21 января 2023

Куда ведут байки Франка де Вааля.

Франк де Вааль, известный широкой публике приматолог, рассказывает душещипательные байки о гуманизме шимпанзе-бонобо.

"Поистине удивительны бонобо, малоизвестный вид обезьян, столь же близкий нам генетически, как и шимпанзе. Когда Куни, самка бонобо из зоопарка Твикросс в Великобритании, увидела, что о стеклянную стену её вольера ударился скворец, она подошла помочь ему. Подобрав оглушённую птицу, Куни осторожно попыталась поставить её на ноги. Скворец не пошевелился, и она легонько его подбросила, но бедняга едва трепыхал крыльями. Тогда, с птицей в руке, Куни залезла на верхушку самого высокого дерева и обхватила ствол ногами, высвобождая руки, чтобы держать скворца. Она осторожно расправила ему крылья, взявшись за их кончики обеими руками, и только потом направила птицу, словно маленький игрушечный самолётик, в сторону стенки вольера. Но бедняге не хватило пространства, и он приземлился на краю рва. Куни спустилась и долго стояла, наблюдая за скворцом и защищая его от любопытного обезьяньего детёныша. К концу дня оправившаяся птица благополучно улетела.

То, как Куни обращалась с этим скворцом, разительно отличалось от того, что она сделала бы, помогая другой обезьяне. Она не следовала какому-либо жёстко запрограммированному паттерну поведения, но, оказывая помощь, подстроила свои действия к конкретной ситуации животного, совершенно не похожего на неё саму. Должно быть, птицы, пролетающие мимо вольера, навели её на мысль, какая помощь нужна в этом случае. О такой разновидности эмпатии у животных практически нет информации, поскольку она основывается на способности представить себе жизненную ситуацию другого существа. Адам Смит, основоположник экономической теории, вероятно, имел в виду поступки, подобные действиям Куни (совершаемые, правда, не обезьяной), когда более двух веков назад предложил нам самое долгоживущее определение сопереживания как «способность переноситься воображением на место страдающего».

Возможность того, что эмпатия является частью нашего обезьяньего наследия, должна была бы нас обрадовать, однако не в наших привычках признавать и принимать все стороны собственной природы. Когда люди совершают геноцид, мы называем их «животными» или «зверями». Но когда кто-то помогает бедным, мы восхваляем его за «гуманность». Нам нравится приписывать второй из этих видов поведения только самим себе. Пока однажды человекообразная обезьяна не спасла представителя нашего вида, общественное сознание не допускало возможности существования гуманности у кого-либо помимо людей. Это произошло 16 августа 1996 г.: восьмилетняя самка гориллы по имени Бинти Джуа помогла трёхлетнему мальчику, упавшему с высоты более 5 м в обезьяний вольер в Чикагском зоопарке Брукфилда. Бинти среагировала моментально – подобрала малыша и отнесла его в безопасное место. Она уселась на бревно возле ручья, держа ребёнка на коленях, несколько раз ласково погладила его и отдала смотрителям зоопарка. Этот простой акт сочувствия, заснятый на видео и разошедшийся по всему миру, тронул сердца многих людей, а Бинти прославили как героиню. Впервые в истории США обезьяна фигурировала в речах ведущих политиков, сделавших из неё образцовый пример сострадания
".

"Неолитическая революция" была по преимуществу женской (2).

В продолжение записи: "Неолитическая революция" была по преимуществу женской.

А. А. Казанков пишет: 

"Часть Сиро-Палестинского региона сейчас представляет собой полуаридную зону. Это пустыни Негев, Синай и Сирийская степь. В конце верхнего палеолита (по крайней мере начиная с периода климатической амелиорации (с 15-го тыс. до наст. вр.) эти полуаридные районы были населены бродячими охотниками-собирателями, аналогичными по хозяйственно-культурному типу бушменам. Так же как и у бушменов, у них были лук и стрелы (но стрелы не отравленные), и они передвигались по довольно обширным кормовым территориям группами (предположительно билатеральными) по 25–50 человек на территориях в 500–2000 кв. км. 

Период 12,5–10,5 тыс. до наст. вр. (так называемый «Младший Дриас») характеризовался возвращением холодных и засушливых условий. Причём, наступление Дриаса было почти внезапным (по некоторым данным, оно заняло всего около 70 лет) (Stenny et al. 2001; Alley 2000). В Америке, кстати, в связи с этим геологическим событием произошло «вымирание мегафауны» (Surovell, Boyd, Haynes 2016). Но что означали эти изменения для популяций Леванта? Ко времени наступления Младшего Дриаса уровень осадков в Леванте установился на отметке примерно 600 мм в год, что было достаточно для осёдлого существования натуфийцев. Катастрофа Дриаса, снизившая эту цифру до около 300 мм, заставила значительную часть популяций вернуться к охотничье-собирательскому образу жизни, но другая (меньшая) их часть, а именно те, кто жил в долине реки Иордан, в ответ на ухудшение режима увлажнения перешли к земледелию.

У всех обществ, имевших присваивающее хозяйство, собирательством растительной пищи, как известно, занимались женщины, и они, несомненно, издавна хорошо изучили весь цикл природного воспроизводства растений. Этнография знает немало примеров, когда классические собиратели-охотники экспериментировали с высаживанием растений, уходом за ними и сбором урожая, абсолютно – по своим приёмам – равнозначными тому, что делали ранние земледельцы (см. например, Максимов 1929, Кабо 1986, гл. 7, Gammage 2011). Это делали, конечно же, в первую очередь женщины. Именно они обладали всеми знаниями и навыками, необходимыми для перехода к земледельческому образу жизни. Надо полагать, что в критический период, когда внешние вызовы потребовали кардинальных перемен в системе жизнеобеспечения и часть левантийских охотников-собирателей оказалась готовой перейти к производящему хозяйству, именно женщины сыграли ключевую роль в этом эпохальном хозяйственно-культурном переломе. И именно они стали ведущей интеллектуально-инновационной и материально-производительной силой при новом экономическом укладе. Возможно, их навыки, знания и внедряемое ими множество конкретных повседневных технологических решений, что было связано с особой интеллектуальной и психологической гибкостью, осмыслялись современниками как результат таинственной и могущественной магии. Несомненно, среди них были особо одарённые, яркие, харизматичные личности. Память о них могла породить легендарные героические образы в устной традиции – образы, которые постепенно трансформировались в народном сознании, наделялись свойствами прародительниц-демиургов, а затем и возводились в ипостаси богинь. И уж, во всяком случае, роль женщин в становлении земледельческих культур не могла не способствовать существенному повышению их статуса в целом, а новая земледельческая деятельность и новые черты быта, сформированные в соответствии с нуждами осёдлого производящего хозяйства, неизбежно должны были обрасти целым сонмом новых обрядов и верований, культовых инноваций, которые тоже, по-видимому, внедрялись преимущественно женщинами.

