19 июня 2022

Немного о натуфийцах.

"Натуфийцы были охотниками-рыболовами и обычно жили в пещерах, расположенных близко от воды и от тех мест, где водилась дичь. Наше представление об их физическом сложении сводится к тому, что это был низкорослый народ, представители которого достигали роста не более 1,50-1,57 метра и имели длинный узкий череп. Подобно современным племенам банту и некоторым древним племенам, населявшим окраины Сахары, они имели обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы. Натуфийцы ловили рыбу на прикреплённый к лесе крючок (их костяные крючки являются, вероятно, самыми древними из всех известных рыболовных крючков) или с помощью тонких костяных гарпунов" (Источник).

"Обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы" свидетельствует о том, что у натуфийцев существовали обряды посвящения. Это просто удивительно и поразительно, насколько всеобщими и универсальными были эти обряды в архаических обществах! Как это можно уразуметь, что различные общества, разделённые многими тысячами километров и многими тысячами лет, практиковали одни и те же инициатические обряды (с некоторыми локальными "нюансами")? И почему все они приходили к необходимости проведения такого рода обрядов? Ведь живут же современные люди без инициаций! Более того, любой человек, который рискнул бы возродить обряды посвящения в современном мире, тут же оказался бы в тюрьме по обвинению в создании экстремистской организации, посягающей на личность и права граждан.
 

18 июня 2022

Доместикация в пустынях.

Одомашнивание некоторых диких животных могло иметь место в пустынных и полупустынных территориях Африки и Аравии. На это намекает автор статьи "Возникновение земледелия и скотоводства". Как известно, земли, на которых сейчас располагаются великие африканские и аравийские пустыни, не всегда были такими засушливыми. Некогда Северная Африка выглядела иначе.

Люди занимались охотой, и в ус не дули. "Но условия всё усиливающейся засухи, должны были стимулировать переход к экономике производства пищевых ресурсов. Усиленная концентрация населения на берегах ручьёв и у пересыхающих источников вела к всё более интенсивным поискам новых средств пропитания. Животные и люди тянулись к оазисам, которые постепенно отделялись друг от друга всё более широкими полосами пустыни. Такое невольное и близкое сосуществование людей и животных и могло явиться причиной, породившей между ними тот вид симбиоза, который подразумевается под понятием «одомашнение животных»".

Что-ж, вполне может быть... "Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться...".

Немного о Тасийской культуре.

В русскоязычной Википедии о Тасийской культуре — древнейшей из археологических культур додинастического периода на территории Верхнего Египта, существовавшей около 4500 года до н. э., — буквально ноль информации.

Интересная информация об этой культуре в статье А. А. Сошникова "Неолитические культуры Древнего Египта". 

В принципе, он повторяет ту же тему, которую и я развиваю: "Кочевники, отступающие из постепенно высыхающих степей, оседали на берегах Нила". То есть, надо полагать, долина Нила заселялась пришельцами с запада, со стороны Сахары. 

Однако, не так всё просто. Были и пришельцы с востока, со стороны Синая. "В Дельте и у Фаюмского озера в V тыс. до н. э. поселились земледельцы из Передней Азии. <...> Убранство домов, формы керамики и предметов утвари говорят о том, что предки этих земледельческих групп пришли из Южной Палестины".

То есть, Верхний Египет заселили скотоводы из Сахары, типа кочевого пастушеского племени хадендоа образца XIX века, а Нижний Египет заселили земледельцы из Передней Азии. 

Очень любопытно сходство тасийской керамики с керамикой ККК. Цитирую: "Особый интерес европейских исследователей, занимающихся доисторическим периодом, вызывает в Верхнем Египте керамика из Деир-Тасы. Она появилась на свет, очевидно, до середины IV тыс. до н. э. <...> Наибольшее значение имеют чёрные сосуды в форме колоколовидных кубков, со скруглённым дном и расширяющимися раструбом краями. <...> Rолоколовидные кубки тасийцев украшены нарезными линиями, заполненными для большей отчётливости узора белой пастой, и не лишено вероятности, что эти зонально расположенные узоры были подсказаны переплетением прутьев корзин. Корзины подобной формы и с подобного рода орнаментацией изготовляют в Африке и в наши дни. Серые и чёрные сосуды, вышедшие из рук жителей Верхнего Египта, аналогичны формам, которые в III тыс. до н. э. существовали в Западной Европе. <...> Можно предположить, что около 3000 г. до н. э. земледельческое население несколькими волнами пересекло Северную Африку и Гибралтарский пролив и докатилось до Европы. Здесь оно столкнулось с ленточной керамикой, двигавшейся с Балканского полуострова". 

