10 февраля 2025

"Lucky Day". OTTA-orchestra. 2024

 


Применительна ли концепция 3 К (Kinder, Küche, Kirche) к женщинам эпохи неолита?

Diane Bolger  в статье "The Dynamics of Gender in Early Agricultural Societies of the Near East" говорит о гендерном разделении труда начиная с эпипалеолита (ок. 11500 - 10000 гг. до н. э. ) и до ранних стадий керамического неолита (ок. 7000 гг. до н. э.), которое  было проведено Теей Моллесон (Theya Molleson) на скелетном материале из поселения Абу-Хурейра на севере Сирии. Тея Моллесон утверждает, что женщины земледельческих обществ, перетирая зерно в муку на каменных жерновах, приобретали артрит.  Она предполагает, что женщины проводили большую часть своего времени внутри дома, занимаясь приготовлением пищи: «Женщины были привязаны к дому на несколько часов каждый день, в то время как мужчины работали в поле и, в соответствующий сезон, ловили и обрабатывали дичь».

Molleson’s interpretation of the effects of saddle querns on women’s bodies at
Abu Hureyra 

Кельтские "цари Дадоны" — создатели матриархата?.

В продолжение записи "Сообщества железного века передавали землю по материнской линии".

Просмотрел статью "Continental influx and pervasive matrilocality in Iron Age Britain", написанную коллективом авторов. Привожу здесь самое интересное место из статьи:

"И матрилокальность, и матрилинейность предсказываются культурными факторами, которые увеличивают участие женщин в натуральном хозяйстве и уменьшают-снижают определённость отцовства. Внешняя война может способствовать обоим этим факторам из-за отсутствия мужчин и уже давно предполагается, что она вызывает переходы к матрилокальности посредством различных механизмов (кстати эта гипотеза недавно подкреплена с помощью количественного моделирования)".

Британия железного века — это территория проживания кельтов, а кельты были очень воинственным народом. Может быть и впрямь у них время от времени, там и сям образовывались своего рода "анклавы матриархата"?

09 февраля 2025

О "духе времени".

Просматривая статью "Materialising Descent: Lineage Formation and Transformation in Early Neolithic Southern Britain" (by Vicky Cummings and Chris Fowler), я обнаружил план неолитических гробниц возле Хазлтон-Норт (Hazleton North) на юге Британии, строительство которых происходило между 3695 и 3650 гг. до н. э.

Site plans showing the diversity of Cotswold-Severn chambered tombs in the vicinity of Hazleton North: top left: Burn Ground; bottom left: Notgrove

"Бляха-муха!" - подумал я. Да это же копии мегалитического храмового комплекса Мнайдра на о. Мальта! 

План храмового комплекса Мнайдра.

Мегалитический храм на Мальте в форме женского тела

Как видим, ритуальные комплексы на юге Британии и на о. Мальта были построены примерно в одно и то же время. Где — Мальта, и где — Британия? Между ними расстояние в тысячи километров, а структуры гробниц — одни и те же! Вот это я называю "духом времени"!

Ронделы как средство против оскотинивания неолитических обществ?

Николина Николова в статье "Setting the Boundaries of Early Neolithic Settlement Sites: The Ditch-Digging Practices in the Eastern Balkans" говорит, что большинство поселений раннего неолита на Восточных Балканах (ок. 6200/6000–5500 гг. до н. э.) были огорожены уже на начальных этапах.

Distribution map of the Early Neolithic sites (black dots) and enclosed sites (red dots) in Bulgaria.

В её статье имеется одна интересная мысль: "Процессы, связанные с организацией, рытьём и поддержанием оградительных рвов, объединяли жителей деревни(-ей) в общинной деятельности, усиливая социальную идентичность и/или память группы. Сама граница не просто отделяла определённые пространства друг от друга, но и отличала огороженное общество".

Как тут не вспомнить, что безделье — это игрушка дьявола?! Может быть, эти ронделы сооружались с целью "канализации" избыточной мужской энергии? Когда мужчины бездельничают, они начинают дурковать. Печально известная "дедовщина" в Советской армии являлась прямым следствием бездельничанья солдат на казарменном положении.