Кольца рабства.

ring of servitude

"У ахеменидских чиновников на рельефах Персеполиса есть серьги, а у царя и принцев - нет. Цари и наследные принцы никогда не изображаются с серьгами", - сообщает автор блога Old European culture в статье "The ear ring of god".

У меня сразу же возникла аналогия с быком, у которого кольцо в носу. 

Кольцо вставляют в нос отнюдь не для украшения, а для того чтобы превратить мощного великана в послушного раба человека: натягивание кольца причиняет быку боль, и он становится не столь строптивым. Хозяину бывает достаточно лишь дёрнуть за кольцо, чтобы утихомирить животное.


20 января 2023

Мальта — Бахрейн.

"Начиная с Jouannin и Mackay в 1920-х годах и до современного периода (например, Lamberg-Karlovsky 1982) учёные выдвигали версию о том, что Бахрейн, по сути, был огромным плавучим кладбищем, которое использовалось для захоронения жителей прилегающих регионов, особенно Месопотамии. Утверждалось, что население острова никогда не могло быть достаточно многочисленным, чтобы оправдать такое большое количество гробниц, и что его пустынная природа была использована жителями Месопотамии, которые не хотели использовать свои богатые сельскохозяйственные поля для захоронения мёртвых" (Eastern Arabia from 3000 to 2000 BC). 

В контексте "огромного плавучего (вернее, островного) кладбища", Бахрейн напоминает Мальту в Средиземном море.

Вообще, по миру разбросано множество подобных островов, которые использовались как кладбища в эпоху неолита и бронзового века. Очевидно, эти острова имели статус священных территорий, и там существовал специфический религиозный "микроклимат". Я думаю, можно было бы называть эти территории "женскими", поскольку мужчины там не бряцали своим оружием.

Мужская любовь "продюсирует" матриархальные отношения.

Нет, вы только вчитайтесь в слова этой песни Владимира Высоцкого!

Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: "Лови блесну!"-
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

Если беден я, как пёс, один,
И в дому моём шаром кати -
Ведь поможешь ты мне, Господи!
Не позволишь жизнь скомкати...

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!

Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой,-
Как Мадонной Рафаэлевой!

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!


Приведу здесь один комментарий с YouTube от женщины:

Doch'Boga Иногда просто хочется послушать настоящий мужественный голос, среди всяких полу-певцов и полу-мужиков... (Источник)

И кто после этого посмеет назвать Высоцкого "баборабом" или "подкаблучником"?

О первичной матрилинейности.

А. А. Казанков говорит, что "случаев перехода от патрилинейности к матрилинейности не зафиксировано ни одного! И это остаётся в числе главных аргументов сторонников тезиса о первичности матрилинейности".

"Другой аргумент, тоже относящийся к числу ключевых, связан с явлением, получившим в науке название авункулата. Так называют зафиксированный у многих бесписьменных народов обычай, в соответствии с которым в жизни человека, особенно в жизни мужчины, очень большую роль играет брат его матери (лат. avunculus). Сторонники тезиса о первичности матрилинейности видят в авункулате пережиток этой формы родственной организации.

Африканист Анри Жюно, исследовавший авункулат среди патрилинейных тонга Южной Африки,  пришёл к выводу, что этнографические факты допускают лишь одно объяснение: в прошлом тонга были матрилинейны; авункулат у них – наследие этой былой матрилинейности.

По наблюдениям А. Жюно, авункулокальное поселение является правилом для детей и подростков. Мальчиков и девочек сразу после отлучения от груди (это происходит весьма поздно, в три-четыре года. – А. К.) отсылают в деревню брата их матери, где они проводят несколько лет, а в случае девочек – до полного полового созревания. (Такая форма воспитания является нормой в матрилинейных обществах с авункулокальным правилом брачного поселения, например у центральной и западной части племён центральных банту.)

Для Жюно совершенно очевидно, что прочная социальная связь между мужем и женой в обществе современных ему тонга (статья была опубликована в 1912 г.) есть результат действия системы брачной выплаты (калыма) – лобола, которая утвердилась в обществе тонга сравнительно недавно. Вместо того чтобы отправляться в деревню будущей жены и отрабатывать за неё, потенциальный муж с достаточным количеством скота теперь мог забрать невесту из её родного селения, обменяв её и её будущее потомство на некоторое количество коров (волов). Но, по мнению самих тонга, женщина оставалась связанной настоящими («true») социальными связями со своей родной деревней, и то же самое было справедливо и для её детей. Тонга сами утверждали, что «только скот» (it was «only the cattle») отрывал женщину и её детей от её братьев и родной деревни.

Аполлон и Дионис.

О. А. Матвейчев в статье "Истоки культа Аполлона и первопоэт Олен" говорит, что "распространение его культа в Элладе началось в «тёмные века» и охватило к началу VII в. до н.э. весь греческий мир (Буркерт 2004: 246)". 

Но где находился эпицентр культа?

"О происхождении культа Аполлона до сих пор идут дискуссии. По наиболее влиятельной в XX в. гипотезе, греки заимствовали культ Аполлона из Малой Азии. Одним из авторов этой гипотезы и наиболее последовательным её приверженцем был У. фон Виламовиц-Мёллендорф, выдвинувший в пользу своей позиции, например, такие аргументы: 1) гомеровский Аполлон враждебен грекам и помогает троянцам, имея в их цитадели даже собственный дом; 2) его эпитет «Летоид» – единственный матроним на Олимпе; собственно говоря, называть мужчин по имени матери у греков не принято, зато это характерно для малоазийской Ликии; 3) у Гомера Аполлон ещё не является покровителем муз и не связан с прорицаниями и вообще с Дельфами (эти функции у него обозначатся позже) (Wilamowitz Moellendorff 1908: 27-45).

