И снова — о "духе времени", который отражается, как в зеркале, в артефактах культур Крита и Судана.
![]() |
Пифос с изображением трёх рядов спиралей, из Старого дворца в Фесте. 1850-1700 гг. до н. э. |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
И снова — о "духе времени", который отражается, как в зеркале, в артефактах культур Крита и Судана.
![]() |
Пифос с изображением трёх рядов спиралей, из Старого дворца в Фесте. 1850-1700 гг. до н. э. |
Крито-минойскую "безымянную" богиню и финикийско-карфагенскую богиню Танит сближает общая морская тематика.
Где-то я читал, что у шаманов имеются "входы" в неординарную реальность, то есть в потусторонний мир, мир духов и мёртвых. Таким "входом" может быть, например, дупло дерева в ординарной реальности, или какая-то нора в земле, или вход в пещеру. В этом смысле, море является одним большим "входом" в преисподнюю. Отсюда понятно, что дельфины и восьминоги, в изобилии представленные в крито-минойском искусстве, могут трактоваться, с одной стороны, как психопомпы, т. е. проводники душ умерших людей в потусторонний мир, а, с другой стороны, как вестники ("ангелы") Богини.
![]() |
Керамика минойской эпохи. Для бронзового века практически невозможно найти художественную культуру, которая умела бы рисовать животных лучше минойцев. |
![]() |
Символическое изображение Танит на стеле карфагенского тофета. 3 век до н. э. |
А что будет, если законодательно запретить мужчинам занимать политический "олимп"? На том основании, что мужчины склонны к агрессивному поведению и развязывают кровопролитные войны.
"Нет, это решительно невозможно! Феминофашизм не пройдёт!"
Но, всё же, давайте проведём хотя бы мысленный эксперимент и посмотрим, что из этого выйдет.
Можно сразу сказать со 100-процентной гарантией, что не выйдет ничего хорошего. Потому что среднестатистическая женщина современного общества ("баба") ничем не лучше мужчины. В основной своей массе женщины живут внутри парадигмы современного общества. От перестановки места слагаемых сумма не меняется.
В современном обществе нет Мифа. Имеются лишь "осколки" древних мифов. Для меня эти "осколки" составляют род духовной пищи. И многие другие люди питаются этими "осколками". Это в лучшем случае. А в худшем случае они потребляют эрзац-миф в виде государственной пропаганды.
Ян Дриссен и Шарлотта Лангор в статье "ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОКРУГ «МИНОЙСКОГО» ПРОШЛОГО: ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ В КНОССЕ ВО ВРЕМЯ ПОЗДНЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА" местами сообщают довольно интересные вещи:
"Кносс был местом ритуальных собраний и церемоний ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПЯТИДЕСЯТИ поколений — и, вероятно, источником различных типов власти, когда в конце позднеминойского периода IA — датируемого по-разному концом семнадцатого или концом шестнадцатого века до н. э. — его центральное здание было ненадолго заброшено. Крит переживал свой самый тёмный период. Извержение Санторини и его последствия уничтожили ритуальные места, церемониальные центры и целые поселения. Когда (вулканическая) пыль снова осела в LM IB–II, руины кносского здания были расчищены, его стены были залатаны и украшены, а его кладовые снова были заполнены пифосами размером с человека. Многочисленные мастерские, производящие предметы из слоновой кости, фаянса и металла, а также ткани, мечи и колесницы, возникли вокруг главного здания. Но вместо жриц, танцовщиц и атлетов, десятки чиновников, владеющих либо стилусом, либо мечом (а возможно, и тем и другим), теперь перемещались по зданию, управляя повседневными делами дворца, города и внутренних районов. Возможно, впервые за свою долгую историю, здание теперь служило резиденцией главного администратора, который присвоил то, что, по-видимому, изначально было религиозным титулом, wanax. Это был, возможно, впервые в истории, настоящий дворец, обитель живого правителя. Новый режим уделял значительное внимание военным вопросам, и на то были весомые причины, поскольку дворец и место подверглись серии разрушительных событий в течение следующих двухсот лет. В течение этих лет здание, так или иначе, оставалось действующим, постепенно меняя свой внешний вид, пока не было окончательно заброшено, чтобы стать местом прошлого (в оригинале игра слов "дворец" и "место" - a real p(a)lace of memory) — настоящим местом памяти — в тринадцатом веке до н. э. После шести тысяч лет непрерывной жизнедеятельности, центр кносского поселения переместился дальше на север, а место "дворца", возможно, стало альсом — священной рощей".
