14 декабря 2024

Символ власти.

"Moss also reminds us that the snake peering over the top of the hat of one of the Knossos Snake Goddesses is reminiscent of the uraeus serpent worn on the headdresses of Egyptian pharaohs and divinities and symbolizing, for the Egyptians, ‘supreme power’." (Joan Marie Cichon. Matriarchy in Bronze Age Crete)

Мосс также напоминает нам, что змея, выглядывающая из-за верхушки шляпы одной из кносских змеиных богинь, напоминает змею урея, которую носили на головных уборах египетских фараонов и божеств и символизирующую для египтян «верховную власть».


The Snake Goddess, Knossos, 1650-1550 BC

У более крупной из этих фигур змеи ползают по её рукам и поднимаются к «высокой цилиндрической короне», на вершине которой возвышается змеиная голова.

13 декабря 2024

"Мыслящий тростник".

По выражению Эриха Фромма, «…человек… наполовину животное, а наполовину символ». Эрнест Беккер объясняет: "Символичная идентичность человека резко выделяет его из остальной природы. Он символичен сам по себе, являясь существом с именем и жизненной историей. Он — создатель, мозг которого может рассуждать об атомах и бесконечности, а может перенести своего хозяина в точку космоса, откуда тот сможет скромно наблюдать за собственной планетой… Но в то же время… человек — червь и корм для червей… [Его тело] — материальная мясистая оболочка, чужеродная своему владельцу во многих смыслах, потому что является самым странным и наиболее отвратительным образованием, истекающим кровью, увядающим и умирающим. В буквальном смысле слова человек делится надвое…".

Теперь становятся вполне понятны слова ап. Павла из его письма к Римлянам 7:24: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?"

Сейчас много говорят и пишут о переходе человека из реальной жизни в искусственную среду, созданную с помощью технологий виртуальной реальности. Но, конечно, это только игровая симуляция перехода; никакого "открепления" сознания от тела нигде не наблюдается. Так называемый "искусственный интеллект" — это всего лишь набор алгоритмов, который уже давно используется, например, при создании шахматных "движков" (Stockfish и др.). У "движка" нет самосознания, и ему всё равно: что - повидло, что - говно.

Если человеку всё же удастся "открепиться" от своего "тела смерти" (и, шире, - от планеты Земля), то это будет такая великая Пасха, по сравнению с которой христианская пасха покажется детским лепетом. 

В XXI, и даже в XXII веке человек вряд ли совершит этот "переход" к бестелесной жизни. Современные учёные даже не знают, где пребывает сознание. Как же его "открепить" от тела, если ничего не известно о его местонахождении?

12 декабря 2024

О борьбе патриархального государства с матриархальной традицией у хеттов.

Герда Лернер в своей монографии "Сотворение патриархата" рассматривает, на примере истории хеттов, борьбу патриархального государства с матриархальной традицией.

С хеттами произошло то же самое, что случилось с греками-ахейцами. Завоеватели, установив своё политическое господство, были вынуждены идти на компромисс с религией и культурой завоёванного народа. В результате образовалась "смесь бульдога с носорогом": новые патриархальные цари со старым матриархальным наследованием. 

«Богиня с царём», XIII-XIV вв до н.э., культура хеттов, Малая Азия. Золото

"Хеттское общество процветало между 1700 и 1190 годами до н. э. в древней Анатолии. В нём сочетались элементы более древней культуры хаттов и элементы культуры индоевропейского народа, который, вероятно, захватил этот регион в конце третьего тысячелетия до н. э. [Я полагаю, что тут скорее следует говорить об индоевропейской орде, наподобие монголо-татарской, а не о народе; различие между ордой и народом примерно такое же, как между саранчой и кузнечиками.] Раннее хеттское правление основывалось на системе, в которой право наследования принадлежало тавананне  — сестре царского сына. Хеттская царская семья практиковала браки между братом и сестрой, аналогичные родственным отношениям царских семей в Египте. Мужчина-правитель женился на своей сестре, которая была тавананной и имела значительную экономическую и политическую власть, такую как право собирать налоги с городов. Её сын получал право наследования — но не из-за того, что его отец был царём, а из-за того, что право наследования принадлежало тавананне. Эта роль была наследственной, поэтому дочь тавананны, которая унаследовала её роль, наследовала столь же важное положение во власти, как и её брат. Позже, когда брак между братом и сестрой был запрещён, тавананна продолжала быть жрицей и сохраняла право наследования. Теперь это означало, что сын её брата станет наследником престола.

11 декабря 2024

Против Геродота.

"По представлениям, отражённым в европейской культуре в источниках от Библии и Геродота до христианской литературы и Дж. Фрэзера, главным делом жриц Древнего Вавилона была храмовая проституция. В последние годы такое понимание переосмыслили. Ни одно из многочисленных исследований последних лет не отыскало документальных доказательств существования храмовой проституции в Месопотамии" (https://knife.media/mesopotamian-women/).