Австрийский филолог П. Кречмер обнаружил доказательства восточной гипотезы в архивах Хеттского царства, открытие которых в начале XX в. стало одной из величайших научных сенсаций. Благодаря титанической работе по дешифровке клинописных табличек, найденных в Богазкёе, удалось установить, что Хеттская империя имела тесные связи не только с Египтом, Вавилоном, Ассирией, но и с неким царством Аххиява, в котором была опознана микенская Греция, а также Вилусой; в ней Кречмер узнал гомеровский (догреческий) Илион (Kretschmer 1924). Один из хеттских документов начала XIII в. до н.э. представлял собой договор о дружбе и взаимопомощи между царём Муваталли и правителем Вилусы Алаксандусом. Заключая договор, владыки поклялись своими самыми священными богами – соответственно Каскалом Куром и Апалиунасом. По мнению Кречмера, Алаксандус – не кто иной, как троянский принц Александр (Парис), а Апалиунас – прообраз греческого Аполлона.

К этому выводу склонялся и шведский филолог М. Нильссон, видевший в созвучии имён хеттского Апулунаса (Апалиунаса) и греческого Аполлона, но более даже – в сходстве их функций (оба являлись богами ворот) «неоспоримое доказательство восточного происхождения Аполлона, предположение о котором часто возникало, но яростно опровергалось» (Нильссон 1998: 109).

Сторонники восточной гипотезы обращают внимание также и на тот факт, что в гомеровской «Илиаде» Аполлон выступает как покровитель Париса и защитник троянцев [1]. А согласно киклической поэме «Эфиопида», именно Феб направил стрелу троянского принца в пяту Ахилла.

На малоазийское происхождение Аполлона может указывать наличие у него эпитета «Ликийский». В «Илиаде» он используется в отношении лучезарного бога дважды (Il. IV 101, 119).

Существует несколько трактовок этого эпитета. У. Лиф, Дж. Кирк, Дж. Томсон, например, считали, что Λυκηγενής восходит к λύκος (волк) и должно переводиться как «рождённый волчицей». По другой версии, Λυκηγενής нужно интерпретировать как «светорождённый», на чём настаивает, в частности, Ричмонд Латтимор. «Связь между светом и Аполлоном, конечно, существует, – замечает по этому поводу А. Н. Горожанова, – но божество скорее является источником света, а не его продуктом» (Горожанова 2004: 345).

Наиболее надёжной представляется, однако, версия, связывающая Аполлона с малоазийской Ликией. Этой версии придерживались П. Кречмер, У. Виламовиц (с известными оговорками), М. Нильссон, В. Отто, А. Кин, а также А.Ф. Лосев, Л.А. Гиндин, В.Л. Цымбурский и др.  Именно в Ликию, согласно схолиасту к «Илиаде», бежала от гнева Геры богиня Лето, где и родила Артемиду и Аполлона (Schol. ad Il. IV 101). Ту же историю излагают Овидий (Ov. Met. VI 316-338) и Антонин Либерал (Met. 35). Связь между Аполлоном и Ликией отражена у Пиндара, в «гомеровских» гимнах, у Эсхила, Софокла, Еврипида".

19 января 2023

Матрилинейность у приматов и палеолитические "венеры".

С. Н. Попов в статье "Матрилинейность у приматов и палеолитические изображения женщины" пишет:

"Существование матрилинейности в человеческом обществе общепризнанно. Неожиданным стало открытие матрилиний у других современных приматов рядом исследователей, наблюдавших сообщества обезьян, как в естественных условиях, так и в неволе (свободноживущих и вольерных).

Матрилинейность у приматов является наиболее распространённым типом родственных связей. Основное проявление здесь, конечно, связь матери со своими детёнышами; но это общее место для многих видов животных, и если бы всё ограничивалось этим, ни о какой матрилинейности обезьян, подобной человеческой, говорить бы не приходилось. Хотя уже и здесь обнаруживаются важные особенности: «Относительная длительность периода лактации (около года), защита детёныша и после того, как он переходит в подростковую группу, длительное сохранение связи матери с её дочерьми и внуками, перенос материнского отношения на чужих детёнышей, подростков, а зачастую и на взрослых особей оказываются важнейшими цементирующими факторами в сообществе павианов, особенно гамадрилов» [1]. Но родственные связи у приматов, особенно узконосых, идут дальше.

Так, даже у видов приматов с патрифокальными группами, т. е. в которых не самцы, а самки покидают родную группу, достигнув репродуктивного возраста (шимпанзе, гориллы, павианы), взрослые дети сохраняют особые родственные связи с матерью. Дж. Лавик-Гудолл, наблюдавшая обыкновенных шимпанзе в естественных условиях, отмечает: «Как правило, и в десять-одиннадцать лет сыновья (по сути дела уже совсем взрослые) продолжают с большим уважением относиться к своим старым матерям. Если предложить сыну банан в присутствии матери, то он никогда не возьмёт его, а, отойдя в сторону, предоставит эту возможность матери»[2]. Сыновья также защищают свою мать, в то время как отцов своих они не знают, также как и отцы не знают своих детей и не принимают непосредственного участия в их жизни [Там же].

Наиболее явно матрилинейность обнаруживается у видов с матрифокальными группами, в которых самки остаются всю жизнь. Зелёные мартышки, например, узнают не только своих матрилинейных родственников, но и дифференцируют неродственные особи на подгруппы по родственному критерию: они с большей вероятностью направляют агрессию на особь, если до этого они ссорились с её близкими родственниками. У японских макак потомство, особенно женское, сохраняет тесные связи с матерью и во взрослом состоянии. У макаков резусов общение в группе, по наблюдениям С. Вессея, преимущественно осуществляется между особями, родственными по матери. Они держатся рядом, сидят, прижавшись, вычёсывают и ласкают друг друга, играют между собой, спят вместе (63% спальных групп составляли родственники). В случае голода число родственных контактов ещё более возрастает [3]. Бабушки опекают внуков и даже прикармливают их грудью, если сами кормят детёныша [1]. Б. Трэфорд наблюдал у макаков резусов альтруизм внуков и правнуков по отношению к 25-летней одряхлевшей бабушке (прабабушке). Если, при переходах, эта старая самка отставала, то её дожидался и сопровождал внук или правнук (учёный считает, что таким образом высокоранговые потомки укрепляли свой ранг, полученный от прародительницы по наследству) [4]. Связь матрилинейности и ранга особи в группе установлена у разных видов (мартышек, макак, павианов, шимпанзе), при которой ранг, как правило, наследуется по материнской линии: дочери получают ранг близкий к матери, обычно чуть ниже, но младшая из сестёр – более высокий. Самцы при высокоранговых матерях также без труда занимают высокое положение; даже при переходе в другую группу, в результате воспитания, и там завоёвывают высокий ранг. В одной из групп макаков резусов самец-вожак доминировал по отношению к своей матери, но она, в свою очередь, доминировала над двумя другими высокоранговыми самцами. У макаков резусов разросшиеся группы, кроме того, делятся по инициативе самок, дочерние группы основываются на матрилинейно-ранговом принципе. И последнее, в матрилиниях половые контакты крайне редки, случающиеся спаривания сыновей с матерями являются просто первыми опытами, обычно не влекущими зачатия. В сезоны размножения упомянутые спальные группы макаков резусов включали в свой состав не менее одной неродственной особи [5].