"Находки зёрен пшеницы двузернянки и ячменя при раскопках тасийских поселений свидетельствуют о том, что они, вне всякого сомнения, занимались выращиванием этих злаков. Но неясно, в какой мере выращивание злаков сочеталось со скотоводством; имеются, однако, сообщения о находках костей овцы или козы. Во всяком случае, хозяйство тасийцев не носило ещё чисто осёдлого характера, о чём можно судить по погребениям тасийцев, разбросанным небольшими группами на значительных расстояниях друг от друга. Основными источниками пищи, по-видимому, оставались охота и рыболовство. Удивительно, однако, что находки наконечников стрел очень редки".

В этом указании я вижу намёк на матриархат носителей Тасийской культуры, так как матриархальные общества, как правило, миролюбивы. Но, конечно, это всё гадательно, "бабка надвое сказала", так как слишком мало информации о хозяйственной жизни тасийцев.

"Почти все тасийцы – долихоцефалы". Напомню, что к долихоцефалам традиционно относят  представителей представители атланто-балтийской европеоидной расы, индо-средиземноморской европеоидной расы и веддо-австралоидной расы. 

"Человейники" как муравейники.

Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века
                                                                                   
                                                                        "Во тьме сырых землянок и пещер,
                                                                         Как муравьи проворные, селились".

Однако теперь учёными установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.

Тем не менее, схожесть муравейника и "человейника" вполне очевидна. 

Многие поколения древних людей жили на одних и тех же местах, в домах, построенных из сырцового кирпича. С течением времени дома, конечно, разваливались, но в таких случаях люди только разравнивали и утрамбовывали оставшуюся от стен глину и на образовавшейся таким путём приподнятой площадке строили новый дом. В конце концов каждое поселение превращалось в холм, или телль, состоявший из наслоений от развалин жилищ, сменявших друг друга.

"Телль (араб. – холм), искусственное возвышение (выс. до 40 м) – остатки древних поселений, образовавшиеся в ходе жизнедеятельности на одном месте. Формировались в течение мн. веков, иногда тысячелетий, гл. обр. из остатков построек из глины, сырцового кирпича", - сообщает Большая российская энциклопедия.  

Телль Барри в Сирии

Телль и есть тот самый "человейник", о котором я говорил выше. Похож на муравейник, не так ли?

Павел Рыженко. Преподобный Серафим Саровский смотрит на муравейник.

 

17 июня 2022

Маргианские "венеры в мехах".

"Каунакес (греч. καυνάκης < аккад. gaunakka) — одежда из длинношерстного меха, которую с III тысячелетия до н. э. носили шумеры и жители Маргианы. Археологические находки составных статуэток и печатей-амулетов из раскопок поселений в Туркмении свидетельствуют, что каунакес был распространён среди носителей бактро-маргианской цивилизации" (из Википедии).

Составная каменная статуэтка. Бактрия. Конец III-начало II тыс. до н.э.

Бактрийская статуэтка женщины в каунакесе

Эта последняя статуэтка напомнила мне образ "купчихи" Б. Кустодиева. 

"Госпожа коней".

Возможно, это самое раннее изображение эквидов (лошадей) и человека на керамике.

Осколок керамического сосуда, начало 4-го тысячелетия до н.э., найден в Тепе Сиалк III (Иран, город Кашан), уровень 4 или 5, южный холм.

Можно предположить, что здесь вместе с лошадьми изображена женщина, и она стоит в позе Оранты.

И можно осторожно утверждать, что на этом сосуде из Сиалка мы видим самую раннюю иконографию Потнии Терон (Potnia Theron), вернее даже Потнии иппон (Пotnia ippon) - "Госпожи коней". По аналогии с позднейшей кельтской богиней Эпоной.

Эпона держит корзину с фруктами, со своими лошадьми, из Конгена, Германия, с. 200 год нашей эры. Музей истории Берна.

 

Богиня Эпона из Салоники, Македония, 4 век нашей эры.

Лошадиные кости обнаружены в неолитических слоях Чатал Хююк и Пинарбаши (7400–6200 гг. до н.э., а на поселении Кёшк Хююк в VI тыс. до н.э. конина была основной пищей. Но, очевидно, это были ещё дикие лошади. Первые признаки доместикации лошадей появляются в позднем энеолите на поселении Чадир Хююк (вторая половина IV тыс. до н.э.): 20% костей стопы имеет патологию, позволяющую предполагать использование лошадей в качестве вьючных животных.

Источник: Григорьев С.А., 2021. Проблема доместикации лошади на Ближнем Востоке в III тыс. до н.э. // Уфимский археологический вестник. Т. 21, No 2. С. 222-238. 

Против отождествления Богини с Природой.