А Геродотово сообщение, между прочим, является тем "столпом", на котором держится вся концепция И. Бахофена о первобытном "гетеризме". И хотя я никогда не разделял эту его концепцию, но, тем не менее, я тоже "клюнул" на цветистый рассказ Геродота. Да и как не "клюнуть"?! Это же не кто-нибудь, а сам "отец истории"!   

10 декабря 2024

«Надитум»

По сообщению Герды Лернер, в эпоху Хаммурапи (ок. 1792—1750 г. до н. э.) при вавилонских храмах Шамаша и Мардука проживали женщины-надитум. Слово «надитум» означает «бесплодная» — это вполне подтверждает свидетельство о том, что им нельзя было рожать детей. Жрицы-надитум бога Шамаша с юного возраста жили в затворничестве и не выходили замуж. Будущие жрицы проходили обряд инициации, который по своей сути очень напоминал свадьбу, но свадьбу не с человеком, а с богом. Жрицы происходили из высших слоёв общества: среди них были и дочери царей, но в основном —дочери высокопоставленных чиновников, писцов, врачей, жрецов.  Обитель, в которой жрицы жили вместе со своими служанками и слугами, представляла собой комплекс отдельных строений на территории храма. Исходя из того факта, что надитум обладала правом выходить замуж (ЗХ, статья 137) после истечения определённого срока службы при храме, можно предположить, что этой категории жриц разрешалось покидать монастырь и жить с мужем. Следовательно, надитум могла вступать в брак, но судя по всему у неё не было возможности иметь собственных детей. Вероятно, её статус жрицы запрещал ей это, поэтому надитум часто удочеряли детей, чтобы те заботились о них в старости. Раскопки обнаружили, что в обители храма города Сиппар была библиотека, школа и кладбище. В обители одновременно проживали до двухсот жриц, однако количество надитум после эпохи правления Хаммурапи стало постепенно сокращаться.

Эти "монахини"-надитум напоминают мне древнеримских весталок. Те, тоже, происходили из аристократических семейств, и тоже могли (теоретически) выходить замуж примерно в 40-летнем возрасте. 

Википедия сообщает: "Среди надиту было много писцов. В соответствии с «Эпосом о Гильгамеше», писание — атрибут богини [1]. Одни из первых клинописных табличек были найдены в храме Инанны в Уруке, они датируются 4-м тысячелетием до н. э. Многие надиту жили в этом храме как жрицы.

Вдоль Тигра и Евфрата до сих пор обнаруживают храмы, в которых поклонялись Инанне и где служили надиту. Древний 5000-летний храм в Уруке (библейский Эрех) является самым крупным из них, его регулярно перестраивали и расширяли. Там были найдены скульптурное изображение женской головы и широко известная ваза из Варки (сейчас находится в музее в Багдаде), рельефные изображения на которой относятся к архаическому культу Богини-матери: священные предметы, леса, мужчины, собирающие урожай, козы — символы общественного устройства в те времена". 

Интересно, а зачем жрицы-надитум проживали при храмах Шамаша и Мардука, если у них были свои храмы Инанны? Что-то тут не так... 

--------------------------------------------------------------

[1] Богиней мудрости и письма в середине третьего тысячелетия почиталась Нисаба. «Ни» здесь — титул, указывающий на женскую сущность, Леди Саба. Она была богиней зерна, изображаемой в виде стебля. Её присутствие требовалось при сделках с зерном, при записях о распределении зерна. И обыкновенно писцы заканчивали свои записи фразой: «Слава Нисабе!».

При переходе от шумерского к аккадскому пантеону фигура богини письменности сменилась богом.

О гостевых браках в архаичной Месопотамии.

Пауль Кошакер подчёркивает, что в Месопотамии существовали две формы брака. Более древняя форма — это брак без совместного проживания. В этом случае жена продолжает жить в доме отца (или матери), а муж сожительствует с ней постоянно или от случая к случаю. Доказательства существования такой формы брака имеются в Законах Хаммурапи и библейских писаниях — там его называют «бина». Эта форма брака сохраняет за женщиной большую независимость и упрощает для неё развод. Кошакер считает, что Законы Хаммурапи и Среднеассирийские законы закрепили другую форму брака — патриархальную, и со временем она стала основной. В таком браке женщина проживает в доме мужа и полностью от него зависит; получить развод для неё практически невозможно. Кошакер полагает, что такая форма брака развилась из покупки невесты и примерно в 1205 г. до. н. э. (во времена Гудеа, правителя города-государства Лагаш) трансформировалась в брак с заключением письменного договора.

По всей видимости, под более древней формой брака — «биной» — следует разуметь т. наз. гостевой брак, который существовал у коренных жителей Месопотамии субареев — до шумерского вторжения. 

