11 декабря 2022

Ещё раз о феномене "маугли".

"В 1867 году группа индийских охотников выследила волчицу. Охотники пошли за ней и обнаружили волчье логово. Осторожно приблизившись, к своему удивлению, охотники обнаружили, что одним из членов стаи был маленький мальчик лет шести. Охотники убили волчицу, а мальчика забрали из пещеры. Его назвали Дина Саничар. Его привезли в ближайший детский приют и надеялись цивилизовать. Но «маугли» так и не смог стать цивилизованным.

Дина продолжал ходить на четвереньках. Ел он только сырое мясо и пытался обгладывать и пережёвывать кости. Он общался, но исключительно по-волчьи. В частности, выл, как волк. И так и не смог выучить ни одного человеческого слова. Сперва он избегал любых контактов с людьми. Не играл с мальчиками, а забивался в тёмный угол. И рвал любую одежду, которую на него пытались надеть. Но со временем, частично, адаптировался. Более того, он смог воспитать ещё одного «маугли», которого привезли позднее. Научил его носить одежду, пользоваться столовыми приборами и пить из чашки, а не из лужи.

На этом фото прототипу Маугли 29 лет

В Индии таких называют «ребёнок-волк». Это был первый зарегистрированный случай. Всего же за последние 100 лет известно, как минимум, 50 подобных ситуаций. Случаев, когда ребёнка взращивают именно волки, зарегистрировано больше всего. Но были и истории, когда детей выкармливали пантеры, газели и даже...курицы! И все дети перенимали особенности поведения своих приёмных родителей" (Источник). 

Колдовство как признак разложения традиционных обществ.

Процветание колдовства связано с распадом социальных институтов. Когда обычные социальные институты (суд, администрация и т.д.) начинают плохо работать, колдовство становится той силой, которая регулирует отношения (ты не пойдёшь воровать корову, потому что либо ты боишься полиции, либо колдуна, который проклянёт). Так считает Александра Архипова ((Не)занимательная антропология), и с ней можно согласиться.

В качестве наглядного примера она приводит монгольских колдунов хараалчи. Этих милых людей страшно боятся в Монголии. Они не просто проклинают любого человека - они наказывают в основном за кражу скота (это большое преступление среди кочевников). У них раздвоенный чёрный язык, на первый раз они проклинают и у вора начинается трясучка и паралич конечностей. Если он не вернёт украденное, хараалчи делает проклятие ещё раз и он умирает. Самое главное в этих милых людях - то, что их не существует. То есть нет людей, которые заявляли бы, что они хараалчи (шаманы - да, гадатели - да, хараалчи - нет). Это некоторая воображаемая сила, которая - в силу большого страха перед возмездием - выступает в виде внесудебного карающего института. Украсть скот побоятся просто потому, что страшно. Все верят в то, что владельцы скота могут проклять вора (и его семью). Вера в хараалчи лучше револьвера шерифа регулирует отношения в степи.

Значит, колдовство (или вера в колдовство) появляется там, где царит "разруха в головах". Отсюда можно сделать умозаключение, что для традиционных матриархальных обществ, когда они "в силе", колдовство отнюдь не характерно. Колдовство появляется на "сломе" архаических родо-племенных обществ, вместе с появлением патриархальных социальных институтов. И, наверно, новые институты используют веру в колдовство для проведения репрессий и "зачисток" старых социальных структур.

10 декабря 2022

Лабрис как знак "переходного" состояния.

Мария Гимбутас считает, что древнекритский священный символ в виде двусторонней секиры, т. е. лабрис, произошёл от изображения мотылька или бабочки. 


Ариэль Голан полагает, что лабрис произошёл от шестиконечного знака Ж-образной формы, который встречается ещё в Чатал-Хююке.

Я полагаю, что можно примирить оба эти мнения, если рассматривать Ж-образный знак как символическое изображение рожающей женщины. 

Священная пятерица и женское начало.

Ариэль Голан приводит доказательства того, что пятичастные символы соотносятся, как правило, с богиней неба.

