![]() |
Лапа ящерицы. 5 пальцев |
![]() |
Ласт кита. 5 пальцев. |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Светлана Игоревна Рыжакова в статье "ОДЕРЖИМОСТЬ, СЛУЖЕНИЕ, ЛИЦЕДЕЙСТВО: О ГРАНИЦАХ КУЛЬТОВОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ТРАДИЦИЯХ КОЛАМ (ДАЙВА-НЕМА) ЮЖНОЙ КАННАДЫ И КАЛИЯТТАМ (ТЕЙЯМ) СЕВЕРНОЙ КЕРАЛЫ (ИНДИЯ)" рассказывает о практиках контролируемой одержимости. Ярчайшим примером художественно оформленной контролируемой одержимости являются традиции колам и тейям ареала Тулунаду.
Тулунаду — это область в Южной Индии, зона распространения языка тулу и этнического сообщества тулува. Язык тулу, по-видимому, один из самых ранних выделившихся из общего южно-дравидийского ствола, но дольше прочих существовавший в устном виде и сохранивший богатейший фольклор. Тулува отличаются разнообразием типов почитаемых богов, а также наличием обожествлённых предков и героев. Эпические повествования, тексты в жанре пааддана — мифологические и легендарные истории, представляющие биографии местных богов и героев, до сих пор бытуют в живой передаче и актуализируются в обрядах. Женщины памбада являются главными знатоками и исполнителями эпических историй — пааддана.
Особую известность получили местные гонки на буйволах по полям после сбора урожая — камбала,
традиция почитания богов и духов в обличие змей — нагапуджа, повседневное «кормление» змей, а также великолепный музыкальный костюмированный театр якшагана.
Довольно интересные рассуждения футуролога Кевина Келли:
"Одной из главных особенностей одомашненных животных является их меньшая агрессивность по сравнению с дикими. Прирученные собаки, кошки, крупный рогатый скот и козы гораздо терпимее к окружающим и более социальны, чем их дикие собратья. Именно благодаря этой приобретённой дружелюбности мы можем работать с ними в тесном контакте.
Кроме того, одомашнивание приводит к морфологическим изменениям в черепе взрослых особей. Одомашненные виды становятся больше похожи на молодых особей диких собратьев: с большими широкими глазами, меньшими зубами, более плоскими круглыми мордами и более тонкими костями. Прирученные собаки похожи на щенков волка, а одомашненные кошки — на детёнышей льва.
Такое сохранение подростковых черт во взрослом возрасте называется неотенией и считается отличительной чертой одомашнивания. Снижение некоторых видов агрессии также является одной из форм неотении. Повадки прирученных животных похожи на поведение молодняка: больше доверия к незнакомцам, меньше враждебной агрессии в ответ на угрозы, меньше жестокости в групповой борьбе.
Хотя волки были одомашнены и превратились в собак в нескольких регионах мира примерно 15-40 тысяч лет назад, они не были первыми животными, прирученными человеком. Первыми были мы сами. Когда антропологи сравнивают морфологические особенности современных людей с близкими предками, такими как неандертальцы и денисовцы, то обнаруживают неотению. Современный человек похож на юного неандертальца: у него более круглое скуластое лицо, более короткая челюсть с мелкими зубами и тонкие кости. И на самом деле различия между черепом современного человека и неандертальца повторяют различия черепов собаки и её дикого волчьего предка.
![]() |
Стивен Кинг у ворот своего дома. Ноябрь 1982 года. |
С бабочкой всё понятно: она символизирует процесс регенерации (возрождения), блестяще описанный Василием Розановым [1]. А что символизирует летучая мышь? Говорят, во время полёта летучие мыши поют песни, используя сложные сочетания слогов, на высоких частотах (что обусловлено их способностью к эхолокации). По мнению биолога Майкла Смотермана, ни одно другое млекопитающее, кроме человека, не обладает способностью общаться с помощью столь сложных голосовых последовательностей. Голосовой центр, ответственный за организацию сложных последовательностей слогов, у летучих мышей расположен несколько выше, чем у человека, и учёные пока не могут определить, где именно он находится.
