28 апреля 2025

Удивительная С-образная рондела.

Эльвира Висциола приводит изображение ограждения с С-образной траншеей на перевале Пассо-ди-Корво, Южная Италия, культура импрессо, VI–V тыс. до н. э.. 

Ограждение с С-образной траншеей на перевале Пассо-ди-Корво. Кажется, эта траншея перекрывалась сверху брёвнами. 

Далее она сообщает, что раскопки в Равен Пасс ди Санто Тине выявили дом с каменным фундаментом высотой до 45 см. Этот дом имел апсидальное завершение, отделённое от остальной части здания стеной. Поскольку внутри ничего не было найдено, функция задней камеры неясна, и мы не знаем, было ли такое расположение нормой. Двухкомнатные дома могли иметь ритуальную функцию, как в культуре Сескло в Греции. 

Реконструкция. Источник картинки.

Эльвира говорит, что крупная неолитическая деревня Равен-Пасс, состоящая из сотни хижин, была окружена тройным рвом. Тройным!!! В поселении были найдены колодцы глубиной шесть метров. Ну и, странным образом, "жилища располагались за пределами рвов", - так она пишет. Я, честно говоря, не понимаю, как деревня могла быть окружена тройным рвом и при этом жилища располагались "за пределами рвов". Чёрт голову сломит с этими ронделами!

Ну, здесь, по крайней мере, хотя бы ясно, что такого рода С-образные ронделы никак не могли защитить ни от людей-злодеев, ни от зверей-хищников типа львов. Для чего же тогда древние жители тех деревень тратили столько сил и времени, копая эти траншеи? Ведь у них даже лопат не было! Зачем такие жертвы?

А что, если это "землекопание" и было жертвоприношенем?

27 апреля 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (14)

Джон Робб, профессор европейской преистории Кембриджского университета, в своём исследовании итальянского неолита, говорит, что у него нет никаких доказательств существования каннибализма. "Следует признать, - пишет он, - что специализированный тафономический анализ, подобный проведённому на французском неолитическом памятнике Фонтбрегуа, никогда не проводился, и многие формы каннибализма оставляют тонкие или невидимые остеологические следы. Тем не менее, на единственном объекте, где эта практика была заявлена, Гротта Скалория (Гимбутас, 1991), повторное остеологическое исследование не обнаружило никаких убедительных следов".

Жаль, что Джон Робб ничего не говорит про Херксхайм.

В Херксхайме, если практиковалось людоедство, то, по идее, должны были иметься и земляные печи для приготовления "человечины". Это неглубокие ямы, заполненные древесным углем и обожжёнными камнями. В Новой Гвинее и Полинезии они были стандартным способом приготовления свинины для пиров. Многочисленные остатки этих strutture di burne ["сооружения для сжигания"] были обнаружены на многих неолитических стоянках Европы с самого начала неолита и до его конца. Самая большая яма в Катиньяно была 8,5 м в длину, а самая маленькая имела размеры 120x90 см.

Технология приготовления свинины в ямах следующая. Выкапывают неглубокую яму, выстилают её дно камнями и разводят в ней большой костёр. При этом в огонь бросают ещё больше камней, чтобы разогреть их. Через несколько часов от костра остаются раскалённые угли и камни. На этом этапе большую часть горячих камней и углей убирают, а еду кладут в яму, завёрнутую в пучки зелени. Затем пищу покрывают толстым слоем травы или листьев; это покрытие служит для удержания влаги. Горячие камни и угли кладут сверху, и всё это засыпают слоем земли обычно толщиной 10 - 15 см. Почва запечатывает и изолирует капсулу с едой и горячими камнями внутри, и пища запекается от нескольких часов до нескольких дней.

Земляные печи использовались для приготовления больших объёмов мяса на ритуальных пиршествах. Про Херксхайм нам и говорят, что там обнаружены "останки более 1000 человек, которые были убиты и съедены". В таком случае, там обязательно должны были быть земляные печи. Но что-то мне не попадалась информация об этом.  

Ронделы как границы между женской и мужской зонами?

