12 февраля 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (10)

Niels H. Andersen в статье "Causewayed enclosures and megalithic monuments as media for shaping Neolithic identities" делает своё резюме о раскопках неолитического ограждений на территории Дании в районе Саруп.

Около 80 поселений культуры воронковидных кубков (КВК) были обнаружены на небольшой территории в юго-западной части Фюна в районе вокруг Сарупа; 43 из них содержали материал, датирующий их периодом ограждений и строительства мегалитических гробниц между 3500 и 3200 гг. до н. э.

"Подводя итоги по району Саруп, можно сказать, что объекты:

 Были большими, заметными и построенными за одну операцию.

 Использовались только в течение очень короткого времени — для одного большого празднования.

 Требовали больших трудозатрат, вовлекали много людей и, должно быть, планировались в течение многих лет.

Включали размещение особых скоплений находок — чаще всего преднамеренно уничтоженных — в частности, останков людей и скота, керамических сосудов, топоров, точильных камней, жерновов и зерна. Части этих находок отсутствуют.

 Были построены из недолговечного материала в отличие от мегалитических могил.

 Были повторно использованы много поколений спустя.

О картине мира эвенков.

Экстракт ("выжимки") из статьи А. Дугина "Психоментальный комплекс тунгусо-маньчжуров" (Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 404—427):

"С. М.  Широкогоров (1887— 1939)  считает, что основным институтом, определяющим структуру тунгусо-маньчжурского общества, является институт шаманизма. Практика шаманизма состоит в контролируемой и искусственно вызываемой ритуальной одержимости (Ergriffenheit) шамана духами. Такое состояние одержимости есть условие и центр всей тунгусо-маньчжурской культуры, и именно поэтому шаманизм следует рассматривать, как это и делает Широкогоров, в качестве её семантического ядра и системообразующей оси.

Согласно реконструкциям Широкогорова, наиболее вероятным претендентом на функции высшего божества тунгусской религии может считаться божество Буга. Однако мы встречаем у эвенков и другую фигуру, о которой у Широкогорова нет упоминаний. Речь идёт о богине Эникан Буга (Энекэ Бугады, Бугады Эниптын), которая считается «хозяйкой мира», «хозяйкой тайги», «прародительницей рода человеческого» и высшим божеством [1]. Местом её культа были священные скалы или иные места бугады, имевшие значение сакрального центра.  Можно предположить, что эта Великая Мать была изначальным верховным божеством тунгусо-маньчжуров, на образ которой позднее наложилась патриархальная фигура монгольских и тюркских пантеонов Тэнгри (откуда смена пола с женского на мужской). Нечто подобное мы видели в случае маньчжурского божества Абка Эндури (Отец-Небо), заменившего собой более древнее матриархальное божество Абка Хэхэ.

11 февраля 2025

Про иберо-сирийские параллели.

Об удивительных параллелях между фигуративным искусством древней Иберии и древней Сирии говорится в статье Гебхарда Й. Зельца "Переосмысление предыстории месопотамской хозяйки животных (Ἡ Πότνια Θηρῶν)". Полюбуйтесь на небольшую марийскую стелу, изображающую (вероятно) богиню-мать Нинхурсагу как «Хозяйку животных» (рис. 1), и сопоставимый материал с Пиренейского полуострова (рис. 2).

Fig. 1 (Ninḫursaĝa-k) mother goddess and
Mistress of the Animals. Alabaster stele excavated in Mari

Fig. 2 Idol (slate pendant); Museu Arqueológico de Sesimbra

Три источника и три составные части иберийского неолита.

"Сегодня наиболее признанной теорией по-прежнему является теория, представленная Семино, который отметил, что неолитические люди с Пиренейского полуострова на самом деле являются предками североафриканских популяций", - говорит Alja Žorž в статье "Neolithic Idols in Megalithic Structures in the Iberian Peninsula: a symbolic review regarding shape, ornament and raw material".

Опять на горизонте возникают берберы...

Но это никак не "вяжется" с тем, что я прежде писал о "глазастых" идолах (см.: О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита и "Глазные идолы").

И, к тому же, 90% генов Кальпейи, которая жила в Гибралтаре семь с половиной тысяч лет назад, были из Анатолии [современная Турция] (см.: "Пионерка" неолита в Иберии).

Как "увязать" эту "нестыковку" с теорией Семино?