Летучие мыши — создания удивительные, и, в принципе, можно было бы попытаться связать ночной образ жизни этих животных с крито-минойской религией с её полуподвальными "люстральными бассейнами" и паломничествами к пещерам, если бы у нас не имелось бабочки.
--------------------------------------------------------------------------------
Учёные из Германии, Нидерландов и США выяснили, как самкам бонобо удаётся доминировать над самцами. Они проанализировали демографические и поведенческие данные, собранные в шести разных сообществах бонобо в разные годы, и пришли к выводу, что высокий статус самок связан с их коалициями против самцов. Когда самки объединялись в группы, 85 процентов их коалиционной агрессии было направлено на самцов. И чем чаще самки создавали такие коалиции, тем выше был их статус. Таким образом, самки бонобо получали власть над самцами, объединяясь друг с другом. (В Сети шутят, говоря, что ещё немного, и у них появятся свои Клара Цеткин и Роза Люксембург.) Исследование опубликовано в Communications Biology. Источник.
![]() |
Либосо, Джилл и Ломела – команда самок-лидеров группы карликовых шимпанзе в зоопарке Апенхел. |
М. А. Энгельгардт говорит, что "людоедство является довольно поздно в истории человечества; оно развивается вместе с развитием цивилизации: спорадическое, случайное, появляющееся лишь в голодное время у огнеземельцев или тасманийцев, оно превращается в страсть, в гастрономию лишь на таких высоких ступенях культуры, как фиджийская или древне-мексиканская; наконец, оно существует совместно с рабством и зачатками крепостного права (Фиджи, Новая Зеландия и др.)".
Я ранее уже писал о человеческих жертвоприношениях у ацтеков и приводил цитату из Википедии: "Возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока, который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак, не известны". То есть практика человеческих жертвоприношений у ацтеков являлась формой государственного терроризма. Подтверждение этому мы находим в статье Человеческие жертвоприношения помогли становлению иерархии в обществе. "Социальная элита могла использовать человеческие жертвоприношения для сохранения собственной власти". "Человеческие жертвоприношения могли терроризировать членов общества, заставляя их подчиняться своему самозваному лидеру; эта практика исходила от вождей, превратившихся в «богов-королей», которые смремились удержать власть в ущерб социальной сплочённости" (Источник). "Вероятно, не случайно, говорит Уоттс, что жертвами часто становились люди, которые представляли угрозу для элиты или впали в немилость у неё" (Источник).
"Доисторическое сообщество жило на протяжении тысячи лет без иерархии и неравенства в крупнейшем поселении медного века в Европе", - сообщает Гильермо Карвахаль (Источник).
"На протяжении более тысячи лет, между 3300 и 2150 годами до нашей эры, доисторическое поселение, расположенное на территории современного города Валенсина-де-ла-Консепсьон в Севилье, было постоянным домом для сообщества, которое, не воспроизводя жёсткие иерархии или централизованные формы господства, организовывало свою жизнь вокруг принципов равенства, сотрудничества и устойчивости. Таков вывод недавнего исследования, проведённого группой учёных из Автономного университета Барселоны (UAB), результаты которого были опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science: Reports.
Изученные артефакты, происходящие из бытовых и производственных сооружений, таких как хижины, мастерские и хранилища, в дополнение к материалам, найденным в оборонительных рвах, демонстрируют явные доказательства экономической системы, основанной на пропитании, производственной диверсификации и сотрудничестве . Выявленные виды деятельности включают переработку зерновых, растительных волокон, шкур, мяса, металлов, камня и других органических и неорганических ресурсов. К этому следует добавить заметное повторное использование материалов, что предполагает сознательный подход к устойчивости и комплексное использование имеющихся ресурсов.
Исследование подчёркивает отсутствие доказательств накопления излишков или централизации экономической власти. Этот факт, наряду с широтой и разнообразием обнаруженных видов трудовой деятельности, указывает на глубоко кооперативную и децентрализованную организационную модель. По словам Роберто Риша, исследователя доисторического периода в UAB и координатора исследования, наблюдаемая преемственность подчёркивает жизнеспособность социально-экономической модели, основанной на сотрудничестве, самодостаточности и неконцентрации власти, что сильно отличается от систем продуктивной интенсификации и социальной иерархии, которые будут характеризовать более поздние периоды."
