25 декабря 2022

Чатал-Хююк как некрополь.

"На восточной окраине в неолитическом городе Чатал-Хююк археологи обнаружили особое религиозное сооружение площадью около 30 м², пишет Arkeonews. В недавно открытом здании есть алтарная зона, скамейки, украшенные бычьими головами, узкие входы, настенные росписи и рельефы.

«Это сооружение похоже на храмовые постройки, которые были открыты в первый период раскопок, но относится к более позднему периоду. Оно показывает, что религиозная традиция сохранялась, хотя город к тому времени уже был в запустении. Особенность, которая отличает это здание от жилых построек, заключается в том, что оно не содержит никаких элементов, связанных с бытовым использованием. Есть только очаг, но и он находится не там, где обычно располагался в жилых домах. Примечательно также, что с обеих сторон есть узкий вход, в который можно пройти, только пригнувшись», — говорит профессор Аркадиуш Марчиняк (Источник).

Несколько лет назад я говорил, что Чатал-Хююк напоминает мне некрополь, "город мёртвых". Предчувствия меня не обманули. Как мы видим, там действительно имелись помещения, где люди не жили.

В заметке говорится, что это было на позднем этапе, когда город был в запустении. Значит, надо полагать, люди жили где-то рядом, а город использовали как кладбище? Интересно, когда это началось и как долго продолжалось?  

Реконструкция типичного дома из Чатал-Хююка
 
Погребение в Чатал-Хююке

К вопросу о коллективном бессознательном.

Бронзовая обетная статуэтка обнажённого мужчины, Кавказ, 8-й-6-й век до нашей эры.

Голливудская "звезда" Натали Вуд (Наталья Николаевна Захаренко) обезьянничает.

Ритуальная повозка.

Бронзовая модель повозки шумерского типа из древнего Эмеса (Хомс), Сирия. 2500—2250 гг. до н.э.

Интересно, почему такая форма у передней стенки повозки?


Она напоминает мне форму т. наз "рогов освящения" (Horns of Consecration) крито-минойской культуры. На Крите рога священного быка размещались на крышах зданий и святилищ, на гробницах и могилах как признаки святости структуры.


 Вот, например, крито-минойское святилище, украшенное бычьими рогами.

А здесь мы видим "рога освящения" на голове богини.

Может быть, шумерская повозка была ритуальной? Тем более, что эти повозки тянули быки.

На нижеприведённой картинке мы видим современную реконструкцию.

Однако меня терзают смутные сомнения. Ослы в военном деле абсолютно непригодны, да и сама форма телеги далека от классических колесниц древнеегипетского типа. К тому же, колесницы появились позднее. Древнейшие известные колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культуры на территории современной Челябинской области, Россия, датируемые примерно 2000 годом до нашей эры.

Так что, скорее всего, перед нами ритуальная повозка. Кого или что на ней перевозили, остаётся лишь гадать.

Мин и Минос.

"Один из древнейших египетских богов Мин изображался в виде человека с бородой и подчёркнутым половым признаком", - говорит Ариэль Голан. "Правая рука Мина развёрнута вверх, левая — на египетских фресках обычно не изображается, но на статуях она обхватывает фаллос у основания, полностью оттягивая плоть с головки члена, которая в результате выглядит как обрезанная", - добавляет Википедия

"Поза Амона однозначно говорит о том, что он даёт клятву", - говорит a_kudryavets и приводит соответствующие доказательства (см.: Кто такой Аминь и почему до сих пор его знают по всему миру). 

По сообщению А. Голана, Мин персонифицировался в обличье быка. Эмблемой Мина было изображение луны; его святилище называлось "домом луны". 

Мин или Мен был в древности богом луны не только в Египте, но также в Месопотамии и Малой Азии.

С именем Мен, Мин, несомненно, родственно слово, обозначающее луну или месяц в ряде индоевропейских языков: латышское mensis, греческое mens, праиндоевропейская форма *mes, mens.