А. А. Казанков о женщине как вершине биологической эволюции.

"Я мужчина и социальный антрополог, - говорит А. А. Казанков. - Почему мне интересны женщины – в научном, конечно, смысле! Их поведение отличается от мужского, это даже интуитивно ясно. Любые традиции поведения, отличающиеся от традиций собственной культурной группы, интересуют социального антрополога, это его хлеб, его профессия. Поведение женщин – «иное», чем поведение мужчин, и поэтому понимание поведения женщин фундаментально важно для мужчин. Кроме того, женщины сыграли видную роль в истории человечества, даже отвлекаясь от того факта, что они родили всё это человечество. Именно они, как логично думать, изобрели когда-то земледелие. В морфологическом же плане женщина, как я убеждён, – вершина биологической эволюции, и все проблемы, связанные с ней (я имею в виду научные проблемы), занимают важное место в изучении антропо- и социогенеза.

Что я имею в виду, когда говорю, что морфологически женщина – вершина эволюции? Я имею в виду строение её черепа, а ведь мозг, который под ним находится, – самая важная отличительная черта Homo sapiens. В ходе эволюции морфологии черепа у гоминид его свод становился всё более высоким, рельеф сглаживался, кости утоньшались. Уменьшался скос лба, редуцировался подбородок. Все эти особенности в большей степени характерны для женщин, чем для мужчин вида Homo sapiens. Образно и, конечно же, метафорически можно сказать, что морфология черепа мужчины занимает промежуточное положение между морфологией черепа неандертальца и женщины Homo sapiens. Почти все эти различия в морфологии черепов мужчины и женщины формируются в ходе полового созревания, пубертата, за счёт влияния одного только фактора – тестостерона. Но тестостерон влияет и на поведение. Он влияет на уровень агрессии, и не случайно, что для обществ, которые прослеживали родство по женской линии, была совершенно нехарактерна так называемая внутренняя война (internal warfare) (Keegan, Maclachlan 1989: 69).

Матрилинейность. Определение.

"Под матрилинейностью в социальной антропологии понимают такой тип организации отношений родства, при котором люди ведут своё происхождение от женщин-прародительниц (реальных или мифических) и прослеживают родственные связи по женским линиям. Это называется матрилинейным десцентом или матрилинейным счётом родства. Во многих обществах, главным образом бесписьменных или дописьменных, на основе матрилинейного десцента формировались такие группы, которые принято именовать кланами, линиджами или родами. Матрилинейный десцент в подобных обществах определял правила преемства прав или наследования социально и экономически значимого достояния" (А. А. Казанков).

О культе воина-зверя у арийских правящих сословий.

А. А. Бондаренко в статье "Культ воина-зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов" рассматривает мужские воинские «тайные союзы» (нем. Männerbund). "Согласно историческим реконструкциям, воинами-псами или воинами-волками в Скифии называли отряды молодых воинов, которые вели кочевой образ жизни, отмечались воинственностью и совершали грабительские набеги на соседние народы". Да, скандинавские берсерки, - они же не "с луны свалились"; они унаследовали древние ритуалы оборотничества, которые прежде них практиковали те же киммерийцы, скифы и сарматы. В общем, феномен ликантропии очень тесно связан с арийством и, возможно, само происхождение ариев следует рассматривать в контексте клинической ликантропии. Описано множество случаев этой болезни [1].

А. А. Бондаренко говорит, что у скифов культ волка достиг фазы акме в V в. до н. э., когда на фоне перманентной войны с персами и фракийцами происходило выделение военной аристократии.

"Для архаического периода характерны изображения так называемого «мирного» хищника – животное пребывает в статической позе, с закрытой пастью. С конца VI в. до н. э. хищники изображаются с подчёркнутой агрессивностью. Исследователь генезиса ювелирного искусства Древней Скифии Ю. Полидович отметил, что в этот период на большинстве изображений «хищники воспроизведены с несколько открытой или разинутой пастью, в которой обозначены клыки и зубы, и с лапами с когтями» [Полідович 2009]. Согласно историческим реконструкциям, такие изменения в искусстве отражают социальные и мировоззренческие изменения в скифском мире. В этот период в Скифии стала доминировать воинская культура, эпическое творчество преобразилось в сакральное мировоззрение. Трансформацию мировоззрений населения Скифии отражают изменения в погребальном ритуале. Это явление было детально исследовано на примере захоронений степной Скифии. Могильники V в. до н. э. представлены захоронениями мужчин-воинов, имеющих богатый набор вооружения. Ю. Полидович делает следующие выводы: «Можно утверждать, что погребальный ритуал V в. до н.э. был ориентирован исключительно на прославление героев-воинов и чествование их памяти. (...) Материалы захоронений также свидетельствуют об изломе традиции, что условно можно обозначить как переход от хтоники к героике» [Полідович 2009]. Чрезвычайно важно, что определяющим элементом перехода от архаичной хтоники к поздней воинской героике считается распространение образа волка. В архаичных изображениях преобладают хищники семейства кошачьих, тогда как с конца VI в. до н. э. распространяются изображения волков [Полідович 2009]. В это время «мирный хищник» стал частью ритуала женского культа Великой Богини".

18 января 2023

Тайна экзогамии.