Кажется, практика строительства рондел дожила до основания "вечного" города Рима. Как гласит легенда, "Ромул начал копать ров, чтобы обозначить границы своего города. Рем постоянно издевался над братом и мешал ему работать. Однажды он перепрыгнул через ров, по-видимому, совершив таким образом святотатство, и тут же был убит".

Значит, по идее, рондела разделяла пространство на "внутреннее", сакральное, и "внешнее", профанное. Рондела проводила границу, которая "священна и неприкосновенна".

В данном контексте следует напомнить о концепции Яна Ходдера, который в своей работе "Одомашнивание Европы" (The Domestication of Europe: Structure and Contingency in Neolithic Societies) предложил гендеризацию пространства в рамках обобщённого неолитического европейского габитуса; области вокруг домохозяйств формировали локус значений, ориентированных на женщин, а "дикие" области закрепляли и генерировали значения, ориентированные на мужчин.

Используя пространственное распределение гендерных изображений, Мортер и Робб предположили, что неолитическое пространство было гендеризировано концептуально, с концентрическими зонами вокруг поселений, которые в некотором роде считались женскими, в то время как отдалённые, дикие или пограничные районы считались мужскими.

Пространственность пола. Некоторые возможные отношения (Мортер и Робб, 1988).

26 апреля 2025

"Святая вода" эпохи неолита?

Джон Робб сообщает о пещере Гротта Скалория в северной Апулии (Италия). "Относительно доступная Верхняя пещера служила убежищем с позднего верхнего палеолита до неолита и вмещала обширное неолитическое кладбище, датируемое шестым тысячелетием до н. э. Глубокая и недоступная Нижняя пещера была культовым местом, датируемым пятым тысячелетием до н. э. Хотя там были найдены некоторые человеческие останки, главным аспектом культа Нижней пещеры, по-видимому, было размещение изящных расписных сосудов для сбора воды, капающей со сталактитов".

Гротта Скалория, Манфредония, Апулия. Культовое место в нижней пещере с изящными сосудами для сбора капающей воды.

Как здесь не вспомнить про крито-минойскую керамику в стиле Камарес? Название было дано по имени поселения Камарес на острове Крит, в пещере близ которого были найдены наиболее яркие образцы среднеминойской керамики. 


Между прочим, такие же сосуды были найдены и в Диктейской пещере (или Психро), в глубине которой имеется небольшое подземное озеро, а на стенах и потолке можно увидеть причудливые сталагмиты и сталактиты.

Ронделы как костехранилища?

Некоторые деревни итальянского неолита были окружены рвами, или канавами. Они были особенно распространены в Тавольере северной Апулии и вокруг Матеры. 

Участок рва, Рипа Тетта, небольшая деревня раннего неолита на Тавольере (Апулия). Приблизительная ширина рва составляет два метра.

Во многих деревнях Тавольер архитектурное разделение пространства было продолжено ещё дальше с помощью ещё более мелких "С-образных рвов", ограничивающих отдельные домохозяйства внутри деревни.

Планы разрушенных деревень. Почтовое отделение Виллано, Тавольер.
 
Планы разрушенных деревень. Перевал Корво, Тавольер.

Рвы вокруг деревень как оборонительные фортификации ещё можно понять (хотя, здесь мы видим множественные канавы, некоторые из которых прерываются), но как, в таком случае, понимать, С-образные канавы вокруг жилых домов внутри деревень?

Джон Робб говорит, что в деревнях Тавольеры, окружённых рвами, большинство человеческих костей найдено в канавах деревень или в канавах отдельных домохозяйств. Человеческие кости также известны из деревенских рвов на Сицилии (Стентинелло, Мегара Гиблае) и вокруг Матеры и Центрального Бари (Каса Сан Паоло, Мурджеккья и Мурджа Тиммоне). В то же время, известно несколько захоронений черепов, отделённых от тела, внутри домов. Возникает предположение о том, что рвы на окраинах деревень и вокруг личных домохозяйств копались для погребения костей умерших предков. Возможно, кости покойников обладали защитными функциями; может быть, считалось смертельно опасным переступать через них. Но это всего лишь догадки, "гадание на кофейной гуще". 

Может быть. (А может и не быть.)