"На одном из древнеегипетских рисунков пятиконечная звезда проставлена над головой быка, а в этой позиции прославлялись те или иные символы неолитической Великой богини; из этого следует, что пятиконечная звезда служила одним из символов богини. У абхазов было принято охотиться группой из 5 человек — очевидно, потому, что число 5 соотносилось с покровительницей охоты, т. е. с Великой богиней. Слово, обозначающее пятёрку в некоторых языках (например, греческое pente), можно рассматривать как женскую форму имени Пан (pan+t). Празднование, посвящённое Гере, совершалось каждые 5 лет. При обрядах культа осетинской богини Аларды священнодействие выполняли 5 жрецов, а в числе приношений должно было быть 5 лепёшек. В Месопотамии пятница была посвящена Венере/Иштар. В средние века в Европе пятиконечную звезду считали "знаком ведьмы" (а ведьмы — это бывшие жрицы неолитической богини). Кроме того, изображение руки было символом Великой богини. В этом, видимо, и следует видеть изначальный смысл культового значения числа 5". 

Ну да, у древних египтян богиня неба Нут изображалась в звёздном одеянии.

 
Заход солнца в храме Хатхор в Дендере, Египет. Крылатое заходящее солнце поглощается богиней неба Нут.

Смелая гипотеза

Все знают о существовании во Вселенной "чёрных дыр", которые образуют ядра большинства галактик.  

С другой стороны, мы нигде не наблюдаем "братьев по разуму" в окружающем нас космосе. Пессимистически настроенные учёные поговаривают, будто отсутствие следов инопланетных цивилизаций говорит о том, что срок жизни техногенных цивилизаций, типа нашей, очень краток по космическим меркам, они появляются и тут же "лопаются", как мыльные пузыри, так что вероятность одновременного появления двух цивилизаций на соседних планетах, или даже на соседних планетных системах, ничтожно мала. Ну да, глядя на современное "бряцание оружием", такой пессимистический прогноз кажется очень даже вероятным...

А что, если некоторые техногенные цивилизации всё же успели "оторваться" от своей материнской планеты прежде, чем они спалили её в пламени ядерного пожара? Можно сделать предположение, что они осуществили успешную колонизацию своей планетной системы и стали жить на других планетах автономной жизнью. Если бы, к примеру, сейчас существовали города на Марсе, то "марсиане" продолжили бы развитие человеческой цивилизации даже после гибели человечества на Земле.

Интересно, что техногенная цивилизация, по мере своего роста, потребляет энергию в геометрической прогрессии.

Вот мне и подумалось: может быть наши "братья по разуму" живут в "чёрных дырах"? Ну, допустим, на каком-то этапе техногенная цивилизация, чтобы решить свою потребность в энергии, переселяется на "горловину" этой самой "дыры" (т. наз. "горизонт событий"). Или, как вариант, сама превращается в "дыру", засасывающую в себя целые звёзды. И таким образом решает все свои энергетические проблемы. Наступает окончательный мир во всём мире,  "благорастворение воздусей" и всеобщее изобилие; стародавняя борьба за нефть и газ вспоминается как кошмарный сон.  

Матриархальный компендиум.

Матриархат не означает господство женщин в государстве (гинекократию), матриархат означает семейно-родовую жизнь по установлениям и законам матерей. 

Потому оставит человек отца своего и мать свою
и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

Ho  из патриархата в семье легко возникает и патриархат в государстве, обычно в форме власти старейшин типа римского сената. Патриархальная форма семьи легко перешла от преобладания мужа и отца в семье к господству глав наиболее сильных и уважаемых семей в государстве. Наиболее известно такое воздействие патриархальной семьи на жизнь государства на примере Рима, где главы наиболее уважаемых крестьянских родов образовали совет старейшин, сенат, и правили судьбами государства как «собрание царей» (Плутарх, Пирр). Семья индоевропейцев это патриархальная семья крестьян-воинов с аристократическим государственным строем. Глава индоевропейской семьи именовался «деспотом»… Это господин дома, в котором живёт род, господин над родом и его рабами, хозяин земель и скота, представитель рода в совете глав родов и одновременно священнослужитель домашних богов и богов предков и судья в зоне своего рода — таков индоевропейский отец семьи, деспот, pater familias.

