"В самой глубине женского сердца и души еврейского народа, в самой потаённой пещере, в самом глубоком углу её, в самом крепком ларце, сокрыты слёзы еврейского народа о времени Старых Богов, о наследии матриархата. Моисей выжигал это наследие калёным железом, огнём и силой. Но это наследие не исчезло и просочилось в творчестве Нины Палей, маленькой слезинкой из женского глаза под накидкой", - говорит Юрий Морозов (Источник).
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
23 марта 2023
Находки на Дунае.
Автор блога Old European culture в статье "Mother of grain" приводит изображение терракотовой фигурки ранней культуры Винча из Елы, район Железных ворот на Дунае, Сербия, ок. 5200 г. до н.э., на которой изображено ветвящееся растение, растущее из утробы матери... (Рис. взят из статьи "Тело женщины как священная метафора".)
![]() |
Early Vinča terracotta figurine, c. 5200 BC, H. 5.3 cm.
|
Интересно, что это неолитическое изображение богини-матери из культуры Винча было найдено в том же регионе, где в мезолите мы находим культуру Лепенски Вир, люди которой сделали точно такое же изображение из кости... на 3000 лет раньше, около 8000 лет до н.э.
![]() |
Bone figurine, Iron Gate Region, Danube, c. 8000 BC.
|
Это значит, что автохтонные охотники-собиратели Старой Европы эпохи мезолита пребывали в той же ментальной парадигме, что и земледельцы, пришедшие на Дунай из Анатолии и Ближнего Востока.
О беременности женщин и коров.
Срок беременности бизонов, которые обычно рождаются весной, такой же, как и у людей, - девять месяцев. Бизоны спариваются в августе и сентябре; срок беременности составляет 285 дней.
Что касается людей современного антропологического типа, то у женщин срок беременности составляет 10 акушерских месяцев, в каждом из которых ровно 4 недели. По количеству дней этот срок составляет 280 суток.
То есть, получается, что у самок бизонов и у женщин Homo sapiens срок беременности составляет 10 лунных месяцев.
Интересно, что десятка в нумерологии считается символом совершенства.
22 марта 2023
Жизнь богаче самой буйной фантазии.
"От бездетности, которая считалась болезнью, пытались исцелиться обрядом чувга солиш — опускание в послед кобылы. Обряд приурочивали ко времени рождения жеребёнка. Послед омывали тёплой водой и надевали на голое тело бездетной женщины (до груди или до шеи). Затем её укладывали в постель на 10—12 часов — с утра до вечера или с вечера до утра. Три-четыре дня женщина соблюдала строгую диету и не снимала тёплых одежд. После «лечения» послед закапывали где-нибудь в сарае, чтобы его не съела кошка или собака. Особая ритуальная пища при этом не приготовлялась, но обряд можно было совершить лишь в определённые дни. Руководила им пожилая женщина. О проведении обряда никто не должен был знать, кроме мужа бездетной женщины", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".
«Скучно на этом свете, господа!» — говорит Гоголь. Ну, может быть старосветским помещикам Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне и впрямь было скучно жить, а я каждый день открываю для себя нечто интересное, и даже ужасно интересное, как, например, сегодня.
«В борьбе обретёшь ты... дэва».
"Как и другие группы узбеков, карамурты верили в существование дэвов (в местном произношении döw, дÿв), представлявшихся уродливыми (хунук) человекообразными существами огромного роста. По мнению ряда информаторов, эти чудовища живут на «той стороне» земли». Когда они пролетают по воздуху, их тень, упав на человека, причиняет болезнь. Исцелить от болезни может человек, у которого имеется свой, подчинённый ему дэв; этот человек читает молитвы, не отходя от больного.
Считалось, что дэвов могли иметь как мужчины, так и женщины. Обычно говорилось, что у таких людей есть опа ('старшая сестра'; у карамуртов это слово преимущественно употребляется в значении 'бабушка').
Человек, имеющий дэва, обладал большой физической силой, не боялся ночью работать или ходить по «опасным» (т. е. излюбленным духами) местам. Дэв, по поверьям, становился слугой человека в случае, если при встрече человеку удавалось одолеть его в борьбе. До сих пор от представителей старшего поколения можно услышать рассказы о подобных случаях, будто бы происходивших в старину. Так, дед Джуры Худайдатова сумел победить дэва и оторвал у него косы, подчинив его себе", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".
В данном контексте особый интерес представляет описанная в библейской книге Бытия (32:24-29) борьба Иакова с Богом.
Лорелея — лешачиха?