В статье говорится о мегалитических структурах на Пиренейском полуострове. По замечанию автора статьи, мегалиты "скорее всего, отражают старые мезолитические или даже более древние палеолитические социальные отношения, идеологии и практики". Более того, эта проблема в контексте Пиренейского полуострова была тщательно изучена Остербеком, который писал: «Мы не можем увидеть никакого разрыва между мезолитической традицией ракушечных куч и первыми неолитическими мегалитическими структурами в смысле идеологической концепции».

10 февраля 2025

"Lucky Day". OTTA-orchestra. 2024

 


Применительна ли концепция 3 К (Kinder, Küche, Kirche) к женщинам эпохи неолита?

Diane Bolger  в статье "The Dynamics of Gender in Early Agricultural Societies of the Near East" говорит о гендерном разделении труда начиная с эпипалеолита (ок. 11500 - 10000 гг. до н. э. ) и до ранних стадий керамического неолита (ок. 7000 гг. до н. э.), которое  было проведено Теей Моллесон (Theya Molleson) на скелетном материале из поселения Абу-Хурейра на севере Сирии. Тея Моллесон утверждает, что женщины земледельческих обществ, перетирая зерно в муку на каменных жерновах, приобретали артрит.  Она предполагает, что женщины проводили большую часть своего времени внутри дома, занимаясь приготовлением пищи: «Женщины были привязаны к дому на несколько часов каждый день, в то время как мужчины работали в поле и, в соответствующий сезон, ловили и обрабатывали дичь».

Molleson’s interpretation of the effects of saddle querns on women’s bodies at
Abu Hureyra 

Кельтские "цари Дадоны" — создатели матриархата?.

В продолжение записи "Сообщества железного века передавали землю по материнской линии".

Просмотрел статью "Continental influx and pervasive matrilocality in Iron Age Britain", написанную коллективом авторов. Привожу здесь самое интересное место из статьи:

"И матрилокальность, и матрилинейность предсказываются культурными факторами, которые увеличивают участие женщин в натуральном хозяйстве и уменьшают-снижают определённость отцовства. Внешняя война может способствовать обоим этим факторам из-за отсутствия мужчин и уже давно предполагается, что она вызывает переходы к матрилокальности посредством различных механизмов (кстати эта гипотеза недавно подкреплена с помощью количественного моделирования)".

Британия железного века — это территория проживания кельтов, а кельты были очень воинственным народом. Может быть и впрямь у них время от времени, там и сям образовывались своего рода "анклавы матриархата"?

09 февраля 2025

О "духе времени".

Просматривая статью "Materialising Descent: Lineage Formation and Transformation in Early Neolithic Southern Britain" (by Vicky Cummings and Chris Fowler), я обнаружил план неолитических гробниц возле Хазлтон-Норт (Hazleton North) на юге Британии, строительство которых происходило между 3695 и 3650 гг. до н. э.

Site plans showing the diversity of Cotswold-Severn chambered tombs in the vicinity of Hazleton North: top left: Burn Ground; bottom left: Notgrove

"Бляха-муха!" - подумал я. Да это же копии мегалитического храмового комплекса Мнайдра на о. Мальта! 

План храмового комплекса Мнайдра.

Мегалитический храм на Мальте в форме женского тела

Как видим, ритуальные комплексы на юге Британии и на о. Мальта были построены примерно в одно и то же время. Где — Мальта, и где — Британия? Между ними расстояние в тысячи километров, а структуры гробниц — одни и те же! Вот это я называю "духом времени"!

Ронделы как средство против оскотинивания неолитических обществ?

Николина Николова в статье "Setting the Boundaries of Early Neolithic Settlement Sites: The Ditch-Digging Practices in the Eastern Balkans" говорит, что большинство поселений раннего неолита на Восточных Балканах (ок. 6200/6000–5500 гг. до н. э.) были огорожены уже на начальных этапах.

Distribution map of the Early Neolithic sites (black dots) and enclosed sites (red dots) in Bulgaria.

В её статье имеется одна интересная мысль: "Процессы, связанные с организацией, рытьём и поддержанием оградительных рвов, объединяли жителей деревни(-ей) в общинной деятельности, усиливая социальную идентичность и/или память группы. Сама граница не просто отделяла определённые пространства друг от друга, но и отличала огороженное общество".