У египтян с Мином отждествлялся Амон, в имени которого звучит то же m.n. Кроме того, имя египетского Мина совпадает с именем мифического критского царя Миноса (если отбросить -ос, обычное греческое окончание); в связи с этим уместно отметить, что в греческой мифологии Минос — один из судей в загробном мире. 

24 декабря 2022

Амазонки — «полумужички»?

На Алтае и в европейской части России до XIX—XX вв. выделяли так называемых «полумужичек», которые брали на себя мужскую роль и даже «женились», выбрав себе постоянную партнёршу. По мнению информантов, полумужички рождались, как правило, женщинами, а в определённом возрасте превращались в мужчин: «Был такой, до войны женщина, а потом мужик – Семён Деничкин» (Источник).

Очевидно, такие "полумужички" имелись во все времена и у всех народов. Вот, например, типичная "полумужичка" из Германии.

Дора Ратхен, атлетка олимпийской сборной Германии, арестованная на железнодорожной станции по подозрению в том, что была мужчиной, переодетым в женское платье, 1938 год.

Очевидно, к мужчинам Дора была равнодушна, потому что сама была "мужиком". И руки у неё мужские, и сила - мужская, и всё телосложение - мужское...

В связи с этим снова вспоминаются древние легенды об амазонках... А если допустить, что собрались вместе в одну "банду" несколько таких "полумужичек"? Да они голыми руками кого хошь порвут. А если они добудут оружие да сядут верхом на коней, победить их сможет разве что только Геракл.   

Геракл и Ипполита

«Ночь матерей» (др.-англ. Mōdraniht) и гон у диких свиней.


Павел Глазков сообщает, что "У кабанов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начался гон. 

Это время продолжения рода у диких свиней. У кабанов – уникальная социальная организация, в основе её лежит семья. Семья – это самка с её разновозрастными детьми. А когда несколько родственных семей объединяются, образуется стадо. Здесь царит жёсткий матриархат, а во главе – самая взрослая и опытная самка.
Самцы – по-другому их называют секачами – живут поодиночке. И только в декабре, в брачный период, они присоединяются к стаду, чтобы продолжить род.
В это время в стаде наступает двойное управление со стороны самца-вожака и самки-лидера. Стадо, к которому присоседился самец, называют гаремом" (Источник).

В связи с этим, у меня возник вопрос.

А не связан ли гон у кабанов с т. наз. "материнской ночью"? 

Шутка из Удмуртии.

Определения: ставим точки над "i"

"Патриархат это по сути преобладание мужского над женским. Подчинение женского мужскому. Преимущественно мужская модель мира. Женское в большей степени служит мужскому как ресурс и зачастую и вовсе обесценивается 🙄", - говорит Вероника Тулаева.

Я согласен с этим определением. Но в таком случае получается, что матриархат это по сути преобладание женского над мужским. Не подавление мужского начала, а именно преобладание женской модели мира.

Такого рода преобладание может быть и на индивидуальном уровне, и на уровне социума, например как научный "мейнстрим": учёные познают Вселенную, как Адам "познал" Еву, жену свою.

She Encompasses His Universe

"Чёрный бог": анализ мифологемы.

У Ариэля Голана в его исследовании "Миф и символ" часто мелькает "чёрный бог". На протяжении всего труда он буквально "лепит" его из всевозможных осколков древней мифологии. Получается, как у Алёны Апиной: "Я его слепила из того, что было...".

Надо сказать, что я также уделяю много места этому "рогатому" персонажу древней мифологии. На сегодня (24.12.2022) в данном блоге имеется уже 45 записей по тэгу "бык". Причина сего интереса понятна: на мой взгляд, в неолитической мифологии бык играет примерно ту же роль, что Иисус Христос в христианской мифологии. Консорт Великой богини гораздо ближе к живым людям, чем сама богиня. Без него невозможна мистерия, и мы видим, что именно из головы быка "произрастает" лабрис. От пещерных росписей, через крито-минойские таврокатапсии и древнегреческие предания о лабиринте, вплоть до античного культа Митры, - везде мы видим "страдальца"-быка...