Когда индоевропейцы достигли Средиземноморья и Передней Азии — в процессе экспансии в поисках плодородных земель в конце неолита и в бронзовом веке, они столкнулись там, будучи сами сугубо патриархальными, с матриархальными народами. До вторжения индоевропейцев в страны Средиземноморья и на Британские острова, матриархат, по-видимому, господствовал у всех народов от Британских островов через Средиземноморье и до Малой и Передней Азии. Следы матриархата, а также часто связанный с ним обычай имитации родов мужчинами (кувада), сохранившиеся у ряда современных европейских народов, ведут своё происхождение от этого древнего населения, на которое позже наложился слой индоевропейцев. Эллинскую и римскую истории, прежде всего, историю духовного развития, нельзя понять, если не распознать в ней борьбу двух расовых душ, одной патриархальной, другой — матриархальной. Пикты, до-кельтское население Британских островов, сохраняли матриархат и в христианскую эпоху до IX века. Одному из правителей пиктов всегда наследовал сын сестры умершего правителя.

09 декабря 2022

Все реки текут...

"В древности, - говорит Ариэль Голан, - существовали понятия о трёх началах бытия. Они, например, в африканской мифологии называются "реками", исходящими из глубин внутренней природы мира. Эти силы обозначались цветовыми символами, что способствовало их зримому введению в ритуалы, направленные на то, чтобы приобщиться к ним, "приручить" их. Так, у африканцев белое обозначает благо, чёрное — зло, красное — жизнь, причём реки этих цветов проистекают из единого божества" (Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. С. 147).

Интересно, - подумал я, - это случайное совпадение или в этом что-то есть?

 

О тринадцатом месяце года.

"Ввиду того, что солнечный год охватывает период времени, в котором заключается несколько более 12 лунных месяцев, для согласования лунного и солнечного календаря к третьему году добавляли тринадцатый месяц. Таким был, например, древнеиндийский календарь", - говорит Ариэль Голан.

"В отличие от григорианского календаря, который добавляет дополнительные дни к месяцу, чтобы скорректировать несоответствие между двенадцатью лунными циклами (354 лунных дня) и почти 365 солнечными днями, индуистский календарь сохраняет целостность лунного месяца, но вставляет дополнительный полный месяц по сложным правилам, один раз в 32—33 месяца, чтобы гарантировать, что праздники и ритуалы, связанные с урожаем, приходятся на соответствующий сезон", - разъясняет Википедия. 

Адхи́ка (санскр. अधिक, IAST: Adhika, «лишний, дополнительный») — это дополнительный солнечный месяц (тринадцатый) в древнеиндийском лунно-солнечном календаре. Адхика маса (месяц) — это первая часть месяца из двух, а адхика титхи — вторая. Во время адхика маса проходит фестиваль мела (с санскр. — «ярмарка», «собираться», «встречаться») в деревне Мачхегаун в Непале.

Интересно, а не было ли что-нибудь наподобие ярмарок в староевропейских ронделах?

"Где-то около 4800 года ронделы всячески перестраивались, их чистили, люди ухаживали за ними, а примерно около 4600 года, скорее всего, произошли какие-то изменения, и мы видим это в археологических источниках" (Источник). 

Что там произошло около 4600 года до х. э.? Мария Гимбутас пишет: "В 4500 — 2500 гг. до н. э. Восточная и Центральная Европа находилась в состоянии непрерывной трансформации, вызванной повторяющимися нашествиями курганной культуры из волжских и северопонтийских степей". Может быть, примерно в это время произошёл переход от лунного календаря к солнечному и дополнительный тринадцатый месяц исчез из календаря? И после этого люди перестали собираться на "ярмарках" раз в три года?

08 декабря 2022

Сдвоенные сосуды.

Странные сдвоенные сосуды Трипольской культуры явно не предназначены для хозяйственных нужд.

3500 - 3000 ВС

Может быть, две чаши сосуда, как две чашки бюстгальтера, символизируют груди Богини? Или, может быть, эти чаши символизируют богиню-мать и её дочь, типа Деметры и Персефоны? У шумеров Инанна обитала на небе, а её сестра Эрешкигаль — в подземном мире. В захолустной области Древней Греции — Аркадии — в античное время поклонялись двум богиням, которых называли Великие богини. Славяне-язычники поклонялись двум "рожаницам"; известно их изображение в виде слитных фигур.


Интересно, что подобные сдвоенные сосуды имелись и в других староевропейских культурах.

Древняя Мальта. Стадия Таршиенского некрополя 2500-1500 гг. до н.э.

Древняя Испания. Культура Лос-Мильярес 2500-1800 гг. до н.э.

На ум приходит "живая" и "мёртвая" вода русских народных сказок. Ведь Богиня, как свиноматка, не только рождает, но и пожирает своих детей; Лукреций характеризует Великую богиню как всё порождающее и всё пожирающее божество; в дравидийской Индии богиня-мать в то же время и богиня смерти. 

Можно лишь гадать, каким образом и в каких ритуалах использовалась "живая" и "мёртвая" вода из этих сосудов.

И снова о дольменах.

Автор статьи "Храм Богини на р.Кизинка" приводит нижеследующий символ

и толкует его таким образом:

"Подобный шестилучевой знак - символ рожающей богини, встречается на дольменной керамике и широко известен по всему миру. Он, например, изображён на одеянии Афины в греческой вазописи и на сосуде из Наски, изображающем богиню-мать. Этот же знак встречается среди наскальных изображений Беломорья. Богиня, широко раскинувшая руки и ноги показана в момент родов, когда из лона уже появилась голова её дочери. При этом получается фигура-перевёртыш, т. е. верхняя половина фигуры не отличается от нижней". 

Ба-а-а! - подумал я. - Да это же т. наз. "громовой знак" Перуна! Современные неоязычники говорят, что это "само солнце (и свастика у них - тоже солнце), , которое является колесом от колесницы Бога Неба Перуна". Это "знак мужской доблести и славы", и пр. Но я давно уже подметил одну "странность" с этим знаком и написал об этом в статье О "громовом знаке". Никакой это не "громовой знак", а баба рожающая, чисто женский символ. 

Далее, автор статьи "Храм Богини на р.Кизинка" сообщает о том, что на некоторых дольменах Западного Кавказа изображена пара грудей, что можно понимать как символ богини, образ которой связывался с уходом в загробный мир. Цитирую:

"Дольмен воспроизводит лоно, где сходятся концы и начала бытия. Фаллическая форма втулок сочетается с изображением женских грудей на фасадах некоторых дольменов. В данном случае часть –  фалл, грудь, заменяли изображение целых фигур.


Икона материнской любви.

В древности на Ближнем Востоке и в Передней Азии был широко распространён иконографический сюжет с коровой и телёнком. Телёнок сосёт молочко из коровьего вымени, а мама-корова тем временем вылизывает его попу.

По-моему, это идеальная и совершенная икона материнской любви. Ну, и вообще всякой любви. 

В древности иконы называли "Библией для неграмотных". Или "Евангелием для неграмотных". Потому что иконы в наглядной форме передают основные, базовые понятия теологии. 

Судя по этим иконам, древние учили своих детей, что "Богиня есть любовь". И, указывая на эти изображения, говорили своим детям: смотрите и запоминайте этот образ божественной любви. По тому узнают все, что вы адепты Богини, если будете иметь такую же любовь между собою.

А как сейчас, в наше время, учат детей о том, что такое любовь? Я за десять лет школьного образования не услышал о любви ни слова, ни полслова. Нет таких уроков в школе.

07 декабря 2022

Цветок жизни.

Известняковая стела с изображением ханаанейской богини, поклоняющейся Древу жизни. Телль Бейт Мирим, 14 век до н.э.

Возможно, это вовсе не богиня, а обычная смертная женщина, и похоже на то, что она стоит в окружении нилотских лотосов. Хотя, это могут быть не лотосы, а голубые водяные лилии (синонимы: кувшинка голубая, blue lotus, blue Egyptian lotus, blue water lily, blue Egyptian water lily, sacred blue lily, sacred narcotic lily of the Nile и др.), которые ошибочно называют голубыми лотосами. Эти прекрасные голубые цветы, родом из болот Нила, считались "волшебными цветами", и египтяне им поклонялись...

Цветы раскрываются утром, поднимаясь к поверхности воды, затем закрываются и тонут в сумерках. Египтяне надеялись на их перерождение сродни открывающейся кувшинке, считая, что покойный умирает так же, как водяная лилия закрывается в ожидании открытия утренним солнцем.


Государство как "антисистема".

"В классическом феодализме система жила за счёт природы-матушки, которая нахаляву давала крестьянину зерно, а феодал в свою очередь грабил крестьян", - говорит greenorc в записи Ну и о насущном :).

А раньше, до классического феодализма, разве было иначе? Если взять, к примеру древний Шумер III тыс. до н. э., то мы увидим там всё то же самое. Сначала там произошла экспансия неолитической земледельческой культуры, с северо-запада на юго-восток, с Армянского нагорья до побережья Персидского залива, вдоль по течению рек Тигр и Евфрат. Потом в местечке под названием Эриду к земледельцам "подселились" шумеры, как позднее римляне "подселились" к этрускам, на границе их Двенадцатиградия.