Как тут не вспомнить, что безделье — это игрушка дьявола?! Может быть, эти ронделы сооружались с целью "канализации" избыточной мужской энергии? Когда мужчины бездельничают, они начинают дурковать. Печально известная "дедовщина" в Советской армии являлась прямым следствием бездельничанья солдат на казарменном положении.


Где солдаты не "страдали фигнёй" (например, на войне), там и не было "дедовщины". Когда копаешь окопы весь день, на дурь не остаётся ни времени, ни сил. 

Я, конечно, далёк от мысли, что единственным предназначением строительства неолитических рондел была своеобразная "трудовая аскеза" (см. О трудовой аскезе в монастырях российских). Но что-то в этом есть!..

08 февраля 2025

Про длинные курганы (long barrows) и ограды (enclosures).

Jan Turek в статье "Neolithic Long Barrows and Enclosures as Landmarks of Ritual Landscape of Central and North Bohemia" описывает неолитические ограждения (ронделы, enclosures) как "погребальные и религиозные сооружения, связанные с культом предков". 

В этой статье автор рассматривает два основных типа поздненеолитических (энеолитических) памятников как важные элементы доисторических поселений, - длинные курганы (long barrows) и ограды (enclosures). Оба типа памятников поддерживали церемониальные цели, в основном связанные со смертью и празднованием родовых линий. Длинные курганы были специально созданы для погребальных целей семейно-родовых групп; они служили семейно-родовыми святилищами в течение значительного времени после первоначального погребального события. Однако ограды были созданы для церемониальной деятельности нескольких общин, отправляющих культ предков довольно публичным образом, часто хороня мёртвых или их мощи внутри рвов.

Такого рода захоронения являлись своего рода "метками" родовой территории. "Акцент на демонстрации генеалогии имел целью продемонстрировать связь с  предыдущими поколениями своих предков и использовать их память, чтобы повторно подтвердить своё право использовать свою землю и занимать свою территорию". 

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (9)

Продолжение. Начало см. здесь, и далее — тыц, тыц, тыц, тыц, тыц, тыц, и тыц.

"Европейцев периода неолита подозревают в людоедстве", - сообщает русская служба ВВС (Источник). Археологи нашли свидетельства массового людоедства на месте захоронения семитысячелетней давности на юго-западе Германии, на месте древнего поселения Херксхайм. Среди "преднамеренно изувеченных" останков были обнаружены останки детей и даже нерождённых младенцев, утверждают учёные. Некоторые учёные отвергают версию о людоедстве, утверждая, что расчленение могло быть частью похоронного ритуала. Однако антрополог Брюно Булестан из французского университета Бордо указывает, что останки были "преднамеренно изувечены" и есть свидетельства того, что их жевали". "Сотни людей были убиты, расчленены и выпотрошены", - вторит Инопресса (Источник). "Учёные предполагают, что в течение примерно 50 лет жертвами кровавых ритуалов стали здесь как минимум 1000 человек. (...) На юг Пфальца людей для убийства гнали издалека. Их тела расчленяли, а мясо тщательно соскабливали с костей, что является для антропологов явным свидетельством того, что имел место каннибализм. Черепа отделяли от тела точными ударами, чтобы использовать их в качестве сосудов для неизвестных церемоний".

Йорг Оршидт и Мириам Ноэль Хайдле в статье "THE LBK ENCLOSURE AT HERXHEIM: THEATRE OF WAR OR RITUAL CENTRE?" высказывают свои сомнения относительно каннибализма и приводят аргументы, заставляющие взглянуть на ограду (enclosure) LBK в Херксхайме как на своего рода скудельницу или божедомку.  

07 февраля 2025

О фокальных точках мира духов в мире людей.

"Вместилище духов — важнейший концепт шаманизма. Духи могут быть помещены во вместилище — как душа в теле или человек в жилище. Причём вместилищем может быть специальная фигурка, украшение, особый предмет, но также человек, зверь, дерево, птица, рыба или кустарник. Во время камлания шаман впускает духов в себя, превращаясь в их вместилище" (А. Дугин.  Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 435, со ссылкой на "Опыт исследования основ шаманства у тунгусов" С. М. Широкогорова).