Arkeonews сообщает, что охотники-собиратели преодолели 100 км по морю и добрались до Мальты за 1000 лет до земледельцев (Источник).
Какое там, к чёрту, "формирование"?! Речь идёт об тотальном истреблении целых видов животных и птиц!
Вообще говоря, я полагаю, что, может быть, главной причиной расселения рода человеческого по всей поверхности Земли, включая самые отдалённые острова Тихого океана, был поиск "рая", с молочными реками и кисельными берегами.
"Международная группа археологов из Австралии, Великобритании и других стран раскопала древние каменные круги на северо-западе Саудовской Аравии. По словам специалистов, это могут быть остовы каменных хижин возрастом около 7000 лет.
Постройки времён позднего каменного века нашли с помощью аэрофотосъёмки недалеко от города Аль-Ула. Круги имеют диаметр от четырёх до восьми метров. Учёные отметили, что нашли следы дверных проёмов и материалов кровли. Всего эксперты идентифицировали около 345 таких структур.
Учёные отметили сходство каменных кругов в Саудовской Аравии с похожими структурами из Иордании, которые также оказались остатками древних жилищ. Исследователи добавили, что прямоугольные дома люди научились строить лишь в позднем неолите" (Источник).
Примерно в 60 км от Гёбекли-Тепе археологи, раскапывая холм Караган-Тепе, извлекли на свет Божий, как они сами говорят, «фаллический тотем».
![]() |
Новая находка археологов в храмовом комплексе времён докерамического неолита Карахан-Тепе, рядом с известным всем Гёбекли-Тепе |
![]() |
Археологи сделали значительное открытие в Карахан-Тепе, обнаружив 7,5-футовую статую сидящего мужчины, держащего свои гениталии. |
При раскопках "дворца" в Арханесе на Крите археологи обнаружили святилище у входа. "Святилища у входов были обычным явлением на минойском Крите", - говорится в статье (Источник), - и в той же статье указывается на культ Илифии Протиреи, критской богини, которая имела непосредственное отношение к этому святилищу.
Про Илифию я прежде уже писал (см.: Культ "пещерной" богини на Крите). Однако со временем всегда находится что-нибудь новое и интересное. Вот и на сей раз, статья О. А. Матвейчева "Культ Илифии и его поглощение культом Артемиды" пересеклась с вышеупомянутым Источником про святилище у входа во "дворец".
Пещера Илифии обнаружена в Амнисе около Кносса. У входа в пещеру — нагромождение камней, напоминающее по форме живот, с чётко очерченным пупом. В глубине — маленький бассейн с целебной минеральной водой из источника. В центре — сталагмит, в котором безошибочно угадываются очертания женской фигуры, хотя его верхняя часть (голова) отломана. Фигура кажется отполированной — это результат бесчисленных прикосновений людей, ищущих помощи у могущественной богини.
Итак, "пещерная" богиня Илифия на Крите представлялась в виде сталагмита, то есть вертикальной колонны.
А теперь цитата из статьи О. А. Матвейчева: "Характерно, что Илифия встречается и во множественном числе: илифии (Hom. Il. XI 270; XIX 119; Pausan. I 44, 3; VIII 21, 2 etc)".
Интересная версия о погибели неандертальцев.
"Их кости говорят о том, что они были очень мускулистыми. Их черепа — о том, что они выглядели грубо и маскулинно, а их голоса явно были громче и яростнее. Они были альфачами" (Источник).
![]() |
Типичный неандерталец. Реконструкция. |
"Это примерно как мулы — результат скрещивания осла и кобылы — они сильнее и выносливее, их выводят специально для работы, но они бесплодны. Идея о частичной бесплодности гибридов сапиенсов и неандертальцев подтверждается и тем, что в найденном ДНК неандертальцев не оказалось человеческой примеси. Скрещивание с людьми обернулось для них провалом: появление неплодовитых гибридов разрушило популяции неандертальцев".
