Кажется, практика строительства рондел дожила до основания "вечного" города Рима. Как гласит легенда, "Ромул начал копать ров, чтобы обозначить границы своего города. Рем постоянно издевался над братом и мешал ему работать. Однажды он перепрыгнул через ров, по-видимому, совершив таким образом святотатство, и тут же был убит".
Значит, по идее, рондела разделяла пространство на "внутреннее", сакральное, и "внешнее", профанное. Рондела проводила границу, которая "священна и неприкосновенна".
В данном контексте следует напомнить о концепции Яна Ходдера, который в своей работе "Одомашнивание Европы" (The Domestication of Europe: Structure and Contingency in Neolithic Societies) предложил гендеризацию пространства в рамках обобщённого неолитического европейского габитуса; области вокруг домохозяйств формировали локус значений, ориентированных на женщин, а "дикие" области закрепляли и генерировали значения, ориентированные на мужчин.
Используя пространственное распределение гендерных изображений, Мортер и Робб предположили, что неолитическое пространство было гендеризировано концептуально, с концентрическими зонами вокруг поселений, которые в некотором роде считались женскими, в то время как отдалённые, дикие или пограничные районы считались мужскими.
![]() |
Пространственность пола. Некоторые возможные отношения (Мортер и Робб, 1988). |