Где солдаты не "страдали фигнёй" (например, на войне), там и не было "дедовщины". Когда копаешь окопы весь день, на дурь не остаётся ни времени, ни сил. 

Я, конечно, далёк от мысли, что единственным предназначением строительства неолитических рондел была своеобразная "трудовая аскеза" (см. О трудовой аскезе в монастырях российских). Но что-то в этом есть!..

08 февраля 2025

Про длинные курганы (long barrows) и ограды (enclosures).

Jan Turek в статье "Neolithic Long Barrows and Enclosures as Landmarks of Ritual Landscape of Central and North Bohemia" описывает неолитические ограждения (ронделы, enclosures) как "погребальные и религиозные сооружения, связанные с культом предков". 

В этой статье автор рассматривает два основных типа поздненеолитических (энеолитических) памятников как важные элементы доисторических поселений, - длинные курганы (long barrows) и ограды (enclosures). Оба типа памятников поддерживали церемониальные цели, в основном связанные со смертью и празднованием родовых линий. Длинные курганы были специально созданы для погребальных целей семейно-родовых групп; они служили семейно-родовыми святилищами в течение значительного времени после первоначального погребального события. Однако ограды были созданы для церемониальной деятельности нескольких общин, отправляющих культ предков довольно публичным образом, часто хороня мёртвых или их мощи внутри рвов.

Такого рода захоронения являлись своего рода "метками" родовой территории. "Акцент на демонстрации генеалогии имел целью продемонстрировать связь с  предыдущими поколениями своих предков и использовать их память, чтобы повторно подтвердить своё право использовать свою землю и занимать свою территорию". 

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (9)

Продолжение. Начало см. здесь, и далее — тыц, тыц, тыц, тыц, тыц, тыц, и тыц.

"Европейцев периода неолита подозревают в людоедстве", - сообщает русская служба ВВС (Источник). Археологи нашли свидетельства массового людоедства на месте захоронения семитысячелетней давности на юго-западе Германии, на месте древнего поселения Херксхайм. Среди "преднамеренно изувеченных" останков были обнаружены останки детей и даже нерождённых младенцев, утверждают учёные. Некоторые учёные отвергают версию о людоедстве, утверждая, что расчленение могло быть частью похоронного ритуала. Однако антрополог Брюно Булестан из французского университета Бордо указывает, что останки были "преднамеренно изувечены" и есть свидетельства того, что их жевали". "Сотни людей были убиты, расчленены и выпотрошены", - вторит Инопресса (Источник). "Учёные предполагают, что в течение примерно 50 лет жертвами кровавых ритуалов стали здесь как минимум 1000 человек. (...) На юг Пфальца людей для убийства гнали издалека. Их тела расчленяли, а мясо тщательно соскабливали с костей, что является для антропологов явным свидетельством того, что имел место каннибализм. Черепа отделяли от тела точными ударами, чтобы использовать их в качестве сосудов для неизвестных церемоний".

Йорг Оршидт и Мириам Ноэль Хайдле в статье "THE LBK ENCLOSURE AT HERXHEIM: THEATRE OF WAR OR RITUAL CENTRE?" высказывают свои сомнения относительно каннибализма и приводят аргументы, заставляющие взглянуть на ограду (enclosure) LBK в Херксхайме как на своего рода скудельницу или божедомку.  

07 февраля 2025

О фокальных точках мира духов в мире людей.

"Вместилище духов — важнейший концепт шаманизма. Духи могут быть помещены во вместилище — как душа в теле или человек в жилище. Причём вместилищем может быть специальная фигурка, украшение, особый предмет, но также человек, зверь, дерево, птица, рыба или кустарник. Во время камлания шаман впускает духов в себя, превращаясь в их вместилище" (А. Дугин.  Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 435, со ссылкой на "Опыт исследования основ шаманства у тунгусов" С. М. Широкогорова).

