08 августа 2023

"Божественная комедия", или Кукольный театр богов.

У Гомера сражение, в котором соединяются оба войска, описывается как кусок верёвки (πεῖραρ), пропущенный богами над обеими армиями и туго стянутый (τάνυσσαν), так что противники оказываются неразлучно связанными друг с другом. Об этом сообщает Ричард Б. Онианс в своей монографии "На коленях богов". 

В моей коллекции древнеегипетских изображений нашлась иллюстрация к вышеприведённому описанию Гомера. Конечно, египтяне "ни сном, ни духом" не подозревали о том, что они иллюстрируют Гомера, но, тем не менее, определённое сходство имеется. Здесь мы видим и две сражающиеся армии, и туго натянутые "верёвки" над ними... Воины, очевидно, слепые на оба глаза, как куклы-марионетки, потому что, если б они подняли свои взоры и увидели, что происходит над их головами, они бы наверно обалдели...

Через 5 месяцев после 8 марта.

 

Как раз в тему — стихотворение А. Полежаева "Калипсо":

Полунага, полувоздушна,
Красотка юная лежит,
И гнёту милому послушна,
Она и млеет и дрожит,
И вьётся спинкою атласной,
И извивается кольцом,
И изнывает сладострастно
В томленьи пылком и живом!
Одна нога коснулась полу,
Другая нежно на отлёт,
Одна рука спустилась долу,
Другая друга к сердцу жмёт.
И вся дрожит и сладко стонет,
В глазах томленье и огонь,
И вот зашлась и в неге тонет,
Вздрогнув в последний раз, как конь.
Глазёнки под лоб закатились,
Уста раскрыты, пышет грудь,
И ножки белые спустились,
Чтоб после битвы отдохнуть.
А всё рука ещё невольно
Поближе к телу друга жмёт,
Другая шарит своевольно,
На новый бой его зовёт.
На бой веселый наслажденья,
На бой восторга и любви,
На сладкий миг соединенья
И душ, и тела, и крови.

Вода жизни.

Ричард Б. Онианс говорит, что древние греки чаще всего именовали своих мертвецов «сухими». "Умершие испытывали величайшую потребность во влаге, в жизненной жидкости животных и растений или хотя бы в самой простой жидкости — в воде, которая возвратила бы им состояние «живущего», «влажного».

Жертвоприношения умершим чаще всего совершались в виде возлияний. Над большой четвёртой шахтовой гробницей в Микенах был алтарь с круглым трубообразным отверстием, уходившим в нижнюю гробницу. Это устройство (встречающееся и в других местах), как полагают, было предназначено для совершения возлияний, т.е. для того, чтобы жидкость проникала вниз, к умершим. И в классические времена водой совершали возлияния умершим. Эту жидкость выпивала псюхе, кости получали «омовение» (λουτρόν). Согласно учению орфиков, псюхе является в царство Аида «сухой». «Я высохла от жажды и погибаю», — восклицает душа в надписях на табличках из могил на юге Италии и на Крите (Orph. Fr. 32 a, b Kern). На девятый день после похорон совершались жертвоприношения, и на могиле устраивался пир, разбрызгивалось вино (Fest. s.v. vinum resparsum). Было обнаружено множество урн с отверстием, через которое могли поступать возлияния: Блюмнер описывает «отверстие для вливания жидкого приношения умершим»; в других местах (например, на древнем кладбище, расположенном на существенной глубине под форумом возле позднейшего храма Фаустины) сохранились трубообразные тоннели, проводившие жидкость к останкам умерших. Ричард Б. Онианс говорит, что они льют воду, чтобы утолить пламенную жажду умершего, это высказывание зловеще напоминает мольбу, с какой богачу предстояло обратиться к Лазарю. У Гомера на кости льют вино, затем кости вытирают, складывают в урну и умащают елеем (Tib. Ill 2, 19 слл.; Stat. Silv. II 6, 90; Plin. NH XIV 12, 88; Prop. IV 7, 34). До сих пор не было предложено удовлетворительного объяснения этого ритуала, как и гомеровского обычая хранить кости в жире и вине. Несомненно, таким способом передавалась жизненная жидкость. Гораций противопоставляет богача бедняку как unctus и siccus (умащённого и сухого). Чтобы восстановить «сок», которого лишился умерший, использовался не только маслянистый сок оливы, но и мирра, благовонная смола (tus) и другие «выделения», «слёзы» и «пот» растений. На девятый день после похорон совершались жертвоприношения, и на могиле устраивался пир, разбрызгивалось вино (Fest. s.v. vinum resparsum). Блюмнер описывает «отверстие для вливания жидкого приношения умершим»; в других местах (например, на древнем кладбище, расположенном на существенной глубине под форумом возле позднейшего храма Фаустины) сохранились трубообразные тоннели, проводившие жидкость к останкам умерших.

Откуда такая потребность в воде у умерших? Для людей, как и для растений, жизнь заключается в воде. Каким образом умершие могут получить жизнь, если не из воды? Этот вопрос задан и ответ на него получен в «Путешествии Иштар по загробному царству», по «стране безвозвратного». Богиня проходит через семь ворот, претерпевая судьбу умерших, её удерживает богиня подземного мира Эрешкигаль, но, наконец, другие божества являются и принуждают Эрешкигаль отпустить Иштар, вернуть её в мир живых. Царица приказывает своему слуге Намтару: «Вылей на богиню Иштар воду жизни и отошли её прочь». На Иштар выливают воду, и богиня возвращается
к жизни.

Адский огонь — это крайнее состояние смерти, полное высушивание. Огню противостоит вода жизни, принадлежащая Богу (Пс. 36, 9), исходящая из его престола (Ап. 22, 1, 17). Посмертный суд наделит праведника водой-жизнью, а на долю грешников выпадет «озеро, горящее огнём и серой, вторая смерть» (Ап. 21, 6-9; ср. 20, 14 сл.; 7, 17).

07 августа 2023

«Фигаро тут, Фигаро там»

Родился я под знаком "Близнецов", и мне наверно легче, чем другим, жить одновременно в двух временах. Или не одновременно, а поочерёдно: то в традиционном времени, то в современном. Такая «двойная жизнь» представляется социально-психологическим аналогом элементарных частиц с периодически меняющимся направлением времени.

О погребальных практиках крито-минойской и микенской культур.

«В самых ранних толосных погребениях, от которых в Греции сохранилось хоть малейшее свидетельство, в примитивных могильниках ранне-минойского Крита обнаруживаются заметные следы обугливания на остатках скелетов», — пишет Эванс. «Не существует удовлетворительного объяснения следов огня в этих толосах... очевидно, что внутри горело сильное пламя, оплавившее камни и металл, обжегшее глиняный пол, и тем не менее покойники не были им уничтожены». И далее: «В некоторых местах пол обожжён до терракоты, и камни растрескались от жара. Практически весь толстый погребальный слой почернел от огня и дыма, и многие кости и черепа сделались совершенно чёрными. Тем не менее исследования этих останков, проведённые другими учёными, подтвердили моё мнение, что речь не идёт о сожжении тел непосредственно после погребения: огонь применялся позднее, и тогда кости, подвергшиеся воздействию дыма и жара, чернели. С какой же целью зажигались в могильниках эти костры? Следует сознаться, что мы этого не знаем. Быть может, ради освещения или затем, чтобы выкурить из гробницы запах смерти, или ради погребального жертвоприношения или пира. Однако ни одна из перечисленных причин не требует столь мощного огня».

Похоже на то, что это не было кремацией на костре, как, например, в современной Индии.

Нильссон говорит: «До сих пор не было получено удовлетворительное объяснение этим кострам, поскольку попытки доказать существование кремации в микенскую эпоху невозможно принимать всерьёз. Остаётся лишь одно допустимое объяснение, а именно: огонь использовался в погребальном ритуале и культе мёртвых или для сжигания жертв, или для очищения, как полагает сэр Артур Эванс».

Ричард Б. Онианс полагает, что такое "поджаривание" на огне тел покойников было на самом деле одной из форм экскарнации (дефлеширования).

"В Италии мы найдём следы подобных обычаев начиная с каменного века. «Наличествуют признаки того, что тела палеолита не сжигались, но подвергались воздействию огня, причём смысл этой церемонии пока остаётся невыясненным... Примерно так же обращались со своими покойниками и люди неолита. Мы вновь обнаруживаем следы процесса жарки, обугливания, что бы они ни значили, однако тела практически никогда не кремируются полностью», — пишет Роуз. Наряду с этим обрядом практиковалась и scarnitura, т.е. обнажение костей перед похоронами.

«Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе»

Sometimes It's Just You

"На заре человеческой истории сложился определённый баланс между властно-управленческими функциями, осуществляемыми полами. Если мужчины занимались политикой на уровне социума, то женщины — дома", - пишет В. В. Бочаров в статье "Власть в гендерном измерении".

А если на заре человеческой истории весь социум состоял только из одного большого дома? Когда ещё не было ни государств, ни племён...

Вот, например, традиционное саамское жилище — вежа.


"Традиционному саамскому укладу свойственен матриархат", - сообщает RG.RU (Источник).

06 августа 2023

Матриархат как доминирование женского менталитета.

"Термин «матриархат» представляется не совсем верным, так как господство является мужской особенностью и, с исторической точки зрения, мужским изобретением. Употребляя термин Бахофена «матриархат», Тотила Альбер переносит смысловой акцент на социальное положение дел как результат доминирования материнского принципа. В сообществах, основанных на материнском принципе, сила проявляется не в индивидуальном господстве, а в групповой тирании — менталитете, при котором личность поглощается данным сообществом благодаря существующим между ними узами.  <...> Матриархальное общество характеризуется установлением контроля над отдельным человеком со стороны большинства (клана)", - говорит Клаудио Неранхо в монографии "Агония патриархата" (Источник).

Я, в принципе, согласен с таким определением. Женщины в догосударственных (=архаических) обществах могут обезопасить, оградить себя от мужского произвола и насилия лишь одним способом — созданием "культурного частокола". Конечно, всякого рода табу, принятые в "матриархальных" обществах, сдерживают мужскую агрессию лишь до некоторой степени, но это всё же лучше, чем совсем ничего. Если предельно утрировать, то спасение женщины от изнасилования заключается в том, чтобы не было "дикарей" в её ближайшем окружении, чтобы все мужчины были "окультурены". "Окультуривание" же происходит в рамках матриархальных культов, с образом Богини в центре, с её служительницами-пророчицами, с обрядами и ритуалами, в которые "втянута" и мужская половина общины. Патриархат, как известно, начинался с мужских "междусобойчиков", с мужских тайных союзов. Пока мужчины были "распылены" и принимали участие в женских культах (типа крито-минойских таврокатапсий), они не представляли никакой опасности. Арийское нашествие на Старую Европу было нашествием именно мужских "волчьих" союзов. Судя по составу современных гаплогрупп, Европа сменила мужское население (G на R), в то время как женские гаплогруппы не изменились. Это значит, что в западный поход шли дружины, которые просто убивали всех местных мужчин, а женщин забирали себе.

05 августа 2023

О бесконечно счастливой жизни.

"Греки верили, что Аполлон проводит зимние месяцы в прекрасной стране Гиперборее, где буквально текут молочные реки с кисельными берегами или прочее в этом духе. Жизнь там долгая, счастливая и беспечальная. Но когда гиперборейцы утомляются своей бесконечно счастливой жизнью, они сбрасываются с прибрежных скал, принося себя в жертву Аполлону" (А. Баркова).

А в реальности там безлюдные голые скалы, где гнездятся полярные крачки.
 

Несколько лет назад смотрел я док. фильм про те места, и там рассказывалось про каких-то удивительных змей, которые питаются раз в году. Наглотавшись птичьих яиц, они потом целый год ждут, когда снова прилетят крачки и снесут им яиц на пиршество.

Но я хотел сказать о другом, об утомлении счастливой жизнью. Нищего держит на ногах надежда на то, что, может быть, однажды Фортуна улыбнётся ему, он найдёт на дороге пятитысячную купюру и сказочно разбогатеет. Ну а богатому на что надеяться? 

