"В музее г. Газиантепа, западного соседа Урфы, хранится находка, которая заставляет задуматься о том, не являются ли Т-образные столбы (по крайней мере, в некоторых случаях) существами с двумя лицами. Эта скульптура, происхождение которой неизвестно, однако которая, весьма вероятно, относится к эпохе докерамического неолита, имеет, как и римский бог Янус, два в противоположные стороны смотрящих лица" (Клаус Шмидт).
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
05 июня 2023
О мегалитическом подвижничестве.
"На северном плато среди оставшихся в каменоломне ещё не обработанных и не отделённых от основания заготовок можно определить гигантский столб с Т-образным навершием (рис. 33). Это самый большой ранненеолитический архитектурный объект из известных в регионе на сегодняшний день. Столб имеет сохранившуюся длину примерно 7 м и ширину навершия 3 м. Два других немного меньших Т-образных столба обнаружены в каменоломне южного плато. Вес 7-метрового столба-колосса из каменоломни, если бы он был отделён от скального основания, составил бы примерно 50 тонн.
Отмечу, что общество было в состоянии, по крайней мере на короткое время, мобилизовать и организовать большие массы людей, иначе подобные работы - добыча камня, транспортировка, установка - были бы невозможны. Интересным сравнением здесь являются данные знаменитого норвежского исследователя Тора Хейердала, сообщающего об одном эксперименте на острове Пасхи. 180 человек должны были посредством верёвок и деревянных полозьев переместить по территории 12-тонную статую. А для транспортировки самых больших скульптур на острове Пасхи, вес которых достигал 100 т, ему потребовалось от 500 до 700 человек. Не углубляясь в обсуждение этого во всех отношениях отдалённого сравнения, предположим, что для строительства в Гёбекли Тепе необходима по численности такая же группа людей.
Теперь остаётся выяснить вопрос, по крайней мере, постараться приблизиться к его решению: проживало ли постоянно такое большое количество людей в этом месте, или, что вероятнее, они собирались по определённым поводам в Гёбекли Тепе? Как бы то ни было, данный комплекс сооружений мог возникнуть - притом что его возведение требовало от строителей огромных усилий - лишь при условии, что это место и происходящие на нём действия для всех участников имели исключительную важность".
Да, я об этом уже думал касательно сооружения дольменов. На Западном Кавказе нет "типовых", стандартных дольменов, все они очень разные, со своими индивидуальными особенностями. Это свидетельствует о том, что изготовление дольменов было делом не промышленным, а внутрисемейным; я думаю, люди собирались всем "миром" лишь для транспотрировки и установки каменных плит. И вот, какой же должен был быть стимул, чтобы заставить человека месяцами, изо дня в день, заниматься каторжной работой - колупать камни невесть чем?! Железных орудий тогда точно не было. Это ж надо иметь ангельское (или ослиное) терпение! Такое подвижничество "по плечу" лишь героям или святым.
Кстати, о святых. Вот жилище православного монаха-отшельника, высеченное им в камне в XV веке, Путна, Румыния.
Даниил Сихаструл (1457-1504) считался святым при жизни, канонизирован румынской православной церквью в 1992 году.
Гёбекли Тепе — Чатал Хёюк: интересная параллель.
Этот горельеф животного, похожего на рептилию, был обнаружен Клаусом Шмидтом в первый день первого полевого сезона при осмотре поверхности Гёбекли Тепе. Длина фигуры животного - 81 см. К. Шмидт говорит, что сей артефакт откопали местные крестьяне, которым давно уже приходилось раскапывать и убирать со своих участков мешающие камни.
По мнению Клауса Шмидта, данное изображение напоминает одну из центральных фигур Чатал Хёюка — "рожающую богиню", согласно интерпретации Меллаарта. Речь идёт о семи фигурах; лицо во всех случаях было сбитым, руки и ноги часто разрушены. На одну из фигур нанесён рисунок неравномерной паутины, а её пуповина подчёркивается концентрическими кругами.
В нескольких случаях "богиня" находится над букранией (профессиональное обозначение изображения бычьей головы или отделённого от тела бычьего черепа). Комбинация "женщина и букрания" привела Меллаарта к выводу, что женщина рожает быка.
Клаус Шмидт говорит, что это сходство открывает широкое поле для рассуждений, однако сам он благоразумно уклоняется от каких-либо умозаключений. Потому что в этой задачке слишком много неизвестных.