Я не принимаю концепт А. Голана о "чёрном боге", так как, по моему мнению, никакого "чёрного бога" в эпоху неолита не было. Была лишь Богиня и её быкоголовый консорт. Последнего, конечно, можно представить в чёрном свете, но надо понимать, что это "очернительство" исходит от нас, людей, выросших в авраамической традиции с присущим ей "сатанизмом". В христианстве сатана — полная противоположность Бога. "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин.1:5). На это нужно обратить особое внимание: древние иудеи позиционировали себя почитателями света, а своих противников считали поклонниками князя тьмы. На этом разделении хороших "своих" и дурных "чужих" базируется внешняя агрессия: надо истребить дьяволопоклонников, ибо они неугодны нашему "светлому" богу. Ну и, попутно, как бы между делом, "прихватизировать" города и веси дьяволопоклонников, их детей и жён обратить в рабство, их скот отдать "светлым" жрецам, чтоб они его сожрали.

23 декабря 2022

Надежда.

В предыдущей записи говорилось о том, что женская вертикаль родства очень важна для передачи традиций. Картина Виктора Алексеевича Сафронова — как раз в тему.

Я бы назвал эту картину "Надежда". Может быть, девочка Надя останется жить в деревне и не позволит ей умереть (на заднем плане видны признаки запустения).

22 декабря 2022

Советский "матриархат".

Интересная картина - Кугач Юрий, "Первые шаги". 1969 год.


"Кугач концентрируется на матрилинейности, женской линии крови всякой семьи - это подчёркивается цветом одежды участниц, красным, и даёт предположить, что бабушка - не свекровь женщины, а её мать. Женская вертикаль родства очень важна для передачи традиций, в том числе традиций поддержания и обретения женщиной сил, для выживаемости рода, поддержании социальных связей. Вот она, у Кугача - линия крови, где все входят в круг жизни, потому что лишних в нём нет и быть не может.

Для России более чем актуально в двадцатом веке. Чего не хотят признавать власти, аж из шкуры вон лезут - что у нас уже сложилась традиция матрилинейности семьи, семьи, в центре которой материнско-детские, а не какие-либо ещё, связи, включая материнско-детскую связь матери-бабушки с дочкой, родившей своих детей" (
Лилит Мазикина).

Суббота и менструация.

Ариэль Голан говорит, что в Вавилоне šabattu первоначально не было еженедельным: его отмечали в период полнолуния, т. е. когда луна "в полной силе"; затем шабатту закрепилось за седьмым днём недели. 

Интересненько! Я уже говорил о том, что биологи подтвердили связь менструальных циклов и Луны. Они отметили, что, как правило, у женщин, для которых такая зависимость наблюдалась, начало менструации совпадало с полнолунием или новолунием. В далёком прошлом связь между фазами Луны и менструальным циклом женщин была гораздо сильнее, так как тогда яркий свет практически не "загрязнял" ночное небо, а люди в среднем проводили на открытом воздухе значительно больше времени.

Значит, изначально "суббота" наступала с приходом месячных у женщин. Причём, у всех женщин деревни месячные синхронизировались и совпадали с полнолунием-новолунием. Женщины расходились по своим menstruation huts, и на несколько дней жизнь в деревне замирала. Наступала вынужденная праздность, то есть ничего неделание.

Что означает топор "острием кверху"?

По сообщению А. Голана, "в Скандинавии при раскопках неолитического поселения было обнаружено святилище со следами ритуальных кострищ; в полу этого святилища был зарыт каменный топор, обращённый острием кверху. На одном менгире в Испании изображены пять змей; раскопки обнаружили у подножия этого менгира пять каменных топоров, уложенных острием кверху". 