Да это концепт не только шаманизма, но и христианства. "Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего", - говорил преп. Серафим Саровский (Источник). В этом смысле, святой представляет собой как бы "мешок" с благодатью Святого Духа. Апостол Павел говорил о себе: "... и уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал. 2:20).

Я не очень понимаю, как "специальная фигурка", или идол, может быть вместилищем духа. Но, тем не менее, допускаю, что такое может быть.

Chalandriani figurine (Early Aegean), Cyclades, Greece, ca. 2300–2000 B.C.

Однако, вот вопрос: как извлечь джинна из лампы духа из такой "специальной фигурки"?

Австралийские аборигены знали ответ на этот вопрос. У них не только духи, но и дети появлялись из чуринги.

Крито-тибетские параллели?

"Буддистский миф о происхождении тибетцев считает их прародителем бодхисаггву Авалокитешвару <...> В Тибете Авалокитешвара почитался в форме красной обезьяныВ таком виде он спустился с небес, чтобы обратить в буддизм женское Чудовище Гор (Браг Сринмо). <...> От их союза и произошли тибетцы. По другой версии, обезьяна-предок, в Тибете её называют Pha Trelgen Changchup Sempa, была аскетом, укрывшимся на тибетской горе Гангпо Ри во время Всемирного потопа, а горная демоница пыталась соблазнить её, отвлекая от религиозного созерцания. Обезьяна, по совету Авалокитешвары, решила из милосердия уступить домогательствам, что и дало начало шести тибетским родам. Спасённая священным соединением с обезьяной-отшельником демоница была распознана как Шри-дэви (тибетское Лхамо) — женская бодхисаттва Белая Тара в её гневной ипостаси. Лхамо представляет собой эквивалент индийской Кали. <...> Cвязь самого Авалокитешвары с женской стихией подчёркивает матриархальные корни тибетской праистории. В основе этносоциологической модели древнетибетского общества мы вполне можем предположить осёдлый земледельческий матриархат в сочетании с практиками охоты и собирательства, на который накладывается культура воинственных патриархальных пришельцев", - пишет А. Дугин в своей монографии "Индоевропейское наследие и следы Великой Матери" (М.: Академический проект, 2018. С. 308-309).

Я уже неоднократно указывал на параллели между крито-минойской и индо-хараппской культурами. И вот, снова что-то близкое и знакомое... 

Monkeys Fresco on the west wall of Room 6 of Building Complex Beta at Akrotiri, Thera

Несомненно, обезьяны играли какую-то роль в крито-минойской мифологии. Какую именно роль, мы не знаем. Но, может быть, подсказка имеется в тибетской мифологии? 

06 февраля 2025

Про "крокозябру" сэра Артура Эванса.

Ilse Schoep в статье "The Minoan ‘Palace-Temple’ Reconsidered: A Critical Assessment of the Spatial Concentration of Political, Religious and Economic Power in Bronze Age Crete" указывает на источники, под влиянием которых сэр Артур Эванс "слепил" крокозябру "царя-жреца".

"Но откуда взялась идея минойского царя-жреца? Культурная и интеллектуальная среда Эванса, несомненно, повлияла на его интерпретации, и не только современное викторианское и эдвардианское общество и его политических структурах («британская монархия»), но и интеллектуальная среда, в которой он получил образование. В случае с царём-жрецом он опирался на идеи, высказанные Фрэзером, который рассматривал царя-жреца как стадию политического развития между жрецом-магом и жрецом-богом".

Подозрительно похож на танцовщицу этот "царь".

 

О "пчелоголовых" женщинах на Крите.

Christine MORRIS в статье "ЯЗЫК ЖЕСТОВ В МИНОЙСКОЙ РЕЛИГИИ" высказывает предположение, что «определённые» аспекты физического» опыта «экстаза» или «изменённого» состояния сознания иконографически представлены в виде искажённых/исчезающих голов в остальном элегантных человеческих фигур на некоторых золотых кольцах.

Так называемое "кольцо Миноса".