Я лишь могу предложить отдалённую (возможную) аналогию с "рептилоидными" фигурками культуры Убейд.
04 июня 2023
Ещё один пазл в картину Старой Европы.
На территории совр. Южной Германии, в большой пещере Офнет, в 1908 году Роберт Рудольф Шмидт обнаружил в слоях палеолита на небольшой глубине два расположенных недалеко друг от друга углубления, которые вмещали скопления человеческих черепов, засыпанные смесью охры, золы и земли. Черепа располагались как птичьи яйца в гнезде.
![]() |
Part of great skull burial at Ofnet, Bavaria. |
Большая группа состояла из 27, меньшая - из 6 черепов. Среди черепов определено 4 мужских, 9 женских и 20 детских. Клаус Шмидт говорит, что мужские черепа были захоронены без каких-либо сопутствующих предметов, в то время как детские украшали раковинами улиток. Возле женских черепов было положено в общей сложности примерно 200 просверлённых оленьих зубов и около 4000 раковин моллюсков.
Радиоуглеродные исследования установили время захоронения черепов приблизительно 6300 г. до Р. Х., что является поздним мезолитом.
Как видим, в эпоху позднего мезолита в Старой Европе к [умершим] женщинам проявлялось гораздо больше почтения, чем к мужчинам.
"Петухи" иерихонские.
Клаус Шмидт говорит, что в Иерихоне найдены останки 491 человека эпохи докерамического неолита, причём полностью сохранилось только 200 скелетов. Немецкий антрополог Готтфрид Курт "обратил внимание на то, что обнаружены останки меньшего количества людей, чем можно было ожидать, и что среди останков явно преобладала группа молодых людей времени докерамического неолита А и В".
"Что стоит за этим иерихонским фактом?" - задаётся вопросом К. Шмидт. - "Ясно, что выявленные пропорции смертности не характерны для иерихонского общества эпохи неолита. Данные находки не являются материальными свидетельствами естественного биологического процесса; очевидно, здесь имели место определённые манипуляции. Среди иерихонских умерших группа молодых людей должна была бы составлять меньший процент, чем тот, что был выявлен, иначе у популяции почти не оставалось шансов выжить. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что район Иерихона был предпочтительным местом погребения небольшой группы людей, умерших в молодом возрасте. На вопрос "почему?" в любом случае вразумительного ответа нет. Однако можно, по крайней мере, осторожно предположить, что люди, умершие в молодом возрасте и похороненные в Иерихоне, относятся к особой группе - к группе, для которой уже при жизни действовали особые правила, и с телами умерших её членов нужно было поступать соответствующим образом. Не углубляясь далее в гипотезы, следует лишь подумать над вопросом: а не являемся ли мы свидетелями человеческих жертв, похороненных в Иерихоне, в то время как "нормальные" умершие хоронились в других местах?"
Ну и далее К. Шмидт - мимоходом - касается темы иерихонских черепов. С помощью глины или гипса им восстанавливали лицо, причём глаза часто заменяли раковины каури. В отдельных случаях на щеках и лице отмечены рисунки. Нет ответа на вопрос, стремились ли тогда люди к изображению лица умершего, т. е. пытались ли изобразить его лицо близким к портретному сходству, или хотели лишь представить некий идеальный образ.
Лично я более склоняюсь к идеальному образу, исходя из позднейших египетских погребальных масок, которые не имели ни малейшего сходства с лицом умершего человека.
Во всяком случае, у нас имеется реконструкция одного из иерихонских черепов.
![]() |
Результат реконструкции. Источник картинки. |
![]() |
А это оригинальный "оштукатуренный" череп |
Иерихон (2).
В продолжение записи "Иерихон".
Натуфийская культура, которой принадлежит самый древний археологический слой Иерихона, возникла в XII-XI тысячелетии до Р. Х.
В Сети "гуляет" вот такая реконструкция Иерихона докерамического неолита А:
![]() |
The Walls of Jericho. |
Стены там действительно были раскопаны. Но были ли они оборонительными сооружениями? Это большой вопрос.
Клаус Шмидт пишет:
"В числе прочего Кэтлин Кеньон (Kathleen Kenyon) обнаружила два больших похожих на ступку камня с углублениями [1] и двенадцать скелетов, сложенных у основания той лестницы, что вела в башню неолитического времени.