Я недавно рассказывал про то, как на Крите был обнаружен большой круглый археологический объект, напоминающий сверху огромное автомобильное колесо (см.: "Колесо духов" на Крите?).
Как уже говорилось, некоторые из особенностей данной конструкции сопоставимы с ранними минойскими ульевыми гробницами, увенчанными ступенчатыми коническими крышами и курганами в других частях Греции.
И вот продолжение рассказа про то "колесо" на кладбище Сисси.
В статье, недавно опубликованной в журнале Antiquity, исследователи изучили кладбище Сисси, где около 3800 лет назад местная община собралась на символическую и тщательно организованную церемонию, чтобы «убить» свои коллективные могилы. Этот акт не был актом вандализма или пренебрежения, а скорее публичным ритуалом, который означал конец эпохи, сформированной веками общинных традиций погребения, которые определяли критскую жизнь.
Последние захоронения включали размещение последнего умершего в небольших ямах и керамических сосудах, за которыми следовал преднамеренный демонтаж стен гробницы. Некоторые останки были частично раздавлены, чтобы выровнять землю, что завершилось грандиозным общим пиршеством. Были обнаружены тысячи фрагментов керамики, включая чашки и кухонные тарелки, все датируемые примерно 1700 годом до н. э. Этот слой мусора — не просто мусор; он представляет собой остатки важного ритуального собрания, знаменующего конец эпохи.
После пиршества место было запечатано слоем земли и камней, символически погребая коллективную память о могилах. Примечательно, что последующие поколения уважали это место, воздерживаясь от его нарушения, что указывает на постоянное почтение к священной природе этого места.
Луиза Стил в своей монографии "Кипр на пути к истории. От первых поселенцев до конца бронзового века", говоря о керамическом неолите на Кипре седьмого и шестого тысячелетий до нашей эры, среди прочего пишет буквально следующее:
"Первое поселение Хирокития-Вбуной было окружено глинобитной стеной. Эта стена использовалась до тех пор, пока поселение не расширилось за её пределы, и тогда была построена вторая стена, параллельная первой стене. Последняя имела толщину 3 метра (!) и была построена из камня. Поселение Тента также было окружено парой концентрических стен и внешним рвом, хотя на более позднем этапе поселение расширилось за его границу".
![]() |
План поселения Калавасос-Тении. |
![]() |
Карта неолитических поселений на Кипре. |
Британский биолог Джон Мэннинг вместе с другими исследователями сделал открытия о частоте гормонов в первые месяцы жизни плода, из которых следует, что тестостерон влияет на длину безымянного пальца, а эстрогены действуют на развитие указательного пальца. Кроме того, Мэннинг провёл длинную серию измерений рук и обнаружил повторяющуюся связь между длиной указательного и безымянного пальцев у мужчин и женщин в Европе и на Кавказе. На основании этих данных он пришёл к выводу, что указательный и безымянный пальцы, как правило, имеют одинаковую длину у женщин, в то время как у мужчин безымянный палец обычно длиннее указательного.
![]() |
"Негативные" отпечатки ладоней в пещере Шове. Один из способов создания негативных отпечатков — распыление красящего вещества через полую трубку-соломинку, при этом сама ладонь выполняла роль экрана. |
В 2004 году Кевин Шарп и Лесли Ван Гелдер, специалисты по палеолитическим цифровым трассировкам, были первыми, кто провёл исследования в этом направлении, за ними последовали Жан-Мишель Шазин (французский исследователь в CRNS) и Дин Сноу (профессор в Университете штата Пенсильвания). Эти исследования выявили значительную частоту женских рук в пещерах Гаргас («Пещера изуродованных рук»), Пеше-Мерле Эль Кастильо и Гуа Масри II на Борнео. Если учесть, что отпечатки ног также были «торговыми марками», подписями художников и тех, кто имел символическую связь с изображениями на стенах, мы можем сделать вывод, что пещерное искусство также выполнялось не только женщинами, но и, возможно, в основном ими.