Да, здесь мы видим пчелоголовую женщину, танцующую под священным деревом. Но как объяснить эти странные манипуляции? Не вырывает ли она дерево с корнями из земли в состоянии одержимости? Или она пытается повеситься на дереве, как Один или Иуда? А этот холмик в центре композиции напоминает мне Голгофу, из-за плывущей под холмом "лодки Харона". Кажется, на этом кольце представлен центральный сюжет крито-минойской мифологии. 

05 февраля 2025

Знак Танит на аравийских погребениях энеолита?

Алиса Гаджиева в статье "На Аравийском полуострове нашли древние погребальные аллеи километровых размеров" сообщает:

"Международная группа археологов под руководством Мэтью Далтона (Matthew Dalton) из Университета Западной Австралии исследовала погребения эпохи неолита-энеолита (нового каменного века и медного века) на северо-западе Аравии. Результаты исследования изложены в статье для журнала The Holocene.

Исследователи обнаружили почти 18 тысяч погребений необычной формы. Авторы работы называют их «подвесными», но не в значении «подвешенные, висящие», а в значении «в форме подвески, подвескообразными». Такое погребение состоит из пирамиды, сложенной из камней, высотой до двух метров, от которой расходятся каменные же ограды в форме треугольника (не всегда выполненные полностью).

Схемы погребений. Они отличаются друг от друга, но видно, что строили их по одному принципу

Погребальные сооружения датировали радиоуглеродным методом, который дал довольно интересный результат. Изначально их строили в промежутке между 2600 и 2000 годами до нашей эры, потом оставили, а через небольшой промежуток времени начали использовать повторно (подзахоранивать), и закончилось это только примерно за тысячу лет до нашей эры.

Чатал-Хююк в Старой Европе.

Adam N. Crnobrnja в статье "Групповые идентичности в позднем неолите Центральных Балкан" жалуется на то, что "в Сербии ни одно поздненеолитическое поселение не было исследовано полностью или, по крайней мере, в значительной степени". "Ограничивающим фактором часто было отсутствие финансирования, поэтому исследования носили зондовый характер, и поэтому были раскопаны относительно небольшие площади". "Данные о распределении, размере и хронологии памятников Винча в Сербии очень скудны и предварительны". Автор говорит, что приятным исключением из общего правила являются раскопки в местечке под названием Црквине. Нам доступен план поселения, который позволяет понять социальные отношения внутри сообщества в гораздо большей степени.

Црквине расположено недалеко от деревни Стублине, примерно в 40 км к юго-западу от Белграда. Площадь неолитического поселения 12 000 м2, около 70% всей площади поселения обследовано с помощью геомагнитного картирования. Керамический материал из деревни соотносится с фазой Vinča D–2 (датируется 4650/4600 г. до н. э. Предполагаемая максимальная численность населения деревни немного более 2000 жителей. На территории, охваченной геомагнитным картированием, можно предположить, что 219 аномалий представляют остатки домов. Дома в поселении были построены плотно упакованными рядами. Расстояния между домами в рядах небольшие, в среднем около 2 м (варьируется от 1 до 3,5 м).

Предполагаемое расположение домов в поселении в Црквине-Стублине согласно магнитометрическим показаниям.

04 февраля 2025

Иберийские дольмены были в основном женскими гробницами.

Коллектив авторов - Marta Díaz-Zorita Bonilla, Gonzalo Jiménez Aranda, Margarita Sánchez Romero , Rosa Fregel, Katharina Rebay-Salisbury, Fabian Kanz, Miriam Vílchez Suárez, Sonia Robles Carrasco, Paula Becerra Fuello, Alejandra C. Ordónez, Michael Wolf, Javier González Serrano & Lara Milesi García - говорят о перевесе в сторону женского пола в иберийских мегалитических захоронениях (статья Female sex bias in Iberian megalithic societies through bioarchaeology, aDNA and proteomics).

Мегалитическое кладбище Панория, расположенное на юго-востоке Пиренейского полуострова, принадлежит к крупной европейской погребальной традиции, которая в Испании зародилась в первые десятилетия IV тысячелетия до нашей эры и, особенно на юго-востоке, просуществовала до конца II тысячелетия до нашей эры (рис. 1). 