С лёгкой руки И. Бахофена повелось отождествлять Великую Мать с материей, дескать, язычники в архаических обществах поклонялись природным стихиям, и всё такое... Ну, и некоторые авторы доходят до отождествления матриархата и материализма (иначе в СССР не "возились" бы с матриархатом). При этом христианин Бахофен трактует победу патриархата над матриархатом как торжество духовности над первобытным "стихийным материализмом": вместо поклонения Матери-Природе люди стали поклоняться Богу.

Философ Алексей Фёдорович Лосев пишет:

Школьником я не раз приставал к своему учителю биологии, ища разъяснения мучительной загадки жизни.
— Да ведь это очень просто, — говорил он, щеголевато покручивая свои усы. — Чего ты убиваешься? Не понимаю. Ну, кошка съела мышонка. Велика важность! Ну и съела. Ну так что же? Ты ведь говядину ел? Ел. Ну так что ж ты бубнишь? Есть хочется, и — баста. Естество такое. Ведь кошка есть хотела? Хотела. Ну так чего ж! Не подыхать же ей! Жизнь — это инстинкт. Мудрость такая природная. Если хочешь жить, борись. Ну, я не говорю там, конечно, чтобы ты... того... сам, что ли, убивал... Зачем же? Ну, а все-таки... На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Я возмущался.
— Иван Петрович, — горячился я, — невозможно! Вы говорите, что все это естественно?
— Ну, конечно, естественно. От природы так дано, — отвечал Иван Петрович.
— Иван Петрович, — горячился я, — хочется послать к черту всю эту вашу природу.
— Ну что ж! И пошли. Да толк-то какой? Или ты думаешь, что от твоей чертовщины что-то изменится?
— А у вас какой толк? Вы смотрите на кровь, на убийство, на жестокость, на все кровавые сладострастия жизни, и — что же? Посматриваете и усики себе покручиваете.
— Чудак ты человек, — добродушничал тот. — А что же остается делать? Ведь если бы оно было противоестественно, это можно было бы устранить. Да оно и само долго не продержалось бы. А ведь раз оно естественно, то как же ты против естества пойдешь?
— Пойду!
— Против природы?
— Против природы!
— Против инстинктов?
— К черту все эти инстинкты!
— Да ведь это бунт против жизни!
— Это бунт против холуйства перед жизнь
ю
(Источник).

Ну вот, А. Ф. Лосев показал очень ярко и рельефно, что "поклонение Природе" есть не что иное как холуйство. У английского писателя Редьярда Киплинга в его «Книге джунглей» есть такой персонаж — шакал Таба́ки, прихвостень тигра Шерхана. Этот Табаки преклоняется перед силой тигра и заранее одобряет все действия Шерхана. Какую бы подлость или мерзость ни совершил Шерхан, Табаки всегда на его стороне, потому что Табаки всегда за тех, кто побеждает. 

Любопятно, что такое поведение Табаки, его преклонение перед грубой силой, вызывает отвращение даже у маленьких детей. Так неужели же взрослые люди, жившие в Старой Европе 6000 лет назад, были глупее детей?! Ведь поклоняться Природе значит то же самое, что поклоняться Шерхану. 

16 июня 2022

Змееведческое.

Двухголовые змеи - довольно распространённое явление.


Говорят, что даже трёхголовые встречаются...

В связи с чем я вспомнил вот про эту картинку:

Фракийская Богиня судьбы заклинающая с помощью зеркала Мирового змея. Болгария, IV в. до н. э. 

На нашего Буншу Змея Горыныча похож, этот Змей мировой. 

Бизнесмен 80 LVL

91-летний американский бизнесмен, магнат, инвестор и филантроп Уоррен Баффетт пожертвовал на благотворительность $45.500.000.000, что составляет 85% от всего его состояния. Он никогда не тратил более $3.17 на завтрак, читает 6 часов в день и живет в том же доме, который купил в 1958 году.


Вот этот пример показывает, что никогда нельзя "грести под одну гребёнку" всех людей. На Западе - вообще, и в США - в частности, живут очень разные люди.  

Как закон связан с женщиной?

Отдельные части крупного поселения, в особенности города, назывались «концами». Это были своего рода «районы», нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией и очень самостоятельные. Летописи и иные документы минувших эпох рассказывают нам, как, например, новгородские концы по своей инициативе созывали общегородское вече для решения того или иного вопроса. Концы издревле соперничали друг с другом. Между ними проводились «спортивные» состязания в молодечестве – кулачные бои «стенка на стенку» (в Древней Руси это были не «пьяные побоища», а именно спорт и даже зачастую – ритуальное действо). Концы нередко выступали как политические партии, призывая к назначению или смещению посадника (об этом должностном лице только что говорилось), а то и князя. Доходило дело и до вооружённых столкновений между недовольными друг другом концами. И с большой вероятностью можно предположить, что горожанин, зашедший в чужой конец, чувствовал себя не вполне уютно…

Каково же происхождение термина «конец»? На первый взгляд всё понятно: «конец» – значит окраина, удалённая от центра часть города. Но вот в Старой Руссе был конец, называвшийся «Серёдка». Случайно ли?

Оказывается, всё не так просто. Учёные-этимологи утверждают: «конец» восходит к древнейшему корневому слову «кон», породившему в современном языке массу производных значений, зачастую – взаимоисключающих.

Исследователи переводят «кон» так: «предел, начало, конец». Древние люди вкладывали сюда понятие изначальности, вечности, замкнутого круга, порядка, границы-межи. В самом деле: «исКОНный» – первоначальный, древнейший; «испоКОН веку»; «КОНова?» – и здесь же: «КОНчить», «сКОНчаться»: «КОН его пришёл» – кто-то умер. А словом «КОНдовый» на Русском Севере обозначали самый лучший, крепкий, могучий строевой лес, живущий, кажется, вечно. Нелишне вспомнить «поКОН» – «обычай» и всем известный «заКОН». С ними, видимо, связан «КОН» как место для игры в старинную лапту, бабки, городки, а также «КОН» как обозначение игровой партии: «сыграть один кон», «поставить на кон».

«Кон» – начало, мерило всего, бессмертие, вечность – изначально был связан с женщиной. Учёные возводят «кон» к древнейшему, индоевропейскому обозначению женского чрева, дарующего начало жизни детям, а человечеству в целом – продолжение рода, бессмертие, вечность. Это прослеживается на материале многих языков: например, английское слово «cunt» и однокоренное ему русское (в обоих упомянутых языках это древнее слово перешло в разряд бранных и найти его теперь можно только в специализированных словарях).

Так что нет ничего странного в том, что «коном» в старину называлась большая группа людей, тесно связанных между собою. Первоначально, конечно, имелась в виду родственная группа, в дальнейшем – любое общество, сборище, сходка. Вот откуда «коновод»: это вовсе не тот, кто «водит коня», это – зачинщик, затевала, способный повести за собой «кон» – людской сбор. Отсюда же, по мнению учёных, «канючить» – просить, клянчить что-то перед массой людей…

Итак, городской «конец» – это не окраина, а место, где живёт «кон» – сплочённая группа людей, в древности – кровная родня. А также место, где действует «кон» – закон, суд общины.

Между прочим, «кон» породил и такие понятия, как русский «князь», древнескандинавский «конунг», английский «кинг» (король), польский «ксёндз» и подобные им термины, обозначавшие «начальников» – светских и духовных.

(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")

15 июня 2022

Большая семья.

Как указывают историки, в глубокой древности человек воспринимался другими людьми не столько как отдельная личность, сколько как член определённого рода. Все слышали поговорку: «По одёжке встречают…» – но мало кто, кроме учёных, помнит теперь, что она явилась к нам из тех далёких времён, когда узор, покрой и расцветка одежды однозначно говорили, из какой местности тот или иной человек, из какого он племени, из какого рода. 

Ни о какой власти мужа над женой, а значит, и о жестоком, деспотическом отношении к ней в древнем роду не могло быть и речи. Власть и деспотизм начинаются тогда, когда имеет место имущественное неравенство – иначе с какой бы стати женщина безропотно сносила обиды? Между тем члены рода, как уже говорилось, владели всем сообща. А кроме того, в ту пору ещё жива была память о матриархате – периоде в истории человечества, когда главное значение в повседневной жизни имели психические качества, присущие именно женщинам: уравновешенность, рассудительность, стремление умножать и хранить, а не разрушать. Конечно, не следует думать, будто при матриархате женщины охотились и валили лес, а мужчины сидели дома с детьми. Вероятнее всего, разделение труда было таким же, что и в позднейшие эпохи, ведь разница в физических возможностях была та же, что и теперь. Просто первобытный мужчина, которого мы привыкли считать «диким и грубым», гораздо лучше своего теперешнего собрата понимал, чем в действительности является Женщина для человечества. Мужчина считал себя хранителем и защитником Женщины – золотого фонда человечества, а вовсе не её «повелителем и господином». «Смена власти» произошла гораздо позже – когда человечество выучилось воевать. Надо думать, к тому времени, когда оно наконец поумнеет и будет окончена последняя война, в правительствах станет куда больше женщин…

Род превыше всего.