"Решающую роль в упорядочивании половых отношений в рамках родовой общины, по мнению исследователей, сыграла экзогамия, которая оказала столь огромное влияние на весь ход дальнейшего развития общества, что с полным правом мы можем её определить, перефразируя слова Ф. Энгельса, как самую «первую революцию древности». По меткому замечанию Ю. Лотмана, «культура начинается с табу». Установление экзогамного запрета можно рассматривать как первые, явные симптомы перерождения «зоологического», инстинктивного чувства, порождённого природой, в сугубо человеческие половые отношения, регулируемые нормативами культуры. Экзогамия представляет собой одну из самых архаичных форм табуирования, направленную на укрощение «основного инстинкта», при этом, как отмечают многие исследователи, в родовом обществе порой прощалось убийство сородича, но нарушение экзогамии – никогда, это преступление каралось смертью. Учёные склоняются к мнению, что экзогамный запрет не встречается ни в одном сообществе животных и, следовательно, представляет собой исключительно антропологическое, социокультурное явление, причины формирования которого до сих пор окончательно не ясны. По вопросу происхождения экзогамии существует множество теорий, но ни одна из них не является общепризнанной" (Л. М. Богатова "ОБ ОДНОМ «ПОЗОРЕ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА").

А что, если бы на Земле среди людей появились бы такого рода существа? Людей более восьми миллиардов, а их — две дюжины. Какова была бы их стратегия выживания? Наверно, прежде всего они ввели бы строжайший запрет на сексуальные связи с людьми, дабы не "раствориться" бесследно в безбрежном человеческом "море". А затем они разделись бы на две группы по 12 человек каждая, чтобы не "мозолить" постоянно глаза друг другу. Известно ведь, что сексуальное влечение "притупляется" довольно скоро после свадьбы и "медового месяца"; поэтому, для того чтобы успешно размножаться, новоявленные существа должны "соблюдать дистанцию". 

Понятно, что первые люди находились в тотальном окружении приматов, и у них тоже должно было быть строжайшее табу на связи с неандертальцами и прочими гоминидами. Но, отталкиваясь от агрессивной среды приматов, они же могли "окуклиться", замкнувшись в одну эндогамную группу. Чтобы не произошло "окукливания" и связанного с ним вырождения, они должны были разделиться сначала на две группы, потом — на четыре, затем — на восемь, и т. д. 

Я не уверен, что понимаю истинные причины экзогамии, но пока что, на данном этапе, разумею как-то так. А далее, поживём — подкорректируем.
 

Грифон как "страж подземного мира".

"В тронном зале Кносского дворца изображены четыре белых грифона, стерегущие белый же трон. <...> Грифоны в Кноссе изображались стерегущими белый трон, очень похожий на ахейский из Пилоса, в Пилосе же трон в мегароне окружали вместе грифоны и львы, вернее, львицы, что важно, всего изображены два грифона и две львицы" (цит. по: Соловьёв С. Ю. "Грифоны, львы и сфинксы в кносском и пилосском дворцах").

Фреска из «Тронного зала» дворца в Кноссе. Грифон
 
Фреска из дворца Нестора. Пилос. Львица и Грифон

Соседство грифона и львицы подсказывает нам, что, вообще говоря, грифоны — существа женского пола. Равно как и сфинксы, близкие им по типологии. 

Кстати, "один из входов в Пилосский дворец охраняли два сфинкса, изображённых на фреске" (С. Ю. Соловьёв).


Против учёных мулек.

мулька — 1) обман, брехня; 2) легенда, которую рассказывают шулера для вовлечения в игру … Воровской жаргон

Вот одна из мулек, которую некоторые учёные авторы "втирают" доверчивым читателям: "В соответствии с палеоантропическими (так написано в статье) наблюдениями, средний возраст, до которого доживали взрослые особи, был равен 18–25 лет. Иными словами, человек умирал, едва успев оставить потомство, которое само было подвержено очень высокой детской смертности. Поколения практически не перекрывались, т. е. одно поколение умирало, а второе только начинало жить. В связи с этим смена поколений была быстрой, взрослые не всегда успевали передавать свой опыт детям, которые вынуждены были, практически, начинать свой жизненный путь с нуля".

Это написал Э. В. Георгиевский в своей статье "К вопросу о характере и степени конфликтности в первобытном стаде" и ссылается при этом на Алексеев В. П. Биологическая адаптация человеческих популяций к природным условиям в эпоху палеолита. С. 30. 

А как же одноглазый и хромой неандерталец из пещеры Шанидар, который,  несмотря на многочисленные болезни и увечья, дожил до 45 лет? (см.: Как слепой и глухой неандерталец дожил до седин). 

Я тут пишу о феномене менопаузы у человека, о том, какую великую "культуртрегерскую" роль сыграли бабушки, будучи основными носителями и передатчиками Традиции, но, если поверить Георгиевскому, ничего такого не было, так как "смена поколений была быстрой, взрослые не всегда успевали передавать свой опыт детям, которые вынуждены были, практически, начинать свой жизненный путь с нуля". Георгиевский, наверно, полагает, что культура у людей "отрастает" сама собой, как волосы на теле. Но феномен "маугли" показывает Георгиевскому "дулю":

Вот хер отрастает у мужика сам собой, а культура сама собой не "отрастает". И если бы те особи, о которых пишет Георгиевский, "вынуждены были, практически, начинать свой жизненный путь с нуля", они до сих пор сидели бы в джунглях на деревьях. 

Кстати, тот же Георгиевский "задвигает" в своей статье совершенно ненаучную версию: 

"В антропологии существует версия, согласно которой кроманьонцы не просто сменили неандертальцев в процессе естественного развития, а уничтожили последних практически полностью. Скрываясь от окончательного уничтожения, неандертальцы на протяжении тысячелетий научились не только искусно прятаться от людей, но и приобрели ряд сверхъестественных качеств. Среди них одним из самых поразительных является способность неандертальцев воздействовать на человека психологически. Поэтому до сегодняшнего дня нет практически ни одного реального вещественного доказательства существования ИетиСнежного человека, под именем которых в различных частях земного шара и существуют потомки неандертальцев".

Понятно, откуда "ветер дует". Это теория Поршнева-Диденко.  

  

О семейном матриархате.