Что означает это "острием кверху"? К сожалению, артефакты сами по себе ни о чём не говорят. Говорит лишь миф, артефакты же являются "иллюстрациями" мифа. Без знания мифа топоры "острием кверху" можно толковать как угодно.

Вот, например, что может сказать человек, не знакомый с христианским мифом, глядя на эту картинку?


Интересно было бы показать её детям дошкольного возраста и послушать их "объяснялки". На самом деле это "бесы вверх ногами", миниатюра из Жития Василия Нового XVIII века. Согласно Библии, ещё прежде сотворения человека, была война на небе: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон… на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12 гл). Оказывается, это бесы падали с неба на землю головами вниз, да и застряли, только одни жопы с хвостами да когтистыми лапами точкат из земли.

Можно, конечно, поспекулировать на эту тему, исходя из того, что топор предназначен для прорубания, например, "окна в Европу". Припомнив слова Иисуса Христа о том, что "Царствие Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его", можно было бы представить себе картину прорубания неба топором, но, увы, это предположение ни на чём не основано кроме моих субъективных фантазий.

Да, и здесь любопытно было бы провести параллель с крито-минойским лабрисом. Там-то мы уже пришли к выводу, что он является знаком "перехода" в Иномирье и появляется в тех местах, где "пахнет смертью". 


Козловедческое.

"Египтяне, весьма почитавшие козлов и потому не употреблявшие их в пищу, враждебно относились к евреям за то, что те приносили козлов в жертву богу", - говорит Ариэль Голан. 

Говорят, священные козлы были главными действующими лицами древнеегипетских обрядов священного скотоложества, описанных ещё Геродотом (II, 46): «Случилось в области той (Мендесской) такое диво при мне: с женщиной козёл всенародно смесился, и это стало всем ведомо» [1].

Дмитрий Мережковский пишет на сей счёт:

"«Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом», — возвещает Моисей во Второзаконии (XVII, 21), и в Числах (XVIII, 23–27): «Женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним… говорит Господь… Всем этим осквернили себя народы, которые я прогоняю от вас… И осквернилась земля… и свергнула с себя людей, живущих на ней».

Это сказано тотчас по Исходе из Египта, и уж конечно, Моисей не заклинал бы народа Божьего такою грозною клятвою из огня Синая, если бы не знал, какой для народа соблазн в этих неимоверных тайнах Египта. Во всяком случае, Моисей не смеётся, подобно Лукиану безбожнику, св. Клименту и нам.

21 декабря 2022

К вопросу об иудейской меноре.

Автор блога Old European culture в статье "The Tree of Light (Life)" выложил интересную картинку.

33,000 BCE Sumerian Stamp Seal with Impression Tree of Life with Rampant Goats. Mesopotamia. Chicago. Oriental Institute Museum

Это "Древо жизни" очень похоже на ханукальную менору. Ну и, мы знаем, что довольно часто священное дерево является сабститутом богини. Мы уже приводили аналогичные иконографические изображения, где на месте дерева стоит богиня и кормит козлов. А здесь, вместо богини, мы видим молодое деревце, которое объедают козлики.

This is a shell plaque found in Queen Pu-abi's tomb dated to c. 2600 BC. It shows ibexes rearing up on their hind legs on both sides of the tree of life topped by the eight-pointed rosette

А это гончарный черепок XIII в. до н.э. из Лахиша, древнего ханаанского и израильского города в низменности Иудеи, упоминаемого в еврейской Библии. Фото из книги "Western Asiatic Tree-Goddesses" Ирит Зиффер.

На нём мы видим то же "Древо жизни" с двумя козлами, справа и слева. Мне думается, козлы здесь как два разбойника по правую и левую стороны от креста распятия Иисуса Христа. Один козёл должен быть добрым козликом, а другой — злым козлищем. Я думаю, они показывают два пути для человека, "путь спасения" и "погибельный путь".

Про "умилостивление" божества.