Когда сегодня мужчина и женщина собираются пожениться, их первым делом спрашивают: «Любите ли вы друг друга?» Тем самым общество признаёт право двух отдельных личностей соединить свои жизни по индивидуальной склонности – по любви. И не перечесть романтических историй о мужчинах и женщинах, чьё пылкое чувство превозмогло все препятствия, чинимые судьбой, злыми людьми или слишком заботливыми родственниками. Причём наши симпатии полностью на стороне влюблённых: любовь всегда права, как выразился поэт. Личные чувства двоих – вот самое главное. Мы считаем нравственным лишь брак по любви. По расчёту или по настоянию родственников – что может быть отвратительнее?..

Но вот всегда ли так было и всегда ли понятия о нравственности в любви и браке были такими же, как теперь? 

В условиях родового строя (и много позже) в собственном восприятии и в восприятии общества человек оставался в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. Соответственно, моральными считались только такие поступки, которые способствовали процветанию рода. А это значит, что, если одна большая семья на своём совете решала породниться с другой, обретая тем самым новых друзей и союзников, юноша и девушка должны были вступать в брак, что называется, без разговоров. Именно такое поведение считалось высоконравственным! Вздумай кто-нибудь отказываться и нести всякую чепуху, мол, «не люблю», на него, скорее всего, посмотрели бы косо. А чего доброго – прокляли бы, сделали изгоем, вычеркнутым из жизни. Общество сурово осуждало подобное пренебрежение интересами рода, и, понятно, на это отваживались лишь самые отчаянные и сильные люди. Вот только в большинстве случаев доставалось им не всеобщее сочувствие, как теперь, а наоборот – всеобщая неприязнь. 

(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")
 

Очень скромный надгробный памятник. Скромнее не бывает.

«... У всякого места упокоения усопшего в ногах вколачивали палку длиною аршина в три, и к ней привешивали белые платки или длинные полотенца» (на снимке).

Место упокоения усопших в деревне Старое Афонькино. Снимок 1990 года. Фотография доктора исторических наук Антона Кирилловича Салмина.

«...Чуваши говорят, что на самых старинных кладбищах могилы вырыты поперёк, то есть головами к северу, а ногами к югу...». Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. 1840 год.

Да, эти вышитые полотенца, которые у русских называются по-украински "рушники" (так, по крайней мере, в Липецкой области, где я живу), и в орнаменте которых учёные находят древние языческие символы, - они кое-где в деревнях до сих пор обладают сакральной аурой. Как правило, женщины вешают свои рушники на иконы. Используются они и в брачной, и в погребальной обрядности. Говорят, раньше у чуваш вышитые полотенца развешивались на деревьях в кереметях (священные рощи) в жертву духам, на них ставилась и ими покрывалась обрядовая пища. Любопытно также сравнить эти полотенца с лентами, которые до сих пор развешиваются на деревьях на Алтае. Наверно, этот обычай идёт с незапамятных времён, когда женщины (особенно беременные) приходили в заветные рощи и развешивали там на ветках свои маленькие жертвоприношения берегиням. Ныне туристы вешают на деревья медицинские маски вместо лент.


Как пишут интернет-пользователи, помимо масок туристы в дар «духам гор» вешают на деревья перчатки, носки и целлофановые пакеты (Источник). Хм, ну а что вы хотели от поколения, оторванного от Традиции?! 

14 июня 2022

Дробышевского псто.

Дробышевский напоминает мне Хлестакова, потому что и у того, и у другого — «лёгкость в мыслях необыкновенная». 


Полчаса кривляний и бла-бла-бла пустопорожних смотреть не советую, но интересен фрагмент от 14.44 до 16.45. Дробышевский тут доказывает, что новации распространяются женщинами. "То есть ежели появляется там новация какая-то там, да? то детёныш учится, и если это самка, - она уходит в другую группу и воспитывает своего ребёнка, а от этого ребёнка учатся другие детишки, а от них - уже взрослые, и - красота! вот, новация уже в новом месте!" 

Это косвенно подверждает идею Теренса Маккены о том, что "язык вполне мог возникнуть как некая таинственная способность, которой обладали главным образом женщины". 

Не хлебом единым жив человек...

Появляется всё больше новых свидетельств в пользу той версии, что выращивание зерновых началось ради пива, а не хлеба. Так, анализ органических следов в каменных ступках, найденных в израильской пещере Ракефет, показал, что натуфийцы производили пиво в 11-м тысячелетии до н. э. из пшеницы и ячменя ещё до того, как начали зерновые культуры использовать для выпечки хлеба. С большой долей уверенности можно предположить, что пиво пили и строители мегалитических комплексов типа Гёбекли-Тепе. Эндосперм ячменя, используемый для пивоварения, идентифицирован на фрагментах керамики (черепках) из западного кургана Чатал-Хююка, датированных 5900—5800 гг. до н. э. (калиброванная дата).