"Первичными формами человеческого общежития являются семья, род, община. В рамках этих означенных социальных форм человек и получает свой первый опыт социального взаимодействия как позитивного, так и негативного. Эти формы человеческого общежития являются универсальными, присущими всем временам и народам, они основа (колыбель) того, что составляет суть человеческой природы", - говорит Э. В. Георгиевский в статье "В вопросу о характере и степени конфликтности в первобытном стаде".

Вот на этот пункт всегда надо "упирать" в дискуссиях с людьми, отрицающими матриархат в древности. Само это "отрицалово" базируется на том, что люди якобы всегда жили в "системе". Вот одно из расхожих определений матриархата (из англоязычной Википедии): "Матриархат - это социальная система, в которой женщины занимают первичные властные позиции в роли политического лидера". Поскольку такого никогда и нигде не было, чтобы вождями или царями были исключительно одни женщины, то говорят, что не было никакого матриархата. Но здесь надо сказать: "Стоп! Мы находимся в ложной парадигме. Мы экстраполируем современную политическую систему на древнее общество, подобно тому как раньше, в средние века, художники изображали Христа и римских солдат в одеждах своих современников".

Во-первых, даже ныне есть такие общества, которые живут без вождей. Например, у бушменов охотники есть, а вождей нет. Стало быть, и в древности архаические общества могли жить без вождей. Во-вторых, если первичной формой человеческого общежития является семья, то и о матриархате надо говорить преимущественно на семейном уровне. В наше время в России матриархат на семейном уровне - явление очень распространённое. Муж добровольно отдаёт заработанные деньги жене, потому что она - мать, кормит и воспитывает детей. Почему мы должны думать, что раньше, в первобытном обществе, было иначе? В современном обществе всякий нормальный отец  заработанные деньги отдаёт матери своих детей, потому что она ходит по магазинам, она готовит и кормит всех. Есть, конечно, у нас и "патриархи", которые тратят деньги на себя, а жена кормит детей на свои деньги. С таких государство требует алименты, а за неуплату сажает в тюрьму. Так что, повторяю, если в современной России матриархат на семейном уровне - явление очень распространённое, то почему в первобытном обществе, где не было ни государей, ни патриархов, должно было быть иначе? Критикам матриархата остаётся лишь создавать в своём воображении гипотетическое архаическое общество, в котором правил самый лучший охотник и воин. Но это уже из области веры, - есть у нас такие "царебожники", которые не могут представить себе жизнь без царя, и дискутировать с ними бесполезно, в крайнем случае они могут заявить, как Тертуллиан: Credo quia absurdum («Верую, ибо абсурдно»). 

17 января 2023

«Белые бабушки».

Председатель Союза женщин Башкортостана Рашида Султанова говорит, что «в стране катастрофически не хватает мужчин».

- Мужчин просто нет, - сетует она. - До 30 лет, согласно статистике, число мужчин и женщин одинаковое. После 30 число мужчин начинает уменьшаться, а после 75 разница становится огромной. У нас сегодня в башкирских деревнях появились «белые бабушки» (ак инэй) - пожилые женщины, к которым идут за советом. А раньше эту роль исполняли аксакалы. Но где теперь ак бабаи? Их нет, не осталось больше (Источник).

В РуНете пишут, что "во многих башкирских селеньях появились женские клубы под названием «Ак инейзэр», что в переводе означает "Белые женщины", то есть светлые, чистые помыслами. Не зря название клуба «Ак инейзэр» связано с белым цветом, так как женщины эти несут в народ добрые дела и чистый свет, делятся богатым жизненным опытом, воспитывают подрастающее поколение" (Источник).

"Есть такой клуб и в Белянке, называется он «Ак инейзер коро Мирас» (на фото). Клуб посещают восемь уважаемых и умудрённых опытом женщин, которые глубоко религиозны и к которым прислушиваются сельчане".


Женский шаманизм в Китае

В китайской литературе достаточно непросто найти достойные упоминания о женщинах, однако колдуньи У стоят особняком в чреде великих китайских мужчин.

Китайский термин У или Ву (кит. 巫) обозначает шамана, практикующего китайский шаманизм или по-другому "вуизм", который дал основу современному даосизму. Изначально это слово обозначало мужчину или женщину, занимающихся колдовством. Однако уже к 4-3 векам до н.э. под У начинают понимать именно женщин-колдуний, а мужчинам дают другое название.

Первый китайский словарь иероглифов Шуовэнь Цзецзы (121 г. до н.э.) описывает У как женщин, которые занимались жертвоприношением, священнослужительниц, призывательниц духов, мастериц молитв. У считались женщинами, которые могут служить Невидимому, а также своими танцами отгонять злых духов, призывать дождь, восстанавливать равновесие между двумя мирами.

Была раскрыта связь слова «шаманка» с такими словами как «мать», «танец», «плодородие», «яйцо» и «вместилище», а значит эта профессия имела прямое отношение к древнему культу плодородия в Китае.

Сохранились и настоящие топонимы: знаменитая гора Ву, жилище Божественной женщины, и знаменитое ущелье Ву на реке Янцзы.

Истинное происхождение шаманок Ву неясно до сих пор. Есть теория, что начало им положили женщины, которых в неолитическом периоде Китая сжигали, принося в жертву, для того, чтобы вызвать дождь. Иногда смерть на костре заменяли выставлением на солнце на несколько дней. Всё это время женщину заставляли молиться о дожде. Так она изображала из себя Богиню Засухи.

В более поздний период У перестали приносить в жертву, и они стали отвечать за общение с природой и, в первую очередь, с водой. Они исполняли магические танцы, чтобы предотвратить наводнение или, наоборот, вызвать дождь. Правда процедура была долгой, поэтому периодически, местные правители во время наступления засухи, чтобы не тратиться на церемонию с танцем, просто приказывали сжечь местную колдунью, как раньше.


В древний период, когда болезни лечили с помощью заклинаний и изгнаний духов, шаманки У выполняли также роль и знахарок. Однако с развитием медицины их статус был утрачен.

Священная сикомора.

Культ священной сикоморы был чрезвычайно распространён в Древнем Египте. Одна великая сикомора росла в Мемфисе, где Хатхор почиталась как «владычица южной сикоморы». Гигантская многовековая сикомора сохранилась и на территории древнего храма богини Нейт в Саисе (совр. Са эль-Хагар); в Гизе вплоть до 1950-х существовала роща сикомор, растущая вокруг очень глубокого и древнего колодца в центре. Известны священные сикоморы богини и в других храмах Египта, одна из них, как стало недавно известно, росла даже в центральном вади фиванской Долины царей.