По сообщению Герды Лернер, в Лагаше около 2350 г. до н. э. правитель Лугальанда захватил власть над наиболее важными храмами, посвящёнными богине Бау и богам Нингирсу и Шульшагу, отдав их под управление назначенного им чиновника, который не являлся жрецом, как это было ранее, и назначив себя, свою жену Баранатамтарру и других членов своей семьи главами храмов. Он также говорил об этих храмах как о частной собственности энси  (правителя), больше не упоминал имена божеств в храмовых документах и обложил жрецов налогами. Лугальанда и его жена стали крупнейшими землевладельцами. Жена, Баранатамтарра, разделяла власть энси, управляла своими частными усадьбами и собственностью храма Бау. Она снаряжала дипломатические посольства в соседние государства, покупала и продавала рабынь и рабов.

Большая удача, что сохранились обширные экономические записи храма богини Бау. Они охватывают правление Лугальанды и его наследника Урукагины. Документы времён правления Урукагины рассказывают нам о  подробностях жизни женщин. Один из указов Урукагины гласит: «Женщины прошлых времён заключали браки с двумя мужчинами, но женщин нашего времени заставили оставить это преступление». Указ продолжается постановлением, согласно которому женщин, совершивших такое «преступление», во времена Урукагины забивали камнямиСовременные феминистки интерпретировали эти «указы» как свидетельство существовавшей практики многомужества и её окончании во времена правления Урукагины. Но, я думаю, это опять же свидетельство существования гостевых браков в архаичной Месопотамии. Эти браки кое-где сохранялись на Японских островах в раннем Средневековье. Из описаний этой брачной традиции мы знаем, что японские женщины могли "принимать" у себя — по очереди — двоих мужей, и даже более. Надо полагать, что и женщины субареев практиковали те же формы брака, - ведь мужчина никогда не приходит с пустыми руками: один подарок в неделю - хорошо, а два подарка в неделю - лучше. 

09 декабря 2024

О человеческих жертвоприношениях у шумеров.

Герда Лернер в своей монографии "Сотворение патриархата" рассказывает о о социальной структуре шумерского общества в раннединастический период, около 2500 г. до н. э. Ничего нового и ничего особенного она не сообщает, - у шумерских царьков той эпохи были точно такие же похороны с человеческими жертвоприношениями, как у их современников, северных варваров, носителей т. наз. ямной культуры (о том, что носители ямной культуры практиковали человеческие жертвоприношения, свидетельствуют исследованные в последние годы курганы Мергелевой гряды в Луганской области.)

"Для нас особенно интересны находки из царской могилы 789, принадлежавшей царю, чья личность не была точно установлена, и могилы 800, принадлежавшей царице Пуаби, которая, скорее всего, жила около 2500 г. до н. э. Её личность была установлена с помощью цилиндрической печати из лазурита, найденной рядом с её останками, на которой написано её имя. Во всех случаях тела цариц были найдены в каменной камере вместе с несколькими другими останками, предположительно прислугой. Важно то, что сотни других могил на кладбищах Ура не содержат свидетельств о человеческих жертвоприношениях; только царские. Также стоит заметить, что обе царицы погребены с прислугой, как и цари, что может указывать на то, что человеческой жертвы удостаивалось именно царское звание, и что в этот ранний период божественные качества могли приписываться и женщинам, и мужчинам.

В могилах 789 и 800 погребальные камеры расположены в конце глубокой ямы, которую сформировало массовое захоронение свиты усопшей. Тело царицы лежит на носилках; она похоронена в замысловатом головном уборе из золота, лазурита и сердолика, с изысканным золотым кубком в руке. Подле носилок скорчились две служанки; носилки окружены погребальными подношениями искусной работы по металлу и камню. Вулли предположил, что во время погребальной церемонии царица и её свита погребались первыми в самой глубокой камере, которую затем замуровывали. Вторая фаза погребальной церемонии происходила в яме, окружающей камеру — там жгли костры, проводили поминальный пир и приносили жертвы божествам. Потом в яму укладывались старшие из домашней прислуги и придворные. Наверняка происходила какая-то церемония, так как в яме захоронены и музыкантши, чьи руки так и покоятся на инструментах. Жертв, скорее всего, сначала отравляли или одурманивали, о чём свидетельствует чаша около каждого тела, после чего яму замуровывали и забрасывали землёй.

В могиле 789, принадлежавшей царю, были найдены скелеты шести солдат. Они, предположительно, служили стражами ямы и сопровождали четырёхколёсные повозки, запряжённые волами. В каждой повозке находится тело возницы в той же позе, как если бы он до сих пор правил волами. Напротив стены были найдены тела девяти женщин в изысканных украшениях; всего же вместе с царём нашли останки шестидесяти трёх женщин и мужчин.

Ещё одна могила, названная Великой ямой смерти, содержала тела шестидесяти восьми женщин в богатых украшениях и шести мужчин. Шесть стражников выстроились в ряд у входа; среди женщин — четыре арфистки и шестьдесят четыре придворные дамы с золотыми и серебряными лентами в волосах".