Рис. 1. Ортофотография с расположением 9 раскопанных гробниц на кладбище Панория. Верхний ряд, слева направо: могилы 15, 3, 11, 10, 8, 7 и 6. Нижний ряд, слева направо: могилы 17 и 18. 

О женском лидерстве в Иберии медного века.

Коллектив авторов - Марта Синтас-Пенья, Мириам Лучаньес-Тривиньо, Raquel Montero Artús, Андреа Билек, Патриция Бортел, Fabian Kanz, Катарина Ребай-Солсбери & Leonardo García Sanjuán - в статье "Анализ амелогенинового пептида выявил женское лидерство в Иберии медного века (ок. 2900-2650 гг. до н.э.)" сообщают следующее:

"Благодаря анализу половых диморфных пептидов амелогенина в зубной эмали мы устанавливаем, что наиболее социально значимой личностью иберийского медного века (ок. 3200-2200 гг. до н.э.) был не мужчина, как считалось ранее, а женщина. Анализ женщины, обнаруженный в 2008 году в Валенсине, Испания, показывает, что она была ведущей социальной фигурой в то время, когда ни один мужчина не достигал даже отдалённо сопоставимого социального положения. Только другие женщины, похороненные вскоре после этого в толосе Монтелирио, части того же захоронения, по-видимому, занимали столь же высокое социальное положение.

Валенсина (Севилья, Южная Испания) - это "мегасайт" раскопок медного века, занимающий около 450 гектаров, что намного больше, чем другие места того же периода. 

Местоположение Валенсины.

03 февраля 2025

Земледельцев Старой Европы выкосила чума?

Анализ древней ДНК из костей и зубов говорит о серьёзной роли чумы в снижении человеческой популяции времён позднего неолита, сообщает Копенгагенский университет. Учёные проанализировали останки 108 человек, умерших 5000 лет назад. Оказалось, что 18 из них (17%) были заражены чумой. Исследование опубликовано в NatureПо мнению учёных, именно чума могла быть причиной демографического коллапса в конце неолита. Тогда за несколько столетий вымерла значительная часть земледельческого населения в Скандинавии и Северо-Западной Европе.

Некоторые учёные, однако, утверждают, что причиной демографического спада в период между 5300 и 4900 гг. был сельскохозяйственный кризис. 

Можно сделать и такое предположение. Бурный рост земледельческого населения был связан с тем, что первозданная земля была "полной чашей", изобиловала легкодоступными пищевыми ресурсами, "истекала молоком и мёдом", как обетованная «земля Ханаанская» (Исх. 3:8). А демографический кризис наступил тогда, когда земледельцы "сняли пенки" с матери-земли. Первые поколения земледельцев жили "не хлебом единым", так как реки и озёра изобиловали рыбой, в лесах водилось много дичи. Поздние поколения трипольцев уже буквально жили "хлебом единым".

Мне кажется, выборка останков слишком мала, чтобы говорить именно о серьёзной роли чумы в падении Старой Европы. Может быть, это была всего лишь локальная вспышка, а не такая пандемия как "Чёрная смерть" в Европе середины XIV века. Однако, следует иметь в виду и такой расклад.

Есть вопросы и к самому демографическому коллапсу. Если взять одно неолитическое поселение и проследить в нём количество домов, то, наверно, можно прийти к выводу о кризисе, если поселение уменьшается в размерах со временем. Но можно ведь допустить и такое объяснение, что из этой деревни отселились несколько десятков человек на близлежащие хутора. И уже никакого кризиса нет.  

О чём поведало крупнейшее в истории собрание бусин.

В Испании обнаружено захоронение с рекордным числом бусин в одной гробнице. Могила датируется временем примерно в 5000 лет назад. Исследование опубликовано в журнале Science Advances, о нём рассказывает Phys.org

Толос де Монтелирио — это мегалитический археологический объект в Испании, датируемый по артефактам периодом между 2875 и 2635 годами до н. э. Считается, что на протяжении примерно 200 лет это место было кладбищем. Исследования Университета Севильи определили, что во время зимнего солнцестояния солнце в течение нескольких минут светило через входной коридор, освещая погребальную камеру и попадая на стелу, изображающую богиню-мать. 