Археологи, работающие на кургане Арслантепе (тур. Arslantepe Höyük), объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО в восточной турецкой провинции Малатья, который считается первым городом-государством в Анатолии и родиной первых известных в мире мечей, обнаружили то, что идентифицируется как самая ранняя известная «царская гробница», содержащая значительное количество металлического оружия и украшений. Вокруг этого главного захоронения находятся вспомогательные могилы, интерпретируемые как ритуальные жертвоприношения.
Одно из самых поразительных открытий на этом месте — свидетельства человеческих жертвоприношений, практика, также задокументированная в других древних цивилизациях. Археологи обнаружили останки нескольких человек, похороненных рядом с правителями, что символизирует ритуальный переход в загробную жизнь. Такие жертвенные практики были распространены в иерархических обществах, где лидеры использовали эти ритуалы, чтобы продемонстрировать власть и укрепить лояльность среди своих подданных. Биоархеологический анализ показывает, что жертвы часто выбирались намеренно, в основном это были девочки-подростки, что подчёркивает резкое неравенство, присутствовавшее в этих ранних обществах.
"Пик неолитической Мальты, - говорит Джон Робб, - как это ни парадоксально, наступает после окончания неолита. Острова были впервые заселены сицилийскими сельскими жителями в середине шестого тысячелетия, и в течение примерно двух тысячелетий мальтийский неолит был очень похож на сицилийский и южноитальянский. Но ок. 3600 г. до н. э., как раз когда на Сицилии и в Италии начинались социальные преобразования медного века, Мальта внезапно пошла по совершенно уникальной траектории развития. Между 3600 г. до н. э. и 2400 г. до н. э. на Мальте были построены экстравагантные, уникальные и загадочные "храмы".
![]() |
Bird’s eye view of 'Mnajdra' temple |
Ясно, что острова образовали ограниченное сообщество, в котором храмы были наиболее очевидными символами местной идентичности. В социальном плане, вероятно, что лидеры мальтийских общин сформировали ритуальную элиту".
Археологи в Перу объявили об открытии 5000-летнего захоронения женщины высокого социального положения на археологическом участке Асперо, древнем рыбацком поселении в пределах цивилизации Караль, старейшей известной цивилизации в Америке. Хорошо сохранившиеся останки, обнаруженные доктором Рут Шейди Солис и её командой в археологической зоне Караль (ZAC), предлагают беспрецедентное понимание влиятельных ролей, которые женщины играли в раннем андском обществе.
![]() |
5000-летние останки женщины из цивилизации Караль. |
Останки принадлежат женщине, возраст которой оценивается от 20 до 35 лет, а рост — примерно 1,5 метра. Примечательно, что состояние сохранности исключительное: были обнаружены части её кожи, ногтей и волос — редкое явление для человеческих останков в этом регионе. Женщина была найдена завёрнутой в несколько слоёв хлопчатобумажной ткани и тростниковых циновок, украшенной вышитой перьевой мантией из ярких перьев ара, демонстрирующей один из древнейших образцов андской перьевой работы. Её сопровождал богатый набор погребальных подношений, включая искусно изготовленные сосуды, ткацкие инструменты, костяную иглу, ракушку, вероятно, из бассейна Амазонки, и более тридцати бататов. Эти предметы не только подчеркивают её высокий социальный статус, но и подтверждают гипотезу о том, что женщины имели особый статус и власть в обществе Карал. Археолог Дэвид Паломино подчеркнул, что это открытие бросает вызов традиционному взгляду на то, что правителями были преимущественно мужчины, подчёркивая важную роль, которую женщины играли в цивилизации Караль.
В ходе археологических раскопок в Нове-Обьезерже на северо-западе Польши учёные детально исследовали кольцевое сооружение (ронделу), построенное около 4800 года до нашей эры носителями культуры линейно-ленточной керамики (сходные сооружения также строила культура воронковидных кубков).
Рондела в Нове-Обьезерже имеет диаметр 112 метров и окружена тремя системами траншей и четырьмя концентрическими канавами, которые служили фундаментами для деревянных конструкций (возможно, частоколов). Траншеи закрывали деревянными настилами, способными противостоять «условиям окружающей среды», то есть ливням, бурям и снегопадам. Вероятно, эти конструкции водружали на стояки, укрепляли несущими элементами и перекрывали тростниковыми плетёнками с глиняной обмазкой.
![]() |
Рондель в Нове-Обьезерже. Реконструкция. Рвы открывались только во время церемоний, а затем засыпались. Автор изображения: Марек З. Бараньски |
Эльвира Висциола приводит изображение ограждения с С-образной траншеей на перевале Пассо-ди-Корво, Южная Италия, культура импрессо, VI–V тыс. до н. э..
![]() |
Ограждение с С-образной траншеей на перевале Пассо-ди-Корво. Кажется, эта траншея перекрывалась сверху брёвнами. |
![]() |
Реконструкция. Источник картинки. |
Ну, здесь, по крайней мере, хотя бы ясно, что такого рода С-образные ронделы никак не могли защитить ни от людей-злодеев, ни от зверей-хищников типа львов. Для чего же тогда древние жители тех деревень тратили столько сил и времени, копая эти траншеи? Ведь у них даже лопат не было! Зачем такие жертвы?
А что, если это "землекопание" и было жертвоприношенем?
Джон Робб, профессор европейской преистории Кембриджского университета, в своём исследовании итальянского неолита, говорит, что у него нет никаких доказательств существования каннибализма. "Следует признать, - пишет он, - что специализированный тафономический анализ, подобный проведённому на французском неолитическом памятнике Фонтбрегуа, никогда не проводился, и многие формы каннибализма оставляют тонкие или невидимые остеологические следы. Тем не менее, на единственном объекте, где эта практика была заявлена, Гротта Скалория (Гимбутас, 1991), повторное остеологическое исследование не обнаружило никаких убедительных следов".
Жаль, что Джон Робб ничего не говорит про Херксхайм.
В Херксхайме, если практиковалось людоедство, то, по идее, должны были иметься и земляные печи для приготовления "человечины". Это неглубокие ямы, заполненные древесным углем и обожжёнными камнями. В Новой Гвинее и Полинезии они были стандартным способом приготовления свинины для пиров. Многочисленные остатки этих strutture di burne ["сооружения для сжигания"] были обнаружены на многих неолитических стоянках Европы с самого начала неолита и до его конца. Самая большая яма в Катиньяно была 8,5 м в длину, а самая маленькая имела размеры 120x90 см.
Технология приготовления свинины в ямах следующая. Выкапывают неглубокую яму, выстилают её дно камнями и разводят в ней большой костёр. При этом в огонь бросают ещё больше камней, чтобы разогреть их. Через несколько часов от костра остаются раскалённые угли и камни. На этом этапе большую часть горячих камней и углей убирают, а еду кладут в яму, завёрнутую в пучки зелени. Затем пищу покрывают толстым слоем травы или листьев; это покрытие служит для удержания влаги. Горячие камни и угли кладут сверху, и всё это засыпают слоем земли обычно толщиной 10 - 15 см. Почва запечатывает и изолирует капсулу с едой и горячими камнями внутри, и пища запекается от нескольких часов до нескольких дней.
Земляные печи использовались для приготовления больших объёмов мяса на ритуальных пиршествах. Про Херксхайм нам и говорят, что там обнаружены "останки более 1000 человек, которые были убиты и съедены". В таком случае, там обязательно должны были быть земляные печи. Но что-то мне не попадалась информация об этом.
Кажется, практика строительства рондел дожила до основания "вечного" города Рима. Как гласит легенда, "Ромул начал копать ров, чтобы обозначить границы своего города. Рем постоянно издевался над братом и мешал ему работать. Однажды он перепрыгнул через ров, по-видимому, совершив таким образом святотатство, и тут же был убит".
Значит, по идее, рондела разделяла пространство на "внутреннее", сакральное, и "внешнее", профанное. Рондела проводила границу, которая "священна и неприкосновенна".
В данном контексте следует напомнить о концепции Яна Ходдера, который в своей работе "Одомашнивание Европы" (The Domestication of Europe: Structure and Contingency in Neolithic Societies) предложил гендеризацию пространства в рамках обобщённого неолитического европейского габитуса; области вокруг домохозяйств формировали локус значений, ориентированных на женщин, а "дикие" области закрепляли и генерировали значения, ориентированные на мужчин.
Используя пространственное распределение гендерных изображений, Мортер и Робб предположили, что неолитическое пространство было гендеризировано концептуально, с концентрическими зонами вокруг поселений, которые в некотором роде считались женскими, в то время как отдалённые, дикие или пограничные районы считались мужскими.
![]() |
Пространственность пола. Некоторые возможные отношения (Мортер и Робб, 1988). |
Джон Робб сообщает о пещере Гротта Скалория в северной Апулии (Италия). "Относительно доступная Верхняя пещера служила убежищем с позднего верхнего палеолита до неолита и вмещала обширное неолитическое кладбище, датируемое шестым тысячелетием до н. э. Глубокая и недоступная Нижняя пещера была культовым местом, датируемым пятым тысячелетием до н. э. Хотя там были найдены некоторые человеческие останки, главным аспектом культа Нижней пещеры, по-видимому, было размещение изящных расписных сосудов для сбора воды, капающей со сталактитов".
![]() |
Гротта Скалория, Манфредония, Апулия. Культовое место в нижней пещере с изящными сосудами для сбора капающей воды. |
Как здесь не вспомнить про крито-минойскую керамику в стиле Камарес? Название было дано по имени поселения Камарес на острове Крит, в пещере близ которого были найдены наиболее яркие образцы среднеминойской керамики.
Некоторые деревни итальянского неолита были окружены рвами, или канавами. Они были особенно распространены в Тавольере северной Апулии и вокруг Матеры.
![]() |
Участок рва, Рипа Тетта, небольшая деревня раннего неолита на Тавольере (Апулия). Приблизительная ширина рва составляет два метра. |
Во многих деревнях Тавольер архитектурное разделение пространства было продолжено ещё дальше с помощью ещё более мелких "С-образных рвов", ограничивающих отдельные домохозяйства внутри деревни.
![]() |
Планы разрушенных деревень. Почтовое отделение Виллано, Тавольер. |
![]() |
Планы разрушенных деревень. Перевал Корво, Тавольер. |
Рвы вокруг деревень как оборонительные фортификации ещё можно понять (хотя, здесь мы видим множественные канавы, некоторые из которых прерываются), но как, в таком случае, понимать, С-образные канавы вокруг жилых домов внутри деревень?
Джон Робб говорит, что в деревнях Тавольеры, окружённых рвами, большинство человеческих костей найдено в канавах деревень или в канавах отдельных домохозяйств. Человеческие кости также известны из деревенских рвов на Сицилии (Стентинелло, Мегара Гиблае) и вокруг Матеры и Центрального Бари (Каса Сан Паоло, Мурджеккья и Мурджа Тиммоне). В то же время, известно несколько захоронений черепов, отделённых от тела, внутри домов. Возникает предположение о том, что рвы на окраинах деревень и вокруг личных домохозяйств копались для погребения костей умерших предков. Возможно, кости покойников обладали защитными функциями; может быть, считалось смертельно опасным переступать через них. Но это всего лишь догадки, "гадание на кофейной гуще".
"Одним из наиболее хорошо документированных случаев, благодаря систематическому радиоуглеродному датированию, является Серра-Чикора на полуострове Салентино в Апулии. Здесь люди населяли небольшую деревню в середине шестого тысячелетия до н. э., оставляя обычный мусор, а также хороня своих умерших в деревне. Примерно пятьсот лет спустя, в начале-середине пятого тысячелетия до н. э., проживание здесь давно прекратилось. Тем не менее, люди вернулись на это место, чтобы похоронить ещё дюжину людей" (Джон Робб).
Возникает соблазн связать случай Серра-Чикора с длинными домами и длиннокурганными погребениями вокруг Балтийского моря и на Британских островах. Допустим, люди покидали длинный дом и переходили на новое место, где строили новое жилище. Но старики, умирая, говорили: похороните меня на моей родине. То есть в том доме, где они родились, в доме, который построили своими руками их отцы и матери. И таким образом старый длинный дом постепенно превращался в "дом мёртвых". Для увековечивания памяти об умерших, потомки могли насыпать холмики из земли или камней, которые затем объединялись в длинный курган.