"Царские могилы в Уре рассказывают нам, что правящие царицы разделяли статус, власть, богатство и атрибуты божественности с царями. Но крайнее преобладание женских скелетов над мужскими среди захороненных вассалов также говорит об их большей уязвимости и зависимости в роли служанок", - делает заключение Герда Лернер.

Ну а я, для себя, сделал несколько иной вывод: поскольку простые могилы на кладбищах Ура не содержат свидетельств о человеческих жертвоприношениях, а только царские, надо полагать, что сии жертвоприношения являлись формой устрашения, запугивания, террора. Смысл сих погребальных ритуалов вполне прозрачен: смотрите, суки, не дай божок, царь умрёт прежде вас! тогда всех вас, блядей, похоронят заживо вместе с ним! а посему непрестанно хольте и лелейте его царское величество, всячески ублажайте его и потакайте всем его прихотям, ибо вы живёте, пока он живёт.  

Немного про Чатал-Хююк.

Чатал-Хююк по строению был схож с ульем. Отсутствие улиц, большой площади или дворца, а также одинаковый размер и однотипная обстановка домов позволили Мелларту предполагать, что в Чатал-Хююке не было ни иерархии, ни центральной политической власти — она была разделена между населением. 

Исходя из структуры построек и платформ для сна, Мелларт заключает, что организация общества была матрилинейной и матрилокальной. Последнее, исходя из свидетельств, наиболее вероятно. Мелларт считает, что в домах хоронили только привилегированных людей. Из 400 похороненных только у одиннадцати были «охровые» захоронения — их скелеты были раскрашены красной охрой, что Мелларт считает признаком высокого статуса. В силу того, что большинство из них — женщины, Мелларт заключает, что у женщин в этом обществе был высокий статус, и предполагает, что они могли быть жрицами. Он считает, что женщины развивали земледелие и распоряжались урожаем. Из отсутствия свидетельств о кровавых жертвоприношениях в храмах он делает вывод об отсутствии центральной власти и касты воинов и говорит, что во всём Чатал-Хююке на протяжении тысячи лет нет свидетельств войн. Мелларт также ратует за тот факт, что женщины создали религию нового каменного века и в основном именно они создавали произведения искусства.

Дж. Мелларт отмечает высокий уровень материальной культуры в Чатал-Хююке: «С побережья Средиземного моря в большом количе­стве привозили раковины, особенно денталии, для бус, также камень различных пород, из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотёрки, ступки и песты, а также небольшие культовые статуэтки (для изготовления их использовали алебастр, мрамор, чёрный и коричневый известняк). На краю долины добыва­ли диорит, из которого делали целиком шлифованные тёсла, топоры и украшения. Охра и другие краски добывались из окружающих долину холмов, как и окаменелые раковины, лигнит, медная и железная руда, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти сырые материалы исполь­зовались обитателями поселения, но местоположение мастерских ещё не определено. Не менее изумителен уровень технологии: наконечники копий и стрел из обсидиана и церемониальные кремнёвые кинжалы с прекрасной отжимной ретушью оставили далеко позади все анало­гичные изделия Ближнего Востока. Зеркала изготовляли из полиро­ванного обсидиана и аккуратно закрепляли в рукоятке при помощи известковой массы; бусы делали

Это обсидиановое зеркало было найдено в Чатал-Хююке.

из синего или зелёного камня – апати­та, отверстия в них тонки и для современных игл. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Применялась инкру­стация одного камня другим, уже в IX горизонте появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, часто изготовленные из рудного металла. Прекрасные ткани (возможно, шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и совре­менного ткача. Деревянная посуда, заменявшая вместе с плетёной ке­рамику в нижних слоях поселения, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в неолитическое время на всём Ближнем Востоке» (Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. С. 85–86).

Чатал-Хююк показывает никчемность, ненужность государственной власти. Здоровый социальный организм живёт без паразитов.

08 декабря 2024

Про змею Скарапею.

В Библии говорится о том, что в Эдемском саду Ева вступила в «близкие контакты третьей степени» со змеёй. И змея внушила Еве вкусить от Дерева познания. 

В этом смысле, особый интерес представляют изображения рогатой змеи.

Петроглиф рогатого змея, Барьерный каньон, Юта, США. Фото Брайана К. Ли.

Рожки можно интерпретировать как корону, что указывает на особый "царский" статус змеи.

По словам Марии Гимбутас, вера в магическую корону королевы-змеи до сих пор сохранилась в европейском фольклоре: тот, кто завладеет змеиной короной, узнает все тайны мира, найдёт заколдованные сокровища и поймёт речь животных.

Удивительно, что со змеями как-то связано тайнознание, и даже Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, сказал им: "Будьте мудры, как змеи".

feeding snake with milk


The Messengers: The Animals Of Goddess.

Мария Гимбутас расшифровала «метаязык» Старой Европы и показала, что ежиха, медведица, птица, змея, олениха и свиноматка в эпоху неолита являлись священными животными Богини.

