть. В самом деле, ни жизнь, ни смерть не были ещё известны на земле. Только под поверхностью земли существовала жизнь в своей полноте, в виде тысяч несозданных сверхъестественных существ, которые всегда существовали; но даже они всё ещё покоились в вечном сне [1].
Наконец сверхъестественные существа пробудились ото сна и выбрались из-под земли. Их «места рождения» были проникнуты их жизнью и силой. И Солнце встало из земли, и землю залил свет. Сверхъестественные существа, которые «были рождены из своей собственной вечности» (Алтьирана Намбакала), имели разные формы и вид. Некоторые возникли в форме животных, таких как кенгуру или эму; другие появились как совершенно сформированные мужчины и женщины. Большинство этих сверхъестественных существ заключало в себе элементы невидимой связи с элементами животных или растений, с одной стороны, и человека — с другой. Те существа, которые выглядели как животные, например, обычно думали и действовали как люди; и наоборот, те, кто имел человеческую форму, могли по своей воле превращаться в то животное, с которым они были связаны невидимой связью [2].
Эти сверхъестественные существа, которых обычно называют «тотемические предки», начали бродить по земле, придавая ландшафту его реальные физические черты. Некоторые из них взяли на себя функции «культурных героев». «Они разрезали зародышевую человеческую массу на отдельных детей, затем разделили с помощью паутины (сети) им пальцы на руках и ногах и "открыли" им уши, глаза и рты». Другие культурные герои научили человека, как делать орудия, добывать огонь и готовить пищу. Когда все эти рождённые из земли сверхъестественные существа исполнили свои труды и завершили свои странствия, «на них навалилась непреодолимая усталость. Задачи, которые они выполнили, требовали максимального напряжения сил».
Таким образом, они вновь впали в своё первоначальное состояние сна, и «их тела или исчезли в земле (часто в том же месте, где и появились), или превратились в скалы, камни или в чуринги» [3]. Места, которые были последними местами их отдыха, считались, как и места рождения, важными священными центрами.
«Уход» сверхъестественных существ положил конец мифической эпохе, которая — по крайней мере, в случае аранда — имела райский характер [4].
Предки были свободны от множества запретов и крушения надежд, которые неизбежно мешают всем людям, живущим в организованных сообществах. К тому же они не отвечали за свои действия перед какой-либо высшей силой. Поскольку они жили в мире, где человеческие понятия добра и зла имели весьма туманное значение, они бродили, так сказать, «за пределами добра и зла».
![]() |
Развлечения сатиров. Росписи керамики в Элладе. 5-й век до н.э. |
Пришла на ум идея провести линию преемственности между архаическими танцами, одержимостью, шаманизмом и амазонками, куретами и берсерками.
![]() |
Ritual dance - Acacus (Fezzan), southern Libya. |
Танцевальное "радение" способствует переходу к изменённым состояниям сознания. Некоторые люди впадают в транс при определённом психо-эмоциональном настрое. По сравнению с мужчинами, женщины обладают большей медиумичностью, поскольку они связаны с повышенной сенситивностью, с тем, что называется экстрасенсорным восприятием. Ну, так уж устроено самой природой, что женский организм, как правило, "тоньше" и деликатнее мужского.
С изменёнными состояниями сознания связан феномен одержимости духами. А женщины в состоянии одержимости, как мы знаем, проявляют недюжинную физическую силу. Например, по сообщению американского пастора и экзорциста Боба Ларсона, в его практике был cлучaй, кoгдa oдepжимaя иcxудaвшaя жeнщинa, вecившaя вceгo 40 кг, вo вpeмя oбpядa экзopцизма внeзaпнo oбpeлa нeвepoятную cилу. Oнa cxвaтилa cтoящeгo pядoм c нeй мужчину, кoтopый был в двa paзa тяжeлee eё, и кинулa eгo чepeз вcю кoмнaту, cлoвнo oн вecил нe тяжeлee бутылки вoды (Источник).