"Истязания при инициации следует истолковывать не как испытание (или воспитание) мужества у будущих мужчин, а как дань, направленную на умилостивление божества", - говорит Ариэль Голан.

При этом в моём воображении вырисовывается соответствующая картина. 

Примерно такими мне представляются людишки, а божество видится в виде монстра, питающегося человеческой кровью, как в фантастическом романе Герберта Уэллса "Война миров".

Монструозное божество удерживает пойманных людишек в каком-то изолированном месте, из которого нет выхода, и вот они сидят и думают: как бы нам умилостивить это чудовище? Может, "отделаемся" кошкой или собакой? Может, насытится, гад, и оставит нас в покое? А если не насытится, может, пожертвуем ему своей собственной кровушки? Разрежем себе вены на руках, нальём пару бутылок и отнесём ему... пообещаем приносить по поллитра каждый месяц... авось, кровопивца, даст нам ещё немного пожить...

Я, конечно, утрирую, но если, допустим, в каком-то архаическом обществе и впрямь "завелось" такое божество, которое требует, чтобы мужчины самооскоплялись и приносили ему в жертву свои половые члены, как пишет А. Голан, то почему бы мужчинам не уйти из того общества? Русские крестьяне снимались и уходили на Дон, Кубань и Яик, если было невмоготу жить с барином-самодуром. Таким образом появилось целое сословие казаков. Почему же древние люди должны были безропотно терпеть и умилостивлять монструозных богов? Что-то здесь не так... Не вяжутся концы с концами...

Скорее всего, "умилостивление божества" — это интеллектуальный фантом эпохи модерна, за которым нет никакой объективной реальности. Точнее говоря, это такая примитивная "объяснялка", которая ничего не объясняет.

Измышлизмы А. Голана про обрезание.

"В древности в странах Восточного Средиземноморья имело место принесение в жертву богу или богине мужского полового члена. По-видимому, такой акт жертвоприношения практиковался ещё в отдалённые времена палеолита. Но кто-то догадался обмануть грозное божество или хоть малость удовлетворить его кровожадность принесением в жертву не всего члена, а лишь крайней плоти. <...> Обряд обрезания есть "малая жертва" грозному богу, приносимая с целью умилостивить его и предотвратить худшее", - пишет Ариэль Голан. 

Ну, такое объяснение появления обряда обрезания годится лишь для детей младшего школьного возраста. А поскольку в школе об этом не говорят, оно совсем не годится.

Вообще говоря, сочинение А. Голана "Миф и символ" изобилует культурологическими "ляпами", он часто приводит рискованные этимологические параллели и некритически воспроизводит некоторые "штампы" научно-популярной литературы. Например, он говорит, что "в Финикии мальчиков приносили в жертву Баалу, швыряя их в пасть идола, внутри которого горел огонь" (с. 193). "Ляпнуть"-то можно всё что угодно, и даже можно соответствующую картинку привести,

но, спрашивается, где доказательства? Когда я привожу многочисленные свидетельства существования матриархата на семейном уровне, указываю на существование матриархальных обществ, сохранившихся до настоящего времени, объясняю матриархат как "священный", то есть проистекающий из теократического устройства традиционных обществ, мне не верят и говорят, что "никакого матриархата никогда не было", а я, значит, должен поверить в эту картинку, нарисованную современным художником? Может быть, будучи школьником и увидев её в учебнике истории древнего мира за четвёртый класс, я бы поверил в это, но теперь — ни за что. 

20 декабря 2022

"Мальчик-с-пальчик".

По сообщению Ариэля Голана, "в древности с фаллом ассоциировался палец. Причём не любой, а большой палец руки. В старорусском языке слово палец обозначало именно этот палец в отличие от других (которые именовались перстами)".

Кстати, - дополню я от себя, - в английском языке та же ситуация: большой палец руки называется thumb, а фаланговые — fingers. Этимологические словари говорят, что thumb от ПИЕ *tum- "пухнуть". Ну да, пенис наливается кровью, "распухает" в состоянии эрекции.