![]() |
Реконструкция, circa 8000 BCE, источник картинки. |
Оба камня она сочла за цоколи несохранившихся тотемных столбов. Эта интерпретация кажется весьма правдоподобной, поскольку в Невали Чори, другом важном неолитическом памятнике той эпохи, как и в Гёбекли Тепе, были обнаружены подобные находки.
Однако не указывают ли данные свидетельства и их интерпретация больше на культовую принадлежность сооружения? И не противоречат ли, в конце концов, скелеты толкованию башни в военном аспекте? На останках не обнаружено никаких признаков жертв военных действий, и не нужно быть военным, чтобы предположить, что двенадцать погребений у основания лестницы, ведущей в оборонительную башню, стали бы помехой для бегающих вверх и вниз защитников.
03 июня 2023
О мусульманских могилах.
Клаус Шмидт в своей монографии рассказывает о том, как он подбирался к раскопкам телля Гёбекли-Тепе. Приведу здесь пару цитат:
1. "Я вспомнил сообщение Бенедикта, писавшего о том, что на Гёбекли Тепе находится кладбище. Приблизительного времени захоронений он не называл, однако из текста явно следует, что Бенедикт имел в виду средневековое или более позднее кладбище. Подобная информация обычно содержит ясный намёк на то, что дальнейшие археологические работы на этом месте немыслимы, т. к. исламские кладбища (по понятным причинам) являются запретными зонами для археологических исследований. Остатков ни одного такого кладбища нигде в Гёбекли Тепе обнаружить не удалось".
2. "Однако Гёбекли Тепе, как уже говорилось, был виден на горизонте из Урфы, оставался до описанного посещения в 1994 г. незамеченным. Конечно, ему не угрожали проекты водохранилищ. Расположен Гёбекли Тепе в горах, где строительство плотин не планировалось. А упоминание Бенедикта о кладбище однозначно задушило в зародыше возможный интерес к посещению данного места археологами, т. к. мусульманские могилы заложены на вечность, соответственно полностью исключают раскопочные работы".
"Эх! - подумал я. - Почему же наши русские могилы не заложены на вечность?"
Директор елецкого музея имени Бунина Татьяна Кирющенко в интервью 2005 года рассказала свою историю.
Мой дед, обедневший дворянин Михаил Дьяконов, умер в 1926 году. Он был похоронен на городском кладбище. Памятник ему здесь стоял. А однажды пришли мы на могилку, а ни надгробия, ни памятника — ничего нет. Когда мост строился, я училась в первом классе, но те события помню. Материал для стройки вывозили с кладбищ — городского, монастырских, чернослободского и засосенского. Всё это происходило на глазах ельчан, но все молчали. Боялись (Источник).
Артемида Эфесская — бывшая деревенская богиня?
Недавно в записи "Эфесская богоматерь" я приводил высказывание Ф. Ф. Зелинского:
"Уже давно установлено, что недевственная «великая Артемида Эфесская» — лишь греческая перелицовка местного материнского божества".
![]() |
Артемида Эфесская |
![]() |
Мраморная статуя Артемиды Эфесской в полный человеческий рост, найденная в Эфесе в древнем Доме собраий |
А сегодня я обнаружил подозрительно похожее изображение сирийской богини Атаргатис.
![]() |
Реверс монеты Деметрия III с изображением Деркето [1] из Аскалона |
Википедия сообщает, что она "изображалась с нижней частью тела рыбы" (Источник). Ну, допустим. А как объяснить вот это? — "Согласно сирийскому источнику третьего века, "в Сирии и в Урфе [Эдессе] мужчины кастрировали себя в честь Тараты. Но когда царь Абгар (Авгарь) стал верующим, он приказал отрубать руку любому, кто кастрирует себя". Самокастрация мужчин, поклонников Тараты-Атаргатис, как раз соответствует образу Артемиды Эфесской, обвешанной яйцами кастрированных быков.
Священные карпы Богини (2).
В продолжение записи "Священные карпы Богини (1)".
Фото пруда со священными карпами в Урфе взято мною из книги Клауса Шмидта "Они строили первые храмы". Автор приводит краткое описание этого города, сделанное в середине XIX века Гельмутом фон Мольтке, состоявшим тогда в качестве прусского военного советника на службе у Высокой Порты. Вот что зафиксировано им в "Письмах о положении и событиях в Турции":
"Орфа всё ещё большой и красивый город, весь построенный из камня, с нарядными стенами и укреплённым замком на возвышающихся скалах... У подножия замка вода из многих источников собирается в два бассейна, окружённые ивами, платанами и кипарисами, среди которых возвышается медресе с красивыми куполами и минаретами. В чистой воде плавает бесчисленное количество карпов, которых никто не трогает, потому что они священны, и каждый, кто попробует употребить их в пищу, ослепнет".