Рим (Roma) в нижнем правом углу

Есть такие паразиты, типа клещей, которые впиваются в тело животного или человека и питаются его кровью. Точно такими же "клещами" были шумеры и римляне. Римляне, по отношению к этрускам, представляли собой "антисистему", если использовать терминологию Л. Н. Гумилёва. По Гумилёву, антисистема — это «система, выполняющая по отношению к данной противоположную функцию». Например, раковая опухоль растёт, разрушая и убивая организм, который её «питает». Римляне, присосавшись к этрускам, разрушили их Двенадцатиградие. Шумеры, присосавшись к субареям, уничтожили города носителей убейдской культуры. 

Меня всё время подмывает назвать государство "антисистемой", так как государство, по отношению к традиционным родоплеменным обществам, выполняет противоположную функцию. Где заводится государственный червь-паразит, там приходит в упадок и умирает общинная жизнь, ибо, конечно, общинное самоуправление несовместимо с царской "вертикалью власти".  

Крах гиперболоида Уинтропа Келлога.

Психолог Уинтроп Келлог в 1931 году воспитывал своего сына вместе с шимпанзе, как брата и сестру. И всерьёз хотел социализировать шимпанзе и научить её говорить. Шимпанзе одевали, как младенца: сначала в пелёнки, а затем в комбинезон. Её катали в коляске, усаживали на стульчик, она спала в кроватке, и её целовали на ночь. Шимпанзе учили тем же вещам, которым любящие родители учили бы маленькую девочку.

Гуа развивалась гораздо быстрее, чем мальчик. Особенно быстро развивалась в двигательных навыках - лазании и прыжках. Она научилась есть ложкой, пить из стакана и открывать двери раньше своего "сводного брата".

Шимпанзе быстрее человеческого ребёнка научилась есть ложкой. Но человеческая речь ей так и не далась

В отчёте об этом эксперименте доктора Келлога и его жены было указано, что животное может в значительной степени социализироваться путём дрессировки и общения с людьми. Однако, учёный отметил, что "существуют определённые пределы степени гуманизации для нечеловеческих видов. Независимо от количества социализирующих и гуманизирующих воздействий".

Этот эксперимент напомнил мне про повесть "Собачье сердце" Михаила Булгакова, написанную им в 1925 году. Там доктор Преображенский хотел социализировать пса, но у него тоже ничего не получилось из этой затеи. 

Я вижу два совершенно непреодолимых препятствия на пути "очеловечивания" животных.

1. Язык. И дело здесь не в гортани и не в голосовых связках, - в конце концов, есть ведь и язык глухонемых, можно ведь изъясняться и "на пальцах". Но любой язык — это набор символов, и у человека есть абстрактное мышление, мышление на уровне символов, а у обезьяны его нет. Человек понимает, что набор из двух символов "м" и "а" означает "мама", самое родное и близкое ему существо, а обезьяна этого не понимает, сколько ни показывай ей эти буквы. 

Далее, из языка вытекает традиция (кстати, и сам язык является самой древней и самой мощной из всех традиций), традиция как форма передачи знания из поколения в поколение. Даже если допустить, что шимпанзе Гуа успешно социализовалась бы в семье учёного, то как без языка она смогла бы передать своим потомкам усвоенные ею знания и навыки? Всё это умерло бы вместе с нею.

2. Мораль. Одних знаний маловато. Это осознал академик Сахаров: люди создали атомное оружие, но без высоконравственного поведения это оружие угробит человечество. Психолог Уинтроп Келлог прервал свой эксперимент именно по моральным соображениям: на каком-то этапе он осознал, что шимпанзе, физически намного более сильная, чем её "сводный брат", просто раздавит ему грудную клетку в своих объятиях или что-нибудь в этом роде. Внушить мораль обезьяне так же невозможно, как научить её языку.

Понятное дело, что никакие гены не переносят язык и мораль от родителей к детям. Это всё передаётся (или не передаётся) культурой. Но вот вопрос: откуда же получили навыки культурного поведения первые люди? Обычно люди отвечают на этот вопрос шуткой, мол, рептилоиды научили людей, потому что серьёзно люди ответить на этот вопрос не могут.  