"Одним из наиболее хорошо документированных случаев, благодаря систематическому радиоуглеродному датированию, является Серра-Чикора на полуострове Салентино в Апулии. Здесь люди населяли небольшую деревню в середине шестого тысячелетия до н. э., оставляя обычный мусор, а также хороня своих умерших в деревне. Примерно пятьсот лет спустя, в начале-середине пятого тысячелетия до н. э., проживание здесь давно прекратилось. Тем не менее, люди вернулись на это место, чтобы похоронить ещё дюжину людей" (Джон Робб).

Возникает соблазн связать случай Серра-Чикора с длинными домами и длиннокурганными погребениями вокруг Балтийского моря и на Британских островах. Допустим, люди покидали длинный дом и переходили на новое место, где строили новое жилище. Но старики, умирая, говорили: похороните меня на моей родине. То есть в том доме, где они родились, в доме, который построили своими руками их отцы и матери. И таким образом старый длинный дом постепенно превращался в "дом мёртвых". Для увековечивания памяти об умерших, потомки могли насыпать холмики из земли или камней, которые затем объединялись в длинный курган. 

25 апреля 2025

Итальянский неолит: "гетерархия" деревенской жизни.

Джон Робб в своей монографии "Ранняя средиземноморская деревня" рассматривает Центральное Средиземноморье, в основном Центральную и Южную Италию, Сицилию и Мальту примерно между 6000 г. до н. э. и 3000 г. до н. э.

Итальянский неолит коренным образом отличается от британского неолита. Скорее всего потому, что первый стартовал на 2000 лет раньше второго. В итальянском неолите всё гораздо проще и скромнее, -  никаких мегалитических сооружений, никаких "длинных домов", никаких оград-хенджей и масштабных ритуалов. В фигуративном искусстве чувствуется ещё дыхание палеолита; некоторые статуэтки очень сильно напоминают палеолитических "венер".

Статуэтка эпохи неолита Центральной и Северной Италии. Сурок.

24 апреля 2025

Женские инициации в неолитической Италии?

Джон Робб в своей монографии "Ранняя средиземноморская деревня. Деятельность, материальная культура и социальные изменения в неолитической Италии"  говорит, что в неолитической Италии "около трети взрослых женских скелетов показывают преднамеренно выбитые передние зубы в течение некоторого времени до смерти".

Фонтевива: преднамеренное удаление передних зубов при жизни у женщин

"Ни одного случая среди мужчин не известно, и это явно гендерно-связанное поведение. Поскольку у женщин нет определённой модели лицевых травм, удаление зубов не было результатом насилия". 

Известно, что удаление зубов является одним из этапов инициации подростков в архаических обществах. Кстати, некоторые общества Африки и Океании даже не дожидаются, пока дети подрастут, а удаляют у мальчиков и девочек нижние резцы ещё в раннем возрасте. «Зачем?», — спросите вы. Ответ имеется: таким способом демонстрируется отличие человека от животного.

Может быть, и в неолитической Италии удаляли зубы девочкам-подросткам во время обрядов посвящения? А если в эпоху неолита существовали коллективные инициации девочек, тогда, вполне возможно, имелись и женские тайные союзы.

Про британские длинные дома и гробницы.

Ричард Брэдли в своей монографии "Преистория Британии и Ирландии" сообщает о радиоуглеродном датировании длинных домов. Их строительство ограничивается примерно полутора столетиями между 3750 и 3600 гг. до н. э. 

В Ирландии при раскопках домов было обнаружено значительное количество прекрасной керамики и обугленного зерна.

Как правило, В Ирландии и Шотландии длинные дома строились из дерева. Многие из них были возведены в начале четвёртого тысячелетия до н. э., а после этого времени они исчезают, чтобы быть заменёнными более эфемерными постройками. 

Планы деревянных построек, интерпретированных как залы раннего неолита в Кратесе, северо-восточная Шотландия, и Клейше, центральная Шотландия.

23 апреля 2025

Очаровательная реконструкция...

...образа танцовщицы культа Солнца, скандинавского бронзового века, основанная на одежде и артефактах, найденных в захоронении девушки из Эгтведа, которая умерла в возрасте 16 - 17 лет в Дании в 1370 году до н.э.


См.: «Девушка из Эгтведа» и Параллели.