А это богиня Атаргатис, которой посвящены карпы.
![]() |
Богиня Атаргатис |
Определённо, мне очень нравится эта связка священных животных с матриархатом. Их нельзя трогать; употреблять их в пищу — это грех, по христианским понятиям. Таким образом, животные буквально спасаются под покровом Богини. Но ещё более примечательно, что и люди могут спасаться в храмах Богини, - я об этом писал уже не раз. И здесь надо особо подчеркнуть, что люди лишь тогда могут спасаться в храмах Богини, когда они сами соблюдают табу на убийство животных. Если же они не соблюдают никаких табу, если они "беспредельщики", никакие храмы их не спасут.
02 июня 2023
Индия ставит все точки над "i".
"Окутанная легендами и тайнами долина Куллу, расположенная в сердце штата Химачал-Прадеш, — необычайно красивый уголок в Гималаях, который с удовольствием посещают туристы, приезжающие в Индию.
Благодаря многочисленным местам паломничества для индуистов, буддистов и сикхов это священное место Индии стало известно как «Дев Бхуми» или «Долина Богов».
Куллу называют «долиной богов», но совсем не потому, что это божественные по красоте места. Просто нигде в Индии нет такого количества богов, как здесь. В каждой деревне поклоняются своему собственному божку — девате.
Большинство каменных храмов долины относятся к XVII веку, когда правители пытались заменить достаточно кровавый автохтонный культ богини-матери и других богов — девата — безобидным поклонением Вишну, которое не требовало жертвоприношения животных.
Ежегодно в храме Рагхунатха проходит главный праздник долины, красочный 7-дневный фестиваль Дассера (Dussehra) (сент. – окт.), посвященный победе Рамы над демоном Раваной, борьба между которыми и служит стержнем сюжета эпоса «Рамаяна».
В дни Дассеры все боги долины (по разным оценкам — от 150 до 350 девата) прибывают в Кулу, дабы поклониться Раме-Рагхунатху.
Первой в Кулу прибывает богиня Хадимба из Манали. На ночь она останавливается у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь с утра засылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все девата долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипура Сундари (Дурга) из городка Наггар. За ней, предшествуемая еще одним оркестром и раздетым по пояс и неимоверно обросшим гуром (хранителем), появляется Хадимба-деви. Ее поклонники подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.
Современные антропологи: тупой и ещё тупее.
Вспомнился мне мультяшный Бэмби. Узнал он от зверей в лесу, что живое существо с двумя крыльями — это птица (англ. bird). И потом села ему на хвост бабочка, а он и говорит: "Bird!"
Все звери в лесу, глядя на глупого Бэмби, покатились со смеху.
"No, Bamby, it's a butterfly", - сказали ему. Не все те птицы, которые имеют крылья и летают.
Многие современные антропологи напоминают мне несмышлённого Бэмби. Увидят череп, похожий на человеческий, и сразу, ничтоже сумняшеся, говорят: "Се - человек".
Некоторые учёные (например, профессор Моррис Гудмэн, руководитель исследований ДНК шимпанзе при университете Уэйна в Детройте) полагают, что, согласно данным генетического анализа, к роду Homo следует причислять также обыкновенного шимпанзе и бонобо (Homo troglodytes и Homo paniscus соответственно).
При таком "учёном" подходе, волноваться за гибель человечества в атомном пожаре вовсе не стоит; в любом случае, в джунглях Заира сохранятся Homo troglodytes; они, по мнению учёных, такие же люди, как и мы с вами.
01 июня 2023
Дольмены как центры интеграции живых и мёртвых.
Это дольмен в посёлке Джубга. Перед дольменом сооружён дворик из огромных каменных блоков. Судя по пазам на стенах дольмена, рисунку Ф.С. Байерна и наблюдениям П.С. Уваровой, первоначально стена двора была сложена из блоков, уложенных в три яруса, но к настоящему времени сохранились только блоки первого (нижнего) и, частично, второго ярусов. В ходе работ было установлено, что круглый в плане двор дольмена был сооружён одновременно с погребальной камерой и является частью единого архитектурного комплекса, а не поздней пристройкой, как полагали прежде.