Крито-минойцы не ели священных коров?

Прочитал сегодня утром в ленте новостей:

"Япония в XIX в. была ещё более закрытой, ещё более ксенофобской, ещё более средневековой страной, чем Китай. Однако, подписав договор об открытости для европейцев примерно в то же время, что Китай, она - в отличие от него - прыжками рванулась к вестернизации.

Одной из причин было мясо. После визита "чёрных кораблей" Перри японцы были неприятно удивлены ростом и силой американских матросов. "Мясо едим!" - отвечали им. А японцы уже много веков почти не ели мяса, кроме добытого на охоте, а говядины не видели вовсе. И император Мэйдзи не только снял ограничения на мясо, но и почти принуждал подданных есть говядину. Такие реформы японцам понравились".

Интересно, а как насчёт говядины в пищевом рационе крито-минойцев? Ели они мясо, и чем они вообще питались? Кажется, говядина была для них табу.   Судя по их "осиным" талиям, они, подобно мужским особям комаров, питались только растительными продуктами.

The Musician Fresco from the Aegean island of Andros


13 июня 2022

О цветовом противопоставлении мужчин и женщин Чатал-Хююка.

"Археологи обнаружили, что древние жители Чатал-Хююка использовали в погребальном обряде и в росписи стен и полов домов красную и жёлтую охру, киноварь, а также азурит и малахит. Непосредственно на костях умерших учёные обнаружили только красные минеральные пигменты, причём, как правило, ими были окрашены черепа умерших. Непосредственно на скелетных останках (n = 36) они обнаружили только красную охру или киноварь, причём заметно чаще эти пигменты присутствовали на костях мужчин. Чаще всего, остатки минеральной краски фиксировались на черепах (n = 30). Археологи заметили, что синие и зелёные пигменты присутствовали только в погребениях женщин и молодых людей" (наверно, детей).

Из другого источника: "Исследование показывает, что красная охра, которая чаще всего использовалась в качестве красителя в Чатал-Хююке, присутствовала на останках взрослых независимо от их пола и на детях, а вот алая киноварь и красители сине-зелёных оттенков, соответственно, связаны были либо только с мужчинами, либо только с женщинами. Интересна также связь числа захоронений в том или ином здании с количеством последующих слоёв архитектурных росписей. «Это означает, что когда кого-то хоронили, одновременно расписывали стены дома», — утверждает Марко Милелла с кафедры физической антропологии Института судебной медицины Бернского университета в Швейцарии".

Да, это противопоставление "мужского" красного и "женского" сине-зелёного цвета заставляет задуматься...

С синим цветом связано потустороннее и божественное в позднейших крито-минойской и древнеегипетской культурах. Хотя, надо заметить, что синяя кожа не только у богини Исиды, но и у богини Кали.

Кали

С красным цветом — сложнее. Охру находят в погребениях эпохи верхнего палеолита. Но ещё больший интерес вызывают пещерные росписи того же палеолита, где быки-бизоны, как правило, представлены в красном цвете. Тут есть какая-то параллель с покойниками, лежащими под слоем красной охры.

О происхождении языка.

Теренс Маккенна в своём труде «Пища богов» высказал предположение о том, что человеческий язык появился и первоначально культивировался в женской среде. "Женщины-собирательницы в характерном для Архаичного равновесии охотников и собирателей подвергались гораздо большему давлению обстоятельств, требовавших развития языка, чем мужчины". Несколько витиевато сказано, но, в общем, понятно: глисту в жопе напрягать свои "извилины" мозга не надо, - пища сама непрерывным потоком движется по кишке; гориллообразному мужику тоже интеллект ни к чему, - как говорится, сила есть - ума не надо; а вот слабенькой женщине, чтобы выжить, надо думку думать по ночам. Тут можно привести парочку "перлов" из народной мудрости: "нужда ум острит (всему научит)" и "нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт". Если взять первобытное человеческое стадо, то кто более нуждался в доброкачественном пропитании — сильные мужчины или слабые женщины? Конечно, слабые. Вот они первые и запели свои песенки. То есть, заговорили.

"Язык вполне мог возникнуть как некая таинственная способность, которой обладали главным образом женщины, проводившие вместе большую часть времени своего бодрствования и обычно разговаривающие друг с другом. Женщин во все времена считали склонными к общности, к группе, в отличие от образа одинокого мужчины – романтизированной версии ведущего самца отряда приматов". Всё верно. Недаром говорят: если собрались вместе две бабы — это базар, а три — ярмарка (вариант: две бабы — толпа, три — народ).