"После оккупации Крита греками-ахейцами, в Кноссе прекратили функционировать действующий "дворец" и мастерские. Но это был ещё не конец здания как такового, поскольку несколько его комнат были очищены и использовались как складские помещения и культовые зоны во время LM IIIB. Возможно, что дворец снова изменил функцию, став чем-то вроде храмового поместья, похожего на pa-ki-ja-na в Пилейском царстве. Город также продолжал быть заселённым, хотя и в менее впечатляющих масштабах относительно качества его домов, общественных удобств и размера". Культура в целом продолжала оставаться минойской, ибо "физическое присутствие греков-микенцев не означает, что культура не могла быть минойской".
Andrea Zeeb-Lanz в статье "Ритуальное сооружение в Херксхайме: синтез результатов и интерпретационных подходов" приходит к следующему заключению:
"В целом, Херксхайм, по-видимому, стоит особняком и не имеет себе равных в мире LBK, учитывая огромное количество уничтоженных артефактов, экстремальную манипуляцию людьми и количество этих людей. Всё это указывает на то, что, хотя здесь в конце LBK произошло нечто совершенно необычное".
Я обратил внимание на один интересный пассаж в её обширной статье:
"П. ван де Вельде утверждает, что общество LBK состояло из патрилокальных групп, конфликтующих с организацией половин, основанной на матрилинейных связях, которая имела не меньшую социальную значимость.
P. van de Velde argues that LBK society was composed of patrilocal groups, conflicting with a moiety organisation [1] based on matrilineages, which was equally of social relevance".
У Редьярда Киплинга есть стихотворение - «Боги азбучных истин». Если передать его идею в двух словах, то мир держится на самоотверженной, упорной работе. День ото дня, из года в год. И на штыках, способных грубым силам противопоставить ещё более грубую силу. Вот и весь хрен до копейки.
Кажется, в наше время «боги азбучных истин» совсем позабыты в среде человеческой. Хотя, например, пчёлы и муравьи всё ещё поклоняются этим древним «богам».
Муравьи... Люди по сравнению с ними - великаны, исполины, колоссальные гиганты. Однако же люди все века обращались за помощью к Богу, а муравьи никакому богу не молятся. Надеются лишь на себя, на свои милипизерные силёнки. Копошатся в своём муравейнике, строят всё сами, обеспечивают себя всем необходимым тоже сами. При этом они не используют технические средства, не запрягают лошадей, не выкачивают из недр Земли нефть и газ. Но при всём при том - кто твёрже стоит на Земле: человек или муравей? Конечно, муравей. Современное человечество занимается самоедством, и ему грозит самоистребление. Несмотря на то, что люди молятся Богу, человеческое общество выглядит прямо каким-то уродцем по сравнению с муравейником. Всех язв и пороков человечества не перечесть. А муравьи - маленькие, да удаленькие - святые существа по сравнению с людьми. Недаром древние язычники почитали этих священных, сакральных насекомых, равно как и пчёл. Наверно присматривались к этим "святогорцам" и стремились подражать им, создавая свои родоплеменные общины по "образу и подобию" муравейника или пчелиного улья. Ведь муравьи и пчёлы гораздо древнее и "первобытнее" человека на Земле, а, следовательно, и мудрее.
![]() |
Павел Рыженко. "Покаяние". |
В статье коллектива авторов — Rouven Turck, Bernd Kober, Johanna Kontny, Fabian Haack, Andrea Zeeb-Lanz — под названием “Widely travelled people” at Herxheim? Sr isotopes as indicators of mobility представлен изотопный состав стронция (Sr) в зубах людей неолитического периода из линейно-ленточной керамики (LBK) в Херксхайме (Южный Пфальц, Германия).
Большое количество мёртвых людей, а также различные экзотические стили высококачественной керамики поздней фазы LBK, найденные вместе с фрагментированными человеческими скелетами, подтверждают перемещение из дальних мест в Херксхайм. Ни один из изменённых скелетных останков с исследованного до сих пор участка не принадлежит коренному населению.
Andrea Zeeb-Lanz в статье "Ритуальное ограждение Херксхайма: синтез результатов и интерпретационных подходов" делает замечание:
"Тема «Неолитическая война» к настоящему времени породила огромный поток публикаций. Довольно много учёных утверждают, что рождение войны, «Naissance de la Guerre» Лончо (Lontcho 1998) произошло в LBK (например, Petrasch 1999; Vencl 1999, 60–63; Farruggia 2002). Самая крайняя точка зрения, вероятно, занята М. Голитко и Л. Х. Кили, которые полагают, что могут идентифицировать частые войны с ранних фаз расширения LBK и далее, но что её частота в более поздних фазах западной сферы LBK тогда «кажется была сопоставима с той, что обнаружена среди наиболее жестоких племенных типов общества, известных этнографически» (Golitko/Keeley 2007, 340)".