"Культура скандинавского бронзового века была культурой воинов с сильным акцентом на оружие и статус" (из англоязычной Википедии).

22 апреля 2025

Женщины-шахтёры позднего неолита Британии.

Одним из самых заметных достижений в обработке камня в неолите было появление кремневых шахт с глубокими центральными шахтами и радиальными галереями. 

В рудниках Сассекса есть несколько захоронений, и, что интересно, некоторые из них принадлежат женщинам, что противоречит предположению, будто добыча кремня была исключительно мужским занятием.

Дизайн марки кремневых рудников Греймс-Грейвс, иллюстрация Ребекки Стриксон и фотография Рольфа Гобитса.

В месте, давно известном как "Греймс-Грейвс", в период с 2600 по 2400 гг. до н. э. на площади более 30 гектаров было вырыто от 450 до 600 шахтных стволов. Они были глубиной до 14 м и шириной до 12 м наверху. В среднем 140 рогов благородного оленя были извлечены из мест, где их оставили шахтёры в каждой из четырёх шахт, заново откопанных в 1970-х годах. Почти все использованные рога были естественным образом сброшенными, а не снятыми с мёртвых животных, что говорит о том, что олени охранялись, чтобы "собирать" их сброшенные рога, а не просто охотились на них ради еды.

21 апреля 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (13)

Удивительно много совпадений с ритуальным сооружением в Херксхайме мы видим в британских ограждениях-ронделах-хенджах.

"Одним из первых исследованных британских объектов был Виндмилл-Хилл около Эйвбери в Уилтшире. Раскопки, проведённые Аласдером Уиттлом и Джошуа Поллардом, продемонстрировали, что в рвах было обнаружено очень большое количество костей животных, в основном крупного рогатого скота, старых коров, забитых, когда они уже не доились. Это предполагает коллективное потребление мяса в значительных количествах, возможно, во время ритуальных пиршеств. 

На другом тщательно исследованном участке, на холме Хэмблдон в Дорсете, два отдельных ограждения и два длинных кургана были заключены в массивную систему внешних валов и рвов. Этот комплекс развивался по частям в течение определённого периода времени, начиная с 3860-3630 гг. до н. э., при этом активность на вершине холма продолжалась в течение периода в общей сложности 310 ± 70 лет. Более крупное, главное ограждение было одним из самых ранних элементов и содержало многочисленные ямы, заполненные оленьими рогами, фрагментами керамики и каменными топорами, в то время как его рвы содержали значительное количество человеческих костей. Среди них были черепа, которые явно были помещены на дно рва. Возможно, ограждение использовалось как "кладбище", где мёртвые подвергались воздействию стихий, а фрагменты тел попадали в ров в результате деятельности пожирателей падали. Однако в некоторых случаях останки, по-видимому, были помещены преднамеренно, в то время как наличие следов, оставленных при соскабливании плоти с костей каменными орудиями, указывает на то, что трупы иногда активно "обрабатывались", а не просто оставлялись разлагаться. Роджер Мерсер и его команда открыли ряд траншей, и доказательства человеческих останков, извлечённых из рвов главного ограждения, заставили его описать его как "воняющее" разлагающейся плотью в середине четвёртого тысячелетия до н. э. 

Длинные курганы (2).

Кит Рэй и Джулиан Томас приводят несколько примеров, когда последовательность захоронений в камерах длинных курганов длилась от 15 лет до двух поколений. 

Длинный 100-метровый курган в Вест-Кеннете, Уилтшир. Он был построен задолго до Силбери-Хилл.

"Например, в Хазлтоне и в Аскоте-андер-Вичвуде в Котсуолдсе уточнённая радиоуглеродная датировка указывает на то, что человеческие останки были захоронены в течение примерно столетия. В Вест-Кеннете около Эйвбери в Уилтшире период погребальной активности был ограничен менее чем тридцатью годами, а в небольшом земляном кургане, который предшествовал массивному, обрамлённому камнями длинному кургану в Уэйлендс-Смити в Бёркшире, он мог длиться не более пятнадцати лет. Тем не менее, в большинстве случаев есть признаки того, что соответствующие памятники продолжали посещаться и почитаться принимающими их общинами в течение гораздо более длительных периодов".