Очевидно, бесконечная жизнь возможна лишь в том случае, если она связана с познанием. Познание окружающего мира — штука очень интересная, это я знаю на собственном опыте. И это величайший стимул для жизни. Дм. Мережковский описывает, как Наполеон Бонапарт, целыми часами, в одной из покинутых комнат лонгвудского дома на Св. Елене, забывая все свои беды и муки, наблюдал жизнь муравьёв; восхищался их умом и упорством в отыскивании спрятанного сахара: «Это ум, это больше, чем инстинкт, это настоящий ум... образец государственной мудрости. О, если бы такое единодушие людям!» Целыми днями, уже больной, почти умирающий, наблюдал жизнь рыб в лонгвудском садке,– особенно их любовные игры и войны. 

Беда лишь в том, что далеко не все люди ищут познания. Наверно, те гиперборейцы, которые сбрасывались в море с прибрежных скал, были гопотой. Но как гопники оказались в Гиперборее, стране с молочными реками и кисельными берегами, которая так сильно напоминает коммунистический "рай"?

Следы Артемиды в Гёбекли Тепе?

Как всем известно, богиня Артемида охотница, а одним из орудий охотничьего лова является сеть.  Мы знаем, что, например, Мокошь и сама прядёт, и является покровительницей прядения. То есть, я хочу сказать, что сплести сеть для неё не составляет труда. Она на этом сугубо "женском" деле "собаку съела" и хвостом не подавилась. Несколько лет назад я смотрел док. фильм про африканских пигмеев, и там было показано, как они охотятся в джунглях с помощью сетей: делают большой "карман", а потом устраивают большой шум и гам, и испуганная дичь сама попадает в этот "карман".

В связи с этим у меня возникла мысль: а не является ли ловчей сетью изображение на одном из столбов ритуального комплекса в Гёбекли Тепе?


Сеть, конечно, очень странная, состоящая из переплетённых змей, но, очевидно, она не предназначена для использования по прямому назначению, для лова дичи (хотя там внизу и изображено какое-то животное, похоже что травоядное типа овцы). Ричард Б. Онианс сообщает, ссылаясь на братьев Гримм, что "германские богини Смерти уволакивали умерших на верёвке и имели также петлю и сеть. <...> Норны не только пряли и связывали, они также ткали. На каждого человека они набрасывали свою паутину".

Интересно, что после 40-дневного поста в пустыне и крещения в водах реки Иордан миссия Иисуса начинается с сетей. "Проходя близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4:19).

04 августа 2023

Ещё раз про округлые формы "венер".

Некоторое время назад, говоря про округлые формы "венер" верхнего палеолита, я пытался представить эти формы как художественное выражение идеи добра и блага. Я исходил из того, что в русском языке слова "хорошо/хороший" и "добро/добрый" являются синонимами, а в словах "хороший" и "хоровод" имеется общая лексема "хоро-". В Древней Греции «xо́poc» понималось как «группа танцоров и певцов», «хоровод», то есть движение по солнцу, по кругу. Соответственно, можно думать, что круглое испокон веков представлялось как хорошее, доброе, а некруглое, ущербное - как плохое и дурное. 

Ричард Б. Онианс выражает, по сути, те же представления греков архаического периода.

"Греки считали юность временем изобильного «сока» (ср. Aesch. Ag. 76 сл.); мягкие и нежные тела юношей «содержат много влаги» (Diog. Apoll. А 19 (45) Diels),  но с годами влага высыхает, и убавляются силы. Старость означает потерю плоти  и жидкости, высыхание. «Ненавистная старость сморщила и высушила», — сокрушается Софрон, и далее: «сморщенная кожа вместо человека».

Молодость...
 
... и старость. На фото Гарсиэла Гонзалес

Богиня ≠ Природа.

Joan Marler в статье "The Body of Woman as Sacred Metaphor" говорит, что "термин “Великая богиня” не относится к женской версии трансцендентного монотеистического Бога". С этим можно согласиться. Хотя бы из того, что "всё течёт и никто не входит в одну и ту же реку дважды". По идее, более ранние представления о Божестве должны были быть иными. И, вполне логично, что автор называет Богиню "имманентным Источником всего сущего, тысячелетиями воплощавшимся в женских формах". Но далее возникает большой соблазн отождествления Богини с Природой: "Священный Источник - это весь природный мир, дающий рождение самому себе и поглощающий себя в смерти".