После чего она блестяще расправляется с досужими измышлениями этих псевдоучёных.
В древнешумерских вотивных надписях мы часто встречаем фразу: ga - zi - gu7- a - dnin - ḫur - saĝ (-ka ) «(Правитель,) вскормленный праведным/узаконивающим/истинным молоком «Госпожи предгорий».
Кормление правителей женскими божествами наглядно засвидетельствовано на всём Ближнем Востоке от Месопотамии до Угарита и Египта.
![]() |
Breast-feeding goddess; Ugarit, ca. 1380 BCE |
Niels H. Andersen в статье "Causewayed enclosures and megalithic monuments as media for shaping Neolithic identities" делает своё резюме о раскопках неолитического ограждений на территории Дании в районе Саруп.
Около 80 поселений культуры воронковидных кубков (КВК) были обнаружены на небольшой территории в юго-западной части Фюна в районе вокруг Сарупа; 43 из них содержали материал, датирующий их периодом ограждений и строительства мегалитических гробниц между 3500 и 3200 гг. до н. э.
"Подводя итоги по району Саруп, можно сказать, что объекты:
Были большими, заметными и построенными за одну операцию.
Использовались только в течение очень короткого времени — для одного большого празднования.
Требовали больших трудозатрат, вовлекали много людей и, должно быть, планировались в течение многих лет.
Включали размещение особых скоплений находок — чаще всего преднамеренно уничтоженных — в частности, останков людей и скота, керамических сосудов, топоров, точильных камней, жерновов и зерна. Части этих находок отсутствуют.
Были построены из недолговечного материала в отличие от мегалитических могил.
Были повторно использованы много поколений спустя.
Экстракт ("выжимки") из статьи А. Дугина "Психоментальный комплекс тунгусо-маньчжуров" (Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 404—427):
"С. М. Широкогоров (1887— 1939) считает, что основным институтом, определяющим структуру тунгусо-маньчжурского общества, является институт шаманизма. Практика шаманизма состоит в контролируемой и искусственно вызываемой ритуальной одержимости (Ergriffenheit) шамана духами. Такое состояние одержимости есть условие и центр всей тунгусо-маньчжурской культуры, и именно поэтому шаманизм следует рассматривать, как это и делает Широкогоров, в качестве её семантического ядра и системообразующей оси.
Согласно реконструкциям Широкогорова, наиболее вероятным претендентом на функции высшего божества тунгусской религии может считаться божество Буга. Однако мы встречаем у эвенков и другую фигуру, о которой у Широкогорова нет упоминаний. Речь идёт о богине Эникан Буга (Энекэ Бугады, Бугады Эниптын), которая считается «хозяйкой мира», «хозяйкой тайги», «прародительницей рода человеческого» и высшим божеством [1]. Местом её культа были священные скалы или иные места —бугады, имевшие значение сакрального центра. Можно предположить, что эта Великая Мать была изначальным верховным божеством тунгусо-маньчжуров, на образ которой позднее наложилась патриархальная фигура монгольских и тюркских пантеонов — Тэнгри (откуда смена пола с женского на мужской). Нечто подобное мы видели в случае маньчжурского божества Абка Эндури (Отец-Небо), заменившего собой более древнее матриархальное божество Абка Хэхэ.
Об удивительных параллелях между фигуративным искусством древней Иберии и древней Сирии говорится в статье Гебхарда Й. Зельца "Переосмысление предыстории месопотамской хозяйки животных (Ἡ Πότνια Θηρῶν)". Полюбуйтесь на небольшую марийскую стелу, изображающую (вероятно) богиню-мать Нинхурсагу как «Хозяйку животных» (рис. 1), и сопоставимый материал с Пиренейского полуострова (рис. 2).
![]() |
Fig. 1 (Ninḫursaĝa-k) mother goddess and Mistress of the Animals. Alabaster stele excavated in Mari |
![]() |
Fig. 2 Idol (slate pendant); Museu Arqueológico de Sesimbra
|
"Сегодня наиболее признанной теорией по-прежнему является теория, представленная Семино, который отметил, что неолитические люди с Пиренейского полуострова на самом деле являются предками североафриканских популяций", - говорит Alja Žorž в статье "Neolithic Idols in Megalithic Structures in the Iberian Peninsula: a symbolic review regarding shape, ornament and raw material".
Опять на горизонте возникают берберы...
Но это никак не "вяжется" с тем, что я прежде писал о "глазастых" идолах (см.: О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита и "Глазные идолы").