Раскопки в толосе Монтелирио, недалеко от Севильи.

В ходе нового исследования группа учёных изучила останки, недавно найденные в гробнице примерно в 100 метрах от знаменитой «Леди из слоновой кости», названной так потому, что её останки были захоронены вместе с гребнем из слоновой кости и бивнем слона, а также с множеством других артефактов.

02 февраля 2025

«Воздушные змеи» пустынь — дело женских рук?

В связи с последними двумя записями о женщинах-охотницах, у меня возник вопрос: а не женщины-ли строили т. наз. «воздушные змеи»? Эти охотничьи загоны были построены в так называемый влажный период голоцена (между 9000 и 4000 годами до нашей эры). В этот период нынешние пустыни Аравийского полуострова были в основном саваннами. Есть свидетельства, что эти сооружения строились около 8000 г. до н.э. в период неолита. Такие структуры широко распространены в засушливых районах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии (в основном в Саудовской Аравии, однако их можно встретить в Иордании, Ираке, Сирии, Армении, Турции — вплоть до Казахстана).

«Воздушный змей пустыни» на спутниковом снимке. 

«Воздушными змеями пустыни» (desert kites) археологи называют сооружения из невысоких каменных стен. Эти V-образные стены образуют коридор, ведущий к расширяющейся части («голова» змея). Считается, что они использовались для того, чтобы направлять дичь, например газелей, в зону, где её можно было легко убить. «Головы» некоторых «змеев» были шириной больше сотни метров, а направляющие коридоры, по которым газели и другая дичь могли бы следовать к «головам», тянутся почти по прямой линии больше четырёх километров, часто по очень разнообразному рельефу.

Женщины-собирательницы? — Да, но они ещё и охотницы!

Коллектив авторов — Эбигейл Андерсон, София Чилчук, Кейли Нельсон, Роксанна Рутер и Кара Уолл-Шеффлер  — в статье "Миф о мужчине-охотнике: вклад женщин в охоту в разных этнографических контекстах" сделали заключение из анализа данных, которые были собраны из литературы о шестидесяти трёх различных обществ охотников и собирателей по всему миру.

World map of the locations of 63 different foraging societies analyzed.

Половое разделение труда среди человеческих популяций, занимающихся добычей пищи, обычно рассматривается как разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами. Недавние археологические исследования поставили под сомнение эту парадигму, приведя доказательства того, что женщины охотились на протяжении всего периода существования Homo sapiens.

Этнографические данные за последние сто лет также подтверждают, что женщины из широкого круга культур намеренно охотились, чтобы прокормиться. Эти результаты направлены на изменение парадигмы «мужчина-охотник-женщина-собиратель», чтобы учесть значительную роль женщин в охоте, тем самым кардинально меняя стереотипы о труде, а также о мобильности.

01 февраля 2025

В первобытном обществе женщины охотились наравне с мужчинами.

Коллектив авторов — Randall Haas, James Watson, Tammy Buonasera, John Southon, Jennifer C. Chen, Sarah Noe, Kevin Smith, Carlos Viviano Llave Jelmer Eerkens, Glendon Parker — в статье "Женщины-охотницы ранней Америки" заявляют о статистическом паритете древнейших женских и мужских погребений охотников на территории Америки. 

Это открытие противоречит устоявшемуся мнению о несовместимости охоты с особенностями женского организма, связанными с беременностью и уходом за детьми, которые ограничивают возможности женщин по добыванию средств к существованию. Авторы статьи приводят контраргумент о коллективном воспитании малышей (alloparenting or alloparental care) в рамках первобытного рода. Alloparenting можно понимать как систему родительского воспитания, в которой лица, отличные от прямого генетического родителя, выступают в родительской роли либо в течение короткого, либо длительного периода времени. Таким образом, молодые мамы, оставляя своих детей на попечение расширенной семьи, могли заниматься охотой наравне с мужчинами.

Женщины-охотницы древней Америки в Андах на высокогорном участке Виламайя Паджа (Фото DR)

О социальном равенстве в трипольских мегапоселениях.