Да это концепт не только шаманизма, но и христианства. "Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего", - говорил преп. Серафим Саровский (Источник). В этом смысле, святой представляет собой как бы "мешок" с благодатью Святого Духа. Апостол Павел говорил о себе: "... и уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал. 2:20).

Я не очень понимаю, как "специальная фигурка", или идол, может быть вместилищем духа. Но, тем не менее, допускаю, что такое может быть.

Chalandriani figurine (Early Aegean), Cyclades, Greece, ca. 2300–2000 B.C.

Однако, вот вопрос: как извлечь джинна из лампы духа из такой "специальной фигурки"?

Австралийские аборигены знали ответ на этот вопрос. У них не только духи, но и дети появлялись из чуринги.

Крито-тибетские параллели?

"Буддистский миф о происхождении тибетцев считает их прародителем бодхисаггву Авалокитешвару <...> В Тибете Авалокитешвара почитался в форме красной обезьяныВ таком виде он спустился с небес, чтобы обратить в буддизм женское Чудовище Гор (Браг Сринмо). <...> От их союза и произошли тибетцы. По другой версии, обезьяна-предок, в Тибете её называют Pha Trelgen Changchup Sempa, была аскетом, укрывшимся на тибетской горе Гангпо Ри во время Всемирного потопа, а горная демоница пыталась соблазнить её, отвлекая от религиозного созерцания. Обезьяна, по совету Авалокитешвары, решила из милосердия уступить домогательствам, что и дало начало шести тибетским родам. Спасённая священным соединением с обезьяной-отшельником демоница была распознана как Шри-дэви (тибетское Лхамо) — женская бодхисаттва Белая Тара в её гневной ипостаси. Лхамо представляет собой эквивалент индийской Кали. <...> Cвязь самого Авалокитешвары с женской стихией подчёркивает матриархальные корни тибетской праистории. В основе этносоциологической модели древнетибетского общества мы вполне можем предположить осёдлый земледельческий матриархат в сочетании с практиками охоты и собирательства, на который накладывается культура воинственных патриархальных пришельцев", - пишет А. Дугин в своей монографии "Индоевропейское наследие и следы Великой Матери" (М.: Академический проект, 2018. С. 308-309).

Я уже неоднократно указывал на параллели между крито-минойской и индо-хараппской культурами. И вот, снова что-то близкое и знакомое... 

Monkeys Fresco on the west wall of Room 6 of Building Complex Beta at Akrotiri, Thera

Несомненно, обезьяны играли какую-то роль в крито-минойской мифологии. Какую именно роль, мы не знаем. Но, может быть, подсказка имеется в тибетской мифологии? 

06 февраля 2025

Про "крокозябру" сэра Артура Эванса.

Ilse Schoep в статье "The Minoan ‘Palace-Temple’ Reconsidered: A Critical Assessment of the Spatial Concentration of Political, Religious and Economic Power in Bronze Age Crete" указывает на источники, под влиянием которых сэр Артур Эванс "слепил" крокозябру "царя-жреца".

"Но откуда взялась идея минойского царя-жреца? Культурная и интеллектуальная среда Эванса, несомненно, повлияла на его интерпретации, и не только современное викторианское и эдвардианское общество и его политических структурах («британская монархия»), но и интеллектуальная среда, в которой он получил образование. В случае с царём-жрецом он опирался на идеи, высказанные Фрэзером, который рассматривал царя-жреца как стадию политического развития между жрецом-магом и жрецом-богом".

Подозрительно похож на танцовщицу этот "царь".

 

О "пчелоголовых" женщинах на Крите.

Christine MORRIS в статье "ЯЗЫК ЖЕСТОВ В МИНОЙСКОЙ РЕЛИГИИ" высказывает предположение, что «определённые» аспекты физического» опыта «экстаза» или «изменённого» состояния сознания иконографически представлены в виде искажённых/исчезающих голов в остальном элегантных человеческих фигур на некоторых золотых кольцах.

Так называемое "кольцо Миноса".

Да, здесь мы видим пчелоголовую женщину, танцующую под священным деревом. Но как объяснить эти странные манипуляции? Не вырывает ли она дерево с корнями из земли в состоянии одержимости? Или она пытается повеситься на дереве, как Один или Иуда? А этот холмик в центре композиции напоминает мне Голгофу, из-за плывущей под холмом "лодки Харона". Кажется, на этом кольце представлен центральный сюжет крито-минойской мифологии. 