Статуэтка Kикладского ежа из Археологического музея Афин. ~ 2800-2300 гг. до н.э.

07 декабря 2024

«Демонстрация власти»?

Встречаются изображения Артемиды, на которых богиня немилосердно душит бедных птичек.

Мемориальная доска из храма Артемиды Ортии в Спарте.

Зачем она это делает?

Думая над этим, я вспомнил поговорку "чем ближе к царю, тем ближе к смерти". Говорят, если кто-то из приближённых хана Батыя приносил ему плохую весть, доносчику отрубали голову. Нина Голубева перефразировала эту пословицу на поэтический манер:

К царям, к огню
         не подходите близко –
вмиг опалит,
          дотла в момент сожжёт. 

Может быть, иконографический "месседж" говорит о том же? Что от приближения к богине "дух захватывает"? Или это банальная "демонстрация власти", как полагает Ренфрю (Renfrew)? 

Аполлон и пчёлы.

Омфалос в Дельфах имел форму пчелиного улья, а Пифию, главную прорицательницу в Дельфах, называли дельфийской пчелой.

Омфалос в музее Дельф

Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах, начиная примерно с 1600 года до н. э., было женское божество, связанное с культом Матери-Земли (Википедия)Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка»«лоно»«утроба»Именование Пифия происходит от змея Пифона (др.-греч. Πύθων), охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившим змея стрелами.

Похоже на то, что трудолюбивые "пчёлки" сначала создали улей, а затем бог Аполлон, подобно медведю, пришёл в те места, привлечённый запахом мёда.


Ну а Зевс, "пахан" на Олимпе, видимо, решил, что раз Аполлон уж объявился в Дельфах, так пусть он там и кормится от местного "улья", - не выгонять же бедолагу. Посему, Аполлон стал "крышевать" Дельфийский оракул. 

06 декабря 2024

О бычке на саркофаге из Айя-Триады.

Сьюзан Эвасдотер (Susan Evasdaughter) пишет, что в период от неолита до классической Греции, единственное живописное изображение вероятного жертвоприношения быка в этот долгий период критской археологии содержится на саркофаге из Айя-Триады, который датируется примерно 1450 годом до н.э., и, как следует из здания, в котором он был найден, и многих аспектов сцен, изображённых на нём, является скорее представителем чужеземной традиции, чем исконно критского ритуала.


Англоязычная Википедия датирует саркофаг примерно 1400 годом до н.э. или несколькими десятилетиями позже. "Недавние раскопки на том же месте позволили ужесточить датировку саркофага до 1370-1320 гг. до н.э., что совпадает с концом 18-й династии в Египте, периодом обширных контактов между Критом и Египтом, что позволяет связать технические и художественные элементы саркофага с аналогичными декоративными приёмами в египетских храмах и гробницах." 

На саркофаге, конечно, изображено много всего минойского, но 1370-1320 гг. до н. э. - это микенская эпоха. И, скорее всего, этот саркофаг принадлежал какому-то царю-ванаксу из греков-ахейцев. В таком случае, и бычка следует относить к погребальной обрядности греков-ахейцев, а не критян-минойцев.

05 декабря 2024

К определению матриархата.

Историк культуры Уильям Ирвин Томпсон (William Irwin Thompson) выдвигает определение матриархата, которое он разрабатывает в противовес патриархату:

"Там, где патриархат устанавливает закон, матриархат устанавливает обычай; там, где патриархат устанавливает военную власть, матриархат устанавливает религиозную власть; где патриархат поощряет аристею индивидуального воина [1], матриархат поощряет связанную традицией сплочённость коллектива... . Обычай, коллектив и религия, насчитывающая около двадцати тысяч лет традиций - вот та сила, которая удерживает Чатал Хююк вместе. Это ... вопрос женского культурного авторитета".

Чатал-Хююк (реконструкция)

----------------------------------------------------------------------

[1] От древнегречἀριστεία - «превосходство», индивидуальное превосходство в бою. Аристеи изобилуют в « Илиаде » Гомера, вершиной которой является аристея Ахилла в книгах 20–22, где он почти в одиночку разбивает троянское войско.

"Капелька" матриархата.

Сегодня я своими собственными глазами видел матриархат. Реальный, "живой" современный матриархат.

Значит, дело было так. Шёл я по тротуару вдоль улицы, а навстречу мне шли мама и её маленький сын, лет пяти-шести на вид. Рядом с тротуаром, на крышке канализационного колодца, голуби клевали пшено, которое насыпала им какая-то сердобольная старушка. Голуби, занятые своей трапезой, казалось, совсем не обращали внимание на прохожих, ходили буквально под ногами у людей. И вот, тот мальчик, о котором я говорил, хотел было дать пинка одному из голубей. Голубь, понятное дело, отскочил в сторону от неадекватного мальчугана, а мама одёрнула его за руку. При этом она громко и сердито спросила у сына, зачем он бьёт голубя. "Он же тебе ничего плохого не сделал!" - услышал я.