Янус как член "Двоицы" Пифагора.

Ариэль Голан говорит, что Янус почитался совместно с Юноной, в чём можно видеть реликт культа двух главных божеств неолитической религии (то есть Великой богини в образе "мировой коровы" и её быкоголового консорта). Характерно италийское имя этого божества Ани, похожее на имя шумерского бога неба Ан (аккадский Ану), да и на имя самого Януса (особенно без окончания -us). Любопытно созвучие этого Ана-Ани-Януса с "Царицей Неба" Анат. Если соединить воедино Ан и Анат, то, очевидно, получится та самая Двоица, которую имел в виду В. Розанов. "Первая строчка книги Бытия: "В начале сотворил Бог" (евр. "бара Элохим") имеет сказуемое ("бара") в единственном числе, а подлежащее ("Элохим") - к преткновению всех богословов - не в единственном, а во множественном числе (ед. число - "Эллоах"; ср. арабское - "Аллах"). Загадкою филологическою разрешается загадка метафизическая: "бара Элохим", очевидно, нужно перевести "сотворила Чета" (мистическая "Двоица" Пифагора), "сотворила супружеская Чета Отца и Матери".

Но, очевидно, их творение оказалось, мягко говоря, несовершенным. Ну, типа какой-нибудь железяки, подверженной ржавчине. И поэтому устраиваются мистерии для "очищения" и "переплавки" человека; в Элевсинских мистериях доделывается то, что не было доделано при сотворении человека. Если б люди были сотворены совершенными, то не было бы никакой нужды ни в мистериях, ни в религии. Но, поскольку религия всё же существует и существовала всегда, нам надо прийти к выводу о том, что её появление было вызвано осознанием фундаментального несовершенства человека. Даже самые "ослепительные" красавицы подвержены старению, и самые гениальные умы не могут найти никакого "противоядия" смерти. Я уж не говорю про неискоренимую глупость людей, которая является основной причиной всех бед и трагедий рода человеческого. Значит, верны были представления древних людей, когда они изображали Великую богиню в виде коровы, а её консорта - в виде бычка. И, судя по всему, они вполне осознавали свою собственную "быкоголовость". Как говорится, "яблочко от яблони недалеко падает".


Как сбросить ненавистные "рога"
— о том мечтали лучшие представители рода человеческого испокон веков. Наверно поэтому тема быка проходит яркой линией от пещерных росписей верхнего палеолита до митраизма эпохи Римской империи. Конечно, тут не обошлось без профанации, как, например, в культе Митры, и Христос говорил митраистам: "истинно, истинно говорю вам, кретины, не бычью кровь проливать надо, а свою собственную дурную кровь спускать надо". Ну и показал пример истинного преображения человеческой природы.    

Полушутя, полусерьёзно о "происхождении видов" какашек.

Имя древнеримского бога Януса созвучно лат. jania 'дверь' и 'janus' проход. Интересно, что сходное слово anus означает 'круг, кольцо'. Ариэль Голан говорит, что anus означает также 'старая женщина'. При этом Янус, как бог/богиня времени, имеет отношение к восходу солнца, утром отпирает солнечные ворота, а вечером запирает их. 

Любопытная картина вырисовывается... Утром присела "старая женщина" и покакала. Это что же получается, люди — её "какашки"?

автор рисунка Dulcolax. Hello Shit Man. 2015

На рисунке какашки сидят в жопе как в тюрьме и ждут, когда же наконец откроется анальный сфинктер. "В заднем проходе есть два анальных сфинктера, которые контролируют выход фекалий из организма, внутренний анальный сфинктер и внешний анальный сфинктер", - сообщает англоязычная Википедия. Да это же Янус, как есть Янус!

06 декабря 2022

Эротика и свобода.

Перестройка в СССР при Горбачёве началась с либерализации эротики и секса. Я помню ту тётку, которая выставила себя на всеобщее посмешище, заявив, что "в СССР секса нет". Также я помню, как при Ельцине видеокассеты с "порнухой" продавались в уличных киосках на автобусных остановках. Теперь такое абсолютно исключено, исчезли даже календари с полуобнажёнными девушками из подземных переходов.


 

Ленин в декабре.

Несколько иллюстраций в продолжение предыдущей записи О разделении года на "мужскую" и "женскую" половины.


О разделении года на "мужскую" и "женскую" половины.