"Как и в верованиях других групп узбеков, среди демонологических персонажей карамуртов выделяется своей специфической характеристикой алвасти. Алвасти представляется женщиной, обычно обнажённой, с длинными грудями, нередко перекинутыми через плечи, и длинными чёрными волосами. Особенно опасен этот демон для роженицы и ребёнка. Если алвасти только взглянет на беременную женщину или на новорожденного, дитя погибнет. Самый меньший вред, который она может причинить,— это болезнь матери и ребёнка. Алвасти, по поверьям, показываются людям. Чаще всего былички описывают встречу человека с демоном в тот момент, когда алвасти под деревом или у арыка расчёсывала свои волосы. В рассказах не говорится, чем дух расчёсывает волосы — гребнем или пятернёй. Однако подчёркивается, что алвасти, как правило, сидит спиной к человеку, и лица её не видно, и это хорошо, так как взгляд демона может причинить болезнь", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".
Слово "алвасти" (или "албасты") напоминает мне слово "алмасты́", - так называют снежного человека на Кавказе. Чаще всего алмасты́ описывают как существо женского пола, покрытое шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос и отвисшими чуть ли не до пояса грудями, утверждает Котляров (Источник).
А то, что алвасти расчёсывает свои волосы возле арыка, заставляет вспомнить про германскую Лорелею.
Похоже на то, что Лорелея — это лешачиха, которую поэт Клеменс Брентано превратил в прекрасную речную нимфу.
21 марта 2023
Лекарки узбеков-карамуртов.
К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов" рассказывают о традиционных способах лечения болезней у узбеков-карамуртов. Причём, от их рассказа веет такими древностями, которые уходят в эпоху неолита. Мне думается, что 5 или 6 тысячелетий назад люди, жившие в Маргиане, имели такие же представления о духах.
"Демонологическими персонажами, неизвестными у других групп узбеков, являются духи етти момо — духи семи прабабушек, легендарных прародительниц всех карамуртов. В диалекте карамуртов слово момо обозначает ,прабабушка'. В связи с этим мы считаем правильным предположение О. А. Сухаревой о том, что таджикский демон момо «является духом умерших женских предков».
Существовало убеждение, что дух одной из семи прабабушек выбирал себе среди женщин Карамурта служительницу, которая становилась лекарем (тавуп, палчи) и лечила пациентов методами, близкими к шаманским, а также гадала при помощи клочка хлопка, брошенного в чашу с водой. Избранницу духа называли момоси бор аёл, танлаб олган, момосини буйнига олган. Теоретически избранницей могла стать не только замужняя женщина, но и девушка.
Связь с момо налагала на избранных духом женщин некоторые обязательства. У них не было специального костюма, надеваемого для сеанса лечения или гадания, но свою одежду они шили сами, выбрав при покупке материю неяркой расцветки, сами стирали. У них могли быть причуды в отношении к пище: одна не ела рыбу, другая не пила молока, третья воздерживалась от употребления мяса, в соответствии с предписаниями момо. Как правило, они не притрагивались к пище, которая была приготовлена неизвестно кем,— а вдруг забыли сказать «Бисмилла»? Они должны были вести себя скромно, избегать шумных многолюдных сборищ. Старики рассказывают, что момо могла «схватить» избранницу на свадебном торжестве или на поминках — женщина начинала сильно вздрагивать. Это означало, что дух не одобряет её участие в празднестве или похоронно-поминальном обряде. Момо «хватала» избранницу и перед ритуалом лечения.
В поисках сверхъестественного.
В Фессалии, на празднике Посейдона, пишет Отто Келлер (О. Keller. Antike Tierwelt, Leipzig, 1904, стр. 360—361), обнажённые юноши выступали на арену, доводили быка до неистовства, затем хватали его за рога, боролись с ним до полного его издыхания. Такого рода борьба с быками, т. е. таврокатапсия, в Афинах заканчивалась тем, что обнажённые юноши тащили быков на жертвенное заклание.
"С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков" (Источник).
![]() |
Пушкин - "наше всё" - герой! |
Интересно. Очень интересно! Потому что древнегреческая тавромахия напоминает поединок Митры с быком.
"Когда тот пасся на склоне горы, герой, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но Митра, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам" (Источник).
![]() |
Владимир Фоканов «Девушка, несущая быка», 2009. |
О сверхъестественных способностях шаманов.
В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:
"Ножом или клинком «пронзали» себя шаманы чукчей, коряков, бурят, хантов, нанайцев, кетов, ненцев, селькупов, эвенков. Ненецкие шаманы в старину «протыкали себя» мечом насквозь. Английскому путешественнику Р. Джонсону, видевшему этот трюк в 1556 г., позволили ощупать пальцем торчавшее из спины острие меча".
Автор пишет в кавычках слова «пронзали», «протыкали себя», потому что, как он пишет выше, "шаманы владели искусством и гипноза, и иллюзиона". Интересно, а Мирин Дажо тоже "отводил глаза" зрителям, когда ассистент пронзал его тело насквозь?
