12 февраля 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (10)

Niels H. Andersen в статье "Causewayed enclosures and megalithic monuments as media for shaping Neolithic identities" делает своё резюме о раскопках неолитического ограждений на территории Дании в районе Саруп.

Около 80 поселений культуры воронковидных кубков (КВК) были обнаружены на небольшой территории в юго-западной части Фюна в районе вокруг Сарупа; 43 из них содержали материал, датирующий их периодом ограждений и строительства мегалитических гробниц между 3500 и 3200 гг. до н. э.

"Подводя итоги по району Саруп, можно сказать, что объекты:

 Были большими, заметными и построенными за одну операцию.

 Использовались только в течение очень короткого времени — для одного большого празднования.

 Требовали больших трудозатрат, вовлекали много людей и, должно быть, планировались в течение многих лет.

Включали размещение особых скоплений находок — чаще всего преднамеренно уничтоженных — в частности, останков людей и скота, керамических сосудов, топоров, точильных камней, жерновов и зерна. Части этих находок отсутствуют.

 Были построены из недолговечного материала в отличие от мегалитических могил.

 Были повторно использованы много поколений спустя.

К 3100 г. до н. э. все эти действия прекратились, новых памятников не строилось, но старые использовались повторно. Люди теперь жили в более крупных поселениях, изысканные артефакты больше не производились, и мы больше не видим их преднамеренного сноса и фрагментации.

Автор статьи отмечает, что в некоторых канавах и ямах на оградах Сарупа были обнаружены скопления мусора близлежащих поселений. Этот материал, должно быть, был собран на поселениях, а затем намеренно доставлен на ограду и помещён там. Ограды обнаруживают доказательства специально собранных и размещённых там скоплений мусора поселений. 

Удивительная вещь! Мне думается, что эти мусорки свидетельствуют, во-первых, против представления оград в качестве военных фортификаций, и, во-вторых, вызывают сомнения в их ритуальном предназначении. Впрочем, если допустить, что местное население КВК было замещено арийскими мигрантами к 3100 году [1], тогда захламление мусором священных мест вполне понятно. В СССР после революции 1917 года православные храмы "засирались" на протяжении десятилетий. Для этого не нужно даже замещать население, - достаточно одной лишь замены коллективного менталитета, замены основного мифа, и "богостроители" превращаются в "богоборцев".

Niels H. Andersen говорит, что две траншеи в форме полумесяца были обнаружены в южной части участка. Внутри одной из них были раскопаны четыре больших столбовых ямы, образующих квадрат. Две из этих столбовых ям содержали человеческий костный материал, возможно, одного и того же человека, молодой женщины примерно 20 лет. Здесь была размещена лишь небольшая её часть. Её кости были сожжены при высокой температуре, и, по-видимому, это произошло, когда они были в состоянии обезжиривания. "У нас есть доказательства процесса, в ходе которого человеческие трупы подвергались действиям, приводящим к экскарнации, сжиганию, фрагментации и размещению в разных местах", - пишет автор статьи.

Кажется, что фрагментация была преднамеренной, в частности, в отношении таких материалов, как скелеты людей и некоторых крупных животных, керамика, кремневые топоры, зерно, жернова и шлифовальные камниЧерез фрагментации, намерение, должно быть, состояло в том, чтобы придать этим материалам новое значение. И размещая полученные фрагменты в разных местах, эти места становились связанными вместе, и тем самым формировалась и поддерживалась сеть между людьми, которые выполняли эти действияТакие действия приводят к процессу формирования и сплочения команды. Таким образом можно добиться успеха больших изменений, и это будет достигнуто без возникновения одной или нескольких иерархических систем. Как выразила это Фрэнсис Линч: «Власть принадлежала не отдельному человеку, а группе, связанной с предками, индивидуально анонимной, но коллективно могущественной». Переход от мезолитического к неолитическому образу жизни был величайшей трансформацией в истории человечества. Это должно было быть очень сложным для вовлечённых людей, и проблемы, которые оно представляло, решались посредством огромных ритуальных действий, включая строительство многочисленных памятников и выполнение многих специальных действий.