По мнению Ариэля Голана, в мифологизированной календарной системе у разных народов год делится на две половины, причём холодная считается "женской", а тёплая - "мужской". Нынешняя детская забава катать из снега шары и сооружать из них "снежную бабу" — это явно наследие тех времён, когда из снега лепили идола, представлявшего богиню в её зимней ипостаси. "Снежной бабе" дают в руки метлу, некогда служившую символом дерева, одного из воплощений богини. (А по-моему, это более напоминает полёт ведьмы на метле.) Русское выражение "матушка-зима" происходит от представления о том, что зима соотносится с богиней, считавшейся матерью мира. (Слово "мир" здесь следует понимать как "отсутствие войны".) О том, что в конце февраля проходит время её господства, свидетельствует обряд похорон женского манекена на масленичных праздненствах. 

Крестьянки деревни Колюпаново Калужского уезда с куклой Масленица.

Сжигание чучела Масленицы. Васнецов

Бабы оплакивают Масленицу, а мужики сжигают её. А потом их словно черти разжигают и они начинают друг другу морды бить, - я имею в виду "кулачки", кулачные бои на Масленицу.

В данной связи надо заметить, что месяц март у древних римлян был посвящён богу войны Марсу. В марте же у римлян начинался новый год (отсюда понятно, почему декабрь от слова decem -10). Скорее, начинался "мужской" год, или "мужское лето" (В Повести временных лет говорится: «В лето 6605 (1097). Пришли Святополк и Владимир...», раньше "год" назывался "летом"). "Бабье лето" начиналось осенью, а "мужское лето" начиналось весной. Зимой все сидели по домам, а дом — это женская "вотчина": в доме баба на "середе" ("середа" - кухня), то есть в середине, в центре всех дел и забот. Весной же, с наступлением тепла, мужики выходили на улицу и начинали "петушиться"-"яриться". Тут надо напомнить, что вплоть до наступления Нового времени все войны велись в летний, тёплый период, и с наступлением холодов мужики расходились по домам к своим тёплым печкам и бабам.

05 декабря 2022

Иконографические параллели.

Печать из Мохенджо-Даро — ок. 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею коленопреклонённый жрец и младенец, справа коза-кормилица, внизу 7 Плеяд из созвездия Тельца (Быка) в хороводе танца.

Интересно, что в искусстве Древнего Египта встречается тот же иконографический образ — Богиня, как бы "произрастающая" из Древа Жизни.

Не отсюда ли "растут ноги" у "неопалимой купины" — образа горящего, но не сгорающего куста

О нестинарстве.

Обыкновенно исполнителями танца были женщины, вышедшие из возраста деторождения. Одна из этих женщин исполняла роль главной нестинарки. Люди верили, что она была способна передать остальным нестинаркам силу и вдохновение. Очевидцы рассказывали, что даже когда нестинарка роняла свой платок на раскалённые угли, он не воспламенялся. Нестинары рассказывают, что перед вхождением в огонь, их руки и ступни внезапно остывают и потом восстанавливают свою обычную температуру спустя длительное время после их выхода из огненного круга.


Дом главной нестинарки считался святым, его называли “конак” или столнина и в нём обыкновенно находилась часовня святых Константина и Елены. Хотя сами нестинары говорят, что святые Константин и Елена прокладывают им тропинку через круг раскалённых углей, чтобы они перешли через них невредимыми, на самом деле христианские святые тут ни при чём. Здесь мы имеем дело с типичным двоеверием, православным "прикидом" на языческом основании. Очевидно, практика хождения по огню является "протуберанцем" древних оргийных, экстатических танцев. В Восточной Болгарии „буенец“ называют буйный, извивающийся змеёй хоровод, который танцуют на праздниках во время Великого поста. Неизменная часть нестинарского танца - музыкальное сопровождение на тыпане - это вид большого барабана. Это напоминает нам тимпаны культа Кибелы. Нестинарские мелодии не исполнялись нигде больше и никогда, кроме как во время ритуала. В остальное время года нестинарский тыпан сохранялся вместе с обрядовыми иконами в специальных красных чехлах в специальной нестинарской часовне, которая обычно была построена вблизи от священного, целебного источника.