Эта концепция имеет массу приверженцев среди современных историков, однако я её не разделяю. Если Богиня = Природа, то как объяснить явления (эпифании) Богини, которые мы видим на крито-минойских печатях? (см.: Об эпифаниях Богини) Богоявления имеют смысл лишь в том случае, если среди адорантов имеется представление о потустороннем мире, откуда, собственно, и появляется Богиня. Логично? — Безусловно. Так, а зачем адорантки "вытанцовывают" Богиню? Не затем ли, что они испытывают нужду в ней, точнее говоря, в её помощи? Может, у них там кто-то лежит больной и на ноги не встаёт. Или другое какое-то горе случилось. По Розанову, религия начинается с горя. От боли она. "Только горе открывает нам великое и святое. До горя – прекрасное, доброе, даже большое. Но никогда именно великого, именно святого".

Возможно, в недалёком будущем религия появится и на Марсе. Но не ранее того времени, когда там обнаружится горе.

Pamela Lee. Death on Mars.

А пока там есть Природа, - Марс состоит из того же вещества, что и Земля, - но нет Богини. Богиня имманентна миру не онтологически, а лишь в своих эпифаниях, которые можно назвать "сгустками" распылённой или разлитой тонким слоем по всему миру "пневмы" - Мировой Души.

02 августа 2023

О связке «колена» и «поколения».

По сообщению Ричарда Б. Онианса, "было сделано наблюдение, что в индоевропейских языках название коленей (ирл. glun, лат. genu, греч. γόνυ и т.д.) оказывается родственным с термином, означающим «род, поколение», и часто смешивается с ним. <...> Русское слово «колено» (польское kolano) обозначает как «колено», так и «род, поколение»; те же ассоциации мы находим в лапландском, финском и других финно-угорских языках. Так, финское polvi означает и «колено», и «поколение», и с этим можно соотнести древнее финское поверье, согласно которому космическое яйцо было создано на коленях матери-океана Ильматар, а затем она выбросила его из волн (Калевала, Песнь I), по одной из версий, на колени своего сына Вяйнямейнена (первая редакция Калевалы). Вероятно, для древних финнов колени были источником порождения,  поскольку в другом контексте Калевалы Укко, бог небес, рождает дев-туч следующим образом:
Укко, создатель небес
Крепко потёр руки,
С силой сжал коленную чашечку,
И появились прелестные девы
. (Песнь IX)
Таким же способом (потирая стручок о колено) девушка создаёт белку, куницу и пчелу".

Сам Ричард Б. Онианс не даёт сколько-нибудь удобовразумительного объяснения, почему "поколение" и "колено" являются однокоренными словами. Впрочем, он делится некоторыми своими наблюдениями.

1. Бёдра выделяются в ранних «толстозадых» статуях.

Энеолитическая керамическая статуэтка, культура анау, Туркмения

2. Святостью бёдер объясняется тот факт, что в микенских гробницах золотые пластины обнаружены не только на лицах, но и на бёдрах.

А я ещё добавлю к этому Варненский некрополь 5-го тысячелетия до н. э., в котором обнаружили мужчину с нахуйником из чистого золота. (Я извиняюсь за нецензурное выражение, но "золотой презерватив" к этому изделию не подходит, и "золотой напальчник" не подходит, и "золотые ножны" тоже не подходят.)

 

3. Человек, коснувшийся коленей или стоп фламина (жреца Юпитера), избавлялся от порки (Serv. Aen. MI 607).

Тут ещё вспоминается картина А. П. Лосенко «Зевс и Фетида» (1769).

А. П. Лосенко «Зевс и Фетида» (1769)

Animus-псюхе-сознание-мышление-дух.

Ричард Б. Онианс говорит, что "греки уже в V веке до н.э. существенно изменили и привели в беспорядок свои представления о псюхе и тюмос, так что псюхе, первоначально считавшаяся парообразной душой-жизнью, связанной преимущественно с головой, поглотила также располагавшийся в груди тюмос, причём тождество тюмос и дыхания было практически утрачено".