"Я думаю, что мегалитические памятники следует воспринимать как изначально не место захоронения, а как контейнеры – среди многих других – предназначенные для хранения некоторых человеческих костей в последовательности погребальной деятельности", - делает заключение Niels H. Andersen.

У меня сразу возник вопрос к Нильсу относительно его представления о переходе от мезолита к неолиту. Время между 3500 и 3200 гг. до н. э. никак не подходит для такого перехода, - он состоялся гораздо раньше. Само возникновение КВК ок. 4200—4000 гг. до н. э. можно охарактеризовать как "заражение" мезолитических общин охотников и рыболовов от неолитической культуры ЛЛК. В данном контексте любопытно взглянуть на мезолитическое поселение Дабки. На всём протяжении бытования этого поселения, оно постоянно получало керамический импорт из земледельческих культур. Географию импорта можно увидеть на этой карте.


Я выделил жирным шрифтом места из статьи Нильса Андерсена, которые можно использовать при истолковании находок в ограждении Херксхайм.

Вообще говоря, практика экскарнации известна уже в натуфийской культуре. Жители неолитического поселения в Чатал-Хююке изображали Богиню в виде грифа, с материнской заботой принимающей в себя останки умершего.  Стенные росписи и рельефы на внутренней поверхности стен, возвышавшихся над захоронениями под полом, представляют две ипостаси Богини: как смерть она предстаёт в облике грифов, как возрождение — в образе лягушек. 

Очевидно, вместе с миграциями ближневосточного населения на территорию Старой Европы, туда же перешли и соответствующие погребальные практики. 

Нам известно, как на Ближнем Востоке бывшие бытовые посёлки превращались в кладбища: обложив символическим инвентарём, мертвецов замуровывали в заброшенных сельских жилищах. В частности, докерамический неолит в регионе Плодородного Полумесяца (а особенно в приморской зоне Леванта) демонстрирует подобные практики замуровки умерших в жилищах (в полу или даже в стенах). И ту же самую практику мы наблюдаем в поселениях носителей культуры ЛЛК.

В качестве другого примера, возьмём поздненеолитическое поселение Домуз-тепе на юго-востоке Анатолии (6500–5500 гг. до н. э.). Здесь при раскопках большого погребального сооружения, известного как "яма смерти", были обнаружены останки более сорока человек, чьи тела были разъединены и фрагментированы перед тем, как их поместили в яму вместе с останками многочисленных животных.

Подобная практика присутствует в Джераблусе и Телль Банате на Среднем Евфрате. В Джераблусе останки скелета во многих небольших гробницах состоят почти исключительно из конечностей, «в основном запястий, рук, ног и коленных чашечек». Считается, что эта практика является преднамеренной попыткой скрыть индивидуальную идентичность, включая гендерную идентичность, погребённых лиц. В аналогичном способе погребения, как и захоронения в Джераблусе, погребальные ритуалы в Телль Банате включали «обезжиривание, разъединение, вторичное захоронение и сжигание останков скелета», - практика, интерпретируемая как средство уничтожения индивидуальной идентичности в интересах «коллективной идентичности».

Вопрос лишь в том, совершалось ли в ограде Херксхайма убийство живых людей или производилась "расчленёнка" трупов прежде умерших людей. 

------------------------------------------------------------------------------

[1] Википедия сообщает, что "в период с 3450 по 3000 годы до н. э. население КВК, достигшее высокой плотности благодаря земледелию и скотоводству, резко сократилось в результате эпидемии чумы. Многие поселения были заброшены. Спустя несколько веков началась массовая миграция населения из черноморско-каспийских степей, с которой связывают распространение индоевропейских языков. В результате КВК в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров".

Комментариев нет:

Отправить комментарий