Это всего лишь одна маленькая "капелька" матриархата. Как капелька мелкого "косого" дождя, падающего на оконное стекло. Когда этих капелек на стекле много, они стекают струйками вниз. Образуются потоки - ручейки - ручьи - речушки - реки...

Не так ли образовалось в древности почитание священных животных, например, кошек в Египте? Если все древнеегипетские мамы, на протяжении нескольких поколений, запрещали своим детям причинять какой-либо вред кошкам, то эти "капельки"-запреты слились, в конце концов, в "полноводный" священный культ.


Дальше - больше. Появились убежища в "кошачьих" святилищах (и не только в "кошачьих"), где можно было найти спасение от неминуемой смерти: увести силой от статуи кошки или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. 

Древние римляне, очевидно, переняли этот древний обычай у этрусков, - у них вестибюль, где горел огонь Весты, считался сакральным местом, - но, увы, это никого не спасало от насилия: например, при Калигуле римлян хватали и резали в их собственных домах, прямо в вестибюлях. Потому что в Риме не текли "реки воды живой", как в Египте, - осталась лишь мёртвая проформа.

Матриархат - он весь в обычаях и традициях. Традиция может быть такой "общенародной", что толпа линчует убийцу кошки. Мораль сей "басни" такова: сегодня он убил безнаказанно кошку, а завтра убьёт человека. И тогда наступит "беспредел" в обществе, разложение и распад... 

Вот так-то богиня-кошка и спасала египтян: пока благоденствуют наши кошки, - верили они, - будем и мы жить в мире и благоденствии...

Тут надо ещё вспомнить библейский миф о "древе познания добра и зла", точнее говоря, народную интерпретацию этого мифа. Согласно Библии, Ева вкусила запретный плод от древа познания добра и зла и дала есть Адаму. Согласно народной интерпретации, Ева проглотила плод, а у Адама он застрял в горле, - отсюда, якобы, у мужчин, потомков Адама, имеется кадык, а у женщин его нет. Тут вот что интересно: Ева вкусила от древа познания добра и зла, а Адам - нет. Иными словами, Ева стала понимать добро и различать его от зла, тогда как Адам продолжал оставаться в неведении относительно добра и зла. Не потому ли сын его, Авель, с кадыком на горле, убил брата своего, Авеля?

Сегодня на улице я видел сознательную маму-"Еву" и её бессознательного сыночка-"Адама".

04 декабря 2024

О трауре.

Джейн Эллен Харрисон в своём монументальном труде 1903 года «Пролегомены к изучению греческой религии» отметила, что «траурные законы древних были тяжелее для женщин, чем для мужчин». Так, один из документов III века до н. э. в Гамбреионе (Малая Азия) показывает, что одежда, которую носили женщины на похоронах, должна быть тёмной и не должна быть порванной. Мужчины не обязаны были носить тёмные цвета. Кроме того, период траура у мужчин был короче, чем у женщин. Женщины, нарушившие эти траурные законы, должны были быть наказаны гинайкономою исключением из государственного праздника Фесмофории и отстранением от жертвоприношений любому божеству на десять лет. Мужчины, похоже, не не подвергались подобному наказанию за нарушение законов о трауре. Харрисон считает, что такое суровое наказание женщин можно объяснить более ранним матриархальным семейно-родовым укладом, когда родственные отношения естественным образом определялись через мать, а не через отца.

Между прочим, электронные книги Jane Ellen Harrison находятся в свободном (бесплатном) доступе на OpenLibrary.

Мать Лемминкяйнена. Картина А. Галлен-Каллела, 1897

Я сам, лично, много раз видел современных женщин в чёрных траурных платках или косынках. Но ни разу не замечал мужчин в траурных одеждах.

03 декабря 2024

Аскетические практики на минойском Крите?


Я сегодня взглянул на крито-минойскую живопись под несколько иным углом зрения. 

О чём свидетельствуют эти "осиные" талии? Мне кажется, они напоминают иконописные изображения православных аскетов.


Да, и все эти акробатические полёты над рогами быков... С толстым брюхом и жирной задницей не полетаешь... Худенькие ласточки летают в небе, а жирные индюки только по земле ходят.  

02 декабря 2024

Постижение палеолитических "венер" через призму традиций минангкабау.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday) утверждает, что материнские символы, связанные с происхождением и центром, распространяются по всей социальной вселенной минангкабау. Бундо Кандуанг (Bundo Kanduang), мифическая королева-мать, находится в центре мира минангкабау, и этот титул, Бундо Кандуанг, также применяется к старшим женщинам минангкабау в их церемониальных ролях. В обществе минангкабау женщины контролируют права доступа к собственности предков, и все семьи ведут своё происхождение от прародительницы. Старшие женщины приравниваются к центральному столбу дома, который считается его истоком, пупом и ритуальным центром.