Пытаясь реконструировать архаические представления о душе и сознании, Р. Онианс проводит вполне убедительную параллель между тюмос и animus. Он пишет: "Animus во всём объёме римской литературы неизменно выступает <...> как основа сознания. Один из первых трагиков, Акций, выразительно сформулировал: sapimus animo, fruimur anima (разумеем духом, наслаждаемся душой, Fr. 296 Ribbeck). Несколькими веками позднее грамматик Ноний повторил ту же мысль: Animus est quo sapimus, anima qua vivimus (Дух — это то, чем мы разумеем, душа — то, чем мы живём, 426, 27; ср. тождество anima = vita, Verg. Aen. Χ 819). Сознание, включая все оттенки мыслей и эмоций — удел animus. Обдумывать какое-то дело означает «держать его в своём animus», обратить на что-то внимание — «повернуть свой animus». Когда человек теряет сознание, его animus чувствует себя плохо; когда человек падает в обморок, animus покидает его, а возвращение сил и способности к восприятию означает возвращение animus и т.д.

Что же такое animus? <...> Первоначально animus означал «дыхание» в груди и заключённое в груди вещество сознания (Plat. Ps. 34; Verg. Georg. IV 83, Aen. V 363, VII 356, X 485-487). Следовательно, animus является дыханием-сознанием. Различные состояния духа (animus) воспринимались как дыхание; в виде исходящего из груди дыхания (слов) проявлялись мысли, т.е. сознание (ср. Verg. Aen. IX 596, XI 346 и 366, X 387, VII 510). <...> Гораций жалуется, что боги наделили его скудным духом (inopis pusilli animi), говорящим мало и редко (Serm. I 4, 17 слл.).

Таким образом animus совпадает по происхождению с тюмос: это содержащееся в груди дыхание и сознание. <...> Соответственно, когда люди лучше поняли природу физического дыхания и определили, что оно не является веществом сознания, animus, как тюмос, сохранив связь с сознанием, перестал идентифицироваться с дыханием, однако первоначальная концепция проявляется в использовании слова spiritus и глаголов дыхания Spiro, conspiro, anhelo, inflo и т.д. при описании деятельности animus, как у греков слова πνεύματα (дышать, дыхание) и т.д. в связи с тюмос. Физическое дыхание, не связанное с сознанием, именовалось anima. Поскольку дыхание необходимо для жизни, anima смешивалась с душой-жизнью после того, как концепция души-жизни также сделалась расплывчатой".

О современном мифотворчестве.

Язык человеческий есть ничто иное как набор символов. Поэтому можно сказать, что мышление человека разумного "символично". Потому что я, например, в данный момент, составляя текст, занимаюсь оперированием словами-символами. Но мышление homo sapiens, кроме того, ещё и мифологично. Ведь где символ, там и идея; где идея, там и образ; где образ, там и миф.

Я на днях говорил о том, что сознание современного человека "купается" в мифах, как под струями летнего ливня. Так оно и есть. Мифотворчество присуще даже атеистам. Своеобразная мифология существовала в СССР даже в годы сталинского "воинствующего атеизма". Существует она и в постсоветской России. Интересный пример мифологичного "бурления" я обнаружил в записи andber "Голубь или орёл? О символике Св. Духа".

Автор приводит мнение епископа Григория (Лурье): «Голубь в Библии — это символ глупости: «И бяше Ефрем, яко голубь безумный, не имы́й сердца», - говорит пророк Осия. У голубя, как (было) известно, нет сердца, поэтому он лишён органа мудрости, которым сердце и является, поэтому он - воплощение глупости» (https://www.facebook.com/scrinium/posts/pfbid025SvtUbCGjXXkCppXPodHDbrzQhbGTEWwg51f4eK3MYK5xjX1EkmBJbcmqYPsyxRml).

Если голубка — птица "матриархальная" (в шумеро-аккадской мифологии голубка символизировала богиню любви Иштар [1]), то Анзуд — птица "патриархальная" [2] : как сообщает Википедия, "Анзуд является центральной фигурой на древнем шумерском знамени; на печати и «каменной булаве правителя»; также Анзуд был «эмблемой великого воителя Нингирсу (бог, близкий к Нинурте) из Лагаша».