Дольмен и примыкающий к нему двор со всех сторон окружает насыпь, общий диаметр которой сразу после завершения строительства составлял около 25м. Фасадную часть насыпи окружала подпорная стена высотой около 70 см, сложенная в несколько ярусов из крупных речных валунов.
![]() |
Реконструкция дольменного комплекса с насыпью |
На мой взгляд, вся эта конструкция напоминает ритуальный комплекс в Гёбекли-Тепе, только гораздо меньших размеров. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. В Гёбекли-Тепе есть несколько больших каменных ванн – самая объёмная вмещает около 180 литров, – и все они содержат следы химических соединений под названием оксалаты, образующихся при смешивании ячменя и воды. А ячмень с водой соединяют для получения пивной браги. Таким образом, можно предположить, что в Гёбекли-Тепе устраивались сходки, – люди сообща пили там пиво.
31 мая 2023
Дольменоподобное.
«Памятник No9» из Чалкацинго, Мексика, культура ольмеков, 800-400 гг. до н.э.
«Памятник No9»? найденный в мексиканском штате Морелос, изображает существо, которое часто появляется в иконографии ольмеков. Рельефная скульптура высотой 1,8 м. и шириной 1,5 м. и весом около тонны представляет чудовище с открытой пастью в форме креста, который также является традиционным элементом ольмекской культуры, в дополнение к глазам ягуара. Эксперты говорят, что открытые челюсти фигуры символизируют врата в подземный мир, а три полосы вокруг рта представляют собой вход в пещеру. С четырёх сторон его окаймляют растения агавы [1]. Возможно, распахнутый рот монстра служил проходом в святилище. Источник.
Это чудовище ольмекской культуры напомнило мне фото пастушка с его овцами в бывшей древнеримской священной роще (Италия, 1952 г.).
Говорят, что этот грот «Врата Преисподней» был спроектирован архитектором Пирро Лигорио по рисунку Б. Амманати. Википедия сообщает, что "в своём проекте он отразил впечатления от раскопок на древнеримской вилле Адриана, расположенной поблизости". Он был археологом и автором огромного сочинения по истории искусства от античности до эпохи римского маньеризма — подлинной энциклопедии с множеством гравюр. Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с этрусским наследием, воплотившимся в творчестве гения эпохи Возрождения.
Жаль, Карла Юнга больше нет в живых, а то я предложил бы ему много подобных иллюстраций для его работ об архетипах коллективного бессознательного.
----------------------------------------------------------------------------------
[1] По всей видимости, агава мексиканская представляет собой местный аналог сомы. Сок агавы употребляют в пищу. Без консервации сок быстро начинает бродить: из сока агавы тёмно-зелёной (Agave atrovirens) и других готовят алкогольный напиток пульке и уксус, а из сердцевины агавы производят крепкие алкогольные напитки — текила и мескаль.
Рыбачка эпохи неолита.
В 1939 году рядом с деревней Барум, в южной провинции Скания,
Швеция, фермеры копали яму для добычи гравия и наткнулись на череп.
Они же вызвали полицию, а уже те — археологов.
Погребённые
останки явным образом указывали, что труп посадили в яму, прижав
его колени к груди, рядом с ним лежал целый наконечник дротика-гарпуна и
ещё несколько фрагментов от таких же наконечников. По угловатым чертам,
мощной челюсти, форме затылка и глазниц череп был определён как
мужской. Плюс инвентарь указывал, что это был с высокой вероятностью
рыбак или охотник. С 1943 года скелет был выставлен в Шведском
национальном историческом музее под названием «Рыбак из Барума».
Однако
в 1970 году при повторном изучении скелета по тазовым костям неожиданно
выяснилось, что это была женщина, причём многократно рожавшая — от 10
до 12 раз. Вот так наш «рыбак» неожиданно превратился в многодетную
мать.
В 1996 году останки женщины подверглись
междисциплинарному исследованию. Выяснили её возраст на момент смерти —
35-40 лет. Уточнили датировку погребения с помощью РУ-анализа — период
7010–6540 гг. до н.э. Рост нашей «рыбачки» оказался всего ок. 150 см.
Анализ изотопов указал, что её рацион составляла в основном растительная
пища, а само захоронение произошло весной (определили по пыльце
растений, найденной на костях).
Была так же проведена реконструкция внешности по черепу, и теперь спустя почти 9000 лет мы можем заглянуть ей в лицо. Источник.
Эта рыбачка эпохи неолита разбивает сразу несколько лживых нарративов.
Очень часто первобытных людей изображают мясоедами, а тут оказывается, что её рацион составляла в основном растительная пища.
Соответственно типу питания, мужчин представляют охотниками на мамонтов, а женщин - кухарками, сидящими дома в ожидании куска мяса. На деле картина выглядит совершенно иной: женщина сама, собственными руками, добывает себе пропитание рыбной ловлей.
Не секрет, что многие учёные занимаются "подгонкой" исторических артефактов под патриархальную концепцию, - вот и нашу рыбачку они поначалу "подогнали" под "рыбака".
Дольмены: информация к размышлению (8).
А если взглянуть на дольмены с антропологической точки зрения?
"Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями" (Источник).
То есть дольмен — это памятник.
Память — то, что отличает человека от животного. У животных нет памяти, и, поэтому, они не заморачиваются строительством памятников, для того чтобы "увековечить" своих умерших собратьев.
Но не все памятники одинаковые; памятники памятникам — рознь. Дольмен — это всем памятникам памятник, памятник на многие тысячелетия. Почти как египетские пирамиды, про которые говорят: "всё на свете боится времени, но само время боится пирамид".
То есть, строителей дольменов можно рассматривать ещё и как борцов с царящей в мире энтропией. Всё в мире подвержено тлению и разложению, но только не дольмены.
![]() |
Дольмен урочища Адигналово |
Как они контрастируют с нашими русскими надгробными памятниками! Придёшь на какое-нибудь сельское кладбище, и не найдёшь там ни одного памятника XIX века...
И невольно вспоминается песенка:
Вот умру я, умру я,
Похоронят меня.
И никто не узнает,
Где могилка моя.
И никто не узнает,
И никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей запоёт.
Получается, что на шкале "человечности" строители дольменов располагаются выше, чем современные люди.
30 мая 2023
Дольмены: информация к размышлению (7).
malder говорит, что "примерно треть дольменов [на Западном Кавказе] - полумонолиты. Грубо говоря, это ящик, вырубленный в большом камне, или даже вообще в скальном массиве" (Источник).
Он же добавляет, что "практически все дольмены стоят не просто на скальном основании, а на насыпных курганчиках из камней и мелкого гравия. Иногда довольно высоких".
![]() |
дольмен в разрезе |
"Есть дольмены такого размера, что туда максимум, собаку можно засунуть".
Кстати, Клаус Шмидт говорит, что в больших каменных могилах Западной и Северной Европы, в вертикально установленной каменной плите пробивалось овальное отверстие, служившее затем входом в погребальную камеру. В некоторых могилах оно имеет размер лишь с толщину руки и названо археологами "отверстие для души". Человек не может пройти через такой проём.
Но, спрашивается, почему такие узкие отверстия делались лишь в некоторых дольменах? - Чёрт его знает.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Интересные сведения о дольменах на территории совр. Германии: "Большое количество дольменов (в 2001 году их насчитывалось более 400) сохранилось в земле Мекленбург-Передняя Померания, причём 55 из них расположены на острове Рюген. Считается, что все эти дольмены являются частью серии сооружений, построенных между 3500 и 3200 до н.э., в эпоху неолита. Первоначально их было гораздо больше, но многие мегалитические сооружения были разрушены ещё в эпоху средневековья, когда составлявшие их валуны широко использовались для строительства церквей, дворцов, жилых домов и даже для мощения улиц. <...> Даже в 18-ом веке из валунов дольменов строили усадьбы, а в 19-ом - дамбы, дороги и мосты. <...> Много памятников было утеряно уже в XX веке в ходе прокладывания дорог и очистки сельскохозяйственных угодий" (Источник).
Острова, как мы знаем, в древности частенько являлись заповедными территориями, местами погребения умерших людей. Остров Мальта — наиболее известный пример такого рода священных островов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дольмены: информация к рахмышлению (6).
"Версия гробниц отсекается сразу. В маленькое отверстие тело не просунуть" (Источник).
Да не такое оно и маленькое.
Если же дольмены использовались для вторичных захоронений, тогда вообще нет никаких проблем. Вот, например, захоронения этрусков характерны наличием обряда экскарнации с помещением костей покойного в особые футляры- оссуарии.
Мария Гимбутас пишет: "На протяжении многих веков как в Европе, таки в Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. Распад плоти — переходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были голые кости. Перед тем, как вновь присоединиться к сообществу предков, мёртвое тело должно было полностью освободиться от плоти путём экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.
Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка.
В докерамическом Иерихоне (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины. В Северной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнаружены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вторичных захоронений свидетельствуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитических гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рассыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, возможно, указывает на желание содействовать их быстрейшей дезинтеграции в царство предков.
![]() |
Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпирают камни. Культура воронковидных кубков, Метцендорф, район Харбурга, Нидерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см. |
Гипогей Хал-Сафлиени (Восточная Мальта) - одно из самых примечательных святилищ Древней Европы. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проёмами и ступенчатый свод, высечены из известняка. Эта работа длилась много веков: первые слои восходят где-то к 3600 г. до н.э., а завершающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным символам, — ещё одно свидетельство того, что гипогей и гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приобщались к великому круговороту смерти и возрождения. Тем же, кто скептически относится к этой древней «символике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно»" (Источник).
29 мая 2023
Дольмены: информация к размышлению (5).
"По сути дольмен — это сосуд, банка. Если мы создаём сосуд — то намерены как-то использовать его внутренний объём. Тем более, если мы предусмотрели "крышку", то есть втулку", - говорит Кирилл (Источник).
------------------------------------------------------------------------------------------
Владимир Ком поделился интересными мыслями:
"[Когда] создавались дольмены, то сознание людей 3,5 тысяч лет назад было другим. Оно было похоже на коллективное сознание пчёл, муравьёв или ещё лучше ос, так как те умеют делать бумагу и круглые соты. Точно так люди делали дольмены и свои дома на поверхности и "термитники" внутри Земли. В их подсознании (Центральный Биокомпьютер) возникал чёткий чертёж и технология его изготовления. Сама конструкция и технология изготовления предусматривала и свою функцию, например, связь с Душами предками, своеобразная телефонная кабина. Для её функционирования придавалась "телефонистка" - женщина, способная пропустить через своё сознание поток мыслей Духа из потустороннего мира. Женщина имеет непрерывное сознание и связь с Миром Душ, так как должна пропускать в свою ауру Душу ребёнка. Мужчины имеют другую конструкцию сознания, оно у них прерывистое и разрывы заполняются умствованием, логикой, что развивает ум физического плана.
------------------------------------------------------ непрерывное сознание женщин (Высшая интуиция)
------------ ум --------------- ум ------------- прерывистое сознание мужчин (низший физический ум)
Поэтому женщины глупы, но интуитивны, а мужчины умны, но мало интуитивны и не способны провести Высшие Знания" (Источник).
Дольмены как "телефонные будки" для общения муравьёв, живущих на поверхности земли, с "термитниками" внутри земли, а женщины — телефонистки.
В таком случае, дольмены — это, в принципе, такие же оракулы, как Дельфийский в Древней Греции, а женщины-"телефонистки" — те же пифии.
Потлач как средство от паразитов.
"В 1960е годы антрополог Джордж Фостер, изучая мексиканских крестьян, описал концепцию "ограниченного блага" (limited good).
Крестьянское сообщество — это закрытая система, существование которой
зависит от ограниченных природных и социальных ресурсов деревни и
прилегающей местности. Поэтому все блага — богатство, здоровье, статус —
воспринимаются как существующие в ограниченном количестве: их
невозможно увеличить, а можно только распределять и перераспределять
между членами сообщества. В такой системе человек может улучшить своё
положение только за счёт других — если кто-то берёт себе большой кусок
от общего пирога, остальные с неизбежностью получат меньше. Улучшение
чьего-либо благосостояния нарушает общий "баланс", и воспринимается как
угроза не конкретным людям, а всему сообществу.
В
культуре "ограниченного блага" существуют механизмы, позволяющие
восстановить нарушенный баланс. Преуспевший человек может нейтрализовать
возможные последствия своего возвышения, вернув сообществу его "долю" с
помощью некоторых ритуальных трат. Так, от богатого крестьянина в
латиноамериканской деревне ожидается, что он будет спонсировать пышные
фиесты и обильно угощать односельчан", - говорит Alexandra Arkhipova (Источник).
По-моему, это описание как раз подходит к пониманию такого феномена как потлач. Википедия сообщает, что "главная цель потлача — перераспределение богатств общины и налаживание общественных связей" (Источник).
Правда, та же Википедия говорит, будто в ходе подобных перераспределений "пускалось на ветер имущество и ценности на сотни тысяч долларов" и будто "причиной запрета потлача [властями США] стала крайняя разорительность данного праздника".