Если это так у минангкабау, то что мешает нам провести историческую проекцию от современного общества минангкабау к неолитическим общинам Старой Европы?

Неолит в Греции. Эволюция неолитических фигурок, с. 6500 − 3200 века до н. э.

С большой долей уверенности можно предполагать, что минангкабау сохранили древнюю традицию общежития, уходящую корнями в эпоху палеолита. При таком раскладе, верхнепалеолитические и неолитические "венеры" представляют собой репрезентации 
Бундо Кандуанг, со всеми вытекающими обстоятельствами. Или можно сказать несколько иначе: Бундо Кандуанг является "последней из могиканок" древних богинь-прародительниц. 

Женщины и адат.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday), которая двадцать лет изучала матриархальное общество минангкабау на Западной Суматре, отметила, что в церемониях адата (что означает местный обычай или традиция), которые являются основой социальной жизни деревни, женщины принимают более активное участие, чем мужчины. Именно женщины исполняют адат. Именно их церемониальная деятельность и их преданность воспитанию детей в соответствии с адатом обеспечивают стабильность традиции.

Интересное наблюдение. Оказывается, адат в основном держится на женщинах, тогда как шариат - на мужчинах.

А вот ещё одно наблюдение. "Россия живёт по "адату", - пишет Эдуард Лимонов, - по понятиям, сложившимся из обычаев предков. "Адат" в мусульманском мире именно и означает традиционные обычаи предков, в противоположность "шариату" - кораническому закону мусульман, принесённому Пророком Мохаммедом. Россия лишь старалась, делала вид, пыталась, но никогда, по сути, не жила по социализму, а сейчас не живёт по капитализму, а уж тем более по демократии. Наш "адат", понятия, оказались сильнее и социализма, и капитализма" (Источник). 

Лимонов, - непонятно, с какого перепуга, - считает современных российских судей, ментов, следователей, пенсионеров с неизменной психологией крепостных, мерзких чиновников (гениально увиденных Грибоедовым, Гоголем, Салтыковым-Щедриным) порождением древних, реакционных и злобных обычаев адата. Я так не думаю. Чиновничья "братия" - плоть от плоти и кровь от крови государственного Левиафана. Адат тут совсем ни при чём. Это ещё гениально подметил В. Розанов, когда сравнивал теплоту раннехристианской общины с холодом католической церкви. В апостольской общине всё было "по-домашнему", и собрания проводились в маленьких уютных помещениях, а католический храм никогда не прогреется, и чем больше храм, тем он холоднее - и в прямом, и в переносном смысле слова. В принципе, точно так же обстоят дела и с государствами: чем они больше, тем "холоднее" и бездушнее в них чиновники. Это - закон природы. Как человек - "мера всех вещей", так и семья - мера социальной жизни. Чем далее удаляется государственный Левиафан от семейного идеала, тем "холоднее", бездушнее и бесчеловечнее он становится. Адат же, по идее, является более древним, до-государственным правом, когда люди жили ещё большими семьями (родами). В этом смысле, адат, конечно, гораздо ближе и понятнее женщинам, так как касается прежде всего семейно-родовых отношений. У каждой женщины, как у героя сказки Экзюпери, есть своя маленькая «планета» – её любимый дворик, а что происходит вдали от этого дворика, её мало волнует.


 

01 декабря 2024

Трипольские "домики" — менструальные хижины?

При раскопках кукутень-трипольских поселений археологи иногда находят миниатюрные "домики".




Эти "рогатые" артефакты явно имели какое-то ритуальное предназначение. В некоторых из этих "домиков" были обнаружены женские статуэтки.

О чём свидетельствуют "венеры".

Как отметила историк культуры Риана Эйслер, когда богу-мужчине поклоняются как главному или единственному божеству, мужчины являются главными; а когда религии сосредоточены на богине, соответствующие общества, как правило, имеют женский социальный порядок. Религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является мужчина, как правило, отражают социальный порядок, в котором происхождение патрилинейно (идёт через отца), а место жительства патрилокально (жена переходит жить в семью или клан своего мужа). И наоборот, религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является женщина, как правило, отражают социальный порядок, в котором происхождение является матрилинейным (передаётся по материнской линии), а место жительства - матрилокальным (муж переходит жить в семью или клан своей жены).

Наверно, по отношению к до-государственным обществам это является аксиомой: ну, в самом деле, весьма трудно представить себе матрилокальный и матрилинейный род, который поклонялся бы единому мужскому божеству. Вот, к примеру, согласно Библии, Авраам искал жён для своих сыновей из своего же рода, почитавшего "бога Авраама, Исаака и Иакова". То есть, кровосмешение у древних иудеев рассматривалось как меньший грех по сравнению с "каждением иным богам в земле Египетской".

Кстати, о древнем Египте. Во времена Авраама Египет был государством, то есть народом под управлением касты мужчин-чиновников. По традиции, как бы по многовековой "инерции", там ещё существовали богини, и наследование власти передавалось по материнской линии, но фараоны легко преодолевали это наследие матриархата, вступая в браки с собственными дочками после смерти жён.