Можно представить, что неолитических обществах Ближнего Востока и Старой Европы женщины культивировали специальные ритуалы, целью которых являлось состояние одержимости. Здесь можно припомнить и многочисленные изображения леопардов в Чатал-Хююке, и маски в культуре Винча. У мужчин не было никакой возможности противостоять такой поистине нечеловеческой силе, тем более что женщины были объединены в фиасы (или тайные общества) в рамках своих матриархальных культов. И, может быть, легенды об амазонках следует воспринимать как отдалённое "эхо" тех древнейших фиасов.
Но, со временем, мужчины кое-чему научились у женщин и тоже устроили свои тайные общества с коллективными "радениями".
Ю. А. Мотов в статье НАРТЫ, "БЕРСЕРКРЫ", "БЦРИ", ШАМАНЫ (О мужчинах, пляшущих симд) обращает внимание на то, что шаманский костюм включает в себя элементы защитного воинского доспеха и стилизованные образцы оружия. Шаман, конечно, в первую очередь сражается со злыми духами, но также и с людьми, одержимыми этими духами. Поэтому шамана можно считать воином. Шаман обладает способностью впадать в транс, причём именно с помощью особой пляски. В состоянии транса шаман превращается в "одержимого", которому "всё нипочём".
Далее Ю. А. Мотов пишет:
"Отдельные свидетельства существования "военно-шаманской" культуры имеются в нартском эпосе, сохранившем, по мнению авторитетных исследователей, многие реалии скифской культуры. В.И.Абаев, занимаясь этимологией слова "самайя" (груз.), установил его связь с осетинским термином "симд", известным по нартскому эпосу. Словом симд в нартском эпосе обозначается групповая пляска, которая исполнялась мужчинами и женщинами, а в ряде случаев - чисто мужским составом. Для нас важно последнее. Примечательна одна деталь: каждый нарт, пляшущий симд, держит на плече свой рабочий "инструмент". Уаиг (великан), отважившийся явиться на нартский симд, принёс на плече своём дерево, вырванное с корнем, которое, очевидно, представляло его "инструмент"-дубину. Пляска с "инструментами" (корыто, грабли, вилы), представляется довольно нелепым занятием, если за этим не увидеть намёка на то, что нартские мужчины плясали с оружием. Об этом не говорится напрямую, точнее, умалчивается. Здесь, несомненно, мы сталкиваемся с иносказанием. Ведь, вообще, древние и средневековые источники, касаясь табуированных тем, широко пользуются языком иносказаний, метафор и т.п. Язык умолчаний и намёков скрывает и прочее, связанное с симдом. Уаиг, явившийся на нартский (мужской) симд, калечит нартов, и его самого калечит нарт Батрадз. Симд являет, таким образом, как бы метафору боя, поединка.
В.И.Абаев, характеризуя "симд", приводит не менее интересный вариант сказания: "Нарты продолжали свою неистовую пляску даже тогда, когда враги окружили их селение и готовы были ворваться в него". Описанная ситуация не даёт оснований для упрёка нартов в легкомыслии и беспечности, наоборот, она позволяет предположить, что симд нартов есть пляска, распаляющая боевую ярость. В данном случае, он явно выражал идею готовности нартов к бою".
Перед нами появляется образ средневекового берсерка. Но, может быть, и древние куреты-корибанты, жрецы Кибелы, тоже были своеобразными "берсерками"? Ведь там тоже были танцы с оружием...
![]() |
Relief with dancing warriors. Detail. Rome, Vatican Museums |
Каменные колоссы моаи совершенно неизвестны в других частях Полинезии или Океании в целом, представляя собой уникальное явление в человеческой цивилизации. Согласно мифам жителей острова Пасхи, статуи моаи представляют собой «предков». При этом устойчивым является мотив того, что эти статуи приходили на остров и перемещались по нему сами.
Если предки представляли собой покойников, то аналогичную традицию мы встречаем у некоторых малайских племён — прежде всего на Борнео и на Мадагаскаре, когда каждый год покойники возвращаются в селения к своим потомкам, где те их переодевают, прихорашивают и кормят. При этом некоторых покойников потомки несут, а некоторые приходят сами. Для того чтобы объяснить, как такое происходит, малайцы ссылаются на колдунов, за определённую плату способных оживлять на время покойников, если членам семьи трудно нести их с кладбища в день поминовения (чаще всего к помощи колдунов прибегают пожилые люди, у которых на перенос тела умерших близких не хватает сил). В любом случае тема свободного движения предков — покойников или статуй — при участии определённых колдовских практик является константой в мифах и обрядах некоторых австронезийских народов (прежде всего малайцев). Hunt Т., Liро С. The Statues That Walked: Unraveling the Mystery of Easter Island. (В продолжение темы см.: Египетский ритуал "отверзания уст" и тибетский "ро-ланг".)