 


О священных курах.

Как известно, у древних римлян были священные куры. По тому, как эти куры клюют зерно, авгуры (лат. augur, от avis птица, и кельт. gur муж) предсказывали и объясняли волю богов. Но особым почитанием куры пользовались у кельтов (галлов). "Судя по найденным останкам, в пищу они тогда не использовались: кости этих животных не сохранили следов разделки, их захоранивали целиком и с осторожностью, весьма напоминающей почести. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Наоми Сайкс связывает их с культом Эостры (Остары) — весеннего божества древних германцев, имя которого сохранилось в некоторых германских языках в названии праздника Пасхи (англ. Easter)" (Источник).

Любопытно сопоставить с этим нижеследующее сообщение:

"Без риса не было бы и кур, утверждают учёные. Именно когда люди начали расчищать леса и возделывать рис в пределах ареала красных джунглей в Юго-Восточной Азии, некоторые из диких предков кур спустились с деревьев, чтобы лакомиться зёрнами. Постепенно они превратились в домашних курочек.

Отчёт о проведенном исследовании опубликован на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает Science.

Авторы исследования доказывают, что самые ранние домашние куры появились исторически недавно - всего от 3250 до 3650 лет назад. И они чётко указали место их одомашнивания: это рисоводческий регион в нынешнем центральном Таиланде.

Затем куры быстро распространились по Азии вместе с распространением культур риса и проса. В частности, на территории нынешнего Израиля птицеводство появилось около 2300 лет назад" (Источник).

Получается, что курица в глазах древних кельтов выглядела как "чудо-птица": все птицы летают, а эта не летает, все боятся человека, а эта не боится.  Ну и, кроме того, это - "культурная" птица, в отличие от диких.

И вот здесь возникает вопрос: а кто же "окультурил" этих птиц - мужчины или женщины? Вопрос отнюдь не праздный, ибо окультурить что-то способен лишь носитель культуры, "культуртрегер", - дикарь ничего окультурить не может, его самого прежде окультуривать надо.

12 июня 2022

Почему леопардовые принты были признаком высокого статуса?

Древние египтяне носили одежды, сотканные из льна; шерстяные одежды, а тем более - звериные шкуры, они считали признаком варварства и дикости. Как правило, льняные одежды были белого цвета, но, говорят, иногда на льняные ткани по трафаретам наносили пятнистые узоры. В Древнем Египте леопардовые принты были признаком высокого статуса.  

Стела, на которой изображена принцесса Нефертиабет, приблизительно 2590 год до н. э., хранится в Лувре.

Как мы знаем, леопарды изображались спутниками богинь с древнейших времён, и если в Древнем Египте леопардовые принты были признаком высокого статуса, то, надо полагать, так же обстояло дело и в Чатал-Хююке, и в Хаджиларе, и в других местах Ближнего Востока эпохи неолита. 

Роженица с детёнышем леопарда (Хаджилар), Богиня на троне (Чатал Хююк)

Значит, у нас есть основания подозревать, что высшая власть в те времена ассоциировалась с Богиней, и это была духовная власть. Скорее всего, эта власть была как-то связана с культом леопарда. Мы знаем из культа Диониса (который ездил верхом на леопардах) и из других подобных оргиастических культов, что одержимость и оборотничество находились в самом эпицентре этих культов. Вполне возможно, что побывавшие в шкуре леопарда объединялись в тайный союз. Козе понятно, что десять баб, собранных в женский "междусобойчик", свернут шею любому мужику, если он станет "залупаться" не по делу. Отсюда — и власть, окрашенная в леопардовые принты, насколько я понимаю.

Жаклин Кеннеди

Акафист пчеле-всецарице.

Никто так не трудится самоотверженно, как пчела. Жизнь пчелы — одно сплошное самопожертвование ради улья. В хеттской мифологии пчела изображается спасительницей мира от гибели, а в греческой — кормилицей caмoгo Зевса. Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчёлами. В мифах пчела часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчёлами». 



Матриархальный мужчина vs. "матриархального" мужчины.

Наши современники часто представляют матриархат в карикатурном виде.

Ну, и изображают "матриархального" мужчину как "барана", ведомого на заклание.

11 июня 2022

«7000-летняя загадка».

В паблике HumaninSide - легенды нашей эпохи представлена загадочная неолитическая гранитная фигурка с птичьим клювом.

Речь идёт о необычной фигурке эпохи неолита, прозванной «7000-летней загадкой»: учёные не знают, что она собой представляет, кто её сделал, где и зачем.

Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня.