Новые исследования предполагают, что трипольские "мегаполисы" (квазигорода), возникшие около 6200 лет назад, были свободны от социального неравенства, а в их обществах преобладали эгалитарность и солидарность. Исследователи использовали коэффициенты Джини для оценки неравенства в домашних хозяйствах в этих городах. Полученные данные показали, что до примерно 3800 года до н.э. различий в размерах домов, которые могли отражать различия в благосостоянии, практически не было. Это свидетельствует о высокой степени социального равенства в сообществах трипольской культуры. Анализ архитектуры и планировки поселений также указал на стремление к равенству. Круглая или овальная планировка поселений обеспечивала равный доступ к инфраструктуре, а многофункциональные дома собраний говорили о включении всего сообщества в принятие решений.

трипольское мегапоселение

Трипольские мегапоселения представляют собой форму аграрной агломерации, напоминающую израильские кибуцы.

современный кибуц

31 января 2025

Что является противоположностью патриархального общества?

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины  и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу». Оратор Лисий в одной из своих речей (IV век до н.э.) говорит: "Порядочная женщина должна сидеть дома и не показываться на улице".

Интересно, можно ли считать древнегреческую семью образцово-патриархальной? Если — "да", то что тогда можно считать "матриархатом"? Диаметральную противоположность тех отношений, что мы наблюдаем в Древней Греции? Если у греков были господа и рабы, значит антитезой древнегреческого общества является общество эгалитарное?

Паланан Агта — небольшая группа охотников-собирателей, проживающая на северо-востоке острова Лусон (Филиппины). Agta очень эгалитарны. Женщины Agta ранее были известны как женщины-охотницы, совмещающие охотничьи занятия без снижения фертильности. Брайтман заметила, что 85% женщин Nanadukan Agta из Лусона охотятся, независимо от того, менструируют ли они, беременны или имеют обязанности по кормлению грудью (Р. Брайтман. Половое разделение труда при добыче пищи: биология, табу и гендерная политика. Сравнительные исследования общества и истории , 38 ( 4 ) ( 1996 ) , стр. 687-729). 

Очевидно, женщины-охотницы Agta представляют собой полную противоположность древнегреческих женщин, проводящих всё своё время в гинекеях. Строго логически, противоположность патриархата следовало бы назвать матриархатом, но в отношении Agta это слово не подходит. "Матриархат" означает гинекократию, власть женщин над мужчинами, а тут, у Agta, никакой власти нету. Однако, чтобы не было односторонней власти мужчин, женщины не должны уступать им в чём-либо. Мужчины — охотники, и женщины — тоже охотницы! Получается, что патриархат созидают "кисейные барышни", безвольные и безынициативные "куклы". Чем больше женщины подстраиваются под определение "прекрасного пола", тем крепче патриархат. Женщин надо носить на руках, как каких-то калек неполноценных, ухаживать за ними, как за больными, обеспечивать их, как детей. Ну и, из этого логически вытекает, что женщины, как и дети, лишены власти в патриархальном обществе.  

О полтергейсте.

Известный этнограф и писатель Владимир Германович Тан-Богораз однажды стал очевидцем общения чукотской шаманки-мужеженщины Тылювии со сверхъестественными силами. Эта история нашла отражение в документальном рассказе «На реке Россомашьей» [1], опубликованном предположительно в 1899 году.

Стойбище Акомлюки находилось на правом берегу реки Росомашьей. Именно здесь Владимир Германович впервые познакомился с Тылювией или иркаляуль – т. е. мужчиной, принявший на себя роль женщины и исполнявший её вполне добросовестно, до самых последних подробностей жизни. Как правило к такому образу жизни склоняют именно духи. Находясь в её яранге, автор попросил продемонстрировать её шаманское мастерство. Та стеснялась и долго отнекивалась, но, наконец, согласилась.

Оглушительная дробь коротких и частых ударов раскатилась над нашей головой и загремела, отскакивая от тесных стенок мехового ящика и как будто стремясь найти себе выход и вырваться наружу.