Особенностью культуры острова Пасхи являлась высокая степень стратификации общества, что нехарактерно для австронезийцев в целом и для полинезийцев в особенности. Общество Рапануи было организовано вдоль вертикальной оси, на вершине которой стоял священный монарх арики-мау, который почитался как божество. Кроме того, всё население делилось на две половины — «длинноухих» (или «упитанных», ханау эпе) и «короткоухих» (или «худых», ханау момоко), между которыми царила смертельная вражда.
По всей видимости, на о. Пасхи царил кондовый патриархат. "Своё происхождение рапануйцы возводили к священному предку Хоту-моту'а, который первым прибыл на остров и основал здесь политическую систему. После его смерти контроль над различными частями острова перешёл к десяти его сыновьям, которые стали, в свою очередь, предками десяти племён. Часто противоречия между племенами решались с помощью жестоких военных столкновений. Войны между племенами сопровождались актами предельной жестокости и агрессии. Вплоть до прихода европейцев были широко распространены практики сакрального каннибализма, когда воины поедали тела убитых врагов или захваченных людей враждебного и побеждённого племени" (Из книги А. Дугина "Океания. Вызов Воды". — М.: Академический проект, 2018. С. 215-219).
А. Дугин характеризует папуасских каннибалов как "зародыш новой, собственно папуасской национальной элиты". Туземные "бигмены" накануне выборов 2012 года создали особые отряды, призванные самостоятельно обнаруживать "врагов народа" и расправляться с ними, "больше не полагаясь на генерал-губернатора и английскую королеву, неспособных защитить их от «тотальных колдунов». Борцы с колдунами съедали свои жертвы, и одним из лидеров каннибалов был Стивен Тари, называвший себя «Чёрным Исусом».
Очевидно, каннибализм следует понимать как одну из форм политического террора. Где нет политий, где нет вождизма и "вертикали власти", там, следовательно, нет и каннибализма. В этом смысле, рождение папуасской национальной элиты напоминает рождение германской национальной элиты в Третьем рейхе. Там, тоже, нацисты - "угодники" Фюрера - вели борьбу с «тотальными колдунами», в число которых попали все "не-угодники" режима. Можно привести и другие примеры политического "каннибализма". "У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем".
![]() |
"У папуасов, сохранивших архаические представления и религиозные верования, мы встречаем ярко выраженный матриархальный стиль культуры. Так, у папуасов маринд-аним первопредком является Великая Мать, старуха Собра, а у папуасов киваи аналогичный персонаж — старуха Уа-огрере [1]. Великая Мать Уа-огрере первое поколение людей производит из червей, размножившихся в теле убитого кенгуру, а затем обучает свои творения основным первичным навыкам жизни. Затем первое поколение червеобразных офитических карликов превращается в нечто более похожее на современных папуасов, и тогда Уа-огрере передаёт им знания о мире, обществе, священных ритуалах.
Многие папуасские племена начинают свои легенды о происхождении мира со слов: «Вначале была Женщина». Иногда вместо чисто женского божества мы встречаем женских андрогинов (гинандр): например, Угатаме (папуасское племя капауку), представляющего собой одновременно солнце/луну и Великую Мать. Племя папуасов форе утверждает, что основательница народа Йугумишанта появилась сама собой и вышла из земли и символизирует её; в мифе подчёркивается, что она вышла «из самой себя».
![]() |
Скульптуры горы Торречелли иногда называют фигурами арапешей. Источник картинки. |
![]() |
Воин племени дани, покрытый смесью свиного жира и сажи от костра, носит клыки кабана в носу, чтобы продемонстрировать свою силу. |
![]() |
В большинстве случаев деревни состоят из «хонаи», типичных овальных или круглых хижин с соломенными крышами. Мужчины спят отдельно от женщин и детей и посещают хижины женщин только для спаривания. Источник картинки. |