Однако при этом металлические рапиры внутри его тела зафиксированы на флюорграммах. Он что, умел "отводить глаза" даже рентгеновскому аппарату?
Стало быть, Мирин Дажо мог провернуть такой "кунстштюк". Тогда почему не могли проделывать то же самое и шаманы?
Подобного рода "кунстштюки" демонстрируют участники тамильского фестиваля Тайпусам в Куала-Лумпуре. У них, как и у Мирин Дажо, нет крови, когда они протыкают насквозь свои щёки, и они не чувствуют боли.
20 марта 2023
Конгениально мыслящий Горшок.
Михаи́л Ю́рьевич Горшенёв (1973 — 2013), также известный как Горшо́к, — советский и российский рок-музыкант. Основатель панк-рок-группы «Король и Шут».
Выдержка из интервью в Караганде:
Я придерживаюсь мысли, которой
раньше не было, я её сам создал, - взбудоражено жестикулируя, говорил
Горшенёв. - Я скоро напишу книгу под названием "Анархический
матриархат". Интересно о чём, да? Самое главное - не дать зверю вылезти.
Зверь – это мужчина. Понимаешь? Это существо, которое
может абсолютно всё. Отсюда постоянные войны. Но когда-то, давным-давно
были времена, когда за всем следили только женщины. А власти не было.
Просто жили все счастливо. Это была анархия. А за пацанами очень
грамотно следили. Они росли, и про власть не знали. И чего они хотели?
Только трахаться. Мужчины были детьми всегда. Просто детьми. Жили себе
жили. Их хранили как какой-то плод. Мыли постоянно. Детьми всю жизнь они
были, а женщины - мамами. Мамы никогда не будут драться между собой.
Это было очень давно. И длилось миллионы лет. Это было счастье на земле,
это был рай!
- Вы бы хотели это вернуть?
- Да, - с безумным блеском в глазах Горшок расплылся в счастливой улыбке (Источник).
Скандинавский Один в песках Каракума.
В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:
"Туркмены-гёклены приписывали шаманам способность гадать, узнавать о пропаже и излечивать болезни, причинённые злыми духами (согласно народным верованиям, человек, которого «ударили» джинны, становился сумасшедшим, паралитиком, «порченым», терял дар речи). «Порченым» (зыянлы) человек мог сделаться также от наговора или колдовства; и в этих случаях шаманы соглашались помочь. Своими необычными способностями шаман будто бы обладал благодаря духам-помощникам, джиннам (җын, или җын-арвах), которые составляли «войско» (гошун) шамана и представлялись обычно вооружёнными всадниками. Они якобы сообщали шаману о том, что происходит в дали от его жилья, предсказывали будущее и говорили, сумеет ли шаман вылечить пациента. В случае серьёзной болезни шаман устраивал камлание. Считалось, что во время камлания «войско» порхана [так назывался шаман у туркмен-гёкленов] сражалось с «войском» духов, навредивших больному; в случае победы джиннов порхана над духами, виновными в болезни человека, больной выздоравливал, а шаман присоединял побеждённых джиннов к своему «войску», увеличивая свою силу".
Интересно. А Иисус Назорей не цацкался с бесами, не присоединял их к своему «войску», увеличивая свою силу. Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней; "и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море’’ (Мар.5:2,8-13).
В отличие от Иисуса, бог Один не поступает с бесами "по-свински". Они все состоят в его свите, и он носится по земле вместе со своей призрачной свитой. Как же эта картина похожа на туркменского шамана-порхана с его «войском» духов!
![]() |
Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. Фрагмент |
Как известно, Один - «предводитель одержимых» - шаман. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём восьминогом коне Слейпнире землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
Удивительная исмаилитская теология.
Из статьи И. Мухиддинова "Обычаи и обряды припамирских народностей, связанные с циклом сельскохозяйственных работ":
"Среди припамирских народностей ислам распространился в форме исмаилизма. Исмаилитское духовенство, подобно суннитскому, стремилось интерпретировать древние народные верования и обряды на основе своего вероучения. По традиционным представлениям в мире есть только одна точка (як нукта), источник божественного света — это бог Мухаммад-Али́ (Муртазо-Али́) — вечное сияние Hyp. Бог может явиться не только в образе любого из ангелов, в том числе сатаны, но и святого человека, странника, почтенного старца, или животного, змеи, птицы, или даже предмета".
Ба! Да это же прямо матриархальная теология, перелицованная на исмаилитский лад! Инанна (Иштар) сравнивается при своём появлении на небе с горящим факелом, пламя которого обращено вниз и словно изливается на землю. Иддин-Даган, третий царь первой династии Исин (ок. 1910—1890 гг. до н. э.), так приветствует богиню Инанну: "Я буду приветствовать божественный факел, что заполняет небеса, свет, Инанну, ту, что светит как дневной свет, великую госпожу небес, Инанну!" Её символом считается восьмилучевая звезда, изображения которой засвидетельствованы уже в самом начале III тыс. до н. э.