"Можно не сомневаться в том, что русское палец и греческое phallos — слова этимологически родственные", - говорит А. Голан.

"Поднятый кверху большой палец мог обозначать эрегированный фалл, и на этом основании мог служить знаком положительной оценки, а также жизни (поэтому при судействе на гладиаторских боях в Древнем Риме поднятый кверху большой палец означал 'жизнь', а опущенный книзу — 'смерть')".

Но в таком случае, - опять же я добавлю от себя, - очевидно, что жест с «поворотом большого пальца» могли делать лишь мужчины, так как у женщин нету фалла.


"Если поднятый кверху большой палец обозначал эрегированный фалл, то можно высказать следующую гипотезу о происхождении обряда рукопожатия, или, если выразиться точнее, рукотрясения, shaking hands. Хемингуэй сообщает о варианте рукопожатия, виденном им у племени, обитающего в захолустных дебрях Африки. Один из встречающихся сжимает в руке поднятый кверху большой палец руки другого человека и трясёт его. Надо понимать, перед нами — архаичный вид рукопожатия (возможно первоначальный), имитирующий половой акт. Очевидно, поэтому считается неприличным, чтобы мужчина подавал руку для рукопожатия женщине". 

Впрочем, имелось одно исключение из общего правила. Если всё же мужчина подавал руку для рукопожатия женщине, и она в ответ пожимала его руку, это означало, что она тем самым выражает свою готовность вступить с ним в брачные отношения. Интересно, а не большой ли палец его руки она сжимала в своей ладони? Потому что обычное мужское рукопожатие у древних римлян выглядело вот так:

 

Роды и инициация.

Интересные мысли попались мне в статье "О маленькой фее родов, обломе и инициации. (Или как взять "дар родов")".

"В системе подготовки к родам "Birthing from withhin" есть идея о том, что в каждые роды прилетает маленькая хитрая фея, делает "динь-динь!" и в чём-то роды идут не так, как хотелось бы. Были быстрые схватки, и уж было понадеялись на скорый финал? - Динь-динь! Получите пару (не)лишних часиков потуг! Хотели расслабленных оргазмических схваток? - Динь-динь! Получите-распишитесь, боль при всём расслаблении, которую едва-едва перенести можно! Домашние? - Динь-динь! Пора в роддом! И так далее.

Инициация - это ЛЮБЫЕ роды. Нет родов, делающих вас женщиной и родов, которые вас ею так и не сделали. Нет пропуска в рай, в хороших девочек и истинное материнство". 

Там в комментах nordlys_s пишет: 

"Задумалась. Вспомнила рождение своих троих детей...
Давно это было уже, в Питере.
Все они были разные. Интересно теперь провести нить между какими были роды и какие дети, что они переживают в жизни...".

Ну и написала бы! Это было бы чрезвычайно интересно. Но, видно, это женское таинство, как и другие таинства, налагает на уста замок молчания.

Потому что слишком интимная тема.

О "неопределённости" индоевропейской мифологии.

Ариэль Голан говорит, что "сугубо индоевропейская мифология вообще неопределённа. То, что в области мифов, верований, ритуалов обычно считается индоевропейским, на поверку оказывается раннеземледельческим по своему происхождению, лишь приспособленным к основным принципам индоевропейских воззрений. Среди предков тех народов, которые на протяжении 2 тыс. до х. э. воспринимали языки и основные принципы религии выходцев из протоиндоевропейской этнической среды, основной, численно преобладающий контингент составляло автохтонное население. Культура этого населения была более высокой, чем у пришельцев, их искусство было гораздо более развитым. Надо полагать, что и мифы их были более яркими".

Всё верно, и прекрасную иллюстрацию к словам А. Голана представляет греко-микенское искусство. Оно, по "крови", является индоевропейским, арийским, но по "духу" является ни чем иным как репликацией крито-минойского и - шире - эгейского искусства пеласгов.