– Гоу, гоу, гоу, гоу! – запела Тылювия, старательно выделывая голосом какой-то необыкновенно сложный напев, весьма напоминавший вой метели на тундре. – Боб-бо, боббо, боббо, боббо!.. Гоу, гоу, гоу, гоу!

30 января 2025

Немного о культуре ЛЛК.

Единицей проживания был длинный дом , прямоугольное строение, шириной от 5,5 до 7,0 м и переменной длины; например, дом в Bylany был 45 м. Длинные дома Linear Pottery были крупнейшими отдельно стоящими зданиями в мире в то время.

Modell eines linienbandkeramischen Langhauses
 
Реконструкция неолитического длинного дома

Рвы проходили вдоль части внешних стен, особенно в закрытом конце. Их назначение неизвестно, но, вероятно, они не являются оборонительными сооружениями, поскольку не имели большой оборонительной функции. Скорее всего, рвы собирали сточные воды и дождевую воду.

Анализ домашней керамики показывает, что у каждого дома была своя собственная традиция. Наличие керамики в основном в женских могилах указывает на то, что женщины длинных домов, вероятно, изготавливали керамику; ими же, фактически, определялись и родословные. Мария Гимбутас заходит так далеко, что утверждает: «Косвенные результаты указывают на эндогамное , матрилокальное место жительства».

Ранний неолит в Европе характеризовался захоронениями женщин и детей под полами личных жилищ. Останки взрослых мужчин отсутствуют. Вероятно, неолитическая культура характеризовалась дискриминацией по половому признаку в погребальных обычаях, а женщины и дети играли важную роль в идеологии, касающейся дома.

Захоронения под полом домов продолжались примерно до 4000 г. до н. э. Однако на Балканах и в Центральной Европе кладбища также начали использоваться примерно в 5000 г. до н. э. Кладбища ЛЛК содержали от 20 до 200 могил, организованных в группы, которые, по-видимому, были основаны на родстве. Включались мужчины и женщины любого возраста. Практиковались как кремация , так и ингумация . Погребённых помещали в согнутом положении в ямы, выложенные камнями, штукатуркой или глиной. Кладбища находились близко к жилым районам, но отличались от них.

(Из англоязычной Википедии).

Левая сторона — женская сторона.

"В захоронениях Хараппы «браслеты были связаны исключительно с женскими скелетами и носились на левой руке (Kenoyer and Meadow, 2016). У женщин также были медные и бронзовые зеркала, ножные браслеты, медные кольца и украшения из сердолика, которые носили на талии.

Хараппские украшения.

Кенойер и коллеги сообщают, что один скелет, предположительно мужской на основании морфологии скелета, был похоронен с браслетом из ракушек на правой руке, имел ракушечные венцы, которые, возможно, носили в волосах, и в захоронении присутствовали как микробусины, так и яшмовые бусины (Kenoyer and Meadow, 2016). Другой мужчина носил длинное ожерелье из стеатита, золота и каменных бусин. Это увлекательное наблюдение, и оно заслуживает более тщательного рассмотрения с остеобиографической точки зрения» (стр. 7)" (Источник). 

Может, это был не мужчина, а мужеженщина, shemale или хиджра, представитель "третьего пола"?

Три грации хиджры. Источник картинки.

Кстати, я об этом уже говорил, но повторю ещё раз: вполне может быть, что источником процветания неолитического общества в Чатал-Хююке, крито-минойской и индо-хараппской культур явилось массовое производство женских украшений и прочих безделушек-побрякушек.

Женщины, носящие на себе гирлянды раковин-каури или или шейные гривны, заставляют меня вспоминать про "первоначальное накопление капитала". Русский рубль произошёл ведь от гривны: согласно «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера, первоначально рубль — это «обрубок», затем, с 1316 года в письменных источниках — это «название денежной единицы… вместо гривны… которая в Новгороде весила в слитке 196 гр.… от рубить, то есть „обрубок гривны“». А слово «гривна» происходит от протославянского *grivĭna "ожерелье", то есть от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»).

Гривна.