20 апреля 2025

Две волны неолитических фермеров в Британии?

В 2016 году было сообщение о геномных данных останков женщины из коридорной гробницы в Баллинахатти в графстве Даун, датируемых 3343 - 3020 гг. до н. э. Её дальние предки имели преимущественно ближневосточное происхождение, но что оказалось примечательным и неожиданным, так это то, что её самые близкие родственные связи были с испанскими неолитическими группами, а не с группами из Центральной Европы. 

Значит, по-видимому, существовали два параллельных процесса экспансии неолитических земледельцев. Оба стартовали из Эгеиды, но один шёл на запад по берегам Средиземного моря и, добравшись до Иберии, повернул на север и пошёл вдоль атлантического побережья, оказав влияние на запад Франции, особенно на Бретань, и оттуда переметнулся на близлежащие Британские острова; другой шёл на северо-запад через Балканы и Придунайскую низменность, а оттуда, вместе с носителями культуры линейно-ленточной керамики — в Центральную Европу и далее, в страны Бенилюкса, бассейн реки Сена и Нормандию, откуда до Британии — "рукой подать".

Распространение земледелия в Юго-Восточной Европе

Когда неолит "прибыл" в Британию?

На этом плане показан "контекст 4806", - так археологи назвали похожую на зал конструкцию, построенную вокруг прямоугольного расположения дубовых столбов, закреплённых в земле, которая была построена около 3900 г. до н. э.

Уайт-Хорс-Стоун, близ Мейдстоуна, Кент. 17,5 м в длину и 8 м в ширину

Радиоуглеродная датировка "длинного дома" в Уайт-Хорс-Стоун показывает, что он был построен в период 4065 - 3940 гг. до н. э. и что он продолжал использоваться до 3745 - 3635 гг. до н. э., то есть в течение как минимум 200 лет. 

Эта конструкция сильно напоминает "длинные дома" носителей культуры линейно-ленточной керамики - с одной стороны, и длиннокурганные захоронения - с другой. 

Дэвид Майлз говорит, что это самое раннее известное неолитическое здание в Британии: отпечаток первых земледельцев". 

При этом в континентальной Европе "длинные дома" не строились уже несколько сотен лет. Если земледельцы мигрировали в Британию и, прибыв туда, вернулись к древней практике строительства больших домов, то требуется объяснение этого изменения в поведении. Одно из предложенных толкований заключается в том, что эти "большие дома" были средством предоставления убежища от потенциально недружелюбных туземцев для недавно прибывших мигрантов на враждебной земле. Кит Рэй и Джулиан Томас говорят, что это возможно, хотя тут следует спросить, почему эти новоприбывшие решили воспроизвести тип структуры, которая не была в общем использовании в течение нескольких столетий, а не какую-то форму защитного ограждения.

19 апреля 2025

Как элиты создавали себя.

Джон Баррет утверждал, что труд, вложенный в строительство хендж-монументов и каменных кругов, был не столько показателем существующей степени социальной иерархии и централизации, сколько средством, с помощью которого элиты создавали себя. С этой точки зрения, эти элиты фактически создали свою собственную власть, побуждая и принуждая большое количество людей работать вместе для создания массивных архитектурных форм. 

Силбери-Хилл, высота 40 метров. Рукотворный холм был создан в несколько этапов между ок. 2400 ~ 2300 г. до н. э. Археологи подсчитали, что потребовалось 18 миллионов человеко-часов, что эквивалентно 500 мужчинам, работавшим в течение 15 лет, чтобы придать пирамидальную форму 248 000 кубометрам земли. 

Примерно так я и думал. Сотню лет (а может быть и больше) велось строительство Силбери-Хилл, и на такой большой стройке, конечно, имелись свои "начальники".

Библейская легенда о строительстве вавилонской "башни до небес" приобретает новый смысл. Под благовидным предлогом — подняться на небо (что равносильно обретению райского блаженства) — тысячи мужчин работают на стройке денно и нощно. Строительством управляют "прорабы". Они заинтересованы в том, чтобы стройка никогда не кончалась, поэтому башня строится "до небес".