Про «минойцев» и пеласгов.

Нельзя не согласиться с замечанием Джоан Мари Сишон (Joan Marie Cichon) о том, что термин «минойцы» является ошибочным. Царь Минос, если он действительно существовал, жил через несколько тысяч лет после основания первых храмов-дворцов на Крите и через несколько сотен лет после того, как Критская цивилизация бронзового века была порабощена северными варварами, то есть пришедшими из причерноморских степей греками-ахейцами. 

Я позволю себе провести историческую аналогию с этрусками и римлянами. По преданию, первые цари Рима  — Тарквинии  — имели этрусское происхождение, но мы же не называем древних римлян «тарквиниями». 

Джоан Мари Сишон предлагает называть строителей Критской цивилизации «ариаднами», по имени прекрасной царевны Ариадны из древнегреческой мифологии. Но, по-моему, это неудачная замена. Тем более, что уже имеется подходящий термин  пеласги. 

Я знаю, что у историков нет единого мнения относительно пеласгов, и эта путаница идёт ещё со времён Гомера. Статья Википедии о пеласгах в полной мере отражает "кашу"-неразбериху в головах учёных мужей. В первых строках статьи говорится, что "пеласги — это слово, которым древнегреческие авторы обозначали народ (или всю совокупность народов), населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации", и с этим определением можно согласиться, однако чуть ниже мы видим противоречие вышесказанному: "по-видимому, пеласги переселились на остров [Крит] позднее, чем создатели Минойской цивилизации". И далее на стол высыпается целый ворох разноречивых свидетельств древнегреческих авторов. Я думаю, всецело полагаться на мнения древних греков негоже. Потому что древние греки ничем не отличались от наших современников, которые пишут бредятину про то, что «этруски — это русские»   

27 августа 2024

Зять как кот.

Всем известна поговорка в современной русской простонародной культуре: "зять - нехуй [нечего] взять". Может, - подумал я, - слово "зять" как-то связано со словом "взять"? Тогда, "зять" - это тот, которого берут в семью невесты. При таком раскладе, "зять" - это тот же "примак", "влазень" в дом жены.

Этимологические словари как будто не подтверждают эту мою версию. "Слово "зять" восходит к той же основе, что и глагол знать. Первоначальное значение — «знакомый, известный, тот, кого знаю»" (Источник).

Однако, вот вопрос: кому "знакомый" муж дочери? Конечно, её родителям. Все другие мужики "незнакомые", "неизвестные", а этот, конкретный, - знакомый, известный. 

С данной точки зрения, слово "зять" могло появиться в эпоху, когда у праславян (= недорезанных сарматов) существовали т. наз. гостевые браки. То есть, когда мужчины приходили к женщинам, как коты - к кошкам.

Есть у меня кошка по кличке Мурка, и я знаю кота, который к ней приходит. Этот кот мне известный, знакомый, потому что я часто вижу его в саду и слышу его кошачьи "серенады".

Интересно, что невеста, наоборот, "не весть кто", неизвестный, неведомый человек. Это вполне уместно для патриархального образа жизни с "умыканием" невест из чужих родов. 


22 августа 2024

С чужого компа.

Ведение блога - это тоже своего рода работа. Работа ежедневная, кропотливая, требующая много времени и усилий...

Зимой у меня сломался компьютер, и почти одновременно с этим я заболел. "Выбился из колеи", а теперь мне как-то диковато вновь приниматься за работу.

Я был безработным в 90-х годах прошлого века. Помню, тогда ходил я за грибами и целый месяц питался одними свинухами. Чуть было в цыгана не превратился. Настоящие, интегральные (в смысле - "цельные", подлинные) цыгане никогда не работают. Ну и, после довольно продолжительного "цыганства", мне было дико и страшно устраиваться на работу.

Вот, может быть скоро сподоблюсь купить себе компьютер. Не новый, конечно, а какой-нибудь старенький, "бэушный". Новый мне не по карману. И тогда вновь займусь своей любимой работой.

09 августа 2024

Да будут все едино (Ин. 17, 21)

Говорят, что около 13,7 млрд лет назад случился Большой Взрыв, в результате которого появилась наша Вселенная. До сих пор звёзды, по инерции после того взрыва, "разбегаются" друг от друга, с каждым днём становясь всё более далёкими и "холодными". 

Но, с другой стороны, существует любовь в сём мире разделения, которая, наоборот, является объединяющей силой. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", - говорил Иисус своим последователям.

И, - кто знает? - может быть любовь обладает столь великой силой, что она, в потенции, может даже остановить "разбегание" галактик и повернуть сей процесс вспять. И тогда всё и вся начнёт сближаться-соединяться-совокупляться, пока Вселенная не схлопнется в единой точке сингулярности.

Стало быть, с этой точки зрения, древние кедеши Астарты занимались вполне богоугодным делом.