Инанна уже в ранней шумерской иконографии идентифицировалась
со звездой и в ранних текстах, начиная с Урукского периода, упоминалась как сияющая Инанна. Инанна (Иштар) - "Царица Небесная" - похожа на "вечное сияние Нур". Она является в образе любого из ангелов (об этом нам известно по крито-минойским эпифаниям богини), и в образе птиц, и в образе змей, и даже в образе странников.
19 марта 2023
Цена жизни человеческой.
Из статьи Дж. Х. Кармышевой "Земледельческая обрядность у казахов" (в сборнике "Древние обряды и культы народов Средней Азии. Этнографические очерки". - М., "Наука", 1986. С. 47):
"Наличие кетменя в составе вещей, положенных в уплату виры за убийство мужчины (200 лошадей, 1 ковёр, 1 нар — одногорбый верблюд, 1 кетмень, 1 отрез ткани на саван, одна кошма с двумя чиевыми циновками) [3], также говорит в пользу глубокой традиционности земледелия у казахов Семиречья".
Самые дешёвые беспородные лошади в настоящее время стоят от 100 до 200 тысяч рублей (Источник). Возьмём в среднем 150 000 рублей и умножим на 200 лошадей. Получается 30 миллионов рублей.
По Русской правде за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) — 80 (Источник).
Серебряные гривны были весом около 200 грамм.
![]() |
Гривна, 200 граммов, Центральный Военно-Морской музей, Санкт-Петербург |
200 грамм умножаем на 40 и получается 8 килограмм серебра. Сегодня 1 грамм чистого серебра стоит 54,21 руб. (Источник) Стало быть, за 1 кг серебра надо выложить 54 210 руб. 54 210 умножаем на 40 кг и у нас получается 2 168 400 рублей.
Как видно, жизнь свободного славянина ценилась гораздо ниже жизни свободного казаха.
----------------------------------------------------------------
[3] Диваев А. А. Материалы по этнографии казахов, собранные в 1920-х годах. Рукопись на татарском языке, хранящаяся в фондах научной библиотеки АН КазССР. Папка 1092, подшивка № 1, д. 5.
К вопросу об определении понятия "человек".
a_fixx в статье "Ахиллес и черепаха. Об отличии человека от животного и проблеме "грани"" расстанавливает точки над "i" в определении понятия "человек".
"С точки зрения биолога человек не "произошёл от обезьяны", а обезьяна и есть, примат, по биологической систематике. Поэтому необходимо, насколько это возможно, договориться о терминах, ведь само понятие "человек" неоднозначно. Так, Л. Вишняцкий говорит о двух классификациях: если в биологической мы имеем дело с такими понятиями, как, например, гоминиды или члены рода Homo, "обладающие определённым набором анатомических признаков, отличающих их от прочих групп живых организмов", то в другой классификации (философской, по Вишняцкому) люди — это "существа, специализированные к культуре, существа, для которых культура является и программой поведения, и средством адаптации, и средой («встроенной») обитания".
Понятно, что С. Дробышевский, наш главный популяризатор антропологии, рассматривает человека именно с точки зрения биолога, он судит о человеке исключительно по "мясу", тогда как я беру человека исключительно в культурном контексте: есть культура — есть человек, нет культуры — нет человека, даже если гоминида по телосложению, по "мясу", очень сильно похожа на человека, как Шариков из фильма "Собачье сердце".
a_fixx говорит, что если нас интересуют различия "по большому счёту", такие критерии, которые качественно отличали бы человека, проводили бы непреодолимую грань между ним и всеми остальными животными, то рассмотрение человека с точки зрения биологической классификации не приближает к пониманию феномена человека. То есть, как я и говорил, С. Дробышевский "несёт пургу", а о сути человека не говорит ни слова, ни полслова.
a_fixx настаивает на различении "человека биологического" и "человека культурного", и приводит нежеследующую цитату Л. Вишняцкого:
"Для того чтобы быть членом вида гомо сапиенс, или карликовый шимпанзе (Pan paniscus), или волк (Canis lupus) достаточно просто родиться, а для того, чтобы быть человеком, надо им стать, то есть подвергнуться воздействию искусственной среды, культуры. В этом смысле можно сказать, что качественная разница между животными и людьми состоит в том, что первыми рождаются, а вторыми становятся, становятся лишь некоторое время спустя после рождения и лишь при наличии определенных условий (т. е. необходимых биологических предпосылок и культурной среды)" (Л. Вишняцкий. История одной случайности, или Происхождение человека)".
Праздник маков в Средней Азии.