Длинные курганы.

Длиннокурганные захоронения — это тип памятников, которые строились по всей Западной Европе в пятом и четвёртом тысячелетиях до нашей эры. 

Распространение известных длинных курганов эпохи неолита и связанных с ними погребальных памятников

Для сравнения — карта распространения мегалитических памятников в Западной Европе.


18 апреля 2025

Шафран в минойской культуре.

 

Крито-минойские собирательницы шафрана

Шафран применяется в крайне малых дозах, т.к. это очень «сильная» пряность. Если добавить много - блюдо будет горчить.

Шафран – сильнейший инструмент для повышения либидо. Однако передозировка шафрана вызывает неконтролируемый смех. Растение имеет наркотические свойства. Несколько грамм шафрана — это уже летальная доза для человека...

Британский геофизик Дэвид Смейл рассказал, что «крокерам», как называли сборщиков шафрана местные жители, приходилось делать перерывы во время упаковки, чтобы сдержать смех. «У этого растения есть особый аромат, – рассказал Смейл. – Он очень приятный и довольно пьянящий. Необходимо почаще вдыхать свежий воздух, потому что в больших количествах шафран действует как наркотик».

Крито-минойский монотеизм?

Нанно Маринатос, американский археолог греческого происхождения, специалист по минойской религии и иконографии, пишет: "Я изучала фрески на протяжении многих десятилетий, но только недавно мне стало очевидно, что рання точка зрения сэра Артура Эванса о существовании монотеизма в минойскую эпоху была по существу правой. Действительно, Акротири предоставил доказательства не многобожия, а существования одной-единственной Великой Богини женского пола".

Я примерно месяц назад высказывал противоположную точку зрения. Но кто — я, и кто — Нанно Маринатос?! Было бы в высшей степени опрометчиво с моей стороны, не прислушаться к мнению маститого археолога. Тем не менее, я пока воздержусь от перемены своей точки зрения. На мой взгляд, мнение Маринатос недостаточно обосновано и доказательно. 

17 апреля 2025

Кимвалы

Кимва́л (греч. κύμβαλον, лат. cymbalum), употребляется преимущественно во множественном числе, кимва́лы — парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок. В античности кимвалы — принадлежность оргиастических обрядов в культах Диониса и Кибелы. 

Delapoer Downing (1885–1902). Конец утомительного дня.

Здесь, на картине, мы как раз видим кимвалы с красными шнурками (для надевания на руки) и утомлённую девушку, плясавшую весь день в религиозном шествии . 

Балканско-древнеэгейский культурный дрейф.

По словам Харальда Хаармана, вторая волна арийской экспансии (см.: "Вторая волна арийской экспансии (ок. 3500 г. до н. э.)") привела к тому, что "между 4300 и 4100 гг. до н. э. сотни малых и крупных поселений в долине нижнего Дуная и восточной Болгарии были заброшены". <...> "Прерывание непрерывности поселений не обязательно означает разрыв с традициями предков, поскольку люди, которые оставили свои дома, поселились в других местах и продолжали жить со своими мировоззрениями и обычаями". <...> "Население выжило и оказало влияние на создание более поздних цивилизованных обществ". 

"Отсутствие одного из характерных маркеров староевропейского искусства и религии, статуэток, интерпретируется как признак перемен, охвативших общество Старой Европы. С началом бронзового века появление статуэток в археологических слоях резко сократилось и вскоре полностью прекратилось. Однако эта традиция, должно быть, каким-то образом сохранилась в культурной памяти староевропейцев, потому что вскоре после этого статуэтки стали производить снова, сначала на Кикладах, а вскоре и на минойском Крите".

Образ кикладской «озябшей» богини. Ноги слегка согнуты, руки прижаты к телу, лицо обращено к небу, как у позднейших греческих менад Диониса.

16 апреля 2025

О вождях культуры Варна.

Википедия сообщает, что в могиле №43 Варненского могильника "судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно вождь или жрец" (Источник).


Помнится, я спорил с Википедией и говорил, что это никакой не вождь, а кузнец. Я исходил из того, что в староевропейских общинах Гумельницкой культуры (
а культура Варна является локальным вариантом культуры Гумельницкой) не было вождей и вождеств, не было "вертикали власти"; это было эгалитарное общество. Но оказалось, что я был неправ. Признаю свою ошибку; лежачего не бьют.