"Но момент, на который я хотел бы обратить ваше особое внимание, - пишет А. Эванс, - заключается в следующем: несмотря на небольшие локальные расхождения во внутренней обстановке или костюме, «микенцы» являются лишь «провинциальным» вариантом той же самой «минойской» цивилизации. Планировка их дома может немного отличаться, но архитектурные элементы, вплоть до мельчайших деталей, практически одинаковы, хотя определённые мотивы отделки могут быть более предпочтительны в одной области и менее предпочтительны – в другой. Внешний типаж людей, изображённых на настенных росписях, неразличим. Религиозные культы – те же самые. Мы видим ту же самую Богиню Природы с её голубями и гробницу с колоннами; тот же самый культ секиры с двумя лезвиями (лабриса); те же сакральные рога – всё это особенности, которые, как мы теперь знаем, могут быть прослежены на Крите вглубь эпох, вплоть до раннего минойского периода".

"Охотницы", фреска из Тиринфа, XIV в. до н.э., микенский период.
 
Микенские женщины

19 декабря 2022

О муже-женском "колесе года".

По сообщению Ариэля Голана, "Кибеле было посвящено праздненство, которое отмечалось 1 мая. В этот день устанавливали "майское дерево" — столб, украшенный зелёными ветками, цветами, кусками тканей; иногда возили в повозке женщину, представлявшую "королеву мая". Этот праздник с соответствующими обрядами был традиционным в странах Западной Европы до нашего времени. Возможно, он был воспринят жителями Европы у римлян, которые заимствовали его через греков из Малой Азии. Но популярность, распространённость и устойчивость этих обрядов говорят о том, что их вряд ли стоит относить всецело за счёт влияния Фригии; такое влияние трудно объяснить, если не допустить, что образ майской богини нашёл благоприятную почву в архаичных традициях греков, римлян и племён Центральной Европы".

Так, значит, Вальпургиева ночь с ведьмами — это ночь на 30 апреля, канун Первомая, а 1 мая народное гульбище с "королевой мая". Понятно, что на "колесе года" точки 30 апреля (Белтейн) и 31 окрября (Самайн) диаметрально противоположны. 


Мы уже знаем, что, согласно кельтскому календарю, зимняя половина года начиналась 1 ноября; следовательно, 1 мая начиналась летняя половина. Также мы установили, что зимняя половина года считалась "женским" периодом времени, а летняя — "мужским". (Хотя, я считал наступление "мужского" времени года 1 марта, с началом нового года по древнеримскому календарю; тогда наступление "бабьего лета" приходится аккурат на 1 сентября.)

Интересно, что зимой, в самые короткие дни года, во время "волчьих праздников", проводились тайные мужские обряды. Надо полагать, что на летнее солнцестояние, аналогичным образом, проводились тайные женские обряды. Кажется, мне теперь понятны поиски цветущего папоротника в лесу на Иванов день.  

Олег Щербатых

Это похоже на постоянное взаимодействие между инь и ян. Зимой, на территории "матриархата", вместе с волками рыщут тайные адепты "патриархата", и наоборот, летом, в эпицентре "патриархата" ищут "аленький цветок" тайные приверженцы "матриархата".



18 декабря 2022

Аккабадоры.


Средневековый арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан описал похороны знатного руса (= норманна). Из его описания следует, что вместе с покойником хоронили и его девушек, окружавших его при жизни, если они соглашались уйти на тот свет со своим господином. И если девушка давала согласие на уход из жизни вслед за господином, приглашали женщину-старуху, которая в дальнейшем должна была убить эту девушку. «…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)». «Потом положили её [девушку] на бок рядом с её господином и двое схватили обе её ноги, двое обе её руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи верёвку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала её двум мужам, чтобы они оба тянули её, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между её ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили её верёвкой, пока она не умерла» (Источник).