О. А. Сухарева в статье "Праздненства цветов у равнинных таджиков (конец XIX - начало XX в.)" рассказывает про обычаи таджиков, которые напоминают кельтский Белтайн, который был временем любовных игр.
"Е. М. Пещерева открыла для науки и описала интереснейший праздник тюльпана, происходивший в Исфаре — одном из крупных предгорных селений (теперь город) Северного Таджикистана. Есть основание думать, что этот обычай имел очень широкое распространение, хотя в других местах он назывался не праздником тюльпана, а «праздником красного цветка» (сайли гули сурх, кизил гул сайли); таковыми могли быть в условиях Средней Азии только тюльпан или мак.
То, что праздником отмечались оба эти растения, впервые с полной очевидностью засвидетельствовали сведения, сообщённые узбекским этнографом Хаётом Исмаиловым. По его материалам, в крупном узбекском сел. Паркент (теперь районный центр Ташкентской обл.), население которого относилось к группе узбеков-сартов, ещё в начале XX века весной происходили гулянья девушек, называемые лола сайли — 'праздник маков'. Девушки собирались на холме, возвышавшемся на одном из берегов канала Паркент, пели, танцевали под аккомпанемент бубна, собирали маки и плели венки, вплетали в косы их и сорванную с веточек тала (ивы) кожицу с листочками. Все выходили на праздник очень нарядными, многие в красных платьях, «так что сами были похожи на маки» (выражение информатора). Юноши тайком подглядывали за ними, через какого-нибудь мальчика посылали понравившейся им девушке сласти и лепёшки, увязав их в свой поясной платок. Девушки окружали посланца, расспрашивали, от кого подарок, что это за человек, интересовались его наружностью. Именно на этих сайлях завязывались знакомства или просто узнавали друг друга, дело нередко кончалось сватовством.
Н. П. Лобачёва записала в пригородном селении Самарканда, где находится обсерватория Улугбека и музей его имени, «отрывочные воспоминания о празднике под названием сайли гули сурх ('праздник красного цветка'), когда молодёжь выходила за город собирать красные тюльпаны и маки".
Интересно, - подумалось мне, - а не было ли таких же обычаев и на минойском Крите? На восстановленных фремках мы видим девушек, собирающих крокусы.
18 марта 2023
Экспансия греков-ахейцев в Анатолию.
"Если до середины XV в. до н.э. Милет, основанный выходцами с Крита и в своих внешних связях ориентированный на этот остров, представляет яркую картину минойской культуры на анатолийском побережье, то под 1450-1440 гг. до н.э., почти сразу после занятия критской столицы Кносса ахейцами и включения острова в сферу микенского влияния, в истории Милета наступает новая эпоха. Город перестраивается, воздвигается крепость, храм Афины, появляются характерные для Греции дома с большим центральным залом-мегароном, а также типично ахейское скальное захоронение в каменных камерах. На Родосе в середине XV в. до н.э. гибнет минойское поселение в Иасосе, и следом на этом острове, а также на Косе, Самосе и Хиосе и, вероятно, на соседних участках побережья, в Клазоменах, Эритрах и карийском Книде, утверждаются микенские пришельцы.
Итак, с середины XV до середины XIV в. до н.э. наблюдается изменение этнокультурной ситуации во всём очерченном регионе. Захватив Крит, ахейцы сразу же распространили свою экспансию на связанные с «царством Миноса» восточноэгейские острова и прибрежные города, прежде всего Милет, а далее, в течение столетия, утвердились в ряде пунктов на протяжении от Лесбоса (поселения в Терми и в Антисе) и южной Эолии на севере до позднейшего карийско-ликийского пограничья на юге. К середине XIV в. до н.э. по обе стороны Эгеиды звучала греческая речь. В Анатолии укоренилась греческая культура, ахейский стиль жизни, включая местное производство микенской посуды" [Цит. по: Гиндин Л.A., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. С. 48-49].
Очень интересная ситуация наблюдается на северо-западе полуострова. Если в слоях Трои VI - Трои VIIб I начиная с XVI в. до н.э. прослеживается множество микенских сосудов, что определённо говорит о тесных связях Троады в течение почти 250 лет с ахейским миром, то южнее на 200 км от Трои до ахейского поселения в Питане лежит пространство, на котором до настоящего времени не обнаружено никаких микенских изделий.
Мне кажется, греков-ахейцев было не так уж и много, и все они благополучно расселились в благоустроенных жилищах минойских поселений. А где не было таких жилищ, там они и не селились. Они, подобно вшам, любили обжитые места. И вообще, - какого хрена они припёрлись в Анатолию?! Пахали бы землю в степях Украины, выращивали бы просо да ели бы пшёнку со сметаной, как я делаю.
Змеиный культ и идея священности жилища.