И, к тому же, 90% генов Кальпейи, которая жила в Гибралтаре семь с половиной тысяч лет назад, были из Анатолии [современная Турция] (см.: "Пионерка" неолита в Иберии).
Как "увязать" эту "нестыковку" с теорией Семино?
В статье говорится о мегалитических структурах на Пиренейском полуострове. По замечанию автора статьи, мегалиты "скорее всего, отражают старые мезолитические или даже более древние палеолитические социальные отношения, идеологии и практики". Более того, эта проблема в контексте Пиренейского полуострова была тщательно изучена Остербеком, который писал: «Мы не можем увидеть никакого разрыва между мезолитической традицией ракушечных куч и первыми неолитическими мегалитическими структурами в смысле идеологической концепции».
Diane Bolger в статье "The Dynamics of Gender in Early Agricultural Societies of the Near East" говорит о гендерном разделении труда начиная с эпипалеолита (ок. 11500 - 10000 гг. до н. э. ) и до ранних стадий керамического неолита (ок. 7000 гг. до н. э.), которое было проведено Теей Моллесон (Theya Molleson) на скелетном материале из поселения Абу-Хурейра на севере Сирии. Тея Моллесон утверждает, что женщины земледельческих обществ, перетирая зерно в муку на каменных жерновах, приобретали артрит. Она предполагает, что женщины проводили большую часть своего времени внутри дома, занимаясь приготовлением пищи: «Женщины были привязаны к дому на несколько часов каждый день, в то время как мужчины работали в поле и, в соответствующий сезон, ловили и обрабатывали дичь».
![]() |
Molleson’s interpretation of the effects of saddle querns on women’s bodies at Abu Hureyra |
В продолжение записи "Сообщества железного века передавали землю по материнской линии".
Просмотрел статью "Continental influx and pervasive matrilocality in Iron Age Britain", написанную коллективом авторов. Привожу здесь самое интересное место из статьи:
"И матрилокальность, и матрилинейность предсказываются культурными факторами, которые увеличивают участие женщин в натуральном хозяйстве и уменьшают-снижают определённость отцовства. Внешняя война может способствовать обоим этим факторам из-за отсутствия мужчин и уже давно предполагается, что она вызывает переходы к матрилокальности посредством различных механизмов (кстати эта гипотеза недавно подкреплена с помощью количественного моделирования)".
Британия железного века — это территория проживания кельтов, а кельты были очень воинственным народом. Может быть и впрямь у них время от времени, там и сям образовывались своего рода "анклавы матриархата"?
Просматривая статью "Materialising Descent: Lineage Formation and Transformation in Early Neolithic Southern Britain" (by Vicky Cummings and Chris Fowler), я обнаружил план неолитических гробниц возле Хазлтон-Норт (Hazleton North) на юге Британии, строительство которых происходило между 3695 и 3650 гг. до н. э.
![]() |
Site plans showing the diversity of Cotswold-Severn chambered tombs in the vicinity of Hazleton North: top left: Burn Ground; bottom left: Notgrove
|
![]() |
План храмового комплекса Мнайдра. |
![]() |
Мегалитический храм на Мальте в форме женского тела |
Николина Николова в статье "Setting the Boundaries of Early Neolithic Settlement Sites: The Ditch-Digging Practices in the Eastern Balkans" говорит, что большинство поселений раннего неолита на Восточных Балканах (ок. 6200/6000–5500 гг. до н. э.) были огорожены уже на начальных этапах.
![]() |
Distribution map of the Early Neolithic sites (black dots) and enclosed sites (red dots) in Bulgaria. |
Как тут не вспомнить, что безделье — это игрушка дьявола?! Может быть, эти ронделы сооружались с целью "канализации" избыточной мужской энергии? Когда мужчины бездельничают, они начинают дурковать. Печально известная "дедовщина" в Советской армии являлась прямым следствием бездельничанья солдат на казарменном положении.
Я, конечно, далёк от мысли, что единственным предназначением строительства неолитических рондел была своеобразная "трудовая аскеза" (см. О трудовой аскезе в монастырях российских). Но что-то в этом есть!..
Jan Turek в статье "Neolithic Long Barrows and Enclosures as Landmarks of Ritual Landscape of Central and North Bohemia" описывает неолитические ограждения (ронделы, enclosures) как "погребальные и религиозные сооружения, связанные с культом предков".