Любопытно, что до сих пор гигантская сикомора растёт на территории храма Ра в Иуну. Сегодня это пригород Каира эль-Матарийя, где огромное дерево – Шагарат Мариам - растёт на территории коптского монастыря, поскольку ассоциируется с путешествием девы Марии по Египту. Рядом с живой сикоморой лежат стволы более древних деревьев, от которых, когда их срок жизни подходил к концу, отсаживали новую святыню. Монахи, хранящие сикомору, в случае душевного расположения дарят гостям засохшие плоды дерева, именуя их по-арабски «барака» - т.е. благодать. Несмотря на новые религиозные ассоциации, прекрасно понятно, что речь идёт всего лишь о новой форме древнего культа, в которой сикомора всё равно была посвящена женскому божественному принципу.

По преданию, ипостась богинь Хатхор или Нут обитает внутри ствола дерева. Благая и милосердная, она встречает на пути в мир иной души умерших, предлагая им, согласно виньеткам из «Книги мёртвых», жертвенные дары, воду или вино для подкрепления. Изначально ассоциировавшаяся с матерью и супругой царя, Хатхор позже стала покровительствовать, таким образом, всем умершим, вне зависимости от их прижизненного статуса. Сикомора, видимо, ассоциировалась с богиней-защитницей не только из-за млечного сока, но и потому, что её листья широко использовались в древневосточной медицине, а плоды использовались для приготовления средств, способных вызвать интоксикацию, которая, как и опьянение, издревле ассоциировались с Хатхор. Поедание плодов дерева и употребление производных напитков ассоциировалось с поглощением плоти и крови самой богини; дарование богиней, явившейся из древесного ствола, хлеба, вина и воды душам умерших также было предтечей того, что в более поздних религиозных формах стало ассоциироваться с поеданием плоти бога через пресуществление даров.

16 января 2023

Приматы и индейцы.

"Следует иметь в виду, что у приматов власть самца-вожака основана на поддержке его инициатив, касающихся направлений движения, времени стоянок и др., всем взрослым составом группы, а вместе с ними и подростками, в противном случае вожак смещался более авторитетным самцом. Если же учесть факт преобладания в стаде среди взрослых особей самок (например, около 2/3 у горилл), то получается, что и доминирование самца-вожака в стаде приматов и однотипное главенство в первобытной группе основывается на активном участии самок (женщин) во властных отношениях", - говорит С. Н. Попов в статье "Самоуправление в догосударственных обществах".

Это описание напоминает мне матриархат у ирокезов. Хотя у них вождями племён и Лиги были мужчины, но назначали их женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей. Реальной силой и властью ирокезской республики были её женщины – настоящие серые кардиналы Конфедерации (Источник).


Где мир, там и "матриархат".

В наше время то и дело встречаются жалобы мужчин на "засилье матриархата", и некоторые из этих жалоб я собрал здесь и здесь. Но, оказывается, это "засилье" имеет место быть в любую мирную эпоху, потому что когда на земле царит мир, в обществе преобладают сугубо женские ценности — дом - "полная чаша", воспитание детей, и, конечно, "отношения" между мужчинами и женщинами (два супергениальных фильма - "Женитьба" и "Женитьба Бальзаминова" - как раз об этих "отношениях"). Цитирую: 

"В грибоедовской Москве царит матриархат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья приучает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михайловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двигается по командам своей жены: «Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!» Женское начало преобладает и за сценой. Высокой покровительницей Молчалина оказывается Татьяна Юрьевна. Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоминает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексевну и Пульхерию Андревну; окончательный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княгиня Марья Алексевна. «Этот женский режим, которому подчинены персонажи „Горя от ума“, многое проясняет, — пишет Юрий Тынянов. — Самодержавие было долгие годы женским. Даже Александр I считался ещё с властью матери»" (Источник).

Немного юмора.

Холмогоров:

"В качестве пародии на Гимбутас.

В неолите существовало "глиняное царство" (термин Черных).

Женщины изготовляли керамику - горшки, похожие и внешне и функционально на женское лоно и царил матриархат и культ Великой Матери.

Затем на смену пришла металлургия.

Мужчины начали изготовлять металлические орудия, твёрдые и прокалывающие как... и похожие на него и внешне и, частично, функционально. И воцарился патриархат и культ Отца-Громовержца."

Источник

Это, конечно, шутка, потому что именно на территории Старой Европы археологи открыли древнейшие металлургические производства, о чём я сообщал неоднократно. Бронзовые мечи и другие "твёрдые и прокалывающие" инструменты находят, например, при раскопках памятников крито-минойской эпохи, которая была отнюдь не патриархальной. Патриархат воцарился вовсе не оттого, что мужчины взяли в руки мечи, а оттого, что они, отбросив все диалоги и дискуссии, стали поступать согласно поговорке "нет того спорее, чем кулаком по шее" (а ещё спорее — мечом по шее).

Вика Саксен-Кобургская.

Её величество Виктория, божией милостью королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, защитница веры, императрица Индии, принцесса Ганноверская, герцогиня Брауншвейгская и Люнебургская, принцесса Саксен-Кобургская и Готская, герцогиня Саксонии.


Виктория в истории Англии — как Екатерина в истории России. У нас был "век золотой Екатерины", а у англичан — викторианская эпоха, длившаяся с 1837 по 1901 год. Как сообщает Википедия, "трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в её эпоху эти качества стали доминирующей нормой. Пример подала сама королева: её жизнь, до конца подчинённая долгу и семье, разительно отличалась от жизни двух её предшественников - Вильгельма IV и Георга IV. Несмотря на огромные перемены, викторианская эпоха не колебала уверенность и оптимизм нации. Британцы верили, что могут и должны удерживать статус ведущей мировой державы, и лишь начало Первой мировой войны заставило их усомниться в этом".

15 января 2023

О менструальной синхронности.

Менструа́льная синхро́нность, также известная как эффе́кт МакКли́нток, — предположительный биологический процесс, при котором у женщин, живущих бок о бок, постепенно гармонизируется менструальный цикл (дата начала менструального кровотечения).