С. А. Ситникова в статье " Реликты змеиного культа в тверской традиционной культуре" приводит пословицу «Жена да муж — змея да уж» и далее пишет:
"Тексты многочисленных народных преданий о двух змеях, живущих в одном доме и оберегающих хозяйку и хозяина, зафиксированные исследователями в XVIII–XXI вв., представляют собой поразительное, практически буквальное совпадение по смыслу с текстами орнаментов на неолитических глиняных табличках-моделях жилища и на сосудах, изображающих двух змей, соприкасающихся головами и образующих единую спиралевидную или меандровую фигуру".
Да, действительно, в неолитической Трипольской культуре был очень широко распространён змеиный мотив "инь-ян".
С. А. Ситникова говорит, что в эпоху неолита у древних осёдлых земледельцев появилась идея священности жилища и домашнего очага. Параллельно с этой идеей появился и змеиный культ, а следовательно, и традиции изображения змеек на жилище, как и вообще спирально-змеиного орнамента, в котором прочитывается идея об охранной функции змеи, покровительствующей женщине, хозяйке дома.
![]() |
охранница |
Улыбка на лице как "паспорт" человека.
"... В начале же жизни стоит ещё более удивительное: улыбка - высшая ступень смеха, его венец — играет на губах новорожденного младенца. Казалось бы, следуя порядку естественности, младенец, обнаруживающий столько "умения" в искусстве плача, должен был бы столь же умело и свободно смеяться. Однако этого нет: он не смеётся, не хохочет, а лишь улыбается - мягко и безмятежно, будто узнал какую-то важную, всё объясняющую тайну. В каком-то смысле он её действительно узнал, ибо именно улыбка, а не плач впервые открывает перед ним дверь в мир человека. Animal ridens - "смеющееся животное", это не менее точно определяет сущность человека, нежели привычное Homo sapiens, здесь И. Хёйзинга безусловно прав, ведь если простейшие интеллектуальные действия животному уже доступны, то ничего похожего на смех — подлинный смех, мы у него не найдём" (Л. В. Карасёв. "Философия смеха").
Как я уже установил для себя, ребёнок — это "ревёнок", "тот кто ревёт", и в этом "рёве", плаче, ребёнок сходен с животными, например, с котятами, которые тоже "ревут", плачут, когда рядом с ними нет мамы-кошки. Значит, "рёв", плач — это нечто фундаментально-вселенское, что присуще всей твари на земле. А вот улыбка свойственна лишь людям. Улыбка на лице — один из критериев, по которому я отличаю людей от "нелюдей". В этом смысле, когда С. Дробышевский и иже с ним антропологи говорят о каком-то "человеке", жившем на земле миллионы лет назад, надо задать им простой вопрос: а мог ли ваш "человек" улыбаться, смеяться? Вы не знаете? Тогда вы не учёные антропологи, а пустомели и пустобрёхи.
Да, и с этой точки зрения уже совершенно по-иному видятся античные коры, надгробные памятники в архаической Греции (ок. 660—480 до н. э.).
![]() |
Marble statue of a Kore, created by an Attic sculptor in 520-510 BC. Acropolis Museum, Athens, Greece. |
Ведь это же аналогия улыбки младенца, перед которым открывается дверь в мир сей, мир посюсторонний. После смерти перед душой человека открывается дверь в мир потусторонний, и кора (которая является изображением души человеческой) улыбается так же как дитя.
17 марта 2023
Иберийские совы.
С 19 века на Пиренейском полуострове (это Испания и Португалия) археологи находят маленьких сов. Некоторые вырезаны из кости, большинство из камня - плоских кусков сланца длинной 10-20 сантиметров. Некоторые хорошо проработаны, с чётким лицевым диском и перьевым узором, в других с трудом можно увидеть очертания птицы. Некоторые раскрашены или завёрнуты в ткань. Почти все совы, за редким исключением в виде трёхмерных фигурок, изображены анфас.
Как правило, этих сов находят в могилах. Производство сов продолжалось несколько столетий с 5500 до 4750 годов до нашей эры, а потом внезапно прекратилось.
Интересны дырочки в этих совах. Они заставляют вспомнить про статуэтки культуры Винча.
Троя была "пиратским гнездом"?
Мои представления о Трое могут со временем, по мере углубления в исследование данной темы, измениться, но сейчас я представляю её себе как пиратскую "занозу" в жопе у греков-ахейцев. Именно такую картинку показывает калейдоскоп фактов:
1. Если легенда о похищении Елены Прекрасной Парисом имеет под собой историческую основу, то этот "киднеппинг" очень сильно напоминает позднейшую молву про финикийских торговцев, которые будто бы похищали и увозили на своих кораблях туземных девушек. Вообще, вплоть до времён викингов торговля и пиратство шли рука об руку; где можно было взять что-либо "на халяву", там и брали, а где был риск получить по зубам, там пираты "снисходили" до торговли.