05 февраля 2025

Знак Танит на аравийских погребениях энеолита?

Алиса Гаджиева в статье "На Аравийском полуострове нашли древние погребальные аллеи километровых размеров" сообщает:

"Международная группа археологов под руководством Мэтью Далтона (Matthew Dalton) из Университета Западной Австралии исследовала погребения эпохи неолита-энеолита (нового каменного века и медного века) на северо-западе Аравии. Результаты исследования изложены в статье для журнала The Holocene.

Исследователи обнаружили почти 18 тысяч погребений необычной формы. Авторы работы называют их «подвесными», но не в значении «подвешенные, висящие», а в значении «в форме подвески, подвескообразными». Такое погребение состоит из пирамиды, сложенной из камней, высотой до двух метров, от которой расходятся каменные же ограды в форме треугольника (не всегда выполненные полностью).

Схемы погребений. Они отличаются друг от друга, но видно, что строили их по одному принципу

Погребальные сооружения датировали радиоуглеродным методом, который дал довольно интересный результат. Изначально их строили в промежутке между 2600 и 2000 годами до нашей эры, потом оставили, а через небольшой промежуток времени начали использовать повторно (подзахоранивать), и закончилось это только примерно за тысячу лет до нашей эры.

Чатал-Хююк в Старой Европе.

Adam N. Crnobrnja в статье "Групповые идентичности в позднем неолите Центральных Балкан" жалуется на то, что "в Сербии ни одно поздненеолитическое поселение не было исследовано полностью или, по крайней мере, в значительной степени". "Ограничивающим фактором часто было отсутствие финансирования, поэтому исследования носили зондовый характер, и поэтому были раскопаны относительно небольшие площади". "Данные о распределении, размере и хронологии памятников Винча в Сербии очень скудны и предварительны". Автор говорит, что приятным исключением из общего правила являются раскопки в местечке под названием Црквине. Нам доступен план поселения, который позволяет понять социальные отношения внутри сообщества в гораздо большей степени.

Црквине расположено недалеко от деревни Стублине, примерно в 40 км к юго-западу от Белграда. Площадь неолитического поселения 12 000 м2, около 70% всей площади поселения обследовано с помощью геомагнитного картирования. Керамический материал из деревни соотносится с фазой Vinča D–2 (датируется 4650/4600 г. до н. э. Предполагаемая максимальная численность населения деревни немного более 2000 жителей. На территории, охваченной геомагнитным картированием, можно предположить, что 219 аномалий представляют остатки домов. Дома в поселении были построены плотно упакованными рядами. Расстояния между домами в рядах небольшие, в среднем около 2 м (варьируется от 1 до 3,5 м).

Предполагаемое расположение домов в поселении в Црквине-Стублине согласно магнитометрическим показаниям.

04 февраля 2025

Иберийские дольмены были в основном женскими гробницами.

Коллектив авторов - Marta Díaz-Zorita Bonilla, Gonzalo Jiménez Aranda, Margarita Sánchez Romero , Rosa Fregel, Katharina Rebay-Salisbury, Fabian Kanz, Miriam Vílchez Suárez, Sonia Robles Carrasco, Paula Becerra Fuello, Alejandra C. Ordónez, Michael Wolf, Javier González Serrano & Lara Milesi García - говорят о перевесе в сторону женского пола в иберийских мегалитических захоронениях (статья Female sex bias in Iberian megalithic societies through bioarchaeology, aDNA and proteomics).

Мегалитическое кладбище Панория, расположенное на юго-востоке Пиренейского полуострова, принадлежит к крупной европейской погребальной традиции, которая в Испании зародилась в первые десятилетия IV тысячелетия до нашей эры и, особенно на юго-востоке, просуществовала до конца II тысячелетия до нашей эры (рис. 1). 

Рис. 1. Ортофотография с расположением 9 раскопанных гробниц на кладбище Панория. Верхний ряд, слева направо: могилы 15, 3, 11, 10, 8, 7 и 6. Нижний ряд, слева направо: могилы 17 и 18. 

О женском лидерстве в Иберии медного века.

