Джон Робб в своей монографии "Ранняя средиземноморская деревня" рассматривает Центральное Средиземноморье, в основном Центральную и Южную Италию, Сицилию и Мальту примерно между 6000 г. до н. э. и 3000 г. до н. э.
Итальянский неолит коренным образом отличается от британского неолита. Скорее всего потому, что первый стартовал на 2000 лет раньше второго. В итальянском неолите всё гораздо проще и скромнее, - никаких мегалитических сооружений, никаких "длинных домов", никаких оград-хенджей и масштабных ритуалов. В фигуративном искусстве чувствуется ещё дыхание палеолита; некоторые статуэтки очень сильно напоминают палеолитических "венер".
![]() |
Статуэтка эпохи неолита Центральной и Северной Италии. Сурок. |
Люди в Италии эпохи неолита жили в маленьких деревнях, состоявших из однокомнатных домов, сделанных из лозы и глины. Типичная итальянская неолитическая хижина имела площадь от 15 до 40 м². Похоже на то, что семьи были нуклеарные. Максимальная численность населения деревни оценивается всего в 200—300 человек. Кажется вероятным, что большинство неолитических итальянцев проживали в деревнях группами менее чем из 100 человек, а многие поселения были значительно меньше. Они ели злаковые и бобовые культуры, занимались садоводством, пасли овец и коз, коров и свиней. Бедренные и большеберцовые кости итальянского неолита демонстрируют относительно высокий половой диморфизм, что, скорее всего, указывает на отгонное скотоводство, которым занимались мужчины.
Одиночное захоронение в простой яме в пределах родной деревни было обычной погребальной практикой в неолитической Италии. При этом не ожидалось, что это захоронение будет поддерживаться целостным всегда; скорее, было нормальным для большинства захоронений быть нарушенными в будущем, предположительно после истечения периода траура. Разбросанные человеческие кости в канавах, ямах и кучах, вероятно, создавали такое чувство "родины" у потомков погребённых, которое нам, ныне живущим людям, вовсе неведомо. Хотя детей хоронили так же, как и взрослых, их могилы чаще тревожили и, предположительно, скорбели о них в течение более короткого периода времени, что говорит о том, что, как бы нежно к ним ни относились, они не считались равными по статусу взрослым.
В неолитической Италии отсутствуют практически все канонические показатели социальной иерархии: богатые захоронения, элитная архитектура, централизованные административные места, масштабные сооружения и иерархии участков. Крупнейшие коллективные работы, деревенские рвы, могли быть организованы ситуативными лидерами, а не племенными вождями. Общая модель с небольшими домами и поселениями и небольшим количеством ритуальных атрибутов была достаточно выраженной не только для того, чтобы развеять любые подозрения о неолитических "вождествах", но даже побудить Уайтхауса предположить неолитические "группы" — смелый и оригинальный вывод, поскольку применение типологии Сервиса к неолитической Европе повсеместно обозначало ранние земледельческие общества как "племена".
Похоже на то, что, применительно к обществу неолитической Италии, наилучшим образом подходит термин "гетерархия". Как социальная организация, "гетерархия" относится к ситуации, в которой элементы не могут быть ранжированы, потому что они качественно различны (как, например, яблоки и апельсины) и их относительный ранг неоднозначен. Это не исключает возможности любой иерархии; все общества сочетают в себе множественные формы лидерства, и даже в целом эгалитарные общества могут иметь наследственных лидеров (например, в ритуальной сфере). Но нет никаких доказательств того, что иерархия формировала основной дискурс, организующий то, как люди думали и действовали. Следовательно, это было гетерархическое общество, основанное на определении лиц и видов деятельности с точки зрения качественных различий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий