"Пик неолитической Мальты, - говорит Джон Робб, - как это ни парадоксально, наступает после окончания неолита. Острова были впервые заселены сицилийскими сельскими жителями в середине шестого тысячелетия, и в течение примерно двух тысячелетий мальтийский неолит был очень похож на сицилийский и южноитальянский. Но ок. 3600 г. до н. э., как раз когда на Сицилии и в Италии начинались социальные преобразования медного века, Мальта внезапно пошла по совершенно уникальной траектории развития. Между 3600 г. до н. э. и 2400 г. до н. э. на Мальте были построены экстравагантные, уникальные и загадочные "храмы".
![]() |
Bird’s eye view of 'Mnajdra' temple |
Ясно, что острова образовали ограниченное сообщество, в котором храмы были наиболее очевидными символами местной идентичности. В социальном плане, вероятно, что лидеры мальтийских общин сформировали ритуальную элиту".
В принципе, то же самое можно было бы сказать и о Крите. Крито-минойская культура также имела архаичные, неолитические черты.
Ранее уже говорилось о культурном "дрейфе" Старой Европы в Эгеиду и на Крит. Может быть, параллельно существовал такой же "дрейф" и на Мальту? Во всяком случае, и на Мальте, и на Крите мы наблюдаем органическое развитие староевропейских традиций. И никакой "совершенно уникальной траектории развития". Скорее надо говорить о "старообрядчестве" Крита и Мальты, о своеобразном "священном матриархате", который сложился "в пику" произошедшему на континенте патриархальному перевороту.
![]() |
Bottom half of Malta Goddess, Malta. C. 2500 bce. |
![]() |
The Queen of Tonga 'Fertility Goddess' of Malta |
![]() |
Twin Goddesses of 'Xaghra' |
Комментариев нет:
Отправить комментарий