Коллектив авторов - Марта Синтас-Пенья, Мириам Лучаньес-Тривиньо, Raquel Montero Artús, Андреа Билек, Патриция Бортел, Fabian Kanz, Катарина Ребай-Солсбери & Leonardo García Sanjuán - в статье "Анализ амелогенинового пептида выявил женское лидерство в Иберии медного века (ок. 2900-2650 гг. до н.э.)" сообщают следующее:

"Благодаря анализу половых диморфных пептидов амелогенина в зубной эмали мы устанавливаем, что наиболее социально значимой личностью иберийского медного века (ок. 3200-2200 гг. до н.э.) был не мужчина, как считалось ранее, а женщина. Анализ женщины, обнаруженный в 2008 году в Валенсине, Испания, показывает, что она была ведущей социальной фигурой в то время, когда ни один мужчина не достигал даже отдалённо сопоставимого социального положения. Только другие женщины, похороненные вскоре после этого в толосе Монтелирио, части того же захоронения, по-видимому, занимали столь же высокое социальное положение.

Валенсина (Севилья, Южная Испания) - это "мегасайт" раскопок медного века, занимающий около 450 гектаров, что намного больше, чем другие места того же периода. 

Местоположение Валенсины.

03 февраля 2025

Земледельцев Старой Европы выкосила чума?

Анализ древней ДНК из костей и зубов говорит о серьёзной роли чумы в снижении человеческой популяции времён позднего неолита, сообщает Копенгагенский университет. Учёные проанализировали останки 108 человек, умерших 5000 лет назад. Оказалось, что 18 из них (17%) были заражены чумой. Исследование опубликовано в NatureПо мнению учёных, именно чума могла быть причиной демографического коллапса в конце неолита. Тогда за несколько столетий вымерла значительная часть земледельческого населения в Скандинавии и Северо-Западной Европе.

Некоторые учёные, однако, утверждают, что причиной демографического спада в период между 5300 и 4900 гг. был сельскохозяйственный кризис. 

Можно сделать и такое предположение. Бурный рост земледельческого населения был связан с тем, что первозданная земля была "полной чашей", изобиловала легкодоступными пищевыми ресурсами, "истекала молоком и мёдом", как обетованная «земля Ханаанская» (Исх. 3:8). А демографический кризис наступил тогда, когда земледельцы "сняли пенки" с матери-земли. Первые поколения земледельцев жили "не хлебом единым", так как реки и озёра изобиловали рыбой, в лесах водилось много дичи. Поздние поколения трипольцев уже буквально жили "хлебом единым".

Мне кажется, выборка останков слишком мала, чтобы говорить именно о серьёзной роли чумы в падении Старой Европы. Может быть, это была всего лишь локальная вспышка, а не такая пандемия как "Чёрная смерть" в Европе середины XIV века. Однако, следует иметь в виду и такой расклад.

Есть вопросы и к самому демографическому коллапсу. Если взять одно неолитическое поселение и проследить в нём количество домов, то, наверно, можно прийти к выводу о кризисе, если поселение уменьшается в размерах со временем. Но можно ведь допустить и такое объяснение, что из этой деревни отселились несколько десятков человек на близлежащие хутора. И уже никакого кризиса нет.  

О чём поведало крупнейшее в истории собрание бусин.

В Испании обнаружено захоронение с рекордным числом бусин в одной гробнице. Могила датируется временем примерно в 5000 лет назад. Исследование опубликовано в журнале Science Advances, о нём рассказывает Phys.org

Толос де Монтелирио — это мегалитический археологический объект в Испании, датируемый по артефактам периодом между 2875 и 2635 годами до н. э. Считается, что на протяжении примерно 200 лет это место было кладбищем. Исследования Университета Севильи определили, что во время зимнего солнцестояния солнце в течение нескольких минут светило через входной коридор, освещая погребальную камеру и попадая на стелу, изображающую богиню-мать. 

Раскопки в толосе Монтелирио, недалеко от Севильи.

В ходе нового исследования группа учёных изучила останки, недавно найденные в гробнице примерно в 100 метрах от знаменитой «Леди из слоновой кости», названной так потому, что её останки были захоронены вместе с гребнем из слоновой кости и бивнем слона, а также с множеством других артефактов.

02 февраля 2025

«Воздушные змеи» пустынь — дело женских рук?