В этой статье автор рассматривает два основных типа поздненеолитических (энеолитических) памятников как важные элементы доисторических поселений, - длинные курганы (long barrows) и ограды (enclosures). Оба типа памятников поддерживали церемониальные цели, в основном связанные со смертью и празднованием родовых линий. Длинные курганы были специально созданы для погребальных целей семейно-родовых групп; они служили семейно-родовыми святилищами в течение значительного времени после первоначального погребального события. Однако ограды были созданы для церемониальной деятельности нескольких общин, отправляющих культ предков довольно публичным образом, часто хороня мёртвых или их мощи внутри рвов.
Такого рода захоронения являлись своего рода "метками" родовой территории. "Акцент на демонстрации генеалогии имел целью продемонстрировать связь с предыдущими поколениями своих предков и использовать их память, чтобы повторно подтвердить своё право использовать свою землю и занимать свою территорию".
Продолжение. Начало см. здесь, и далее — тыц, тыц, тыц, тыц, тыц, тыц, и тыц.
"Европейцев периода неолита подозревают в людоедстве", - сообщает русская служба ВВС (Источник). Археологи нашли свидетельства массового людоедства на месте захоронения семитысячелетней давности на юго-западе Германии, на месте древнего поселения Херксхайм. Среди "преднамеренно изувеченных" останков были обнаружены останки детей и даже нерождённых младенцев, утверждают учёные. Некоторые учёные отвергают версию о людоедстве, утверждая, что расчленение могло быть частью похоронного ритуала. Однако антрополог Брюно Булестан из французского университета Бордо указывает, что останки были "преднамеренно изувечены" и есть свидетельства того, что их жевали". "Сотни людей были убиты, расчленены и выпотрошены", - вторит Инопресса (Источник). "Учёные предполагают, что в течение примерно 50 лет жертвами кровавых ритуалов стали здесь как минимум 1000 человек. (...) На юг Пфальца людей для убийства гнали издалека. Их тела расчленяли, а мясо тщательно соскабливали с костей, что является для антропологов явным свидетельством того, что имел место каннибализм. Черепа отделяли от тела точными ударами, чтобы использовать их в качестве сосудов для неизвестных церемоний".
Йорг Оршидт и Мириам Ноэль Хайдле в статье "THE LBK ENCLOSURE AT HERXHEIM: THEATRE OF WAR OR RITUAL CENTRE?" высказывают свои сомнения относительно каннибализма и приводят аргументы, заставляющие взглянуть на ограду (enclosure) LBK в Херксхайме как на своего рода скудельницу или божедомку.
![]() |
Chalandriani figurine (Early Aegean), Cyclades, Greece, ca. 2300–2000 B.C. |
"Буддистский миф о происхождении тибетцев считает их прародителем бодхисаггву Авалокитешвару <...> В Тибете Авалокитешвара почитался в форме красной обезьяны. В таком виде он спустился с небес, чтобы обратить в буддизм женское Чудовище Гор (Браг Сринмо). <...> От их союза и произошли тибетцы. По другой версии, обезьяна-предок, в Тибете её называют Pha Trelgen Changchup Sempa, была аскетом, укрывшимся на тибетской горе Гангпо Ри во время Всемирного потопа, а горная демоница пыталась соблазнить её, отвлекая от религиозного созерцания. Обезьяна, по совету Авалокитешвары, решила из милосердия уступить домогательствам, что и дало начало шести тибетским родам. Спасённая священным соединением с обезьяной-отшельником демоница была распознана как Шри-дэви (тибетское Лхамо) — женская бодхисаттва Белая Тара в её гневной ипостаси. Лхамо представляет собой эквивалент индийской Кали. <...> Cвязь самого Авалокитешвары с женской стихией подчёркивает матриархальные корни тибетской праистории. В основе этносоциологической модели древнетибетского общества мы вполне можем предположить осёдлый земледельческий матриархат в сочетании с практиками охоты и собирательства, на который накладывается культура воинственных патриархальных пришельцев", - пишет А. Дугин в своей монографии "Индоевропейское наследие и следы Великой Матери" (М.: Академический проект, 2018. С. 308-309).
Я уже неоднократно указывал на параллели между крито-минойской и индо-хараппской культурами. И вот, снова что-то близкое и знакомое...
![]() |
Monkeys Fresco on the west wall of Room 6 of Building Complex Beta at Akrotiri, Thera |
Christine MORRIS в статье "ЯЗЫК ЖЕСТОВ В МИНОЙСКОЙ РЕЛИГИИ" высказывает предположение, что «определённые» аспекты физического» опыта «экстаза» или «изменённого» состояния сознания иконографически представлены в виде искажённых/исчезающих голов в остальном элегантных человеческих фигур на некоторых золотых кольцах.
![]() |
Так называемое "кольцо Миноса". |