2. Традиция сообщает нам о карийцах-пиратах (Athen., XV, 12) и о карийской талассократии — сразу же после взятия Трои (Diod., V, 84). Стало быть, Троя, до поры до времени, была конкурентом карийских пиратов в Эгеиде и не давала им развернуться в полной мере. А как только конкурента не стало, карийцы стали "держать шишку" на морях.
3. По всей видимости, торговый маршрут из Эгеиды в Чёрное море через проливы Дарданеллы и Босфор был довольно оживлённым, и именно на этом маршруте "работали" пираты из Трои.
4. Греки-ахейцы (или микенцы), обосновавшись в Элладе, принялись расширять свои владения на близлежащих островах Эгеиды; эта экспансия продолжалась около века. Главной вехой на этом завоевательском пути было покорение большинства крупных поселений на минойском Крите, завершившееся около 1450 г. до н. э. воцарением в Кноссе. Так микенцам удалось присвоить ту монополию на торговлю в Эгейском море, которая практически принадлежала минойцам. До тех пор во всём регионе сильнейшей морской державой были минойцы, но после гибели Кносса их место заняли микенцы, с невероятной быстротой создавшие повсюду свои торговые посты и вытеснив не только минойские товары, но и самих минойцев.
5. "Крепкостенная" Троя II, по результатам археологических раскопок, больше всего напоминает пиратское "гнездо", а не царский дворец, и уж тем более — не город.
Карийцы.
Карийцы — древние жители Карии на юго-западе Анатолии.
Греческий историк Геродот писал, что «карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах.» Согласно Фукидиду, до минойцев Киклады заселили в основном карийцы (или же лелеги, которых в античности путали с карийцами). За островное происхождение карийцев говорит следующий факт, изложенный Фукидидом. Когда афиняне по приказу Писистрата очищали священный остров Делос от захоронений, то оказалось, что почти половина останков принадлежала карийцам, которых признали по оружию и другим признакам, соответствующим карийцам из Карии.
По сведениям из Википедии, карийский язык принадлежит к лувийской ветви анатолийских языков [1], но лувийцы, родственники хеттов, пришли в Карию, когда там уже жили карийцы. Как говорит Википедия, "освоение территории начинается в бронзовом веке и имеет минойские характеристики" (Источник). Ну, это было бы удивительно, если бы эта территория, находящаяся в непосредственной близости от Крита, не испытала минойского культурного влияния.
Ю. В. Откупщиков в своей монографии "Догреческий субстрат. У истоков европейской цивилизации" (Издательство Ленинградского университета, 1988) приводит примеры карийского культурного влияния на классическую Грецию. Очевидно, после Тёмных веков культура в Элладе начала возрождаться именно из Карии и близлежащей Ионии (кстати, У. Виламовиц и Р. Леонгард отмечают, что ни один крупный город в Ионии не был основан греками). Там, на анатолийском побережье, дикари-дорийцы не так сильно похозяйничали, как в Элладе, и не затоптали ростки культуры.
"Показательно, что первые шаги ионийской культуры неразрывно связаны с именами карийцев. «Отец истории» Геродот был сыном карийца по имени Λύξης. Его дядя, известный эпический поэт, также носил карийское имя Πανύασσις. У основоположника ионийской философии Фалеса не только отец (Έξαμ^ης), но и сын (Κίβισσος) носили карийские имена. На знаменитой архаической статуе Геры Самосской, стоящей у истоков греческой скульптуры, мы находим опять-таки карийское имя — Χηραμύης. Создателем жанра биографии явился кариец Σκύλαξ из Карианды, написавший первую известную нам биографию (тирана Миласс Гераклида). Пародийно-сатирическая струя в истории греческой литературы восходит к поэмам «Маргит» и «Батрахомиомахия», автором которых считают брата карийской царицы Артемисии Пигрета. Этот список можно было бы и продолжить. Но уже и он вполне достаточен для того, чтобы считать все эти факты не случайным совпадением, а продолжением древней традиции культурного влияния на греков со стороны догреческого населения.
16 марта 2023
Немного о грифонах.
Минойский бронзовый кинжал с инкрустированным грифоном (1450-1375 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона, Крит.
Судя по изображению грифона, это ритуальный (или церемониальный) нож. Как мы знаем, повсюду — от этрусских до алтайских могильников — грифон присутствует в погребальной обрядности. По всей видимости, на другой стороне ножа должен быть ещё один грифон, так как они всегда выступают в паре.
![]() |
Пектораль из кургана Толстая Могила — золотая царская пектораль IV века до нашей эры. |
Древняя мифологема о двух грифонах угадывается в современном поверье о том, что у каждого человека на правом плече сидит ангел, а на левом - чёрт, и в момент смерти человека они вступают в борьбу за его душу.
Сирийская "голубка" против римского "орла".