В связи с последними двумя записями о женщинах-охотницах, у меня возник вопрос: а не женщины-ли строили т. наз. «воздушные змеи»? Эти охотничьи загоны были построены в так называемый влажный период голоцена (между 9000 и 4000 годами до нашей эры). В этот период нынешние пустыни Аравийского полуострова были в основном саваннами. Есть свидетельства, что эти сооружения строились около 8000 г. до н.э. в период неолита. Такие структуры широко распространены в засушливых районах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии (в основном в Саудовской Аравии, однако их можно встретить в Иордании, Ираке, Сирии, Армении, Турции — вплоть до Казахстана).

«Воздушный змей пустыни» на спутниковом снимке. 

«Воздушными змеями пустыни» (desert kites) археологи называют сооружения из невысоких каменных стен. Эти V-образные стены образуют коридор, ведущий к расширяющейся части («голова» змея). Считается, что они использовались для того, чтобы направлять дичь, например газелей, в зону, где её можно было легко убить. «Головы» некоторых «змеев» были шириной больше сотни метров, а направляющие коридоры, по которым газели и другая дичь могли бы следовать к «головам», тянутся почти по прямой линии больше четырёх километров, часто по очень разнообразному рельефу.

Женщины-собирательницы? — Да, но они ещё и охотницы!

Коллектив авторов — Эбигейл Андерсон, София Чилчук, Кейли Нельсон, Роксанна Рутер и Кара Уолл-Шеффлер  — в статье "Миф о мужчине-охотнике: вклад женщин в охоту в разных этнографических контекстах" сделали заключение из анализа данных, которые были собраны из литературы о шестидесяти трёх различных обществ охотников и собирателей по всему миру.

World map of the locations of 63 different foraging societies analyzed.

Половое разделение труда среди человеческих популяций, занимающихся добычей пищи, обычно рассматривается как разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами. Недавние археологические исследования поставили под сомнение эту парадигму, приведя доказательства того, что женщины охотились на протяжении всего периода существования Homo sapiens.

Этнографические данные за последние сто лет также подтверждают, что женщины из широкого круга культур намеренно охотились, чтобы прокормиться. Эти результаты направлены на изменение парадигмы «мужчина-охотник-женщина-собиратель», чтобы учесть значительную роль женщин в охоте, тем самым кардинально меняя стереотипы о труде, а также о мобильности.

01 февраля 2025

В первобытном обществе женщины охотились наравне с мужчинами.

Коллектив авторов — Randall Haas, James Watson, Tammy Buonasera, John Southon, Jennifer C. Chen, Sarah Noe, Kevin Smith, Carlos Viviano Llave Jelmer Eerkens, Glendon Parker — в статье "Женщины-охотницы ранней Америки" заявляют о статистическом паритете древнейших женских и мужских погребений охотников на территории Америки. 

Это открытие противоречит устоявшемуся мнению о несовместимости охоты с особенностями женского организма, связанными с беременностью и уходом за детьми, которые ограничивают возможности женщин по добыванию средств к существованию. Авторы статьи приводят контраргумент о коллективном воспитании малышей (alloparenting or alloparental care) в рамках первобытного рода. Alloparenting можно понимать как систему родительского воспитания, в которой лица, отличные от прямого генетического родителя, выступают в родительской роли либо в течение короткого, либо длительного периода времени. Таким образом, молодые мамы, оставляя своих детей на попечение расширенной семьи, могли заниматься охотой наравне с мужчинами.

Женщины-охотницы древней Америки в Андах на высокогорном участке Виламайя Паджа (Фото DR)

О социальном равенстве в трипольских мегапоселениях.

Новые исследования предполагают, что трипольские "мегаполисы" (квазигорода), возникшие около 6200 лет назад, были свободны от социального неравенства, а в их обществах преобладали эгалитарность и солидарность. Исследователи использовали коэффициенты Джини для оценки неравенства в домашних хозяйствах в этих городах. Полученные данные показали, что до примерно 3800 года до н.э. различий в размерах домов, которые могли отражать различия в благосостоянии, практически не было. Это свидетельствует о высокой степени социального равенства в сообществах трипольской культуры. Анализ архитектуры и планировки поселений также указал на стремление к равенству. Круглая или овальная планировка поселений обеспечивала равный доступ к инфраструктуре, а многофункциональные дома собраний говорили о включении всего сообщества в принятие решений.

трипольское мегапоселение

Трипольские мегапоселения представляют собой форму аграрной агломерации, напоминающую израильские кибуцы.

современный кибуц