"Направо и налево разбрасывались меха, шкуры и изделия из кожи, драгоценности, предметы домашнего обихода, лодки и другие суда, а также запасы продовольствия. В ход шла даже кухонная утварь, использовавшаяся для приготовления пищи. Для того, чтобы продемонстрировать гостям своё величие и пренебрежение к имеющемуся богатству и ценностям, по приказу вождей на глазах присутствующих сжигались или демонстративно выбрасывались в море действительно очень ценные вещи. <...> Последствиями этого ритуала были разорение и нищета".
Вышеприведённая цитата из Википедии вызывает у меня недоверие. Надо поглубже вникнуть в этот индейский ритуал.
28 мая 2023
Дольмены: информация к размышлению (4).
"Сразу бросается в глаза одна особенность. Сооружения изначально проектировались на очень длительный период эксплуатации. Зачем строить сооружения со сроком эксплуатации в тысячи, возможно, в десятки тысяч лет?"
"Если есть каменная коробка, отверстие и затычка к ней, то значит в неё что-то помещалось. Размером не больше отверстия. Это что-то должно было находиться там относительно длительное время в изоляции от внешнего воздействия!" (Источник).
Ну, это само собой разумеется. Это азбучные истины, которые, однако, следует постоянно иметь в виду, чтобы не слишком отрываться от реальности в попытках объяснения функционального предназначения дольменов.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
А это дольмен, разбитый вандалами.
"Реконструированный памятник пос. Каменномосткий не простоял и года. Разрушительные действия вандалов обнаружили вчера, 18 января, туристы из Лабинска" (Источник).
Андрей Вайрасов комментирует это фото: "Вы где живёте? В этой стране понимают только кнут. Вообще, глядя на работу вандалов, сразу понимаешь логику дольменостроителей. Чем толще стены, тем сохранее кости предков".
Дольмены: информация к размышлению (3).
Любопытная кавказская легенда о происхождении дольменов:
"Местный житель рассказал легенду. Много-много лет назад, джигиты этого
села пленили в походе девушку, равной по красоте которой не было.
Каждый хотел жениться на ней и каждый готов был убить того, кто встанет на его пути.
И отправились мужчины к старейшинам, чтобы те собрали совет и приняли мудрое решение, кому достанется девушка.
Но даже у старцев при виде красавицы заблестели глаза. Взыграла в жилах молодая кровь, несмотря на их преклонный возраст.
Начали
они показывать свою удаль, день и ночь кружатся вокруг неземной
красоты, совсем с ума посходили. Три дня думали что с ней делать, так ни
к чему и не пришли.
Отпустить – джигиты за ней уйдут. Кому-то отдать
– перережутся. И, чтобы не убить из-за неё друг-друга, решили, что
умереть должна она.
И как только жизненные силы покинули прекрасную
девушку, неведомое проклятие обрушилось на жителей. Мясо стало
отваливаться у людей от костей. Они пытались спастись в соседних аулах,
но кара настигала их.
Мёртвых начали закапывать в землю, но земля их
не принимала и выбрасывала кости на поверхность. Тогда кости стали
обкладывать камнями. Так появился Город мёртвых" (Источник).
"Добавлю только, что на Кавказе, особенно в советское время, дольмены сносились десятками при разбивке новых садов. Доводилось лично беседовать с местными старожилами, которые помнят, как целые "деревни дольменов" пускались под нож бульдозера" (Источник).
---------------------------------------------------------------------------------------
Дольменные каменные пробки (или втулки):
На многих дольменах есть специальный паз - кольцевая выемка вокруг отверстия, что очевидно служило для более герметичного прилегания пробки.
В посёлке Широкая щель находится дольмен с барельефом на фасаде:
Такой же портал есть на центральном Жанейском дольмене.
Может быть, есть что-то общее между этим порталом и ритуальными вратами (тории) религии синто в Японии. Однажды солнечная богиня Аматерасу скрылась в пещере, и мир накрыла тьма. Чтобы выманить обиженную богиню, люди и построили первые тории — деревянные ворота. На них усадили всех петухов, каких только удалось достать. Аматерасу услышала утреннее пение птиц и выглянула из пещеры. Так на небе опять появилось солнце, а уж обратно в пещеру богиню не пустили. По этой версии тории как раз и изображают насест для петухов, выманивших своим криком богиню Аматерасу.