Маленькие статуэтки с "клювастыми" носами напоминают фигурки из неолитического поселения Stubline культуры Винча, о которых я написал серию постов (см.: Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К вопросу об интерпретации фигурок из Stubline, Возвращаясь к фигуркам из Stubline и Об интерпретации Ильи Палагуты фигурок из Stubline и Снова возвращаясь к фигуркам из Stubline.) 

в защиту чести древнеегипетских девственниц

Текст от fortunatus. Источник.

Был такой греческий автор Страбон, оставивиший географическое описание известного ему мира эпохи Августа. И есть у него в разделе о Египте один пассаж (XVII.1.46), который в русском переводе Стратановского выглядит так:


Зевсу же, которого они особенно почитают, они посвящают самую красивую и знатнейшую родом девушку (таких девушек греки называют "палладами"); она предаётся разврату, отдаваясь любому, кто хочет, пока не наступает естественное очищение её тела; после очищения её выдают замуж, но до замужества, после окончания периода её внебрачного сожительства, объявляют траур по ней.


В английском переводе Хорэса Джонса примерно то же самое: "she prostitutes herself, and cohabits with whatever men she wishes". В примечании Джонс уточняет, что под естественным очищением тела понимается менструация.

Поскольку странно было бы отдаваться направо и налево до достижения половой зрелости, обычно считают, что Страбон что-то напутал насчёт "естественного очищения", а слово παλλάδας (девственницы) считают опиской и исправляют на παλλακίδας (сожительницы). Но в таком виде пассаж противоречит всему, что мы знаем о египетской религии. Египет - это вам не развратная Месопотамия, никаких других сведений о сакральной проституции в нём нет, жрецы давали обет целомудрия, и никаких безобразий в храмах не допускалось.

Поэтому не так давно историк Стефани Бьюдин предложила никаких описок не исправлять, слово παλλάδας понимать буквально как "девственницы", и весь этот отрывок читать следующим образом:

But for Zeus, whom they [the Thebans] honour most, a beautiful girl maiden of most illustrious family serves as priestess, [girls] whom the Greek called pallades; she serves as a functionary (prophetess) and accompanies whomever/attends whatever [rites] she wishes until the natural cleansing of her body; after her cleansing she is given to a man/husband but before she is given, a rite of morning is celebrated for her after the time of her religious service.

Зевсу же, которого они [фиванцы] особенно почитают, они посвящают красивую девушку из самой знатной семьи, каких [девушек] греки называют "палладами"; она служит прислужницей (вар.: прорицательницей) и сопровождает каждого, кого захочет (вар.: участвует в любых [ритуалах], каких захочет), вплоть до естественного очищения её тела; после очищения её выдают замуж, но перед замужеством по ней совершают траур после окончания её религиозного служения.

Stephanie Budin, Myth of Sacred Prostitution in Antiquity (Cambridge 2008), 199


Перевод натянутый: глагол, означающий по словарю "сожительствовать", Бьюдин весьма произвольно перевела как "сопровождать" или "участвовать в ритуалах". Но зато теперь описание полностью соответствует нашим знаниям о египетской религии и конкретно, о "посвящённых богам девах" (дуат нетер) в фиванском храме Амона; сохранились их саркофаги с надписями, и это действительно были дочери фараонов (см.). Смысл текста полностью изменился от прочтения одного-единственного слова. О чём и не догадался бы никто, читающий текст в русском или старом английском переводе.


Встряска от болезней и хворей?

Художник из Уфы Азат Миннекаев написал эти картины после того, как прожил полгода на Аляске.

5 лет назад я касался этого странного ритуала (см. здесь). Уже в начале XX века он представлял собой народные игрища, но, возможно, раньше людей подкидывали в воздух не только ради развлечения. 

В записи "ОБРЯД "ПОДБРАСЫВАНИЯ НА МОРЖОВОЙ ШКУРЕ"" говорится, что такой обряд "проводился для того, чтобы предотвратить опасность появления в районе заразных болезней". "В день, выбранный для проведения праздника, в шатре устроителей собирается большое количество гостей. Женщины приносят жертвоприношения всем "направлениям". После праздничной трапезы хозяин шатра или, еще лучше, шаман, из среды близких родственников хозяина, раскрашивает охрой лица всех тех, которые были недавно больны, а также и тех, у кого нездоровый вид и можно опасаться нападения на них злых духов. Маленьких детей тоже раскрашивают. После этого начинается "подбрасывание"."

В сообщении говорится, что подбрасывают в воздух молодёжь, юношей и девушек, хотя на верхней картине мы видим отнюдь не юношу. Логично было бы, если бы подбрасывали в воздух тех, кого шаман окрасил охрой. Тем более что далее в сообщении говорится о свойстве подбрасывания защищать против нападения злых духов.