Харальд Хаарман рассказывает об интенсивных торговых отношениях Старой Европы со Степью. "Для людей из Степи представлялись два варианта, чтобы обеспечить преимущества, предлагаемые движением товаров из Старой Европы в долгосрочной перспективе. Один из них заключался в интенсификации социальных отношений с земледельцами. Альтернативой был политический контроль над движением товаров и торговыми путями, по которым передавались товары и технологические знания. Этот курс был выбран небольшими группами степных кочевников, которые утвердились в качестве элиты среди староевропейцев в пограничном регионе".

Фесмофории.

Х. Хаарман говорит, что древнегреческом образе Деметры сохранились черты Великой Богини Старой Европы. Согласно мифической традиции, "светловолосая Деметра" (греч. ksanthe Demeter; "Илиада" V, 500) хотела оставаться независимой и не иметь ничего общего с богами Олимпа. Это, очевидно, указывает на её догреческое происхождение.

Древнейшим и важнейшим центром её культа был Элевсин. Замечание в "гимне Деметре" (2, 273-274), согласно которому ритуалы были организованы не людьми, а самой богиней, и, таким образом, были только продолжены греками, можно интерпретировать как указание на большую древность культа Деметры. Эти ритуалы "чрезвычайной древности" (Burkert 1985: 13), включая один, значение которого, даже по мнению греков классического периода, терялось в тумане доисторических времён: трёхдневный праздник, называемый Фесмофорией, который проводился в месяце Боэдромион (соответствующем сентябрю/октябрю) сразу после Великих мистерий Деметры. 

Геродот утверждает, что этот обряд был введён в Греции для пеласгийских женщин дочерьми Даная, мифического царя Ливии. Геродот также утверждает, что знания о Фесмофориях были почти утрачены после этнической чистки пеласгов дорийцами на Пелопоннесе. Он приписывает сохранение этой практики аркадийцам, которые пережили чистку.

15 апреля 2025

Менструальные хижины?

Среди других примеров догреческого субстрата, Харальд Хаарман указывает на thalamos — "комната, помещение".

"В древнейших греческих постройках домов таламос был отдельно стоящим круглым зданием во дворе", - сообщает Х. Хаарман.

Кажется, при раскопках на Крите были обнаружены миниатюрные модели таких строений.

Глинянная фигурка с изображением женщины, сидящей внутри некого дома или святилища, на крыше которого сидят животные.
  

Может быть, эти "святилища" на самом деле являлись менструальными хижинами?

"В более поздние периоды таламос использовался для других целей, а именно как кладовая", - добавляет Х. Хаарман. - "С догреческим субстратным словом таламос связано слово толос, которое обозначает ротонду с конической крышей".

Ну, толосы в крито-минойской культуре — это прежде всего круглые гробницы, здания, скажем так, ритуального характера (если принять во внимание регулярные поминки усопших родственников).

Мелкая торговля — дело женское.

Я задал вопрос в поисковике Яндекс: "челноками в 90-е годы были в основном женщины"?

Ответ пришёл незамедлительно: "Да, в 90-е годы челноками были в основном женщины. По некоторым данным, они составляли около 80% от всех челноков. В основном это были женщины интеллигентных профессий, например врачи и учителя".

"В начале 90-х годов, когда Советский Союз распался и границы открылись, многие люди потеряли работу и стали заниматься челночным бизнесом.

Одной из самых известных категорий челноков были женщины, которые отправлялись в Турцию, Польшу, Китай и возвращались с огромными клетчатыми сумками, набитыми самыми разными товарами: одеждой, сигаретами, алкоголем, детскими игрушками, парфюмерией, бытовой химией.

Они сами продавали товар на рынках, совершая при этом 2-3 поездки в месяц, каждая из которых приносила 100-200 долларов дохода.

Окончание этого движения пришлось на конец 90-х годов. Единичных торговцев стали сменять магазины и фирмы. Многие отошли от дел, а более предприимчивые стали торговать уже на других условиях" (Источник).