"Евн — раб из Апамеи в Сирии, стал лидером первого сицилийского восстания
рабов в 135—132 годах до н. э. Евн занял видное положение в движении
благодаря своей репутации чудотворца и пророка. Он утверждал, что
получает видения от богини Атаргатис, которую он отождествлял с сицилийской Деметрой. Одно из его пророческих
предсказаний было то, что восставшие рабы успешно захватят город Энна.
Евн
участвовал в штурме Энны. Диодор Сицилийский рассказывал, что вождь
рабов стоял в первых рядах штурмующих, пуская огонь изо рта. По захвате
Энны, Евн был коронован. Он носил тиару и другие царские знаки отличия.
Впоследствии он взял себе имя Антиох, которое носили сирийские цари из
династии Селевкидов, и назвал своих последователей, насчитывавших около
70 тысяч человек, «сирийцами». Его армия потерпела поражение от римского
консула Публия Рупилия. Евн был взят в плен и вскоре умер от болезни, по
словам Плутарха, в Риме" (Источник).
![]() |
Памятник Евну в городе Энна, Сицилия. |
Интересный раб. Поднял восстание против рабовладельцев под знаменем Богини. Священной птицей Атаргатис была голубка. А священной птицей римского Юпитера — орёл. Голубка против орла...
Хотя римский орёл "заклевал" сирийскую голубку, но наше сердце отнюдь не на стороне победителя. Римляне распяли Иисуса Христа, но наше сердце на стороне Распятого...
Тсантса.
Такие высушенные до размера кулака головы носят название тсантса.
![]() |
Источник картинки |
В 1940-х годах канадскому музею в Чатеме (Онтарио) подарили необычный
экспонат – сушёную голову размером 8,3 сантиметра. До последнего времени
учёные сомневались, реальная ли это голова человека или подделка.
Теперь исследователи, используя клиническую компьютерную томографию и
микро-КТ с высоким разрешением, определили, что она и впрямь настоящая. Когда-то голова принадлежала женщине из племени перуанских индейцев.
Усохшие головы, или тсантсы – это культурные артефакты, которые делали некоторые коренные народы Эквадора и Перу, прежде всего хиваро, примерно вплоть до середины ХХ века. Эта практика имела трофейный характер. Убитым неприятелям индейцы южноамериканских Анд отрезали головы, делали разрез на затылке и филигранно снимали кожу, наполняя её горячим песком. Такой метод позволял уменьшать «головы» до необычайно маленьких размеров. При этом лицо сохраняло своё прежнее подобие. Европейцы активно интересовались такими артефактами и были готовы покупать их за большие деньги. Поэтому, возможно, ту женщину из племени перуанских индейцев тупо убили, чтобы сделать из её головы тсантсу с целью продажи европейцам.
"Считалось, что тсантсы содержат дух и знания человека, которому принадлежала голова, и поэтому они обладают сверхъестественной силой, которую можно передать владельцу", - говорится в статье.
Инки-террористы.
Поздняя империя инков простиралась от Колумбии на севере до Чили на юге. Как они удерживали власть над такой обширной территорией и разрозненными племенами туземцев? Одно из исследований утверждает, что инки запугивали врагов отрубленными головами своих жертв, которые были насажены на копья (Источник).
Исследователи выяснили, что три черепа принадлежали молодым женщинам в возрасте от 16 до 30 лет, а четвертый – 12-летнему подростку. Антропологи Франсиско Гарридо и Каталина Моралес проанализировали четыре отрубленных и фрагментированных черепа, датируемых эпохой позднего горизонта, которые были захоронены изолированно среди мусора и без тел в долине Копьяпо на севере Чили. По словам исследователей, на этих обезглавленных головах видны изменения, включая отверстия в своде черепа и следы дефлешинга на нижней челюсти. Команда предполагает, что эти следы указывают на то, что черепа, скорее всего, были установлены в качестве "трофейных голов, использовавшихся в ритуальных демонстрациях власти над местными подданными новых имперских провинций". Так инки держали в страхе всю свою империю.
Возможно, предполагают исследователи, что Иглесия Колорада представляла собой очаг сопротивления правлению инков, расположенный на отдалённой окраине империи. Современные захоронения в деревне не содержали керамики инков в могилах, что, по словам исследователей, "может быть интерпретировано как форма сопротивления господству". На этом фоне, возможно, местные власти инков или их представители выбирали слабых членов деревни - женщин и детей, чьи кости обнаруживали признаки болезни и недостатка питания, - чтобы использовать их в качестве инструментов устрашения. "Отбор особей женского пола, испытывающих дефицит питания, в предпочтение молодым мужчинам с хорошим состоянием здоровья, может быть связан с заинтересованностью государства в том, чтобы не портить трудовую структуру населения, которое выполняло принудительные работы на гомпод-инков.