Впервые о существовании феномена синхронности менструальных циклов мир узнал в 1971 году благодаря студентке частного женского колледжа Уэллсли (США) по имени Марта МакКлинток. Её исследование, посвящённое тому, что происходит с менструальными циклами других студенток, продолжительное время живущих вместе в общежитии, было опубликовано в престижном научном журнале Nature. Марта наблюдала за тем, как сдвигаются даты начала менструации у 135 девушек, по мере того как они проводят по полгода и больше под одной крышей или в тесном общении. МакКлинток обнаружила, что «синхронизация (то есть уменьшение разницы в датах начала цикла) значительно усиливается как у тех девушек, которые живут в одной комнате, так и в группах девушек, которые называют друг друга близкими подругами».В результате было установлено, что совпадения встречаются у сожителей, близких друзей, но чаще всего в парах «мать-дочь» (Источник). 

Хотя более поздние исследования пришли к выводу, что менструальной синхронности, вероятно, не существует, однако идея о том, что менструация находится – или в идеале должна находиться – в гармонии с более широкими космическими ритмами, является одной из самых стойких идей, лежащих в основе мифов и ритуалов традиционных сообществ по всему миру. !Кунг охотники-собиратели Калахари "верят... что если женщина видит следы менструальной крови на ноге другой женщины или даже ей говорят, что у другой женщины начались месячные, у неё тоже начнутся менструации ". У народа юрок на северо-западе Калифорнии, согласно одному этнографическому исследованию, "все фертильные женщины в семье, которые не были беременны, менструировали в одно и то же время ...". 

Женская фигурка на верёвочке, изображающая "менструальную кровь трёх женщин", иллюстрирующая племенную мифологию народа йолнгу о менструальной синхронности.

О туркменском "маугли".

А. И. Белов в своём "Антропологическом детективе" приводит случай "маугли", который произошёл в Туркмении в 1957 г. В песках под Ташаузом был пойман мальчик, пять лет живший в волчьей стае. Его назвали Джумой. В десять лет Джума, помещённый в психиатрическую больницу, сказал своё первое человеческое слово. Когда его, научив трём сотням слов, спрашивали, хорошо ли ему среди людей, он отвечал, что среди волков было лучше…

Тема "маугли" — одна из моих самых любимых.

Удивительно и парадоксально "откровение" о том, что дикие животные, при определённом раскладе, оказываются более человечны, чем многие представители Homo sapiens...

Далее я "скопипастил" для себя три статьи из Сети, где даётся более расширенная информация об этом туркменском "маугли":

1. Туркменский Маугли или Джума Джумаев.

В 1957 году в Туркмении группа геологов отправилась в пустыню охотиться на волков с вертолёта. Геологи настигли волчью стаю, но, к своему удивлению, среди спасающихся бегством животных разглядели мальчика, примерно лет пяти, который также, вместе со всеми, пытался убежать и спастись от врага в небе. Люди приняли решение, во что бы то ни стало спасти ребёнка. Отстрелив всех волков и посадив вертолёт на землю, геологи попытались поймать мальчика, но удалось им это далеко не сразу. Мальчик убегал от них, кусался, рычал и отпинывался. Когда его всё же поймали, то первым делом отвезли к врачам. Кем были его родители, и как маленький ребёнок оказался среди волков – неизвестно. В больнице ему поставили диагноз «олигофрения» и поместили в психиатрическую больницу Ташауза. Дальше, начался очень тяжёлый и трагичный процесс адаптации к человеческой жизни. Мальчику дали имя Джума Джумаев, и начали обучать человеческим манерам. Джума передвигался на четырёх ногах - как волк, из-за чего на его коленках и ладошках образовались мозоли. Ему пришлось по-новому учиться ходить, пить и есть, но, в итоге, он даже научился чистить зубы, причёсываться, пользоваться туалетом и якобы даже играть в шахматы. Некоторые женщины – медики жалели маленького мальчика и приносили ему пирожки из дома, подкармливали, стирали рубашки.

К вопросу о снежном человеке.

А. И. Белов в своём "Антропологическом детективе" проводит такое расследование, согласно которому современые люди, которых Википедия определяет как "род в семействе гоминиды отряда приматов", являются на самом деле "деградантами" более совершенных существ, обитавших на Земле в доисточеские времена. Ну и, в качестве наглядного примера деградации, он приводит французских клошаров.

"Последние, проснувшись поутру, отправляются в порт, где, погрузив с десяток мешков или досок, получают деньги на дешёвое вино и длинный батон французского хлеба. Выпив и закусив, они предаются безделью. Ночуют клошары под мостами Сены, а зимой, когда холодно, располагаются на решётках метро, откуда веет тёплый воздух. Периодически, чтобы не распространять заразу, бомжей подвергают принудительной санобработке. Те бомжи, кого гнетёт человеческое существование и больше привлекает «независимость», предпочитают жить вдали от людей. Эти немногие вполне могут сбиваться в стаи, как это происходит у животных. Со временем у этих «несчастных», которые себя таковыми не считают, рождаются дети, заметно теряющие в развитии. Они обрастают волосами, не нуждаются в одежде и горячей пище, с детства приученные к голоду, холоду и сырой еде. Некоторые из них едва умеют говорить - в детстве их этому не обучили. Да и говорить-то им особенно не о чем. Всё и так понятно - что делать и как жить: делать надо, что хочется, а жить - как нравится! Деградируя, эти особи могут утрачивать всякую связь с другими людьми. Обычно они выходят на поиски пищи под покровом темноты, а при появлении людей стремятся скрыться от греха подальше. Они как бы распределяют с людьми сферы жизненных интересов, принимая «пакт» о невмешательстве - вы нас не трогайте, а мы не будем трогать вас. Неудивительно, что эта категория людей может уже иметь некоторые признаки снежного человека".

Потом А. И. Белов ссылается на Плутарха, у которого можно прочитать: «Около города Аполлония, в роще, посвящённой нимфам, был схвачен спящий сатир, почти такой, какими их изображают скульпторы. И приведён был к Сулле и был вопрошаем всевозможными толмачами - кто он? Однако он издавал грубым голосом нечто вроде блеяния овцы. Отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его как явление безобразное… Сатир был показан римской аристократии, где проявлял большое влечение к дамам. Прекрасный пол вызывал в нём такую реакцию, что его часто приходилось сдерживать».