Я ничего не могу сказать о достоверности описанного ритуала, но, в принципе, нечто подобное могло быть, потому что, судя по археологическим раскопкам, и «ямники», и «катакомбники», и скифы вместе с господами хоронили и их служанок, чтоб прислуживали им на том свете.

Про древнерусских "ангелов смерти" я вспомнил, когда прочитал статью "Кто и как избавлял мужчин от страданий в Сардинии XVIII века". Дело в том, что я уже проводил параллели между норманнами и шерданами — представителями так называемых «народов моря», разбойниками и пиратами, захватившими остров Сардиния в XIII веке до х. э. Как позже варяги нанимались на военную службу к византийским василевсам, так и шерданы служили наёмниками в войске египетских фараонов. Вполне возможно, что шерданы "ломанулись" на юг, в бассейн Средиземноморья, с севера, с берегов Балтийского моря. Это были "норманны" бронзового века, "норманны" до норманнов. Интересно, что рогатые шлемы были и у "норманнов" Сардинии, и у норманнов Ютландии.

Головной убор по образу и подобию богини-птицы.

Burukoak головной убор, который носили женщины страны басков до XVII века. В начале XVII века, в разгар испанской инквизиции, церковь запретила их.


"В древности, - сообщает Ариэль Голан, - в Восточном Средиземноморье женщины и мужчины (возможно, жрицы и жрецы) носили головной убор с заострённым и загнутым вперёд концом.


В некоторых странах Западной Европы женщины до 17 века носили головной убор с треугольным выступом на лбу; это рудимент более древней формы головного убора с более выраженным выступом, имитировавшим птичий клюв. В средневековых ингушских гробницах находят женский головной убор в виде высокого колпака, конец которого загибается вперёд; он сходен со знаменитым фригийским колпаком, причём и тот и другой красного цвета".

О происхождении флага.

"Искусство прядения и изготовления тканей было одним из приобретений человечества в эпоху неолита. Поскольку изготовляли пряжу и ткали женщины, эти занятия ассоциировались с богиней.

Богине-пряхе приносили в дар кусок ткани. А одним из главных воплощений богини было дерево. Отсюда обычай (существующий на Кавказе до сих пор): во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции привязывать обрывок ткани к ветвям дерева, которое считается священным" (Ариэль Голан). 

О том же говорит pp_altai в статье "Про ленточки и камни": 

"Когда я собиралась на Алтай, на мой вопрос «что взять с собой» Кулер Эзедикович в своём лаконичном стиле ответил «белую материю метр на метр – для ритуальных целей». Уже на месте мне как следует объяснили, как моим белым ситцем пользоваться. Дело в том, что такая ленточка (но только не какая угодно, не где угодно и не как угодно) – это не «загадывалка желания», а знак уважения к особому месту, приветствие и небольшой подарок природе.
Итак,

где:
В местах «силы» - на родниках, целебных источниках, горных перевалах, пересечениях рек.
В идеале, на берёзе.

что:
длинный (около 80 см) в два пальца шириной оторванный вдоль волокна (в длину) кусочек материи. Лучше новой, прямо из магазина и специально с этой целью купленной. Можно просто очень красивой и дорогой. Но ни в коем случае не «сопливый носовой платок» (цитирую своих хозяев). Ленточка (по-алтайски она называется кыйра или – иногда – дьялама) должна быть определенного цвета. Летом можно выбрать зеленую (цвет листвы), осенью – желтую (цвет осенней листвы и солнца), еще синюю (цвета неба), и в любое время года - белую (цвет чистоты)". 


Цари-"лунатики".

Первая мировая война была своего рода культурным самоубийством, разрушившим величие Европы. Лидеры Европы лунатически, по выражению историка Кристофера Кларка, вошли в конфликт, в который никто из них не вступил бы, если бы они предвидели то, чем он закончится в 1918 году.

Генри Киссинджер
Бывший госсекретарь США.
 

Каждый третий англичанин в возрасте от 17 до 35 был убит в Первой мировой войне