"Евангельский голубь как символ Духа Святого и месопотамский Анзуд – это одна и та же птица", - делает вывод andber. - "В разных социальных ситуациях птица приобретает разные «породы». В условиях постоянной резни в Месопотамии начиная с конца 4 тыс. до н.э. актуальным был хтонический и грозный образ птицы с головой львицы, стоящий на двух гривастых львах, лишенный каких-либо морально-этических коннотаций. В условиях оккупации Иудеи разными царствами и при невозможности освободительной борьбы образ трансформируется в миролюбивого, «этичного» голубя с отсутствующей «желчью», т.е. способностью проявлять негодование".

Ну и, поскольку ныне "вихри враждебные веют над нами", то не пора ли нам менять голубя на Анзуда? Тем более что Анзуд, по мнению andber, "вероятно, изображён и на российском гербе".

Я полагаю, что всё это не более чем "игры ума" (a beautiful mind) в общем русле современного общественно-политического дискурса-нарратива. 

--------------------------------------------------------------------------

[1] Физической особенностью голубей является то, что в первые дни после вылупления птенцов оба родителя кормят их отрыжкой из зоба, так называемым «голубиным молочком» — питательной смесью, способствующей росту и, возможно, именно этот феномен кормления птенцов «молоком» привёл к ассоциации голубей с Великой Матерью.

[2] Хотя, если покопаться, обнаруживается, что Анзуд первоначально был птицей богини Инанны и тоже имел матриархальные "корни". 

01 августа 2023

О культе гения римских императоров.

Ричард Б. Онианс говорит, что "в первую очередь гений - это способность к наслаждению. «Тот, кто следует этому инстинкту, indulget genio (потакает гению)».

Ну, для человека разумного это не есть хорошо — следовать, по сути, животному инстинкту. Куда может завести такое "потакание гению", показывает пример Андрея Чикатило. Или пример императора Калигулы.

"У Виссова гений оказывается «божественным воплощением порождающего принципа, действующего в человеке и пекущегося о продолжении рода. Сам корень слова genius (ср. gigno, genus) и связь с lectus genialis (брачным ложем) указывают, что гений отвечал за порождение", - пишет Ричард Б. Онианс. Всё верно: гений — гены — генеалогия... Кажется, гений связан с породой, породистостью. Но тогда и у породистой собаки должен быть свой собачий гений. На счёт собак Р. Онианс ничего не говорит, однако, судя по всему, людей без гения не бывает. "Тот факт, что в семье почитался гений отца семейства, не исключает наличия гениев у других членов рода. Естественно, что гений отца пользовался особым почётом, но самые ранние данные свидетельствуют, что личный гений был даже у раба (ср. Plaut. Pers. 263)".

Р. Онианс говорит, что древние греки считали, будто мысли родятся где-то в груди человека. Гераклит Эфесский учил, что человек получает логос с дыханием. Разум представлялся как нечто парообразное, воздушное. Соответственно, «боги не дают разума (vouç) флейтисту, потому что когда он дует, разум улетает» (Carm. Pop. 4).

Если эпицентром разума считалась грудная клетка, то гений, как представлялось, пребывал в голове. Дело в том, что древние греки полагали, будто в черепной коробке генеририруется сперма [1], которая затем по позвоночнику опускается вниз, в тестикулы, которые являются своего рода "камерами хранения" мозговой жидкости. Тогда понятно, почему гений отвечает за порождение...

У нас давно уже стёрлось различие между разумом-сознанием, находящимся в груди (animus), и genius, порождающей душой-жизнью, идентифицировавшейся преимущественно с головой (и костным мозгом). А древние греки и римляне ещё различали сознание и душу. По представлениям древних германцев, сознательное «Я» также размещалось в груди, а душа, переживающая смерть, — в голове.

Душа подобна поплавку: в ней есть как человеческое, так и нечеловеческое измерения. Когда древнеримская невеста покрывала вуалью своё лицо, она, по мнению Р. Онианса, стыдливо прятала «бессознательное», которое у человека обще с животным миром.