В его водах каждый год заново обмывались и освящались иконы и тыпан, до начала нестинаркого шествия и игр. После праздничной службы в церкви все, во главе со священником, отправлялись к конаку или столнине. Впереди несли икону святого Константина. Дойдя до места, приносили в жертву ягнёнка и устраивали общую трапезу, на которую каждый приносил курбан и обрядовый хлеб. Жертвоприношение ягнёнка под иконой святого Константина - это выглядит как если бы в православном храме вместо попа производил камлание шаман с бубном. Двоеверие "стопудовое"!

Кульминацией праздника было хождение по огню. Большой нестинарский костёр разжигали на центральной площади села ещё рано утром. Когда вечером он догорал, угли разгребали ровным толстым слоем, очерчивая огромный круг. Поодиночке или группой нестинары босыми ступали по раскалённым углям. Они часто переступали с ноги на ногу, размахивали руками и издавали крики “вах, вах”, устанавливая своеобразный контакт со святыми Константином и Еленой. Считалось, что в результате этого соприкосновения нестинары могли разговаривать с мёртвыми и обретали способность пророчествовать. Во время пляски некоторые нестинары предсказывали градобития, поветрия, а также способы избавления от них. Источник


04 декабря 2022

Из лексикона баб-Мани.

Мою бабку по отцу звали Мария, а дети называли её "баб-Маня". Я смутно помню и прабабку по имени Мелания, или "бабка Малаха" в просторечии. А прапрабабку звали Лукерья, - это я знаю из списков "за упокой души". 

"Баб-Маня" - это бабуся со стороны отца, с которой я жил под одной крышей. А как звали бабку по материнской линии, я не знаю. Все называли её "Семенихой". Муж у неё был Семён, а она, стало быть, Семениха. Я помню, другую бабку звали Титáвна, потому что у её мужа было имя Тит.

Бабка Мария родилась и всю жизнь прожила в деревне. Поэтому её язык изобиловал интересными словечками простонародной "хрестьянской" культуры. Многие слова и речевые обороты я уже забыл, но, что помню, буду записывать на этой страничке время от времени, по мере припоминания.

Неолитические "корни" Масленицы.

Ариэль Голан выражает своё недоумение насчёт Масленицы, которая на Руси считается "проводами зимы":

"Объяснение этого праздненства с точки зрения "солярной теории" неприемлемо: праздненство в феврале не могло возникнуть как чествование солнца. Равным образом несостоятельны и "аграрно-календарные" обоснования: почему-то праздник пробуждающейся весны справляется зимой".

"Всё дело в том, - говорит А. Голан, - что это праздненство порождено не реальными условиями быта и хозяйства жителей Европы; это ритуал, который сложился в условиях раннеземледельческих культур, а затем передавался другим народам в качестве религиозной традиции. На Ближнем Востоке весна наступает действительно в феврале".

Офигеть вообще! Неужели этот праздник перешёл к древним славянам в качестве наследия матриархальной Трипольской культуры?


"Рожки да ножки" язычества.

Ариэль Голан говорит, что "по всей Европе, от Испании до России и Восточного Средиземноморья, существовал обычай в ночь св. Иоанна ходить босиком по горячим углям". 

Этот обычай сохранился лишь в глухих деревнях на крайнем юго-востоке Болгарии в горах Странджа близ побережья Чёрного моря. Я имею в виду нестинарство. В других же местах нестинарство выродилось в прыжки через огонь да хороводы вокруг костра в ночь на Ивана Купалу.

Ночь на Ивана Купала

Увы, этот энтропический процесс упрощения всего и вся касается не только язычества, но и христианства. Чтобы увидеть это, достаточно лишь сравнить обряд водного крещения в древних церквях, с предшествующим сорокадневным постом неофита (и часто всей общины, в знак солидарности), и современного крещения младенцев. Древность от современности отличается как небо от земли.

В продолжение темы см.: Обмирщение Церкви, О водном крещении, Инициация и обрезание.

О происхождении креста.

Ариэль Голан написал большую статью "Солнечная птица" о происхождении креста как религиозного символа. Его попытки привязать крест к солнцу (символ в виде диска с крестом) кажутся мне неубедительными. Если мы посмотрим на несколько примеров подобных изображений, то увидим, что крест внутри круга выражает христианскую идею воскресения. Иисус Христос трактуется как "Солнце правды", "Солнце праведности", "Солнце жизни" и т. д. 

катарские кресты

катарский крест

ирландский крест

иллюстрация Карла Густава Юнга